Синквейн на уроках истории
методическая разработка по истории

Лидия Валериевна Фалина

Методическая разработка для активизации учебной деятельности обучающихся на уроказ истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн на уроках истории и обществознания.

Фалина Лидия Валериевна. Учитель истории и обществознания МКОУ "Николо-Поломская СОШ".

На каждом уроке используются разные методические приемы для активизации учебно-познавательного процесса. Я давно открыла для себя и своих обучающихся Синквейн. Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Создание синквейнов - пятистрочных "стихотворений" - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательноые или причастие), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера можно привести стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн

Образный, точный

Обобщает, развивает, обучает

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»

Творчество.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Как работать с синквейнами:

  • Составление нового синквейна.
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейна.
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна.
  • Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы.
  • Самостоятельно на практическом занятии.
  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
  • В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна..

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

повышается интерес к изучаемому материалу;

развивается образное мышление;

развиваются творческие способности учащихся;

совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

развивается мышление и воображение;

вырабатывается способность к анализу;

уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

расширяется словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн на уроках истории

Материал в виде буклета для проведения мастер классов на профессиональных конкурсах...

Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"

    Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...

использование кластера и синквейна на уроках истории

описание использования кластера и синквейна на уроках истории...

мастер-класс Кластеры и синквейны на уроках истории

материал отражает использование приёмов кластера и синквейна на различных этапах урока...

Синквейн и его использование на уроках истории

Один из методов закрепления новых знаний на уроках...

Применение синквейна на уроках истории и обществознания

Применение синквейна на уроках истории и обществознания...

Применение синквейна на уроках истории и обществознания

Применение синквейна на уроках истории и обществознания...