Интерактивное дидактическое пособие «Карта России»
презентация к уроку по истории

Авакова Юлия Анатолльевна

Интерактивное дидактическое пособие «Карта России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-naglyadnoe_posobie_karta_rossii_2024.docx830.49 КБ

Предварительный просмотр:

           C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\481-4814645_russia-map-hd-png-download.pngC:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\detsad-1-1654624531.jpg

C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\ukazatel-dagestan1.jpg

C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\7d373889-1838-50bb-aa2d-0c6f0b00f7bd.jpgC:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\1639287687_2-papik-pro-p-klipart-ukazatel-2.png

C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\географическая-рамка-с-картой-39490571.jpg

                                         

                                       Интерактивная "Карта России" (далее - «Карта») - отличное учебное пособие для первого знакомства  

                                         дошкольников с географией России. На «Карте» наглядно показана огромная территория нашей страны, её границы.

                                                Многофункциональность данного пособия заключается в том, что «Карта» может  рассказать, как о населяющих

                                         Россию и страны СНГ народах, так и об обитателях пустынь, степей и лесов, об исторических открытиях и великих

                                         событиях. Также на «Карте» представлены самые интересные места нашей Родины, полезные ископаемые, которыми

                                         богата наша земля, виды хозяйственной деятельности, которыми занимается население России, и основные праздники,

                                         которые отмечают россияне.

                                                Такая «Карта» помогает ребёнку намного быстрее и лучше усваивать новую информацию, учит ориентироваться

                                         на карте, прививает интерес к новым знаниям.  

                                                Выполнена «Карта» из деревянных пазлов, что облегчает обозначение геометками  того или иного города,

                                         местоположения, природных объектов, а также событий.  В нижней части карты вертикально и горизонтально

                                         во вспомогательных кармашках  размещена информация о знаменитых городах, городах-героях, достижениях;

                                         людях, прославивших Россию. Этот тип карты используется в образовательных целях, давая представление об особенностях

                                         территории нашего края. На «Карте» можно увидеть различные условные обозначения и значки, которые указывают

                                         на города и области, знаменитые своими народными промыслами, полезными природными ископаемыми и

                                         знаменитыми людьми.

                                  Цель пособия: Познакомить с «Картой» как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения

                                  в практической деятельности.    

                                  Задачи: Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению,

                                  обогащение словарного запаса: (карта, граница, контур); учить детей делать сравнительный анализ между картой,

                                  макетом, планом; учить умению ориентироваться на карте: определять характерные черты поверхности: формы

                                  возвышенностей, внутренних и внешних вод; учить распознавать условные знаки карты; приобщать  к терминологическому

                                  языку географии и сформировывать  первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих                                          

                                  в окружающем ребёнка мире; воспитывать любовь к своему краю, гордость за свой край (нравственно-патриотические

                                  чувства к родному краю).

                                Разработчик: Авакова Ю.А.

                                 

                                 

C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\географическая-рамка-с-картой-39490571.jpg

                                                                     

                                                                 

                                     

                           

                                     -индивидуальная                        -устные сообщения                -дифференцированная

                                     -фронтальная                              -рассматривание                     -модульная

                                     -парная                                        -обсуждения                            -проблемное

                                     -групповая                                  -мини-рассказы                       -развивающая                                                  

                                                                                          -работа с источниками           -групповая

                                                                                           информации;                          -игровая (дидактическая)

                                                                                          -практический метод связан

                                                                                           с определением расстояний,

                                                                                           направлений по карте

                                                                                          -защита презентаций

                                                                                          -рефлексия

C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\географическая-рамка-с-картой-39490571.jpg

                                     

                                   В качестве учебно-наглядного пособия предлагаем рассмотреть специфику использования спилс-карты.  

                                        Обоснована актуальность и эффективность использования данного пособия в проектной деятельности

                                        познавательно-краеведческой  направленности.  

                                                 Цель: изучение методики использования спилс-карты в рамках практической модели образования.                                

                                           Краеведение – это не только собирание материала, но и его осмысление и общение. Использование картографического

                                        метода исследования родного края даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы,

                                        помогающий усвоению, запоминанию материала, удобный способ проверки знаний; помогает развивать у

                                        детей логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность; намного повышает интерес

                                        к изучаемому материалу, способствует воспитанию любви к малой родине.

                                                 Теорию наглядности в обучении разрабатывали многие дидакты и методисты:

                                        Я. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов и другие.

                                                 Краеведческая карта – это приоритетное учебное пособие на занятиях, которое как наглядное средство,

                                        формирует у воспитанников умение наблюдать, описывать, анализировать и обобщать. Этот позволяет

                                       эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью  и способствует формированию полноценных

                                       образов изучаемых понятий, что и является основой дидактики.                  

                                        Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного дошкольника

                                       информацией. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Игра ставит детей в условие

                                       поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко

                                       выполняют задания, соблюдая правила игры.

           

C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\географическая-рамка-с-картой-39490571.jpg

                                                  Включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным,

                                        создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

                                        Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает

                                        интерес детей.

                                                  Таким образом, при использовании игровых форм формируется модель активной деятельности

                                        участников образовательного процесса, что является ярким примером персонализированной модели образования.

                                                  Особое место среди новых учебно-наглядных пособий картографического содержания заняли спилс-карты.

                                         Спилс-карта – игра-головоломка – учебное пособие по изучению территориального устройства и субъектов

                                        Российской Федерации.

                                                  Спилс-карта не заменяет традиционные карты, а дополняет их новыми возможностями, направленными

                                        на решение задач по знанию расположений элементов карты (своего района, своего края, своей страны).

                                        Дидактические возможности расширяются. Педагоги могут увеличить объём изучаемого материала

                                        дополнительными заданиями по извлечению новой информации, обучать игре через разнообразные виды

                                        заданий и формы работы с элементами спилс-карты.

                                                  Особая конструкция спилс-карты раскрывает новый подход к изучению истории своего родного края.

                                         Ребёнок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания. Спилс-карта

                                         позволяет детям своими темпами освоить карту Ханты-Мансийского округа, останавливаясь и закрепляя знания.

                                 Дидактические возможности применения спилс-карты в познавательно-краеведческой направленности

                                         разнообразны. Спилс-карту можно использовать как пособие, позволяющее, с одной стороны, формировать

                                         образ карты страны, округа, а, с другой стороны, организовать работу по проверке названий городов,  

                                         местоположений их на карте. При работе со спилс-картой возможно использование заданий, направленных

                                         как на обучение (дидактические), так и на контроль (диагностические). Спилс-карта может стать источником

                                         разработки игровых и творческих заданий. Ниже представлены примеры различных видов заданий.

 

           

                                                        C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\географическая-рамка-с-картой-39490571.jpg

                                                          Рис. 1 Спилс-карта

https://lh6.googleusercontent.com/Exe_y-H764VKrNMVmMQbtub96EfPdY6fZ30nMxOyx8OmFF_qHJblFjGK3rjXsdXXrYBxyFEV_jbpcEmKOwZShql6-wup_pLiqZFDShzbDcEAPWY8qRn8xWyALuakrhvWTSwm4uQuopgf1-oBCfCXAw

                                            Дидактические задания по работе со спилс-картой Ханты-Мансийского округа:

                                         -собрать данные об округе (герб, контур границ края, природные памятники, реки);

                                         -заполнить предложенный контур округа спилс-карты, назвать его;

                                         -выбрать районы спилс-карты, по территории которых протекает река Обь;

                                         -отметить районы, которые граничат с Уральским Федеральным округом и т.д.

                                                          Диагностические задания по работе со спилс-картой:

                                        -используя  «Карту»,  показать спилс-карту данного округа;

                                        -из предложенного набора спилс-карты  выбрать пазлы: областной центр и самый северный, южный,

                                        восточный и западный районы области;

                                        -определить район по описанию (герб, по памятникам природного и культурного наследия) и выбрать

                                        соответствующий контур из предложенных вариантов и т.д.

                                                                            Игровые задания по разделу «Краеведение»:

                           -Краеведческое лото: обучающимся предлагается определить, к какому региону относятся фотографии,

                                  на которых представлены природные, историко-культурные, хозяйственные объекты района.

                                        -Картографическое лото: из мешочка игрок вынимает элемент спилс-карты и, расположив на магнитной

                                        доске, даёт его описание, называет всё, что относится к данному району.

                                        -Географическое лото «Реки нашего края»: детям предлагается ряд карточек с реками, которые протекают

                                        по территории края.

                                         Карта выполняет двоякую роль: она выступает и результатом достигнутого уровня знаний о территории,

                                       об объектах и явлениях, которые к ней относятся, и инструментом познания, позволяющим путём умозаключений

                                        подняться на более высокую ступень знания.

                                       Таким образом, вместо традиционной цели «запомнить и ответить» возникает цель реального достижения,

                                       а процесс обучения  приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества, методологической рефлексии.    

                                        Элементы игры подчинены достижению свободного творческого состояния её участников.

                                    C:\Users\1\Desktop\КАРТА  РОССИИ\географическая-рамка-с-картой-39490571.jpg

                                                                                     Список литературы:

                                1.Дрогов И.А. Константинов Ю.С., Смирнов Д.В. Роль и задачи массового

познавательно-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения.

[Электронный ресурс]. URL: https://dogmon.org/role-i-zadachi-massovogo-turistsko-kraevedcheskogo-dvijeniya-v.html

                                2.Имангулова Т.В. Картографический метод исследования родного края – основа

                                краеведческого атласа. [Электронный ресурс].

                                URL: https://tour-vestnik.ru/kartograficheskiy-metod-issledovani 

                                3.Гноева Л.Н. Игровые формы занятий в дополнительном образовании.

                                [Электронный ресурс]. URL:  https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/244418-igrovye-formy-zanjatij-v-dopolnitelnom-obrazo 

                                4.Онищенко Ю.Ю. Спилс-карта – персонализированная модель обучения в игре.

                                  [Электронный ресурс]. URL: https://урок.рф/library/spilskarta_personalizirovannaya_model_obucheniya_084123.html 

                                  5.Озеров А.Г. Краеведение. Методические аспекты. [Электронный ресурс].

                                                    URL: https://307226.selcdn.ru/fcdo/unauth/8bfd74/2f8b58d8a5b7c3dd30dfa7031a1acccc54f3c093.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Интернет конкурс" Интерактивная карта России"

Материал для участия в конкурсе...

Интернет конкурс" Интерактивная карта России"

Материал для участия в конкурсе...

Дидактическое пособие для самоподготовки учащихся к ЕГЭ по теме "Географическое положение России: территория и акватория, морские и сухопутные границы"

Данное  пособие  создано  для  подготовки  учащихся  к  ЕГЭ  по  географии.  В  предложенном  мною  пособии  содержится  теор...

Интерактивная дидактическая игра "Четвертая картинка"

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие умения пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию....

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...

Презентация опыта работы для педагогов ДОУ "Мнемотаблицы для дошкольников. Дидактические пособия. Стихи в картинках"

Развитие связной речи - трудный процесс для детей. Не всегда им удается удержать в памяти последовательность излагаемых событий. Для облегчения составления рассказов, заучивания стихов детям предлагаю...