Урок "Святослав и Хазарский Каганат"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Кто такой был Святослав: защитник границ государства русского или захватчик?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 507.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти
Открытый урок по теме
«Святослав и Хазарский каганат»
Дата: 13 ноября 2024 г.
7 «Е» класс
Автор: Торопынина С.Н., учитель истории
Тольятти, 2024 г.
Тема «Святослав и Хазарский каганат»
Цели урока: показать на примере деятельности князя Святослава основные направления внутренней и внешней политики Руси.
Образовательные: построение знаний у учащихся о военных походах Святослава, значении и характере походов. Проследить начало династии Рюриковичей. Какие народы были соседями Руси. Какие трудности доставлял Хазарский каганат.
Развивающие: продолжать учиться находить на исторической карте нужные объекты, показывать на карте походы Святослава, работать с «легендой». Уметь анализировать материал, рассуждать. Уметь составлять полные ответы.
Воспитывающие: воспитывать мотивацию к учебной деятельности, прилежание, развивать интерес к знаниям своего Отечества
Тип урока: комбинированый
Основные термины и понятия: каганат, пошлина
Планируемые результаты:
Знакомство с князем и его деятельностью. Уметь показывать на карте. Уметь рассказывать, используя карту. Уметь наносить на карту нужную информацию. Уметь находить в тексте главную мысль. Умение выстраивать в хронологическом порядке династию Рюриковичей.
Оборудование: Историческая карта «Киевская Русь в IX – XI веках», контурная карта (адаптированная для детей с ОВЗ, частично уже города и государства подписаны)
Наглядно-демонстративный материал
Иллюстрации князей. Портрет и описание князя Святослава.
Технологическая карта урока | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Планируемый результат |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выявление отсутствующих |
|
| Организация собственной деятельности |
Актуализация | Мы с вами изучаем образование государства у восточных славян и знакомимся с первыми русскими князьями. Давайте с вами вспомним: - Как называлось государство у восточных славян? - В каком веке оно стало складываться? - Столица Древнерусского государства стал город.... ? - Покажите на карте территорию Древнерусского государства и столицу | Слушают. Отвечают: - Русь. - 9 век. - Киев. Один из учеников выходит к доске и показывает на карте территорию государства Русь и столицу. | Фронтальная Индивидуальная | Умение слушать задание, давать устные ответы. Осознание качества и уровня усвоения материала |
Повторение пройденного материала | Мы с вами познакомились с первыми Киевскими князьями, с династией Рюриковичей. Давайте вспомним их с помощью нашей игры "Князья" (Приложение 1) | Игра. Задача - выстроить хронологическую цепочку правления киевских князей: каждый ученик получает иллюстрацию с князем, выходит к доске, показывает и называет князя (Рюрик, Олег Вещий, Игорь, Ольга) Прикрепляет на магнит к доске. | Игровая | Осознание того, что уже усвоено. Умение работать с информацией |
На прошлом уроке мы с вами узнали о первой правительнице - женщине. Как ее звали? Задание: я зачитываю текст, вам нужно дополнить предложения. "Княгиня Ольга была женой князя....... Мы знаем, что князя Игоря древляне за его жадность........ Ольга же за смерть своего мужа..... О том, как она отомстила, мы узнаем из летописи, которая называлась ........... На самом деле княгиня Ольга не хотела войны, она стремилась к ..... Она поняла ошибки своего мужа и установила точный размер дани ....... Урок славянские племена привозили на специально оборудованные места, которые назывались........" | Слушают. Отвечают на вопросы. - Ольга. Выполняют задание. Ответы: Игоря, убили, отомстила, "Повесть временных лет", миру\порядку, Урок, погосты\становища. | индивидуальный опрос | Осознание того, что уже усвоено. Закрепление знаний | |
Проверка домашнего задания | - Ольгу считают мудрой, а церковь ее называет Святой. Почему? - Где она крестилась? Покажите на карте. | Зачитывают из тетрадей как ответили на этот вопрос дома (Ольга приняла христианство, она мудро правила, она была первой, кто крестился из русских князей) Работа с картой | индивидуальный опрос |
|
Выставление оценок по изученному материалу | Записывает в журнал | Слушают |
|
|
Актуализация новых знаний | Рассказ учителя: У князя Игоря и его жены Ольги родился сын, которому дали имя Святослав. Рюрик, Олег, Игорь - это имена варяжские. Святослав же - славянское имя. И сегодня мы с вами познакомимся с деятельностью Святослава, узнаем, чем он прославился. Сообщение темы урока: "Святослав и Хазарский каганат" | Слушают Записывают тему урока | фронтальный |
|
Объяснение нового материала | 1) Разбор имени Святослав. Вопрос к классу: - Из каких двух слов состоит имя Святослав? Что означает это имя? | 1)Ответ: "Слав" и "Свят". Святая слава, светлая слава. |
|
|
2)Внимание на иллюстрацию, на изображение Святослава. - Каким вы видите Святослава? О чем говорит нам вид князя? Некоторые историки Святослава называют Александром Македонским. Потому что он воевал в таких масштабах, что поразил воображение современников и потомков. Придя к власти Святослав в первую очередь пошел войной на Хазарский каганат. | 2)Приклеивают в тетрадь изображение Святослава (Приложение 2) Описывают его: с бритой головой, клоком волос, усами, грозный воинственный взгляд, в боевых доспехах, скромная одежда. |
| Умение описывать иллюстрацию, вид человека | |
3)Работа с текстом учебника, стр.60.: - Кто такие хазары? - Почему Святослав пошел на Хазарский каганат войной? | 3)Дети читают по цепочке и отвечают по ходу чтения на поставленные учителем вопросы: Хазарское государство – государство, созданное хазарами. Хазары - народ. Каган - титул. Х.к. - сильное гос-во, богатое, брало дань со славян, брало пошлину с купцов. |
| Умение находить в тексте и выделять ключевые слова. Задают вопросы для уточнения информации. | |
4)Словарная работа | 4)Читают что такое пошлина и каганат, записывают в тетрадь |
|
| |
5)Работа с картой: показать на карте расположение Х.к., столица Итиль | 5)работа в контурной карте. Найти Хазарский каганат, обозначить его цветом. Подписать столицу. |
| Работа с картой | |
6)Рассказ учителя по карте о походе Святослава на Х.к.: свой первый удар Святослав обрушил на союзника Х.к. - Волжскую Булгарию. Быстро разгромив армию булгар, князь направился дальше вниз по р.Волге. Для хазар удар с севера оказался неожиданным. Обычно русская дружина приходила с Азовского моря и Дона. Войско хазар было разбито. Взяв Итиль, огнем им и мечом прошла русская рать по хазарской земле к Азову и на р.Дон. | 6)Слушают, следят за движением дружины на карте. |
|
| |
7)-Чем закончилась война? - Какую пользу принесла война с Хазарами? | 7)Самостоятельно находят в тексте учебника: разбили хазар, захватили столицу Итиль. На захваченных территориях Святослав оставил свои военные гарнизоны, хазары перестали нападать на южные границы Руси |
| Смысловое чтение | |
Первичное закрепление материала | Вопросы: - Святослав - кто были его родители? Что означает его имя? С каким государством он начал воевать? Почему? Что такое пошлина, каганат? Покажите на карте Х.г, Итиль и сам военный поход. | Отвечают на вопросы. Ученик у доски показывает на карте территорию Руки, Хазарский каганат, Итиль, поход Святослава | Фронтальное, индивидуальное |
|
Рефлексия | Дети продолжают фразы… | Сегодня я узнал… Было интересно…. Было трудно…. Я понял, что… Теперь я могу… |
|
|
Заключительная часть | Объявление оценок за работу на уроке, сообщение домашнего задания - с59-61, в. 4 | Читают вопрос, который задали. Записывают в дневниках домашнее задание |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КНЯЗЬ РЮРИК
КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ
КНЯЗЬ ИГОРЬ
КНЯГИНЯ ОЛЬГА
СВЯТОСЛАВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по истории татарского народа (Тюркский каганат)
Тесты по теме Тюркский каганат. 10 вопросов по 4 варианта ответа...
Тува в составе уйгурского каганата.
Уйгурский период в истории Тувы...
