Этика и эстетика
план-конспект урока по истории (11 класс)

Глазырина Наталья Александровна

Конспект урока по философии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_estetika.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Этика, эстетика.

  1. Предмет и задачи этики.

Термин «этика» образован от греч. этос, что в переводе означает «привычка, обыкновение, нрав».

В настоящем этика – это философская наука, которая изучает мораль, ее происхождение, развитие и функционирование. Этика осмысливает мораль, дает ей ценностную интерпретацию, анализирует определенные связи нравственности с другими формами общественного сознания и областями деятельности (с религией, искусством, правом, политикой и т. д.).

Этика – (этос «дом», «обычай»)это философская дисциплина, которая изучает природу морали. В центре этой дисциплины находится проблема различения добра и зла. Существует 2 раздела этики. Теоретический аспект раскрывает теорию морали и особенности её функционирования. А практический говорит об искусстве жить. Благодаря этическим знаниям человек может выстроить гармоничные отношения с миром.

Мораль –(от лат. «Морес» общепринятые традиции, негласные правила) принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. А так же совокупность норм поведения, вытекающая из этих представлений. Мораль – принципы принятые обществом, нравственность – внутренние принципы человека.

Нравственность– внутренняя установка индивида действовать согласно свободной воле своей совести, это выбор как поступать.

Основные категории этики

Основные категории этики – это понятия, в которых раскрывается сущность морали и нравственных отношений.

Существует иерархия категории этики, самым главные понятием у Канта является «дом».

Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга.

Добро является синонимом слова польза и благо. А зло является синонимом слова вред. Добро и зло конкретно исторично.

Совесть, честь и достоинство – категории, которые характеризуют уровень индивидуального морального сознания. Совесть сравнивает.

Достоинство – это осознание человеком того, что несет в себе.

Честь– определенного рода граница, которую сам человек себе устанавливает. То, на что способен человек не теряя достоинства.

Долг– это форменное представление о добре и зле. Требование общества к человеку.

Ответственность – та часть долга, которую человек принимает на себя.

Мораль представляет собой совокупность правил и норм поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни. Эти нормы отражают отношения людей друг к другу, обществу и к миру в целом. Следует отметить, что наряду с термином «мораль» большинство ученых и философов использует и другой термин – «нравственность». (Однако в истории этики данные понятия иногда разделялись. В частности, Гегель рассматривал мораль - это совокупность норм и требований, устанавливаемых обществом для индивидов - , а нравственность – это совокупность этических требований , которые индивид предъявляет к себе сам).

Мораль охватывает все отношения людей. Для отдельного человека мораль есть не что иное, как общепринятое мнение о том, как следует вести себя в обществе. Именно по этой причине этику называют «философией практической жизни», которая изучает повседневное поведение людей, их ценности, идеалы, качества человеческого характера. Этика анализирует мораль, теоретически ее обобщает, систематизирует и предпринимает попытку обосновать одни ценности и опровергнуть другие.

В этике наметилось четыре концепции ее возникновения.

1. Религиозная. Считается, что мораль дана людям от Бога. Поэтому нравственные нормы неизменны и носят авторитарный характер.

2. Натуралистическая концепция утверждает, что мораль заложена в человеке от природы, является врожденной. Однако современная генетика отрицает наличие духовного опыта в генах. В настоящее время очевидно, что нравственность фиксируется в социальных программах и передается через воспитание.

3. Социологизаторская концепция появление морали связывает с развитием общества. В данном случае мораль выступает как ответ на потребности общества в конкретных социально-исторически

1.2. Структура этического знания. В структуре этического знания можно выделить несколько разделов.

1. История этики и морали. Здесь речь идет о развитии этических учений и эволюции морали с древнейших времен до наших дней.

2. Теория морали – это учение о сущности и структуре морали.

3. Нормативная этика – это обоснование существующих моральных принципов и норм, которые предписывают человеку определенные правила поведения.

4. Прикладная этика – совокупность норм и правил поведения в конкретных сферах жизнедеятельности людей.

2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

2.1. Античная этика.

2.2. Этика Средневековья.

2.3. Этика Возрождения.

2.4. Этика Нового времени.

2.5. Современная этическая мысль.

2.1. Античная этика. Античная этическая мысль развивалась в период с конца VII в. до н. э. до конца V в. н. э. На ее специфику повлияло демократическое устройство общественной жизни. Главным ее предметом стал человек в быстроменяющемся мире. Важно отметить, что ценность человека определялась в первую очередь не происхождением и знатностью, а личными делами, способностями и общественной активностью.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) настаивал на существовании общих определений морали и общезначимых характеристик нравственных понятий. По его мнению, путь к счастью и человеческому согласию в обществе лежит через познавательную деятельность. Основой всякой добродетели, по Сократу, выступает знание. Оно представляет собой понятие о предмете. В качестве предмета знания может быть то, что доступно целесообразной деятельности человека. Таким образом, философ утверждает, что благо тождественно удовольствиям и счастью, а добродетель тождественна знанию. Мудрый человек не может поступать плохо, поэтому важно, чтобы индивид осознавал истинность моральных ценностей.

Платон (428–348 гг. до н. э.). Суть его учения состоит в вере в силу идеала, вере в идеальное как сущее бытие. Нравственные ценности – добро, справедливость, честность и т. д. – Платон помещает в мир идей, утверждая тем самым их объективно-идеальный характер. Главное предназначение человека заключается в приближении к миру идей через установление власти разума над страстями, пренебрежение ко всему телесному, земному как несовершенному и неподлинному.

Аристотель (384–322 до н. э.) искал основания нравственности не в идеальных сущностях, а в реальном мире. Он ввел в историю науки термин «этика».

Аристотель стремился найти пути гармоничного взаимодействия человека и общества. Суть этого взаимодействия заключается в том, что индивид, подавляя свой эгоизм, должен ориентироваться на общественное благо. В то же время и государство должно заботиться о благополучии и процветании своих граждан. Таким образом, Аристотель полагал, что мораль зависит от государственных отношений.

2.2. Этика Средневековья. В I в. н. э. начинается формирование христианской этики, которую характеризует полный отказ от рационалистического подхода к проблемам морали. Основой интерпретации нравственности становится религиозная вера. Главной идеей этики христианства стала идея всеобщей греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Выражением сущности Бога и всего нравственного миропорядка является любовь как высшая нравственная ценность. Любовь к Богу есть реальная любовь к ближнему, даже если он враг твой. Христианство утверждает равенство всех людей перед Богом. Однако ценности христианской морали являются нравственными только в силу их божественного происхождения. Воля Бога оказывается выше морали.

Августин Аврелий, Фома Аквинский

2.3. Этика Возрождения. Зарождение новых капиталистических отношений в XIV–XVI вв. способствовало развитию и росту городов – центров товарно-денежных отношений, ремесла, образования и 11 культуры. В этой связи возрождается интерес к природе и человеку. В этической мысли эпохи Возрождения утверждался принцип антропоцентризма, сущность которого заключалась в том, что человек есть центр и высшая цель мироздания. В противовес христианскому аскетизму отстаивалось право человека на творческую деятельность, на наслаждение и счастье в земной жизни.

Николо Макиавелли.

2.4. Этика Нового времени. Развитие науки в XVII в. утвердило разум в качестве высшей инстанции бытия человека. Этика сводилась к естествознанию, что влекло за собой интерес мыслителей не к миру идеального, божественного, а к природной жизни человека, его интересам и потребностям.

Бенедикт Спиноза, Эммануил Кант.

2.5. Современная этическая мысль. Вторая половина XIX – начало ХХ в. знаменовали собой конец классической и становление новой философии и этики. Классическая этика основывалась на культе разума и рациональности, на вере в логичность мирового порядка, а также на уверенности в гармонии истины, добра и красоты. Действительность XIX – начала ХХ в. опровергла веру в силу разума. Научные открытия, технические достижения не сделали человека счастливым. Этим был обусловлен поиск новых подходов в решении традиционных проблем.

Карл Маркс, Фридрих Энгельс.

  1. Предмет и задачи эстетики. 

Понятие «эстетика» ввел немецкий философ Александр Готтлиб Баумгартен в 1735 г. Этот термин образован от греч. эстетикос, что в переводе означает  «относящийся к чувственному восприятию». Эстетика – это наука об эстетическом освоении мира, о сущности эстетического, о законах эстетической деятельности и сознания, о закономерностях функционирования и развития эстетической культуры и общества. Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, развивается и усложняется в процессе развития культуры и остается открытым.

До ХХ в. предметом эстетики было искусство. Основное значение имела категория «прекрасное», которая характеризует явление с точки зрения совершенства. Эстетика должна стремиться раскрыть природу красоты, а также правила, по которым развивается искусство.

Эстетика направлена на изучение чувственно-выразительных качеств не только произведений искусства, но и природных явлений, предметов повседневного обихода.

В настоящее время объектом эстетики становятся различные виды эстетической деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества. Это деятельность, направленная на эстетическое оформление пространственно-предметной среды обитания человека, дизайн и др.

Основные понятия: предмет эстетики, задачи эстетикиэстетический идеал, искусство, эстетическое, прекрасное, красота, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, катарсис, комическое, художественное творчество, талант, гениальность, воображение, вдохновение, художественный текст, произведение, образ, художественное восприятие, диалог, интерпретация.

Задачами эстетики являются:

1) попытка проследить эволюцию представлений о прекрасном на протяжении всей человеческой истории;

2) стремление способствовать гуманизации жизни людей путем утверждения общечеловеческих ценностей;

3) выработка критериев художественности;

4) воспитание художественного восприятия искусства;

5) выявление основных законов художественного творчества.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

.1. Античная эстетика.

2. Средневековая эстетика.

3. Эстетика Возрождения.

4. Эстетика Нового времени.

5. Эстетика Просвещения.

6. Немецкая классическая эстетика.

7. Западноевропейская эстетика второй половины XIX в.

8. Эстетика ХХ в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по нравственно - эстетическому воспитанию «Этика и эстетика» 5-6 классы.

Программа "Этика и Эстетика" предназначена для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII-вида. Она актуальна и современна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и забо...

Программа по нравственно-эстетическому воспитанию для 6 класса "Этика и эстетика".

Основной целью программы является всестороннее развитие школьников во внеурочное время, формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения....

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело...

Контрольно- оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Контрольно оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05  Основы этики и эстетики,  специальность Сестринское дело...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело...