Беседа по истории на тему Русско-японская война для 9 класса
материал по истории (9 класс)

*

Скачать:


Предварительный просмотр:

За страницами учебника: Цусимское сражение

         Этому событию в истории Русского флота скоро исполнится 120 лет. Единственное поражение нашего флота за всё время его существования, поэтому хочется рассмотреть причины этого трагического поражения российского военно-морского флота. Неудачные действия русской армии в Корее, приведшие к осаде японской армией русской военной базы Порт-Артур заставили правительство царской России направить на помощь осаждённым эскадру под командованием адмирала Рожественского.

         Эскадра состояла из разнотипных кораблей, которые отличались скоростью хода, вооружением и временем постройки. Эскадра формировалась на Балтике и получила название 2-й Тихоокеанской эскадры.

         Также на Чёрном море была создана 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Фёлькерзама. На корабли этой эскадры направили политически неблагонадёжных матросов.

          Осенью 1904 г. обе эскадры вышли в поход к Порт-Артуру. Они соединились у острова Мадагаскар и эскадра Фёлькерзама вошла в состав эскадры Рожественского.

          Поход был сложным и тяжёлым из-за отсутствия баз. Зимой пришло известие о падении Порт-Артура и смысл похода был утрачен, но правительство приказало эскадре идти во Владивосток. Путь туда проходил через Цусимский пролив или в обход Японии через северные проливы. Японский флот получил преимущество перед русским флотом.

        По приказу Рожественского незадолго до морского боя с японцами на корабли было загружено большое количество угля. Перегрузка была столь велика, что корабли осели и значительно потеряли скорость. Впоследствии, во время боя при попадании японских снарядов, уголь загорался и команде приходилось бороться с пожарами, а дым, попадая в отсеки, вызывал удушье экипажа.  

          Проблемы нашей эскадры были связаны и со снарядами: командование адмиралтейства посчитало, что во время перехода в тропических широтах  пироксилин в снарядах пересохнет и станет взрывоопасным, поэтому его следует значительно увлажнить. В результате переувлажнения пироксилин во время боя не взрывался при попадании в японские корабли.

            Во время похода не проводились тренировки по стрельбе из орудий, пристрелочная дальность не была отлажена, что в дальнейшем сказалось на меткости стрельбы. Была проявлена халатность и в несении службы. Японцы выстроили линию из дозорных кораблей для обнаружения нашего флота. Эскадре ночью удалось незаметно пройти эту линию, но шедшее последним госпитальное судно не погасило отличительные огни, что помогло японцам обнаружить эскадру.

           Японский крейсер «Идзуми» пошёл параллельным курсом с нашей эскадрой передавая по телеграфу сведения о её составе и курсе. И вскоре 5 японских кораблей так же на параллельном курсе обогнали нашу эскадру и, уйдя вперёд, скрылись из виду. В 11 часов появились 4 японских крейсера. Через 15 минут начался бой. Были отмечены попадания во вражеские крейсеры, что вынудило японцев отступить. Был шанс уничтожить их из орудий главного калибра, но Рожественский отдал приказ прекратить огонь. Возможность ослабить главные силы японцев была упущена.

            В 13 часов 30 минут показались главные силы японцев: броненосцы «Микаса», «Мацусима», «Фуджи» и «Асахи», крейсеры «Касуга» и «Ниссин». Затем показались лёгкие японские крейсеры.

            Рожественский не выстроил броненосцы строем фронта впереди эскадры и стал совершать бесполезные перестроения, смешавшие строй русских кораблей, и позволил японцам охватить «голову» русской эскадры. Поставив флагманские корабли русской эскадры меж двух огней, противник смог подбить броненосцы «Ослябя» и «Суворов».

            Первым затонул броненосец «Ослябя», затем, получив повреждения, вышел из строя броненосец «Бородино». Огнём русской эскадры был повреждён и вышел из боя броненосный крейсер «Идзумо».

           В 2 часа 50 минут русская эскадра попыталась обойти японскую и прорваться на север, но японцы смогли преградить ей путь к Владивостоку.  

           Эскадры разошлись на встречных курсах, осыпая друг друга снарядами. К 3 часам русская эскадра потеряла 2 флагманских корабля и лишилась организованного командования. Но, несмотря на полученные повреждения, она продолжала вести бой с неприятельскими броненосцами и броненосными крейсерами. Сильно повреждённый броненосец «Суворов» был атакован японскими миноносцами, его выручили броненосцы «Бородино» и «Орёл» орудийным огнём заставившие отступить японские корабли.

            10 русских кораблей во главе с броненосцем «Бородино» двинулись на прорыв курсом «норд». За ними шли крейсеры и миноносцы. В этот момент японцы потеряли из виду нашу эскадру и двинулись в её поисках на юг. Но вскоре адмирал Того получил данные о русской эскадре и настиг её.

            Японцы с двух сторон обрушили шквал огня на русские корабли, затем весь огонь сосредоточили на броненосце «Бородино». В 16 часов затонул броненосец «Александр III», в 17 часов погиб броненосец «Бородино». После этого главные силы японцев отошли и в бой вступили японские миноносцы.

           На следующий день остатки русской эскадры под командованием адмирала Небогатова были окружены японским флотом и Небогатов сдался, несмотря на протесты офицерского состава. Это было единственное поражение русского флота за всю его историю.

           Личный состав русской эскадры проявил высочайший героизм, мужество и отвагу в бою, но неправильное использование броненосцев, неудачное маневрирование, безграмотное командование Рожественского во время боя привели к трагическому поражению. В чем же заключались просчеты адмирала?

          Прорыв через Цусиму нужно было совершить быстроходными кораблями, а тихоходные корабли должны были пройти к Владивостоку вокруг Японии. Рожественский не предпринял своевременных попыток уничтожить разведывательные суда японцев. Он принял навязанную ему японским флотом тактику ведения боя и вёл бой на дистанции, выгодной противнику. Сказалась недостаточная подготовленность корабельной артиллерии, суда были перегружены углём, что вызвало массовые пожары во время боя. Были допущены ошибки в боевой подготовке личного состава. Командование эскадрой Рожественский осуществлял единолично, не посвящая в свои замыслы остальных адмиралов, вследствие чего после его ранения произошла полная дезорганизация действий русской эскадры. Таковы причины поражения русской эскадры в цусимском бою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 9 классе на тему "Русско-японская война"

Данный урок способствует формированию навыка анализа исторических событий....

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Урок в 9 классе по теме "Русско- японская война"

Конспект урока с применением модульных технологий...

Презентация к уроку истории "Внешняя политика. Русско-японская война"

Презентация к уроку истории "Внешняя политика. Русско-японская война"...

Материалы к уроку в 9 классе по теме "Русско-Японская война"

В материалах содержится презентация по теме "Русско-Японская война" и рабочий лист. Данный материал может использоваться как в 9, так и в 11 классе на базовом и профильном уровне....

Тест по Всеобщей истории по теме: "Первая мировая война", 9 класс

Данный тест разработан для учащихся 9х классов с целью проверить их знания по истории Первой мировой войны. Тест может проводиться как на текущих урока...

Технологическая карта урока истории по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Краткая аннотация: Предлагаемый материал рассчитан на 1 урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:актуализацию  знаний, полученных на прошлом занятии;организацию групповой работы ...