Конспект урока по истории 8 кл по теме: "Османская империя. Персия"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Исканьярова Рамиля Мустафовна

Коспект урока по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_8kl.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Османская империя. Персия.

Класс: 8б

Цель: охарактеризовать эпоху тюльпанов; определить русско-турецкие войны и содержание мирных договоров; раскрыть сущность Восточного вопроса; дать представление о социально-экономическом развитии; рассмотреть реформы Селима III; дать краткую характеристику положения в Персии XVIII в.

Задачи:

Образовательная: сформулировать представления об истории Османской империи и Персии, а также их культурных особенностей; обеспечить понимание ключевых терминов.

Развивающая: развитие познавательного интереса, мотивации, к изучению истории; способствовать развитию критического мышления; развитие умения анализировать информацию.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию уважительного отношения к истории Османской империи и Персии; развитие умения выслушивать точку зрения своих одноклассников

Тип урока: изучение нового знания.

Ход урока.

#1052;обилизующий этап. Здравствуйте ребята, садитесь.

Отсутствующие есть?

Работа над ошибками. На прошлом уроке мы писали с вами контрольную работу по Французской революции

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

А) Декларация прав человека и гражданина

Б) Первая конституция

В) штурм Бастилии

А) Казнь Людовика XVI

Б) Начало Французской революции

В) Приход к власти Наполеона Бонапарта

II. Самоопределение на основе антиципации.

После изучения европейских стран мы с вами всегда во всеобщей истории переходим к изучению каких стран, расположенных где ? (Правильно на востоке) Эта страна держала в руках восточное побережье Средиземного моря, всё Черное море. (Османская империя) и сосед восточный сосед Османской империи, некогда была державой «царя царей» Персия или другое название Иран.

Записывают тему урока

Что мы должны узнать об этих странах, какие цели поставим?

(отвечают)

охарактеризовать эпоху тюльпанов; определить русско-турецкие войны и содержание мирных договоров; раскрыть сущность Восточного вопроса; дать представление о социально-экономическом развитии; рассмотреть реформы Селима III; дать краткую характеристику положения в Персии XVIII в.

Что это за эпоха тюльпанов

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому тоже предшествует легенда о персидском царе Фархаде. Беспамятно влюбленный в прекрасную девушку Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита.

Обезумевший от горя Фархад погнал своего резвого коня на скалы и разбился насмерть. Именно в том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, отныне символ любви - тюльпаны.

III. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

1. (1718 – 1730) – Эпоха тюльпанов в Османской империи.

Начало XVIII века в Османской империи ознаменовалось тягой к европейской культуре. В Стамбуле появляется западная роскошь, великолепие и современные тенденции. Современники писали о пышных празднествах на европейский лад, среди которых особое место отводилось праздникам тюльпанов. Поэтому данный период в истории Турции называют эпохой тюльпанов. Клубни тюльпанов ввозили в страну в огромных количествах из Голландии. В арабском написании слова «тюльпан» присутствуют те же буквы, что и в слове «Аллах».

(1703-1730) – правление султана Ахмеда III. Эпоха тюльпанов требовала больших затрат, вследствие чего постоянно повышались налоги. Это привело к росту недовольства и бунту. Ахмед III был низложен, а введенные им налоги и пошлины отменялись. Наступил конец эпохи тюльпанов.

2.

Следующее, что нам нужно узнать с кем вела войны Турция. Турция как мы знаем держала в руках какое море ? (Черное соре и выход к Средиземному)

Русско-турецкие войны.

(1768-1774)- Русско-турецкая война.

1774 – Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

*Крым обрёл независимость от Турции.

*России возвращались земли между Днепром и Бугом.

*Чёрное море и проливы открывались для русского торгового мореплавания.

*Россия получила право покровительствовать Молдавии и Валахии и православной церкви в Турции.

*Османская империя обязалась выплатить военную контрибуцию.

(1787-1791) – русско-турецкая война.

1791 – Ясский мир.

 Русско-турецкая граница была отодвинута к Днестру.

 Турция подтвердила покровительство России над Молдавией и Валахией.

#1042;осточный вопрос.

Восточный вопрос – это международные противоречия, связанные с распадом Османской империи и борьбой великих держав Англии, Франции, Австрии, Пруссии, России за раздел её владений, в первую очередь европейских.

Физминутка

#1057;оциально- экономическое развитие Османской империи.

Расширение торговых связей способствовало развитию товарно-денежных отношений. Большие возможности сбыта продуктов с/х привели к изъятию феодалами у крестьян продуктов насильственными методами.

Крестьяне бросали землю и бежали в города в городах скапливались люди не имевшие средств к существованию. Большой урон городам наносили пожары, чума. Среди чиновников господствовало взяточничество. Производители не выдерживали конкуренции с иностранными товарами. Армия и флот отставали от европейских. Янычары превратились в разнузданную вольницу. Всё свидетельствовало о кризисе. В отдельных частях империи – Ираке, Аравии, Египте, странах Северной Африки – сформировались местные династии правителей со своими армиями и самостоятельной внешней политикой. Усилилось стремление частей империи к обособлению.

#1056;еформы Селима III.

(1789 -1807) – правление Селима III. Стремился реорганизовать Османское государство по европейской модели. Вел тайную переписку с Людовиком XVI, являлся большим любителем музыки и сам сочинял музыкальные произведения.

1792-1796 – указ об изъятии земельных владений у лиц уклоняющихся от военной службы и обеспечении армии султана солдатами. Создал новый корпус регулярных войск по европейскому образцу, военно- инженерное училище, начал преобразования во флоте. На офицерские должности приглашались инструкторы иностранцы. Новый флот насчитывал 23 линейных корабля.

Селим III пытался перестроить гражданское управление. Подчинил деятельность великого визиря контролю неофициального «совета 12». Учредил постоянные посольства Турции за границей. Реформам помешало вторжение войск Наполеона в Египет, противодействие крупных феодалов и духовенства, особенно янычар. Крестьяне тоже не поддерживали реформы из-за введения новых налогов. Селим III был задушен, янычары подняли восстание и взяли Стамбул, все реформы отменили.

#1055;ерсия в XVIII в.

В начале XVIII в. Персия потеряла значительные территории в следствии войн с Турцией и Россией. Вторжение афганских племен в 1722 ухудшило положение. Полководец Надир – хан сумел нанести афганцам поражение и восстановить страну. Народ с восторгом благословил его на царство.

(1736-1747) – правление Надир-шаха. «Завоеватель мира».

Сообщение учащегося подготовленное как опережающее

Завоевал и присоединил большую часть Закавказья, среднеазиатские ханы признали свою вассальную зависимость. Наиболее удачным оказался поход против империи Великих Моголов в Индии 1739.

Награбленное в походах позволило сократить налоги, построить крупные военные предприятия, восстановить торговлю. Стремясь укрепить свою власть, ограничил привилегии духовенства и крупных феодалов, восстановил против себя и тех и других. Попытка примирения шиитов и суннитов вызвала недовольство среди населения.

В конце своего правления стал подозрительным , увеличил налоги, увеличилось число массовых казней. Это привело к заговору в результате которого Надир-шах был убит.

(1758-1779) – Карим-хан (называл себя уполномоченным государства).

Снизил налоги, боролся с воровством местных правителей, добился подъёма в с/х, установил твердые цены на продукты и товары в городах, ввел ночные патрули для безопасности. После его смерти начались междоусобицы, которые завершились установлением в 1779 г. новой династии Каджаров.

IV. Рефлексия. ? с.207.

Д/З §17 – изучить. Опережающее сообщение «Индия в XVIII в.».

Османская империя и Персия в XVIII в.

1. Как изменилась жизнь Османской империи к XVIII в.
2. «Эпоха тюльпанов»
3. «Обновлённый порядок»
4. Персия в XVIII в.

Важнейшие даты:

  • 1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мирный договор;
  • 1783 г. — включение Крыма в состав Российской империи;
  • 1792 г. — Ясский мир.

Термины: восточный вопрос.

Персоналии: Ахмед III, Селим III, Надир-шах.

В конце XVII — начале XVIII в. Османская империя потерпела ряд болезненных поражений от Священной лиги (Священная Римская империя, Венеция, Речь Посполитая, Россия). По Карловицкому миру (1699) турки возвращали своим противникам Венгрию, Трансильванию, Далмацию и территории на правом берегу Днепра. В 1700 г. Россия и Турция заключили Константинопольский мир, по которому Россия получила город Азов и прекращала выплаты ежегодных «поминок» (фактически — дани) Крымскому ханству. Многим казалось, что Османская империя умирает и скоро прекратит существование. Впрочем, «хоронили» её и до, и после XVIII в., а она просуществовала до 1921 г. Попробуем выяснить, как турецким султанам удалось исправить ситуацию.

Как изменилась жизнь Османской империи к XVIII в.

Проблемы Османской империи и обидные поражения от европейских государств были связаны с упадком существовавшей в Турции системы землевладения. Обычно земельные участки — тимары — выдавались конным воинам (сипахам) за их службу. Однако со временем тимары стали получать купцы или чиновники. Они всячески уклонялись от военной службы, что и привело к ослаблению армии.

Ещё одна военная сила — янычары, ранее занимавшиеся только воинской службой, — постепенно оказались вовлечены в ремесло и торговлю. Если раньше благополучие янычар зависело от султана, то теперь они стремились расширять свои привилегии и нередко выступали против власти заодно с горожанами.

Ослаблением центральной власти воспользовались некоторые окраины империи. Османы практически утратили власть над Египтом. На Балканах славянские народы всё чаще задумывались о борьбе с османским господством. Непростая обстановка была и на Аравийском полуострове. В середине XVIII в. богослов Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб призвал к очищению ислама от новшеств. Аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, а последующие поколения исказили веру нововведениями. Последователей аль-Ваххаба стали называть ваххабитам, а их учение — ваххабизмом.

«Эпоха тюльпанов»

Чтобы успешно противостоять европейцам, султан Ахмед III (1673–1730), правивший в 1718–1730 гг., решил провести реформы по европейскому образцу. Он отправил посольства во Францию, Великобританию и империю Габсбургов. Это позволило не только наладить контакты с Европой, но и усилить интерес к европейским обычаям и знаниям в Турции.

Усилиями дипломата и переводчика Ибрагима Мутеферрика (1674–1745) в Стамбуле открылась первая типография. Мутеферрика родился в семье венгерских протестантов, но был угнан в плен, изучал арабский и турецкий языки и принял ислам. В 1720-е гг. Мутеферрика основал типографию и выпустил несколько книг светского характера.

И. Мутеферрика. «Основы мудрости в устройстве народов» (1732) (извлечение)

«Прежде христианская нация была единым и малочисленным народом. Затем она распространилась по земле и умножилась до такой степени, что сравнялась по количеству [людей] с другими народами. Часть презренного народа стала до такой степени деятельной, что [начала] бороздить своими кораблями страны света и захватила на Восточном и Западном океанах множество городов и стран. Когда возникла мусульманская нация и образовалась Высокая Порта — да продлит её лета Аллах! — то упомянутый народ убрал захватническую руку от Азии, однако эти зловредные люди снова нашли путь на восток. Достигнув в этой стороне самых отдалённых укреплений и одержав победу над Чином (то есть Китаем), [этот народ не] успокоился, [пока не] захватил и [не] овладел множеством мест. Открыв в Восточном океане немало неизвестных островов, [христиане] включили их в свои владения [и благодаря этому] стали сильными.
Что касается мусульман, то они были в состоянии полной беспечности, невнимания и презрения к положению упомянутых народов. Религиозная вражда, возникшая из-за соседства нашей страны с этим народом, помешала важному делу — изучению сведений о султанах и правителях этого презренного народа, и [османы] продолжали пребывать в невежестве. <…> Став соседями с Высокой Портой, [христиане] выжидали удобного случая [для нападения] и всё время таили злой умысел против [нашего] государства, тогда как [мусульмане] пренебрегали такими важными вопросами, как [изучение] состояния их дел, и [недооценивали] недоброжелательное поведение каждого государства, питающего [к мусульманам] внутреннюю враждебность. Они не знали, что было причиной и основанием того, отчего некогда малочисленный народ стал многочисленным, почему, будучи ограниченным одним климатом (то есть природной зоной), распространился по всему миру, особенно же как государственное устройство, считавшееся пагубным, оказалось превосходным, а [их] административные и политические законы и принципы позволили управлять странами, регулировать дела людей, заселять области, благоустраивать края и территории, а [при помощи] порядков, действующих при охране и защите стран, вот уже несколько лет по воле Бога одерживать постоянные победы над войском могучей Османской империи».

Вопросы к тексту
1. В чём автор видит разницу между христианами и мусульманами?
2. Предположите, какие океаны автор называет Западным и Восточным. О каком явлении он говорит, указывая на то, что христиане стали бороздить эти океаны и захватывать страны и города?
3. Как вы считаете, какую форму правления автор называет «пагубной»? Предположите, почему он так считал.

Свернуть

В стране также появились керамические мастерские и бумажная фабрика. Власти хотели провести реформу армии, но эти планы не осуществились. Для многих европеизация свелась лишь к внешним проявлениям — строительству роскошных зданий и увеселениям: загородным прогулкам, катанию на лодках, пирам. Большую популярность обрели тюльпаны, которые привозили из Нидерландов.

Нововведения Ахмеда III многим не понравились. Янычары и сипахи опасались, что после военной реформы они утратят влияние. Мусульманское духовенство выступало против обычаев «неверных» — европейцев. А простой народ со злостью смотрел, как знать тратит собранные налоги на дворцы и праздники. В 1730 г. в Стамбуле вспыхнул бунт, Ахмед III был свергнут. «Эпоха тюльпанов» закончилась.

«Обновлённый порядок»

В 1730-е гг. Османская империя смогла нанести ряд поражений Габсбургам, а после русско-турецкой войны 1735–1739 гг. фактически лишила Россию выхода к Чёрному морю. Этот успех уверил султанов, что они могут и дальше побеждать, не проводя реформ. Такие настроения скоро обернулись новыми поражениями.

В ходе очередной войны с Россией (1768–1774) турки потерпели ряд серьёзных поражений и были вынуждены подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774). Россия получила города Керчь и Еникале, а вместе с ними и выход в Чёрное море. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции. За Россией признавалось право защиты и покровительства христиан в Дунайских княжествах (так называли Валахию и Молдавию). В 1783 г. Крымское ханство вошло в состав Российской империи.

Усиление России на Дунае и на Чёрном море вызвало опасения европейских государств и обострило восточный вопрос. Великобритания и Франция пытались всячески ободрить Османскую империю, которая вновь объявила России войну (1787–1792). Противостояние вновь закончилось победой России. По условиям Ясского мира (1792) Турция признала Крым и Северное Причерноморье российскими и уступала земли между Днестром и Южным Бугом.

Восточный вопрос — принятое в исторической науке название международных противоречий в XVIII — начале XX в., связанных с наметившимся распадом Османской империи и борьбой европейских держав за раздел её владений.

Чтобы исправить ситуацию, султан Селим III (1761–1808), правивший в 1789–1807 гг., решил укрепить центральную власть и преобразовать турецкую армию на европейский манер. Были созданы отряды «дворцовых стрелков». Для обучения турецких офицеров были приглашены иностранные инструкторы. Чтобы обеспечить армию всем необходимым, были созданы оружейные заводы, построен новый флот. Реформы Селима III принято называть низам-и-джедид («обновлённое устройство»).

Проведение реформ было возможно только в мирных условиях, поэтому в конце XVIII в. наметилось сближение Османской империи с извечными врагами — Россией и империей Габсбургов. Отношения же с Францией испортились после того, как Наполеон захватил Ионические острова и вторгся в Египет.

Персия в XVIII в.

XVIII столетие оказалось непростым и для восточного соседа Османской империи — Персии. Во время Персидского похода (1722–1723) российский император Пётр I отнял у Персии западное и южное побережья Каспийского моря. Почти одновременно с этим в Персию вторглись турки, а афганские племена захватили и разграбили столицу Персии — Исфахан.

Борьбу с завоевателями начал полководец Надир (?–1747). Он сумел собрать сильную армию и вооружить её мушкетами и пушками. Благодаря этому Надир разбил афганцев и восстановил границы Персии. В 1736 г. Надир стал правителем (шахом) Персии. Надир-шах оказался удачливым завоевателем. Он покорил большую часть Закавказья, а в 1739 г. разорил империю Великих Моголов в Индии. Из этих походов было привезено столько богатств, что шах на три года освободил своих подданных от налогов. Однако со временем удача отвернулась от Надир-шаха, походы против Османской империи и Аравии оказались неудачными. Чтобы пополнить казну, шаху пришлось повысить налоги. Кроме того, Надир ограничил привилегии феодалов и духовенства. В результате правитель настроил против себя почти всё население Персии. В 1747 г. Надир-шах был убит в результате заговора.

Узнать больше

За время походов Надир-шах награбил немало сокровищ. После его смерти эти сокровища стали расползаться по миру. Знаменитый алмаз Кохинур («Гора света»), привезённый из Индии, в конце концов попал к королеве Великобритании Виктории и украсил её корону. Алмаз Дерианур («Море света»), по одной из версий, был куплен Г. Г. Орловым и подарен Екатерине II. Сейчас алмаз больше известен как «Орлов» и хранится в Алмазном фонде России. Там же находится и алмаз «Шах». Иранцы подарили его России, чтобы искупить вину за убийство русского посла А. С. Грибоедова. Из империи Великих Моголов Надир-шах вывез Павлиний трон. У трона были золотые ножки, украшенные самоцветами. За спинкой поднимались два павлиньих хвоста из золота, отделанные алмазами и рубинами. После смерти Надир-шаха трон был разобран на части, многие из них затерялись. Впоследствии предпринималось несколько попыток восстановить трон, но ни одна из копий не приблизилась к оригиналу.

После убийства Надир-шаха Персию охватили междоусобные войны. Лишь в конце XVIII в. единство страны удалось восстановить Ага Мухаммеду из династии Каджаров. Он правила страной до 1925 г.

В XVIII в. наметился явный упадок Османской империи. Турки потерпели ряд серьёзных поражений от России и попали под влияние европейских стран, прежде всего Франции. Чтобы исправить ситуацию, султаны пытались проводить реформы по европейскому образцу. Похожие процессы происходили и в Персии, которая лишилась ряда территорий и страдала от междоусобных войн.

Задание

1. Книги из типографии И. Мутеферрика были напечатаны на турецком языке. Как вы думаете, почему мусульманское духовенство выступало против книгопечатания на арабском языке?

Они не могли допустить, чтобы арабский алфавит был применён для печатания книг типографским способом: арабский алфавит был священен, так как им написан Коран. Поэтому всем христианским типографиям было строжайше запрещено печатать что-либо арабским шрифтом.

Рефлексия.
2. Почему «эпоха тюльпанов» не привела к серьёзным переменам в жизни Османской империи?
3. Каких результатов удалось добиться Селиму III?
4. Оцените итоги XVIII в. для Османской империи. Можно ли однозначно утверждать, что страна переживала упадок? Ответ аргументируйте.
5. Как Надир-шаху удалось исправить ситуацию в Персии? Почему его триумф был недолгим?
6. Сравните развитие Османской империи и Персии в XVIII в., найдите сходства и различия.

Д.з учить итоги рус-тур войн

Заполнить табл

Правитель Годы Основные события

Документ

И. Мутеферрика. «Основы мудрости в устройстве народов» (1732) (извлечение)

«Прежде христианская нация была единым и малочисленным народом. Затем она распространилась по земле и умножилась до такой степени, что сравнялась по количеству [людей] с другими народами. Часть презренного народа стала до такой степени деятельной, что [начала] бороздить своими кораблями страны света и захватила на Восточном и Западном океанах множество городов и стран. Когда возникла мусульманская нация и образовалась Высокая Порта — да продлит её лета Аллах! — то упомянутый народ убрал захватническую руку от Азии, однако эти зловредные люди снова нашли путь на восток. Достигнув в этой стороне самых отдалённых укреплений и одержав победу над Чином (то есть Китаем), [этот народ не] успокоился, [пока не] захватил и [не] овладел множеством мест. Открыв в Восточном океане немало неизвестных островов, [христиане] включили их в свои владения [и благодаря этому] стали сильными.
Что касается мусульман, то они были в состоянии полной беспечности, невнимания и презрения к положению упомянутых народов. Религиозная вражда, возникшая из-за соседства нашей страны с этим народом, помешала важному делу — изучению сведений о султанах и правителях этого презренного народа, и [османы] продолжали пребывать в невежестве. <…> Став соседями с Высокой Портой, [христиане] выжидали удобного случая [для нападения] и всё время таили злой умысел против [нашего] государства, тогда как [мусульмане] пренебрегали такими важными вопросами, как [изучение] состояния их дел, и [недооценивали] недоброжелательное поведение каждого государства, питающего [к мусульманам] внутреннюю враждебность. Они не знали, что было причиной и основанием того, отчего некогда малочисленный народ стал многочисленным, почему, будучи ограниченным одним климатом (то есть природной зоной), распространился по всему миру, особенно же как государственное устройство, считавшееся пагубным, оказалось превосходным, а [их] административные и политические законы и принципы позволили управлять странами, регулировать дела людей, заселять области, благоустраивать края и территории, а [при помощи] порядков, действующих при охране и защите стран, вот уже несколько лет по воле Бога одерживать постоянные победы над войском могучей Османской империи».

Вопросы к тексту
1. В чём автор видит разницу между христианами и мусульманами?
2. Предположите, какие океаны автор называет Западным и Восточным. О каком явлении он говорит, указывая на то, что христиане стали бороздить эти океаны и захватывать страны и города?
3. Как вы считаете, какую форму правления автор называет «пагубной»? Предположите, почему он так считал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)

Конспект  подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио)....

Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»

Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

•      Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...