урок по истории «Трагедия гражданской войны в России как общенациональная катастрофа»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Михайлова Вера Анатольевна

В любом конфликте, войне, борьбе обязательно есть победители и побежденные. В гражданской войне в России тоже есть победители- это ? -  красные(большевики) и проигравшие  ? -белые.    Учащиеся  попытаются ответить на вопрос «Имело ли шанс на победу белое движение?»  А для этого им необходимо проанализировать причины победы "красных".В этом им поможет работа с документами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории.10 класс

Тема урока: «Трагедия гражданской войны в России как общенациональная катастрофа»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Вид урока: комбинированный урок.

Цель урока: создать условия для закрепления исторических представлений о значении исторического периода «гражданская война» в истории страны посредством анализа исторических источников (аудиовизуальных, письменных, графических), применения ИКТ.

Задачи:

Образовательные: определить итоги, последствия войны, уточнить значение исторического понятия «гражданская война», расширить представления о значении исторического периода «гражданская война» в истории страны посредством анализа (сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, формулирование умозаключений) разнообразных исторических источников (аудиовизуальных, письменных, графических).

Развивающие: развить умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами посредством анализа исторических источников, способствовать формированию умения соотносить единичные исторические факты и общие явления в целом на основе обобщения фактологических знаний о Гражданской войне.

Воспитательные: создать условия для получения опыта сознательного оценочного отношения к историческому периоду и историческим личностям на основе формирования умения аргументировать свою точку («цена» гражданской войны, целесообразность поиска исторического компромисса в сложных исторических ситуациях, проблема нравственного выбора в Гражданской войны, ее уроки будущим поколениям).

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

 Слайд1

Учитель: «Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию.

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

“Кто не за нас, тот против нас.

Нет безразличных, правда с нами”. Максимилиан Волошин

Вопрос: Кто это «одни» и «другие»?( Ответ «Одни –это белые, «Другие»-это красные) О чем пойдет речь идет на нашем уроке? (о гражданской войне в России.)

Итак , тема нашего урока  «Трагедия гражданской войны в России как общенациональная катастрофа»Слайд2 (эпиграф

 В любом конфликте, войне, борьбе обязательно есть победители и побежденные. В гражданской войне в России тоже есть победители- это ? -  красные(большевики) и проигравшие  ? -белые.    Мы с вами попытаемся ответить на вопрос «Имело ли шанс на победу белое движение?»  слайд 3  А для этого нам необходимо проанализировать причины победы красных.В этом вам поможет работа с документами

Оценка ваша будет складываться из небольшой работы по проверке д/з и самостоятельной работы с документами , ну и активности на уроке.

  1. Заполняем таблицу Приложение 1(это по д/з)

На экране появляются портреты  лидеров , вы записываете фамилии в нужную графу слайд 4-9 заполняем таблицу (5 мин)

Вопросы для сравнения

«БЕЛЫЕ»

«КРАСНЫЕ»

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Личности

Вооруженные силы

Социальная основа

Политическая основа

 

2. Работа с документами

1. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты». Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть – пролетариату, земля – крестьянам, предприятия – рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта – восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

 2. Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского. Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наемным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха – все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею.

3.Из книги С. Мамонтова «Походы и кони (воспоминания о Гражданской войне)»

Крестьянам мы обещали землю слишком поздно - в Крыму в 1920 году. Надо было сказать об этом раньше. Ведь было столько восстаний в тылу у красных.

Мы наивно надеялись на помощь "союзников". Помощь эта была недостаточной и неискренней. Все вновь образованные государства - Польша, Прибалтийские, Грузия и Азербайджан - были нам враждебны. Мы не сумели наладить внешнюю политику..."

4. Из политического доклада В. И. Ленина на VIII Всероссийской конференции РКП (б). Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя... Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства... Все способы давления, финансового, продовольственного, военного, были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию... Латвию, Литву и Польшу... идти против нас... но... каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России... является только Колчак или Деникин, т. е. представители старой империалистической России...

5. Из воспоминаний П. Н. Милюкова. ...Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

6. В составе бывших офицеров, служивших у большевиков, различаются четыре основные группы, мотивы службы которых у красных в равной мере ничего общего с "осознанием" не имели. Первую составляли лица, служившие по идейным соображениям, т.е. в той или иной степени разделявшие коммунистические убеждения. Но такие люди были в большей мере большевиками, чем офицерами, они придерживались своих весьма левых убеждений и до того, как, попав во время войны в армию и имея соответствующее образование, получили офицерские погоны. Новая власть для них была вполне своей, а принадлежность к офицерству – лишь случайным и временным обстоятельством. Вторая представляла тип беспринципных карьеристов, почувствовавших в условиях дефицита специалистов возможность выдвинуться при новой власти. Третья включала в себя лиц, испытывавших в отношении большевиков те или иные иллюзии или считавших, что, служа у большевиков, им удастся, овладев военным аппаратом, свергнуть их власть. Наконец, четвертая, и самая многочисленная (до 80%) состояла из лиц, насильно мобилизованных большевиками и служивших под угрозой репрессий в отношении семей или просто ввиду отсутствия средств к существованию. Сами большевики, хотя и любили подавать факт службы у них бывших офицеров как свидетельство силы и правоты коммунистической идеологии, никаких иллюзий в отношении "перевоспитания" офицерства не испытывали, лучшим подтверждением чему стала судьба служивших им офицеров в течение первых же десяти лет после войны.

7. Из работы И. В. Сталина. Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, – однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, – превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных промышленных и культурно-политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении...– превратились в базу контрреволюции...

8. Из речи Л. Д. Троцкого. Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

Вопросы и задания  к документам

 1.Какие факторы, отмеченные в документах 1,2,3, предопределили победу большевиков в гражданской войне?

2.Проанализируйте документ 4. Выделите международные аспекты победы большевиков.

3. Обратите внимание на высказывание П. Н. Милюкова (документ 5) Почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?(документ 6)

4.О каких преимуществах в ведении гражданской войны говорится в документе 7?

5. Как вы объясните слова Л. Д. Троцкого (документ7)?

Вопрос: Так был ли шанс победить белым? Какой главный шанс они упустили?( не решили крестьянский вопрос)

Вопрос:  С какими слова ассоциируется у вас словосочетание «гражданская война» (смерть , ужас, кровь, предательство, жестокость, страх)

Гражданская война –это прежде всего трагедия всего народа. Уроки гражданской войны мы видим и на экранах телевизоров,в музеях, находим в архивных документах, книгах . Но ведь когда-то для кого-то это была реальная жизнь. Реальной жизнью и реальной смертью стала  гражданская война для героев рассказа Шолохова «Коловерть».Я предлагаю посмотреть отрывки из фильма по этому произведению

Слайд 11

Учитель: Игнат, старший сын за большевиков. За кого же Михаил, унтер-офицер?как вы думаете, что означает его молчание? Остаётся только догадываться , чью сторону примет отец. А ведь за столом сидят родные люди.Отец и братья, вскормленные молоком одной матери. У них есть еще один братишка младший, Гришка. Каждый из них сделал свой выбор: отец и два его сына уходят к красным, Михаил предан идеям и делу белых. Так когда же, в какой момент  он переступил ту самую черту, которая окончательно развела в разные стороны трёх родных братьев и  отца . Слайд 12

Развязка этой истории трагична. Михаил,  пусть и не собственными руками, убивает своих самых родных и любимых людей    Слайд 13

Начинается и заканчивается фильм одним и тем же кадром: счастливым и безоблачным детством трёх родных братьев.

Вопрос:А теперь ответьте на вопрос, что является  самой большой трагедией  гражданской войны

Учитель: Любая война, тем более братоубийственная гражданская война, – это насилие, разрушения и смерть. Можно ли назвать убийство, с точки зрения общечеловеческой морали, героическим подвигом? .Но смерть многих примирила

Все рядком лежат –

 Не развесть межой.

 Поглядеть: солдат!

 Где свой, где чужой?

 Белым был – красным стал:

 Кровь обагрила.

 Красным был – белым стал:

 Смерть побелила. ( М. Цветаева)

Вопрос :Чему учат нас уроки гражданской войны?

Наша главная задача, помня уроки гражданской войны не позволить ей собирать свою страшную жертву в наших полях, лесах, городах и деревнях. Слайд 14

Домашнее задание :написать эссе на тему: «Нравственное осмысление уроков гражданской войны»

Приложение1

Фамилия ______________________________________________

Вопросы

«КРАСНЫЕ»

 «БЕЛЫЕ»

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Личности

Вооруженные силы

Социальная основа

Политическая основа

                     

                                                                                                                                        Приложение1

Фамилия ______________________________________________

Вопросы

«КРАСНЫЕ»

 «БЕЛЫЕ»

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Личности

Вооруженные силы

Социальная основа

Политическая основа

                     

Работа с документами

1. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты». Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть – пролетариату, земля – крестьянам, предприятия – рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта – восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

 2. Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского. Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наемным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха – все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею.

3.Из книги С. Мамонтова «Походы и кони (воспоминания о Гражданской войне)»

Крестьянам мы обещали землю слишком поздно - в Крыму в 1920 году. Надо было сказать об этом раньше. Ведь было столько восстаний в тылу у красных.

Мы наивно надеялись на помощь "союзников". Помощь эта была недостаточной и неискренней. Все вновь образованные государства - Польша, Прибалтийские, Грузия и Азербайджан - были нам враждебны. Мы не сумели наладить внешнюю политику..."

4. Из воспоминаний П. Н. Милюкова. ...Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

5. В составе бывших офицеров, служивших у большевиков, различаются четыре основные группы, мотивы службы которых у красных в равной мере ничего общего с "осознанием" не имели. Первую составляли лица, служившие по идейным соображениям, т.е. в той или иной степени разделявшие коммунистические убеждения. Но такие люди были в большей мере большевиками, чем офицерами, они придерживались своих весьма левых убеждений и до того, как, попав во время войны в армию и имея соответствующее образование, получили офицерские погоны. Новая власть для них была вполне своей, а принадлежность к офицерству – лишь случайным и временным обстоятельством. Вторая представляла тип беспринципных карьеристов, почувствовавших в условиях дефицита специалистов возможность выдвинуться при новой власти. Третья включала в себя лиц, испытывавших в отношении большевиков те или иные иллюзии или считавших, что, служа у большевиков, им удастся, овладев военным аппаратом, свергнуть их власть. Наконец, четвертая, и самая многочисленная (до 80%) состояла из лиц, насильно мобилизованных большевиками и служивших под угрозой репрессий в отношении семей или просто ввиду отсутствия средств к существованию.

6. Из работы И. В. Сталина. Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, – однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, – превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных промышленных и культурно-политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении...– превратились в базу контрреволюции...

7. Из речи Л. Д. Троцкого. Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

Вопросы и задания .

 1.Какие факторы, отмеченные в документах 1,2, предопределили победу большевиков в гражданской войне?

2.Проанализируйте документ 3. Выделите причины поражения белого движения.

3. Обратите внимание на высказывание П. Н. Милюкова (документ 4) Почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?(документ 5)

4.О каких преимуществах в ведении гражданской войны говорится в документе 6 ?

5. Как вы объясните слова Л. Д. Троцкого (документ7)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе "Гражданская война в России"

Тема урока: итоговый урок по теме «Гражданская война в России»Основная цель: систематизировать изученный материал по изученной темеОсновные понятия; гражданская война, иностранная интервенция, «...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»

Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.Цели урока:  помочь осознать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, что именно русский народ стал главным заложн...

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...