Использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории
методическая разработка по истории
В методической разработке характеризуется использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Павловский техникум народных художественных промыслов России»
Методическая разработка
Использование проблемного метода для формирования учебно – познавательных компетенций на уроках истории.
Выполнил:
преподаватель истории
и обществознания
Ястребов
Сергей Вячеславович
Павлово
2023 г.
Использование проблемного метода для формирования учебно – познавательных компетенций на уроках истории.
Целью моей работы является развитие учебно - познавательных компетенций обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин на основе организации проблемного обучения на уроках и во внеурочное время.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
-изучение теоретического материала по реализации проблемного обучения на уроках и во внеурочное время;
-диагностика первоначального уровня сформированности учебно-познавательных компетенций обучающихся;
-оценка результатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и развития ключевых компетенций обучающихся;
-вовлечение максимального числа обучающихся в активные формы обучения на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.
При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.
Выделяю этапы урока с применением технологии проблемного обучения на примере разработанного мной урока по теме «Экономические реформы П.А.Столыпина» (9класс).
I этап - организационный момент. Актуализация знаний. На интерактивной доске высвечиваю высказывания:
- «Его имя поднимают современные либералы. Он им нужен как знамя».
- «Борец за благо России».
- Человек, «достойный сесть на царский трон».
- «Разрушитель вековых устоев и узурпатор власти».
- «Душитель революции, вешатель». Учащиеся должны определить, о ком идет речь. После того, как имя героя названо правильно (А.П.Столыпин), задаю проблемный вопрос: «Кто он – А.Н.Столыпин?»: человек, достойный сесть на царский трон или узурпатор власти и душитель революции?
II этап – этап изучения нового материала. Учащимся заранее даю опережающие задания на изложение различных точек зрения. Первая точка зрения: Столыпинские реформы были половинчатые, незавершенные, что вызовет в дальнейшем новые революционные потрясения. Вторая точка зрения: Столыпинские реформы позволили стране выйти из кризиса первой русской революции и стать самой передовой державой мира по темпам развития. Каждую позицию защищает подготовленная группа учащихся.
III этап - закрепление нового материала. На этом этапе побуждаю учащихся делать сравнения, выводы и записывать их в тетрадь. В ходе работы ученики класса, выслушав обе точки зрения, дополняют их своими знаниями и приходят к общим выводам при сравнительном анализе.
IVэтап - творческое домашнее задание: ставлю проблемную задачу с недостаточными или избыточными данными. Задание - письменно ответить на вопрос: несмотря на положительные результаты реформ А.Н.Столыпина страна так и не стала передовой- почему? Это будет актуализацией знаний к следующему уроку о I Мировой войне.
При изучении и закреплении нового материала часто применяю различные проблемные задачи («300 задач по истории России»Степанищев А.Т.), работу с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, презентациями, приемы «ученик в роли учителя», «оживи картину», составление и использование кроссвордов. Все эти приемы носят также проблемный характер.
-Дискуссия- очень действенный метод технологии проблемного обучения. Применяю его на обобщающих уроках, в ходе которых происходит обобщение и повторение теоретического материала. Например, тема «Великая Отечественная война: уроки и итоги» и др.
-Важное место в моей работе занимают ученические проекты как одна из форм активизации учебно - познавательной деятельности. Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне были созданы такие проекты: основные сражения ВОВ, легендарные полководцы советской армии, партизанское и подпольное движение, образование и наука в годы ВОВ, советский тыл в годы ВОВ, дети - герои в годы войны. Все исследовательские проекты так же носят проблемный характер по своему содержанию.
Стимулируя познавательно-поисковую активность обучающихся, использую прием«Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Например, кого на Руси называли зернышками, что значит «кавалерственная дама», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы.
Большой интерес вызывает мемориальный материал, свидетельства современников и участников событий. Этот материал может стать прекрасной основой для формирования проблемных вопросов. Например, при изучении темы «Первая мировая война» можно включить в урок документ «Военный министр А.А. Поливанов о неподготовленности армий к войне». Учащимся предлагаю вопросы к документу:
1.Какие причины поражения русской армии видит военный министр А.А. Поливанов?
2.Назовите сначала более частные, а затем – более общие причины поражений русской армии.
-Рефлексия собственной деятельности учащихся в конце урока позволяет осознать смогли ли они решить поставленную проблему и оценить свою успешность.
Формами решения проблемных ситуаций могут быть проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. В процессе решения проблем совершенствуютcя способы умственных действий учащихся получения необходимой информации (чтение, работа с учебной и научно – популярной литературой, управление вниманием, наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений); а также по формированию организационных и оценочных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...

Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Выступление на семинаре...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»
Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...

План самообразования по теме "Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления"
Разработка индивидуального развития учителя...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории через использование разноуровневых заданий. Рецензия на разработку
Разноуровневое обучение определяет критерии оценки деятельности обучающегося учитывая его усилия по овладению учебным материалом и творческому его применению...