Урок "Святослав и Хазарский Каганат"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Кто такой был Святослав: защитник границ государства русского или захватчик?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Святослав и Хазарский Каганат507.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти

Открытый урок по теме

«Святослав и Хазарский каганат»

Дата: 13 ноября 2024 г.

7 «Е» класс

Автор: Торопынина С.Н., учитель истории

Тольятти, 2024 г.

Тема «Святослав и Хазарский каганат»

Цели урока: показать на примере деятельности князя Святослава основные направления внутренней и внешней политики Руси.

Образовательные: построение знаний у учащихся о военных походах Святослава, значении и характере походов. Проследить начало династии Рюриковичей. Какие народы были соседями Руси. Какие трудности доставлял Хазарский каганат.

Развивающие: продолжать учиться находить на исторической карте нужные объекты, показывать на карте походы Святослава, работать с «легендой». Уметь анализировать материал, рассуждать. Уметь составлять полные ответы.

Воспитывающие: воспитывать мотивацию к учебной деятельности, прилежание, развивать интерес к знаниям своего Отечества

Тип урока: комбинированый

Основные термины и понятия: каганат, пошлина

Планируемые результаты:

Знакомство с князем и его деятельностью. Уметь показывать на карте. Уметь рассказывать, используя карту. Уметь наносить на карту нужную информацию. Уметь находить в тексте главную мысль. Умение выстраивать в хронологическом порядке династию Рюриковичей.

Оборудование: Историческая карта «Киевская Русь в IX – XI веках», контурная карта (адаптированная для детей с ОВЗ, частично уже города и государства подписаны)

Наглядно-демонстративный материал

Иллюстрации князей. Портрет и описание князя Святослава.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Планируемый результат

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выявление отсутствующих

Организация собственной деятельности

Актуализация

Мы с вами изучаем образование государства у восточных славян и знакомимся с первыми русскими князьями. Давайте с вами вспомним: - Как называлось государство у восточных славян? - В каком веке оно стало складываться? - Столица Древнерусского государства стал город.... ? - Покажите на карте территорию Древнерусского государства и столицу

Слушают. Отвечают: - Русь. - 9 век. - Киев. Один из учеников выходит к доске и показывает на карте территорию государства Русь и столицу.

Фронтальная Индивидуальная

Умение слушать задание, давать устные ответы. Осознание качества и уровня усвоения материала

Повторение пройденного материала

Мы с вами познакомились с первыми Киевскими князьями, с династией Рюриковичей. Давайте вспомним их с помощью нашей игры "Князья" (Приложение 1)

Игра. Задача - выстроить хронологическую цепочку правления киевских князей: каждый ученик получает иллюстрацию с князем, выходит к доске, показывает и называет князя (Рюрик, Олег Вещий, Игорь, Ольга) Прикрепляет на магнит к доске.

Игровая

Осознание того, что уже усвоено. Умение работать с информацией

На прошлом уроке мы с вами узнали о первой правительнице - женщине. Как ее звали? Задание: я зачитываю текст, вам нужно дополнить предложения. "Княгиня Ольга была женой князя....... Мы знаем, что князя Игоря древляне за его жадность........ Ольга же за смерть своего мужа..... О том, как она отомстила, мы узнаем из летописи, которая называлась ........... На самом деле княгиня Ольга не хотела войны, она стремилась к ..... Она поняла ошибки своего мужа и установила точный размер дани ....... Урок славянские племена привозили на специально оборудованные места, которые назывались........"

Слушают. Отвечают на вопросы. - Ольга. Выполняют задание. Ответы: Игоря, убили, отомстила, "Повесть временных лет", миру\порядку, Урок, погосты\становища.

индивидуальный опрос

Осознание того, что уже усвоено. Закрепление знаний

Проверка домашнего задания

- Ольгу считают мудрой, а церковь ее называет Святой. Почему? - Где она крестилась? Покажите на карте.

Зачитывают из тетрадей как ответили на этот вопрос дома (Ольга приняла христианство, она мудро правила, она была первой, кто крестился из русских князей) Работа с картой

индивидуальный опрос

Выставление оценок по изученному материалу

Записывает в журнал

Слушают

Актуализация новых знаний

Рассказ учителя: У князя Игоря и его жены Ольги родился сын, которому дали имя Святослав. Рюрик, Олег, Игорь - это имена варяжские. Святослав же - славянское имя. И сегодня мы с вами познакомимся с деятельностью Святослава, узнаем, чем он прославился. Сообщение темы урока: "Святослав и Хазарский каганат"

Слушают Записывают тему урока

фронтальный

Объяснение нового материала

1) Разбор имени Святослав. Вопрос к классу: - Из каких двух слов состоит имя Святослав? Что означает это имя?

1)Ответ: "Слав" и "Свят". Святая слава, светлая слава.

2)Внимание на иллюстрацию, на изображение Святослава. - Каким вы видите Святослава? О чем говорит нам вид князя? Некоторые историки Святослава называют Александром Македонским. Потому что он воевал в таких масштабах, что поразил воображение современников и потомков. Придя к власти Святослав в первую очередь пошел войной на Хазарский каганат.

2)Приклеивают в тетрадь изображение Святослава (Приложение 2)

Описывают его: с бритой головой, клоком волос, усами, грозный воинственный взгляд, в боевых доспехах, скромная одежда.

Умение описывать иллюстрацию, вид человека

3)Работа с текстом учебника, стр.60.: - Кто такие хазары? - Почему Святослав пошел на Хазарский каганат войной?

3)Дети читают по цепочке и отвечают по ходу чтения на поставленные учителем вопросы: Хазарское государство – государство, созданное хазарами. Хазары - народ. Каган - титул. Х.к. - сильное гос-во, богатое, брало дань со славян, брало пошлину с купцов.

Умение находить в тексте и выделять ключевые слова. Задают вопросы для уточнения информации.

4)Словарная работа

4)Читают что такое пошлина и каганат, записывают в тетрадь

5)Работа с картой: показать на карте расположение Х.к., столица Итиль

5)работа в контурной карте. Найти Хазарский каганат, обозначить его цветом. Подписать столицу.

Работа с картой

6)Рассказ учителя по карте о походе Святослава на Х.к.: свой первый удар Святослав обрушил на союзника Х.к. - Волжскую Булгарию. Быстро разгромив армию булгар, князь направился дальше вниз по р.Волге. Для хазар удар с севера оказался неожиданным. Обычно русская дружина приходила с Азовского моря и Дона. Войско хазар было разбито. Взяв Итиль, огнем им и мечом прошла русская рать по хазарской земле к Азову и на р.Дон.

6)Слушают, следят за движением дружины на карте.

7)-Чем закончилась война? - Какую пользу принесла война с Хазарами?

7)Самостоятельно находят в тексте учебника: разбили хазар, захватили столицу Итиль. На захваченных территориях Святослав оставил свои военные гарнизоны, хазары перестали нападать на южные границы Руси

Смысловое чтение

Первичное закрепление материала

Вопросы: - Святослав - кто были его родители? Что означает его имя? С каким государством он начал воевать? Почему? Что такое пошлина, каганат? Покажите на карте Х.г, Итиль и сам военный поход.

Отвечают на вопросы. Ученик у доски показывает на карте территорию Руки, Хазарский каганат, Итиль, поход Святослава

Фронтальное, индивидуальное

Рефлексия

Дети продолжают фразы…

Сегодня я узнал… Было интересно…. Было трудно…. Я понял, что… Теперь я могу…

Заключительная часть

Объявление оценок за работу на уроке, сообщение домашнего задания - с59-61, в. 4

Читают вопрос, который задали. Записывают в дневниках домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КНЯЗЬ РЮРИК

КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ

КНЯЗЬ ИГОРЬ

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

СВЯТОСЛАВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по истории татарского народа (Тюркский каганат)

Тесты по теме Тюркский каганат. 10 вопросов по 4 варианта ответа...

Тува в составе уйгурского каганата.

—Уйгурский период в истории Тувы...

Хазарский каганат

Данная презентация о истории образования и существования государства хазар....