Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990 – х годах 20 века
учебно-методический материал по истории (11 класс)

Конько Татьяна Владимировна
Параграф 32-33: Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х - начале 2020-х (история, 11 класс, Мединский)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990 – х годах 20 века История России

Слайд 2

Последствия распада СССР в сфер науки, образования и культуры Тотальный слом советского жизненного уклада, в том числе механизма государственного контроля культурной сферы, и переход к рынку поставили представителей культуры в сложную ситуацию.

Слайд 3

Последствия распада СССР в сфер науки, образования и культуры С одной стороны, все цензурные ограничения были сняты. С другой – финансирование творческой деятельности резко сократилось. Менялись общественные настроения. Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стали тяжелыми испытаниями для людей. «Открытие Запада» сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности.

Слайд 4

Последствия распада СССР в сфер науки, образования и культуры Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз. Многие научные институты прекратили своё существование. Количество занятых в научной сфере сократилось в два раза, в том числе за счёт выезда квалифицированных специалистов за рубеж. Многие учёные вынужденно уходили в торговлю, сферу услуг и другие сферы.

Слайд 5

Последствия распада СССР в сфер науки, образования и культуры Появились новые типы учебных заведений – гимназии, лицеи, колледжи, а также частные школы. М одернизация образования тормозилась из – за хронического недофинансирования. Объявленная «вариативность» обучения привела к созданию десятков школьных учебников почти по всем предметам.

Слайд 6

Последствия распада СССР в сфер науки, образования и культуры На средства западных грантов издавались учебные пособия, в которых история России преподавалась в извращённом виде. Молодёжи активно навязывали представление об «исторической отсталости» нашей страны. В массовое сознание внедрялась ложь о нашей истории.

Слайд 7

Последствия распада СССР в сфер науки, образования и культуры Одновременно была разрушена система ПТУ. При сохранении бесплатного образования появилась практика оказания так называемых дополнительных платных образовательных услуг. Это отвечало запросам обеспеченных людей, но поскольку у большинства населения средств на это не было, то качественное образование постепенно могло стать привилегией, доступной немногим.

Слайд 8

Литература В 1990 – е годы многие писатели увлеклись публицистическим жанром: это давало возможность критически осмыслить экономические и социальные изменения в обществе. Писатели самых разных убеждений с тревогой писали о тяжелой жизни людей, об идущей по стране волне безнравственности и беззакония.

Слайд 9

Литература В эти годы доступными для читателя стали произведения писателей – эмигрантов: И. Шмелев, Б, Зайцев, М. Алданов , Г, Газданов ). Появились книги, не опубликованные в советский период («Окаянные дни» И, Бунина, « Чевенгур » и «Котлован» А. Платонова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака).

Слайд 10

Литература В художественной прозе отразились процессы, идущие в стремительно меняющемся обществе, появились новые «герои» – так называемые «новые русские», безработные, беженцы, бездомные. Романы на грани гротеска принесли известность молодым писателям: В. Пелевину, Т. Толстой, С. Лукьяненко.

Слайд 11

Литература Однако в целом акцент сместился на выпуск беллетристики – продукции развлекательного, детективного и фантастического жанров. Она имела мало художественной ценности, но обеспечивала доходы.

Слайд 12

Кинематограф Из – за сокращения государственного финансирования российский кинематограф в 1990 – е годы находился в состоянии «творческого затишья». Новых фильмов выходило мало, была полностью разрушена система проката. В кинотеатрах открывали мебельные салоны и развлекательные центры.

Слайд 13

Кинематограф Даже в таких условиях появлялись яркие работы состоявшихся кинематографистов и творцов нового поколения, появились фильмы, вызвавшие зрительский интерес: «Утомленные солнцем» Н. Михалкова, «Ворошиловский стрелок» С. Говорухина, «Мусульманин» В. Хотиненко, «Брат» А. Балабанова, «Остров» П. Лунгина .

Слайд 14

Музыка Многие выдающиеся музыканты в эти годы возглавили ведущие российские творческие коллективы: В. Федосеев, Ю. Темирканов , В. Спиваков. Признание и известность получили оперные звезды Д. Хворостовский, О. Бородина, И. Абдразаков , звезды балета И. Лиепа, Н. Цискаридзе.

Слайд 15

Музыка Исключительно востребованным было творчество композиторов Э. Артемьева и А. Рыбникова.

Слайд 16

Музыка Широко распространилась молодёжная музыкальная культура. Открывались музыкальные коммерческие радиостанции. Произошёл бум танцевальной музыки.

Слайд 17

Музыка 1990 – е годы стали переломными для отечественной рок – культуры. Популярный в советское время социальный рок потеснил поток сугубо развлекательной «однодневной» коммерческой продукции.

Слайд 18

Театр Менялась театральная жизнь. При сокращении государственного финансирования, как ни странно, вдвое увеличилось количество государственных театров. Создаются «Геликон – опера» Д. Бертмана (1990), знаменитая Мастерская П. Фоменко (1993).

Слайд 19

Театр Радикальные эксперименты не изменили природу российского многонационального театра, основанную на сочетании традиций психологического реализма русской сцены и смелого новаторства. Международный театральный фестиваль имени Чехова (1992) и Театральная премия Золотая маска (1993) оказывают значительное влияние на мировой театральный процесс.

Слайд 20

Изобразительное искусство В живописи советский запрос на полотна социальной проблематики уступил место как абстракционистским, так и реалистическим полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась практика создания жанровых картин по заказу богатых клиентов.

Слайд 21

Изобразительное искусство Начали возрождаться традиции российского меценатства. На родину вернулись многие художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной. Второе рождение переживали русское иконописное искусство и роспись храмов. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи и музеи.

Слайд 22

Термины и понятия Меценатство - материальная или иная безвозмездная поддержка, оказываемая организациям, а также представителям культуры и искусства.

Слайд 23

Средства массовой информации Радикальные перемены произошли в СМИ. Цензура и государственный контроль за их деятельностью исчезли. Появились сотни новых газет и журналов, рассчитанных на самые различные категории читателей.

Слайд 24

Средства массовой информации Отечественные радиостанции, в том числе музыкальные, информационные, стали вещать в FM – диапазонах. Появились первые частные телеканалы (РЕН ТВ, НТВ). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения.

Слайд 25

Средства массовой информации Вместе с тем, олигархические группы, в том числе зарубежные, пытались установить контроль над ведущими СМИ, использовать их для формирования общественного мнения в своих личных интересах.

Слайд 26

Средства массовой информации С конца 1990 – х годов государство начало возвращать возвращать утраченные позиции в медиасфере . В 1997 году был создан вещающий без рекламы телеканал «Культура», знакомящий зрителей с лучшими достижениями мировой культуры.

Слайд 27

Российский спорт Проблемы, с которыми столкнулась Россия в 1990 – х отразились и на состоянии спорта. Серьезнее всего пострадала его материальная база. Большинство спортивных обществ, составлявших основу подготовки спортсменов в СССР, закрылось.

Слайд 28

Российский спорт Из – за резкого сокращения финансирования многие спортивные сооружения были закрыты или перепрофилированы под склады, торговые залы, ночные клубы или просто стояли в полном запустении. Это негативно сказалось и на состоянии массового спорта.

Слайд 29

Российский спорт Следствием этих процессов стала постепенная утрата ведущих позиций. Последовательно сокращалось количество медалей, завоеванных российскими спортсменами на Олимпиадах. Несмотря на это, российским спортсменам удалось в целом сохранить передовые позиции в мировом спорте и одерживать победы.

Слайд 30

Государство и основные религиозные конфессии В 1990 – е годы под воздействием западной пропаганды вместо традиционных для нашей культуры ценностей – добра, справедливости, коллективизма, милосердия, жертвенности – обществу активно навязывались настроения индивидуализма. Отсутствия ответственности человека перед обществом.

Слайд 31

Государство и основные религиозные конфессии Утверждалось, что главной целью человека является личный успех, достижение материального благополучия и достатка, пренебрежение коллективными ценностями и страданиями других.

Слайд 32

Государство и основные религиозные конфессии Снятие ограничений в религиозной жизни способствовало проникновению из – за рубежа различных сект псевдорелигиозных течений. Такие секты называют тоталитарными за использование психологических приемов, направленных на абсолютное подчинение лидерам, отказ в их пользу от своего имущества и сбережений.

Слайд 33

Государство и основные религиозные конфессии 1990 – е годы стали новой страницей в развитии традиционных конфессий – православия, ислама. Буддизма, иудаизма. К середине 1990 – х годов по данным соцопросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими. Восстанавливались из руин и строились новые храмы, мечети, дацаны, синагоги.

Слайд 34

Государство и основные религиозные конфессии Церковь патронирует детские приюты, участвует в реабилитации наркозависимых, занимается уходом за престарелыми. Развивается религиозное искусство. Мастера традиционных народных промыслов возрождают традиции иконописи и фресковой живописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века"

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века" (спор западников и славянофилов и судьбах России)....

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

физическая культура и спорт в нашей жизни

физическая культура и спорт в нашей жизни...

Физическая культура и спорт в нашей жизни

Физическая культура и спорт в нашей жизни...

Физическая культура и спорт в нашей жизни

Физическая культура и спорт в нашей жизни...

Духовная жизнь страны в 1990-е годы. История России 10 класс

Духовная жизнь страны в 1990-е годы. История России 10 класс...

Работа по теме: «Духовная жизнь страны в 1990-е годы» 10 класс история России

Работа по теме: «Духовная жизнь страны в 1990-е годы»...