Открытый урок по истории на тему "Опричнина" в 7 классе
план-конспект урока по истории (7 класс)

Абдуллаева Марина Наврузбековна

познакомить с причинами разрыва царя со своими сподвижниками, формировать понятие «опричнина», подвести обучающихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, её целях, средствах осуществления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Кюрягская СОШ»

Открытый урок

По истории в 7 классе

на тему:

«Опричнина»

C:\Users\111\Desktop\Новая папка\20220225_100855.jpg

                                                    Подготовила:

 учитель истории и

обществознания

                                                             Абдуллаева М.Н.

Кюряг 2022

Цели и задачи:

  • Образовательная: познакомить с причинами разрыва царя со своими сподвижниками, формировать понятие «опричнина», подвести обучающихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, её целях, средствах осуществления.
  • Развивающая: способствовать формированию у обучающихся умений анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи.
  • Воспитательная: способствовать формированию ценностных суждений.

Планируемые результаты:

  • Предметные: давать определения понятий: земщина, опричнина; описывать причины разрыва Ивана IV со своими сподвижниками; показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; высказывать суждения о причинах, характере и итогах опричнины; раскрывать причинно-следственные связи, цели и результаты деятельности исторических личностей.
  • Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: владение устной речью; слушать и дополнять выказывания одноклассников, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 2) регулятивные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи и оценивать правильность ее решения; соотносить свои действия с планируемым результатом; 3) познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач.
  • Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к истории России, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивать роль личности в истории.

Тип: комбинированный с учётом требований ФГОС

Методы: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.                                                   

Межпредметные связи: история-география

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для проверки домашнего задания.  раздаточный материал (фрагменты источников по теме «Усиление власти Ивана IV. Опричнина» со сформулированными к ним заданиями)

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».

Псковский летописец

Ход урока

Организационный этап

1. Организационный момент – приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания.

2. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучали тему «Внешняя политика Ивана IV».

Давайте проверим на сколько хорошо вы подготовились к уроку.

- Посмотрите на карту.. Как изменилась территория государства на востоке и западе? Слайд 2

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_1.png

Обучающиеся: смотрят на карту, делают выводы, отвечают.

(Предполагаемый ответ: 1 уче. Мадина: на востоке территория государства увеличилась за счет завоевания Казанского ханства в 1552 г. и присоединения Астраханского ханства в 1556 г. 2 уче. Рамазан: на западе Российское государство входе Ливонской войны 1558-1583 гг. утратило территории вдоль побережья финского залива.)

Учитель.

- А теперь покажите на карте:

1) Присоединенные территории;

2) Поход Ермака и волжский торговый путь;

3) Земли, утраченные в ходе Ливонской войны.

Обучающиеся (1-2 ученика: Абдулла и Мухаммад) показывают объекты на карте.

Слово учителя. Мы с вами вспомнили основные события внешней политики, а как называется политика, проводимая на территории государства?

Обучающиеся - внутренняя.

Слово учителя. Мы уже ознакомились с внутренней политикой Ивана IV. Давайте вспомним, какие произошли изменения. Напишем исторический диктант.( ребята на листочках пишут ответы, а затем меняют листы друг с другом и проверяют под мою диктовку)

1)Ближний круг друзей и советников при Иване IV, неофициальное правительство

2)Этот титул принял Иван Васильевич в 1547 году

3)Служилые люди, получавшие за службу земельный надел

4)Сословно-представительный орган при царе, впервые созванный в 1549 г.

5)Постоянное войско, созданное Иваном Грозным

6)Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным

7)Этот документ, принятый при Иване Грозном, подтвердил существование Юрьева дня

8)Годы, в течении которых запрещался крестьянский выход в Юрьев день

9)Денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди

10)Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

Ответы( 1- Избранная рада,2- Царь, 3- дворяне, 4- Земский собор, 5- Стрельцы, 6- приказы, 7- Судебник, 8- Заповедные лета, 9- Тягло, 10- Самодержавие.)

0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3». Взаимопроверка, оценивание.

3. Определение темы урока.

Вопрос: Какая форма правления складывается в ходе преобразование Ивана IV? (сословно-представительская монархия).

Слово учителя. Но в дальнейшее внутриполитический курс царя претерпел серьезные изменения. В течении 7 лет в Московском государстве разгорелся и пылал, по словам Андрея Курбского «пожар лютости»

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова псковского летописца: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли». Какое слово для вас новое, непривычное?

Слайд 3

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_2.png

Обучающиеся ( Гамид) Отвечает Опричнина.

Тема нашего урока «Опричнина». Слайд 4 (запись в тетрадь)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_3.png

Одни и те же события, явления, процессы вызывают разное отношение к ним, несут разные последствия.

-Как псковский летописец относится к опричнине?

-Иван IV был умелым, волевым государственным деятелем и наверно, не с проста ввел опричнину?

Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Слайд 6

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_4.png

Какие вопросы мы можем поставить перед собой, чтобы понять новую политику царя?

Ответы учащихся – составление плана урока. Слайд 7

1. Почему политика изменилась?

2. Какова ее цель?

3. Как осуществлялась?

4. Итоги? (рассмотрим на следующем уроке)

План на урок

1. Причины роспуска Избранной рады и цели опричнины.

2. Отъезд в Александровскую слободу. Введение опричнины.

3. Методы опричной политики.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_5.png

Слово учителя. По словам псковского летописца: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли».

Но только ли к запустению привела опричнина? (Отвечает Фатима)

Задание на урок: А сегодня нам необходимо дать четкое объяснение 

Что же такое опричнина?

1. Причины роспуска Избранной рады и цели опричнины.

Слово учителя. По разному оценивали опричнину историки. На этот вопрос мы сможем ответить, разобравшись с причинами, целями и методами опричнины.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_6.png

Задание №1.

Ваша задача прочитать текст и ответить на поставленные вопросы.

Обучающиеся:

1 вариант (Гамид, Мухаммад, Абдулла, Мадина и Физули)- работают с текстом §10 п. 1 п.2

П. 1 - С какими трудностями столкнулся Иван IV?

П. 2 - Какова судьба членов Избранной рады?

(Примерный ответ: - во время болезни Ивана Васильевича бояре уклонялись от присяги его малолетнему сыну, хотели возвести на престол Владимира Старицкого; - неудачи в Ливонской войне, - смерть любимой жены)

2 вариант (Амина, Алиса, Эльнара, Фатима и Рамазан)– работает с текстом документа и параграфа 10 п.1

- Сформулируйте причины роспуска Избранной рады и цели введения опричнины.

(Примерный ответ:Причины: 1. Недовольство своеволием бояр. 2. Стремление членов избранной рада к управлению государством. 3. Смерть любимой жены царя – Анастасии.

Цель введения опричнины: Укрепление единоличной власти.

(Запись в тетради) Слайд 9-11

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_7.png

Текст для 2 варианта:

«…Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «Ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что Избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела рядом постановлений, неудобных для московских самодержцев. …Рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающем свое полновластие. Столкновения начались с 1553 г. во время тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что Рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Дмитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича Старицкого: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летописец), а в боярах смута и мятеж, а царству начала бытии во всем скудость». Полный разрыв с царя с радою произошел около 1560 г., когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А.Адашев».

(Платонов С.Ф Лекции по русской истории)

«Главная ценность для него (Ивана IV) – ничем не ограниченная самодержавная власть. … Царь Иван был уверен, что служить ему – нравственный и христианский долг его подданных. Сам господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. … Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. … Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша»…»

(Кобрин В.Б. Иван Грозный. Спор, которому четыре века)

2. Отъезд в Александровскую слободу. Введение опричнины.

Слово учителя. Иван Васильевич желал укрепления своей единоличной власти с помощью террора, но, столкнувшись с неповиновением бояр, предпринял политический маневр. Слайд 12(видео)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_8.png

Задание №2 - слушая мой рассказ, ответьте на вопрос: почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

Рассказ учителя в рамках учебника. Слайд 13- 15

Обучающиеся. Бояре испугались восстания народа, поэтому согласись на условия царя.

Запись в тетради: 1564 г. – отъезд в Александровскую слободу

1565 г. – Введение опричнины.

Слово учителя.Торжественно вернувшись в Москву, царь объявил о разделении территории государства.

Задание №3. Работа с картой – заполнение таблицы. Слайд 16

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_9.png

Территория государства Слайд 16

(Запись в рабочих листках)

Критерии

Земщина

Опричнина

Территории

Все земли государства, кроме тех, что отошли в личное владение царя.

Самые богатые, экономически развитые земли: 20 городов в центральных районах страны.

Управление

Боярская Дума

Царь

Центр (столица)

Москва

Александровская слобода

Армия (войско)

Народное ополчение

Опричное войско

Вопрос: Какой вывод можно сделать на основании карты, таблицы и обращения митрополита Филиппа к царю Ивану IV (1566) с.84

Обучающиеся: (Разделенное государство станет слабеть, будет уязвимо для внешнего врага. Ослабнет экономика государств).

 Физкультминутка

Опричное войско. Слайд 18

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_10.png

Задание №4. Пользуясь дополнительным материалом и текстом §10 с.83.

1. Опишите опричника. Почему они носили черную одежду? Объясните символы опричного войска. – 1 вариант.

Внешнее отличие опричников — черная одежда грубого сукна, прикрепленные к седлу собачья голова и метла, — означало, что верные царские слуги - опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Ездили опричники на вороных конях, в черной сбруе, всем своим видом наводя ужас на встречных. Отбор в опричники был чрезвычайно строг. Опричник произносил особую клятву на кресте, обещая «не есть и не пить с земщиной».

2. Определите критерии отбора в опричное войско? – 2 вариант

Отбор в него был очень жесткий, и только «лучшие люди» имели шанс на зачисление в опричные полки опричников. В опричнину отбирали худородных дворян, мелкопоместных служилых подданных, не знавшихся с боярами - земцами. При наборе их причудливо допрашивали об их происхождении, специально выяснялись родственные связи будущих опричников. Те, кто заносился в опричные списки, должен был быть благонадежен: не иметь контактов с земскими жителями. Каждый опричник давал на кресте клятву личной верности царю, обещая «не есть и не пить с земщиной», разоблачать опасные замыслы, грозившие царю.

3. Методы опричной политики.

Слово учителя. Итак, разделив территорию и создав войско опричников, Иван Грозный начал осуществление своей политики.

Против кого же была направлена сила опричного войска? Какими способами она осуществлялась?

Чтобы ответить на эти вопросы, выполним следующее задание.

Задание №5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы.

«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.

В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.

… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».

1 вариант

2 вариант

1. Кто подвергся казни и расправе?

2. Какое положение имели эти люди в государстве?

1. Против каких слоев населения эта политика была направлена, а какие слои населения пострадали в ходе ее осуществления?

На основе текста источника и текста § 10 с. 83. выделите методы опричной политики?

Запись в тетради.

Методы опричной политики – казни, жестокие расправы, массовые ссылки, заточение, конфискация имущества– террор.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1382661f70f/1306951_11.png Слайд 19

Слово учителя. Итак, мы ответили на поставленные вопросы о целя и методах опричнины. Теперь мы можем дать определение понятию «опричнина».

Опричнина – это внутренняя политика Ивана IV, направленная на усиление царской власти путем раздела территории государства, создания особого войска и применения методов террора и насилия.

Д/З: Для всех: § 10 читать, ответить на вопросы 1-5.

Для сильных учеников( Мадина, Рамазан, Абдулла, Фатима): дополнительно с. 87 вопросы в рубрике «Думаем, сравниваем, размышляем».

Рефлексия: составьте синквейн по теме урока.

Приложение 1

1 вариант

Задание №1. работают с текстом §10 п. 1 п.2

П. 1 - С какими трудностями столкнулся Иван IV?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

П. 2 - Какова судьба членов Избранной рады?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание №2. Слушая мой рассказ, ответьте на вопрос.

Почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Работа с картой и учебником – заполнение таблицы.

Критерии

Земщина

Опричнина

Территории

Управление

Центр

Войско

Заданию №4. Пользуясь дополнительным материалом и текстом §10 с.83.

«Внешнее отличие опричников — черная одежда грубого сукна, прикрепленные к седлу собачья голова и метла, — означало, что верные царские слуги - опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Ездили опричники на вороных конях, в черной сбруе, всем своим видом наводя ужас на встречных. Отбор в опричники был чрезвычайно строг. Опричник произносил особую клятву на кресте, обещая «не есть и не пить с земщиной».

Вопросы: Опишите опричника. Почему они носили черную одежду? Объясните символы опричного войска. ______________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы.

«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.

В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.

… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».

1. Кто подвергся казни и расправе?

2. Какое положение имели эти люди в государстве?

3. На основе текста источника и текста § 10 с. 83. выделите методы опричной политики?

Приложение 2

2 вариант

Задание № 1

Прочитайте текст. Сформулируйте причины роспуска Избранной рады и цели введения опричнины.

Текст

«…Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «Ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что Избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела рядом постановлений, неудобных для московских самодержцев. …Рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающем свое полновластие. Столкновения начались с 1553 г. во время тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что Рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Дмитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича Старицкого: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летописец), а в боярах смута и мятеж, а царству начала бытии во всем скудость». Полный разрыв с царя с радою произошел около 1560 г., когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А.Адашев».

(Платонов С.Ф Лекции по русской истории)

«Главная ценность для него (Ивана IV) – ничем не ограниченная самодержавная власть. … Царь Иван был уверен, что служить ему – нравственный и христианский долг его подданных. Сам господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. … Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. … Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша»…»

(Кобрин В.Б. Иван Грозный. Спор, которому четыре века)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Слушая рассказ учителя, ответьте на вопрос.

- Почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Работа с картой и учебником – заполнение таблицы.

Критерии

Земщина

Опричнина

Территории

Управление

Центр

Войско

Задание №4. Определите критерии отбора в опричное войско?

Отбор в него был очень жесткий, и только «лучшие люди» имели шанс на зачисление в опричные полки опричников. В опричнину отбирали худородных дворян, мелкопоместных служилых подданных, не знавшихся с боярами - земцами. При наборе их причудливо допрашивали об их происхождении, специально выяснялись родственные связи будущих опричников. Те, кто заносился в опричные списки, должен был быть благонадежен: не иметь контактов с земскими жителями. Каждый опричник давал на кресте клятву личной верности царю, обещая «не есть и не пить с земщиной», разоблачать опасные замыслы, грозившие царю.

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

Задание №5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы.

«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.

В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.

… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».

1. Против каких слоев населения эта политика была направлена, а какие слои населения пострадали в ходе ее осуществления?

2. На основе текста источника и текста § 10 с. 83. выделите методы опричной политики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Отечества -11 класс.

Открытый урок по истории России  в 11 классе.              Тема раздела: СССР в 1945 – 1953 годахТема урока:   Жизнь и б...

открытый урок по истории в 7 классе.

Я представляю Вашему вниманию план-конспект открытого урока по истории России в 7 клссе по теме "Северная война". Буду рада увидеть отзывы....

открытый урок по истории в 7 классе.

Выступление с обзором журнала "История в школе" за 2011....

Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов

Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов....

Открытый урок по истории в 7 классе "Эпоха Петра I"

повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме: "Эпоха Петра Первого"...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"

Цели урока:1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими иг...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...