Разработка урока "Блокадный Ленинград"
методическая разработка по истории (10, 11 класс)

Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач. Основное внимание также уделялось формированию у учащихся чувства сочувствия к трагической жизни жителей Ленинграда, восхищения и гордости за героические поступки ленинградцев, а также на стимулирование интереса к изучению истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Блокадный Ленинград"15.36 КБ

Предварительный просмотр:

25 января 2024 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда в нашей школе 17 был проведён открытый урок, посвященный Блокаде Ленинграда.

Данное мероприятия было нацелено на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины, используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач. Основное внимание также уделялось формированию у учащихся чувства сочувствия к трагической жизни жителей Ленинграда, восхищения и гордости за героические поступки ленинградцев, а также на стимулирование интереса к изучению истории, способствуя заинтересованности в изучении предмета.

Для подготовки этого урока были задействованы ученики 10-11 классов. Я дал им задание подготовить материал по этой теме. Для выполнения данной задачи была сформирована группа из нескольких человек. В течение двух недель группа учащихся собирали информацию по заданной теме, используя разнообразные методы и ресурсы. Для этого школьники записались в ГПНТБ и другие библиотеки, прочитали следующие книги «Блокадная книга» Даниил Гранин, Алесь Адамович, «Проходящие характеры. Проза военных лет. Записки блокадного человека» Лидия Гинзбург и «Воспоминания о блокаде» Владислав Глинка, изучили материал в интернете и проконсультировались со мной. Во время консультации мы выяснили на что нужно обратить внимание во время подготовки, а также составили план открытого урока.

Для того чтобы оценить уровень знаний 10-11 классов, ученики провели опрос на тему блокады Ленинграда. Оказалось, что на вопрос "Когда началась блокада Ленинграда?" правильно ответили 52% опрошенных, "Сколько дней длилась блокада Ленинграда?" 6%, а на вопрос "Как назывался план по прорыву блокады?" правильно ответили 43% учащихся. По результатам опроса мы увидели, что большинство учеников имели базовое представление об этом периоде истории, но существовали пробелы в понимании некоторых ключевых событий. Проанализировав полученные в результате опроса данные, школьники подготовили презентации по следующим четырем темам: "Начало блокады Ленинграда и ее причины", "Жизнь горожан в условиях блокады", "Действия командования для поддержания города и прорыва блокады Ленинграда" и "Прорыв блокады Ленинграда". В дополнение к этому, они также подготовили и провели историческую викторину, которая была посвящена событиям блокады Ленинграда и Великой Отечественной войне. Эти задачи способствовали более глубокому погружению учеников в это время, позволив им стать активными участниками учебного процесса.

Полученные знания и опыт учащиеся применили во время открытого первенства Центрального округа по интеллектуальным играм "Умники и умницы", где им предстояло продемонстрировать свои знания об истории, включая события блокады Ленинграда. В ходе игры школьники отвечали на вопросы, разгадывали кроссворды и угадывали названия памятников, связанных с этим периодом истории. Участие в соревнованиях позволило учащимся применить полученные знания на практике и посоревноваться с другими учащимися.

Исторический урок и интеллектуальные игры стали эффективным инструментом для формирования патриотического сознания, уважения к историческому наследию, развития критического мышления и активности учащихся.

Позднее ученики 10-х классов показали презентации учащимся 5-9 классов. Ученики среднего звена, получив возможность увидеть материалы и услышать рассказы от старших товарищей, смогли глубже погрузиться в эту тему. Презентации были увлекательными и информативными, пробудившими интерес к истории среди всех учеников. После учениками была проведена историческая викторина для всей школы. Эта викторина стала, не только проверкой знаний, но и возможностью объединить все возрастные группы школьников в интересном и образовательном мероприятии.

Таким образом, открытый урок, посвящённый Блокаде Ленинграда, стал эффективным инструментом для формирования патриотического сознания, уважения к историческому наследию, развития критического мышления и активности учащихся. Участие в подготовке и проведении урока, а также в интеллектуальной игре, способствовало не только расширению и углублению знаний школьников, но и повышению их интереса к изучению истории и соприкосновению с наследием предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда

Урок  мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"

конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)

Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Методическая разработка "Блокада Ленинграда"

Военная блокада города Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...