Рабочая программа кружка по истории "Истоки"
рабочая программа по истории (10 класс)

Виноградова Марина Петровна

Программа носит  практический, и прикладной  характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала. В  этих условиях  особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются учебные  навыки. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают  учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-kruzhka-po-istorii_istoki.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрено на  заседании педагогического совета  

Протокол № 1 от 28.08.2024г

Согласовано

Зам.директора поУР ___ Виноградова М.П.

26.08.2024 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «КОСОШ»

___________Л.А.Шараева

Приказ № 48 от 27.08.2024 г

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Истоки»

 

                                          на 2024 – 2025 учебный год

 

 

 

Учитель: Виноградова М.П.

Количество часов всего:  17 часов

 

 

                                        Пояснительная записка 

     Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или  в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. На занятиях кружка «Истоки» мы планируем дать достаточно полное  целостное представление об истории Тункинского района,  привить обучающимся  чувство гордости за свою малую родину. Программа носит  практический, и прикладной  характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала. В  этих условиях  особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются учебные  навыки. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают  учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательный объем знаний. Роль краеведения возрастает, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение  способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию личности подростка.

     Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великой России. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Кружок «Истоки» рассчитан на 17 часов.  

 

                                         Цели и задачи кружка 

Программа кружка включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по истории, знакомит с жизнью, творчеством    народов проживающих в Республике Бурятия Тункинского района . Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию.

                                  Цели программы:

 углубление и расширение знаний учащихся по истории родного района, Республики Бурятия

 развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания,

приобщить краеведов кружка к поисковой – исследовательской деятельности.

Задачи:

научиться и уметь работать с архивными документами, печатными изданиями, газетными публикациями

знать свою родословную, историю своей фамилии, историю своих предков

оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла

 активизация познавательной деятельности  учащихся;

  • воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, анализа исторических источников;
  • расширение кругозора;
  • закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности  информационных технологий.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия  носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала,  посещение музеев школ Тункинского района.

 

Условия реализации программы. 

В кружке занимаются учащиеся 10 класса. Особенность набора в кружок свободный. Кружок работает второй год. Занятия проходят раз в 2 недели, 1,3 неделя каждого месяца по субботам.

Занятия в кружке проводятся в следующих формах:

1.групповые формы: лекции, беседы;

2.индивидуальные формы работы: написание рефератов, докладов;

3.подготовка и участие в конкурсах, квестах;

4.подготовка газет;

5.исследовательская деятельность;

6.проектая деятельность.

 

Результативность

1.В ходе реализации программы кружка развивается самостоятельность,   активность обучающихся;

2.Занятия в кружке помогут раскрыть способности детей;

3.Коллективная деятельность будет формировать такие качества как терпимость, тактичность, доброжелательность;

4.Приобщение детей к творчеству.

 

 

 

Требования к учащимся

Посещать кружок систематически, участвовать в конкурсах, конференциях.

Повышать свой образовательный уровень. Беречь и умножать традиции кружка.

 

Мониторинг

Программа кружка открытая, в неё могут вноситься некоторые изменения.

Предложения могут вносить дети. Повышения мотивации к знаниям и навыков рефлексии. Проводится обсуждение, дети высказывают собственное мнение учатся быть объективными, гуманными, без обид выслушивать критику, быть самокритичными.

Методы:  

Словесные методы:  

  • рассказ, беседа, лекция.

Наглядные методы:  

  • использование музейных экспонатов, подлинных  документов;
  • просмотр фотографий, фотоальбомов, рисунков.

Практические методы:  

  • ролевые игры;
  • экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры;  
  • работа с литературой краеведческого характера.

После прохождения тем, для подведения итогов и проверки усвоения материала предполагается:

  • организация краеведческих конкурсов, конференций, игр;
  • тестовые задания, викторины;
  • зачетные мероприятия в форме защиты сообщений, рефератов, исследовательских работ.  

Данная программа может быть эффективно реализована при ее организационно- методическом обеспечении, которое включает:

  1. Разработку учебно-методических комплексов для учебных занятий;  
  2. Изучение и отбор новых педагогических технологий;
  3. Использование разнообразных форм работы, активизирующих познавательные и творческие способности детей;
  4.  Совершенствование форм и методов воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование кружка  «Истоки»

 Тематическое планирование уроков  

Форма занятия

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Дата

1.

Введение Что такое краеведение?  

Коллективная

Папка с инструктажами, презентация.

Медиапроектор

 

2.

Родословная моей семьи. Составление своего древа

Фронтальная, индивидуальная.

Подбор литературы, раздаточный материал, фрагменты рабочего альбома, семейный архив.

 

 

3.

История МБОУ «КОСОШ»

Индивидуальная, групповая

Материалы школьного музея

 

 

4

Памятники Тункинского района

Фронтальная, индивидуальная  

Материалы школьного музея

 

 

5

Трудовая слава села. Ветераны труда Сороковикова Р.Г.

Новосельцева Л.Н.

Фронтальная, коллективная, индивидуальная

Инструктаж, документы архива Храма  

Медиапроектор, музыкальное сопровождение.

 

6

«Огненный выпуск» Кыренской средней школы

Коллективная, групповая, индивидуальная

Работа с архивом библиотек школы , карточки-задания, фотодокументы

 

 

7.

«Знаменитые люди нашего села»

Встреча со старожилами села

Коллективная, групповая, индивидуальная

Альбомы, фотографии, документы

Медиапроектор музыкальное сопровождение

 

8.

Наши Земляки, оставившие след в истории  района и села  

Фронтальная, групповая

Подборка литературы, практические приемы

Альбом интернет ресурсы, фотоматериалы

 

9.

Административное устройство края. История  Кыренского сельского  совета  

Коллективная  

 Комментированное чтение, практические методы

Работа с документами и материалами СМИ, картой

 

10

         «Наши деды – герои Великой

        Отечественной         войны         1941-

1945гг.»

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Рассказ-беседа ,сбор материала и экспонатов, рисунки, работа с картой

Экспонаты школьного музея, подбор иллюстраций, рабочий альбом, презентация

Медиапроектор музыкальное сопровождение

11.

 Петр Степанович Демин

Почетный гражданин Тункинского района участник Великой Отечественной войны

Коллективная

Встреча с учащимися школы

презентация

12.

История Тункинского района

Коллективная, групповая, индивидуальная

Работа с документами и справочными материалами,

обсуждение

Фотографии по теме, архив библиотеки, школьного музея и школьной библиотеки

 

13

Экскурсия в краеведческий музей с.Талое

Коллективная.

Инструктаж по ТБ, рассказ, беседа экскурсовода.

Встреча, экскурсия

 

14

        Жемчужины         природы

Тункинского национального парка

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, работа с картой, презентация

Встреча с представителями нац парка

Медиапроектор

15.

История села Кырен, памятников села

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Рассказ, презентация, обсуждение

 

Медиапроектор

16.

Экскурсия в  краеведческий музей МБОУ Аршанская СОШ

Коллективная.

Инструктаж по ТБ, рассказ, беседа экскурсовода.

Экскурсия

 

17

Оформление и защита творческих работ

Коллективная, групповая

Игровые методы, урок соревнование, беседа

 

Медиапроектор

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

Рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса.       Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...