"Использование фреймовых технологий на уроках истории"
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зайцева Светлана Валентиновна

В методической разработке отражена актуальность, инновационность, ключевые понятия педагогической технологии фрейминга. В данной работе приведены примеры опорных схем для использования педагогом на уроках истории.  В материале содержится информация о преимуществе применения данной технологии, выделены признаки фрейма, отмечена результативность использования фреймовой технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл freyming.odt362.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фреймовых технологий на уроках истории.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обосновывается необходимость овладения обучающимися целенаправленной познавательной деятельностью, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Фреймовые способы представления знаний в педагогике – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации.

Появление фреймовых опор как одного из способов обучения истории является объективным фактором, вызванным необходимостью для обучающихся за непродолжительный период времени запомнить большой объем информации.

Фрейм (в переводе с англ.) – это сооружение, строение, остов, скелет, костяк, каркас, сруб, структура, система, рама, станина, корпус, решетчатая система (framework – каркас).

Использование фреймового подхода вырабатывает у учащихся алгоритмическое, дискурсивное и системное виды мышлений. Фреймовая схема обладает огромной ёмкостью, так как принцип её построения – стереотипность, алгоритм.

Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), заполненных конкретным содержанием и имеющим свое имя.

Признаки фрейма:

- каркас в виде рамы, разделенной на сектора;

- фокус – тема, актуализированная в центре каркаса;

- слоты – пустые сектора, которые заполняются конкретным содержанием темы (рисунками, мини-текстами).

Фреймовый подход к организации знаний способствует свёртыванию и сжатию учебной информации, обеспечивает доступность и понимание учебного материала. Знания, заключённые в учебных и научных текстах такой дисциплины, как история, можно преподносить учащимся с высокой эффективностью, используя фреймовый подход.

Если информация в нашей голове хранится в памяти посредством фреймов, то и представлять сами знания в процессе обучения необходимо тоже в виде фреймов.

Это главный принцип фреймовой технологии обучения.

Виды фреймов и их характеристика

Фрейм – рамка - окно, различной формы и цвета, выделяющее наиболее важную учебную информацию.

Фрейм – иллюстрация - картинка, описывающая тот или иной процесс в знаках и символах.

Фрейм – логико-смысловая схема -модель, состоящая из блоков, знаков, символов, отражающая зависимости величин, их иерархию зависимости.

Фрейм – сценарий - описание стереотипной ситуации, процесса в виде последовательных шагов (план, алгоритм).

В зависимости от поставленных целей обучения и уровня подготовки класса следует использовать наиболее подходящий из фреймов. В процессе обучения необходимо постепенно познакомить обучающихся со всеми способами представления знаний с помощью фрейма, давая возможность выбрать и использовать в дальнейшем обучении более близкий и понятный вид восприятия фрейма.

Алгоритм работы по фреймовой технологии:

1 ЭТАП. ПЕДАГОГ – ТРАНСЛЯТОР

(объяснение правил работы с фреймовой опорой, работа по заполнению слотов).

2 ЭТАП. ПЕДАГОГ – УЧЕНИК

(совместная деятельность по заполнению первых слотов, т.к. у обучающихся разный темп восприятия материала).

3 ЭТАП. УЧЕНИК – ПРАКТИК

(самостоятельная деятельность ученика; учитель в роли фасилитатора ).

4 ЭТАП. УЧЕНИК – ТРАНСЛЯТОР

(самостоятельная деятельность по заполнению фрейма + обучение отстающих учеников; учитель в роли корректора ).

Преимущества использования на уроках истории:

  • Активность
  • Практичность
  • Открытость
  • Четкость структуры
  • Компактность изложения

Совокупность фреймов, составляет багаж знаний человека о мире.

Рассмотрим примеры схем-фреймов, позволяющих структурировать исторический материал для усвоения, а также грамотно воспроизводить исторические события и факты.

  1. Изложение исторического события

А)

Б)

В)

  1. Схема-фрейм пятиэтапного алгоритма изучения личности.

  1. Схема-фрейм изучения персоналий

  1. Схема-фрейм изучения исторического источника

  1. Схема-фрейм поэтапного изучения источников

  1. Схема-фрейм чтения исторических текстов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Методическая разработка "Использование фреймовой технологии на уроках бурятского языка и литературы"

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного...

Практикум на семинаре учителей истории и обществознания по теме «Цифровые методы обучения. Возможности использования сетевых технологий на уроках истории. Применение электронных образовательных ресурсов»

laquo;Цифровые методы обучения. Возможности использования сетевых технологий на уроках истории. Применение электронных образовательных ресурсов»...