Устройство Римской республики
презентация к уроку по истории (5 класс)

Молоканов Арслан Даваевич

План конспект и презентация на тему "устройство римской республики". 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustroystvo_respubliki.pptx620.85 КБ
Файл plan_konspekt.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устройство Римской республики

Слайд 2

S enatus P opulus Q uiritium R omanus

Слайд 3

Работа в группах 1 группа . Консулы. Порядок избрания. Полномочия. 2 группа. Деятельность Народных трибунов 3 группа. Сенат. Порядок формирования и функции.

Слайд 4

Консул в окружении ликторов

Слайд 5

Форум – главная площадь города

Слайд 6

Сенат ведал 1. Казна 2. План войны 3. Переговоры с другими государствами 4. Судьями были сенаторы

Слайд 7

Одежда римлян Прочитайте текст «Одежда Римлян» на стр. 225 и внимательно рассмотрите фото на слайде

Слайд 8

Римское войско

Слайд 9

знамена римских легионов Численность солдат в одном легионе составляла от 4 до 6 тысяч человек

Слайд 10

Порядок построения легионов Гастаты ( hastatus ) — наиболее молодые — 1 ряд Принципы ( princeps ) — воины в расцвете сил (25—35 лет) — 2 ряд Триарии ( triarius ) — ветераны — в последнем ряду; в бою их задействовали лишь в самых отчаянных и сложных ситуациях.

Слайд 11

Временный римский лагерь



Предварительный просмотр:

 5 класс

План конспект урока «Устройство Римской республики»

Цели:

  • Образовательная: Выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями. Рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов. Охарактеризовать боевую подготовку римского войска. Найти преимущества римского войска в сравнении с греческим и македонским;
  • Развивающая: Развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
  • Воспитательная: Формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций. Развитие творческой активности, качеств смелости и образованности;

Оборудование: Рабочая тетрадь, компьютер, медиапроектор, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер.

Основные понятия: республика, консулы, народные трибуны, право вето, сенаторы, Форум, туника, тога, кандида, легион, гастаты, принцепсы, триарии.

Тип урока: Урок изучения новой темы

Ход урока:

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся)

           Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арслан Даваевич. Я работаю в Ульдючинской сельской национальной гимназии учителем  истории и обществознания. Сегодня я проведу у вас урок истории. Надеюсь , что мы с вами хорошо поработаем.

2. Урок начнем с проверки пройденного материала с помощью диктанта (карточки  на партах)

Исторический диктант

Сенат – это …совет старейшин

Народный трибун – это …

В каком году началось нашествие галлов в Италию?

Что означает крылатое выражение «Пиррова победа»?

 Проверка ответов (4ученика)

3  Объяснение материала

3.1. После того как римляне изгнали последнего царя, естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?

Задача сегодняшнего урока – выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство. (Запись темы урока в тетрадь: Устройство Римской республики) (Слайд 1)

Новую тему изучим по следующему плану:

  1. Выборы консулов
  2. Народные трибуны
  3. Сенат и его роль в Риме
  4. Римское войско

Борьба патрициев и плебеев.

Борьба патрициев и плебеев продолжалась  свыше 200 лет. Основными камнями преткновения были:

  • Долговая кабала
  • Пользование общинной землей
  • Равноправие в политической жизни государства

В результате:

  • Плебеи добились отмены долгового рабства и уравнение в правах с патрициями. 326 г. до н.э. – отмена долгового рабства.

А кто мне напомнит что такое долговое рабство?

  • Плебеи стали полноправными римскими гражданами

Теперь вместе с патрициями плебеи принимали законы, участвовали в работе народного собрания, выбирали консулов.

Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине Марсово поле – низменность за городской чертой Рима, где проходили празднества посвященные богу Марсу.

В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг – знак, что Риму ничто не грозит (Слайд 2). Из городских ворот являлся консул в сопровождении 12-ти ликторов. Раздавался звук трубы, жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам консулов на будущий год. Каждый гражданин получал табличку и писал имя того, кому отдал голос. Проходя через узкий мостик голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей.

Как стало называться Римское государство с 509 г. до н.э.? (республика).

Что представляло собой управление в Риме в III в. до н.э.?

3.2. Чтобы ответить на возникшие вопросы, мы с вами проведём следующую работу:

 Вы сидите в трех рядах.  У каждого из вас на столе карточка с заданием, в которой указаны  параграф и  раздел  для  поиска ответа  вашего  задания  (Слайд 3).

1 группа. Консулы. Порядок избрания. Полномочия.

2 группа. Деятельность Народных трибунов

3 группа. Сенат. Порядок формирования и функции.

Работа с текстом учебника. Работа в группе (10-12 мин.)

  • Обсуждение работы групп.

1.группа

Консулы

Консулом мог стать как … (богатый), так и … (бедный) гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей денег … (не платили), поэтому только богачи из … (патрициев) и … (плебеев) могли стать консулами. Оба консула обладали равной властью. Они производили … (набор в войско), созывали Народное собрание, могли предлагать … (законы). Каждый из них мог … (отменить) распоряжение другого. Поэтому консулам нужно было … (договариваться) перед тем как принять решение.

В течение всего своего срока консула не могли сместить с должности.

Запись в тетрадь: Консулы – избранные два правителя сроком на один год (Слайд 4)

Вопрос: Дайте ребята оценку такому порядку в управлении государством: в чем его сильные и слабые стороны?

Ответ: в мирное время это разумно. Одна голова хорошо, а две лучше. Но на войне такая смена опасна, так как один консул считает, что от сражения надо отказаться и ждет когда придет его очередь.

Запись в тетрадь: Республика – форма правлении, при которой государством управляют избранные (консулы)

2.группа

Народные трибуны

… (плебеям) разрешили ежегодно выбирать своих собственных должностных лиц – Народных трибунов. Любой плебей мог обратиться к … … (народному трибуну) с просьбой о защите. Народные трибуны имел наложить право  (Вето) если … (Сенат) собирался принять закон против плебеев. В дальнейшем число народных трибунов возросло до ? (10-ти), однако даже … (один) народный трибун мог отменить голосование. Для выборов народных трибунов и принятия законов граждане собирались чаще всего на Форуме – главной площади города.

Запись в тетрадь: Форум – главная площадь города (Слайд 5)

3.группа

Сенат и его роль в Риме.

  Сенат первоначально был советом … (старейшин), в ходе борьбы … (патрициев) и … (плебеев) изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всяких … (выборов) бывшие … (консулы) и другие должностные лица. Все они пожизненно становились членами … (сената). Всего в сенате было … (триста) человек. Сенат обладал огромной властью: ведал   … (казной), разрабатывал … … … (планы ведения войн), вел переговоры … … … (с другими государствами). … (Судьями) в Риме могли быть только сенаторы. 

Ведал: (Слайд 6)

  1.  казна;
  2.  план войны;
  3.  переговоры с другими государствами;
  4.  судьями были сенаторы.

 Вывод (вместе с детьми)  Сенат НИ перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибки. Заседание сената вел консул – всегда соглашался с сенатом.

Подведем итоги самостоятельной работы

Игра «Да - Нет» (Верные и неверные утверждения):

Я утверждаю, что:

  • Республика – в переводе с латинского обозначает «Общественное дело» (да)
  • Плебеи могли стать консулами (да)
  • «Вето» по-латински «разрешаю» (нет)
  • В Риме, как и в Греции, платили деньги за исполнение должностей (нет)
  • Выбирали 2 консулов (да)
  • Выборы проходили на Марсовом поле (да)
  • Один консул был главнее другого (нет)

Убеждаюсь, что знания ваши обширны и прочны, но чтобы окончательно в этом убедиться, предлагаю закончить фразу.

Объяснение с помощью презентации

3.3. Одежда римлян.  (развитие устной речи) (Слайд 7)

Прочитайте текст «Одежда Римлян» на стр. 225 и внимательно рассмотрите фото на слайде

3.4.Региональный компонент

1.  Похоже ли устройство Республика Калмыкия с Римской республикой (Консулы и глава РК)

2. В Риме высшим органом власти был Сенат, а в РК Народный Хурал

3. Но Римская республика отличается от нашей республики тем, что Рим - отдельное государство и у них была своя армия. Теперь узнаем, какой была армия в Риме.

Физкультминутка

Общая команда – «класс, встать!»

Класс равняйсь, смирно! На месте шагом – марш!

Отставить!

Класс, к разминке пальцев – приступить!

Отставить!

Общая команда – садись!

Переход к римскому войску (слайд 8)

3.5.  Римское войско

Римская армия была самым сильной и дисциплинированной. Войско делилось на легионы, а это примерно 3500 – 6000 солдат-легионеров, а всего легионов было около 20-30 (Слайд 9). Служба в Римской армии было делом почетным, и поэтому бедняков и нищих на службу не брали.

Перед боем армия выстраивалась в три линии: (Слайд 10, рисунок на странице 225)

Гастаты (hastatus) — наиболее молодые — 1 ряд

Принципы (princeps) — воины в расцвете сил (25—35 лет) — 2 ряд

Триарии (triarius) — ветераны — в последнем ряду; в бою их задействовали лишь в самых отчаянных и сложных ситуациях

В походах, даже останавливаясь на одну ночь легионеры строили укрепленный лагерь для ночлега. Сложив оружие, воины ограждали лагерь частоколом и копали ров. Затем возводили палатки, в центре лагеря была палатка командующего. При внезапной тревоге не было паники и суеты. Каждый воин знал что ему нужно делать. (Слайд 11)

  1. Рефлексия

Сегодня мы узнали, как  была устроена   Римская  республика.   Я предлагаю вам закончить  предложение          

 «Теперь я знаю, что в Древнем Риме….». Необходимо завершить предложения.

  1. Оценивание работы учащихся на уроке.
  2. Домашнее задание:

§45п.1, §45 п. 1-2

По желанию: составить рассказ от имени земледельца, плебея или консула (сенатора) о том, как прошло голосование на выборах или как принимали закон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием презентации для 5-ого класса «Устройство Римской республики»

Данный урок предназначен для работы в 5-классе. Несет в себе селующие цели: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на урока , анализировать исторический  источник, формиров...

Устройство Римской республики. Презентация урока для 5 класса.

Данная презентация разработа к уроку по теме: "Устройство Римской республики" к учебнику Вигасина А.А.,  Годера Г.И., Всенцицкой С.С. 5 класс....

Устройство Римской республики

Видеоряд и документы к уроку истории в 5 классе по учебнику "История древнего мира" А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Позволяет формировать информационные и коммуникативные УУД...

Устройство римской республики

Устройство римской республики...

Разработка урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Устройство Римской республики" с использование технологий "Педагогическая мастерская"...

Урок по теме Устройство Римской республики

Данный урок по истории  разработан для проведения  в 5 классе. Он соответствует современным требованиям. Исиользуются методы наглядно - иллюстративный и поисковый. Данный урок социально - ор...