"Использование фреймовых технологий на уроках истории"
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В методической разработке отражена актуальность, инновационность, ключевые понятия педагогической технологии фрейминга. В данной работе приведены примеры опорных схем для использования педагогом на уроках истории. В материале содержится информация о преимуществе применения данной технологии, выделены признаки фрейма, отмечена результативность использования фреймовой технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 362.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фреймовых технологий на уроках истории.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обосновывается необходимость овладения обучающимися целенаправленной познавательной деятельностью, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Фреймовые способы представления знаний в педагогике – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации.
Появление фреймовых опор как одного из способов обучения истории является объективным фактором, вызванным необходимостью для обучающихся за непродолжительный период времени запомнить большой объем информации.
Фрейм (в переводе с англ.) – это сооружение, строение, остов, скелет, костяк, каркас, сруб, структура, система, рама, станина, корпус, решетчатая система (framework – каркас).
Использование фреймового подхода вырабатывает у учащихся алгоритмическое, дискурсивное и системное виды мышлений. Фреймовая схема обладает огромной ёмкостью, так как принцип её построения – стереотипность, алгоритм.
Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), заполненных конкретным содержанием и имеющим свое имя.
Признаки фрейма:
- каркас в виде рамы, разделенной на сектора;
- фокус – тема, актуализированная в центре каркаса;
- слоты – пустые сектора, которые заполняются конкретным содержанием темы (рисунками, мини-текстами).
Фреймовый подход к организации знаний способствует свёртыванию и сжатию учебной информации, обеспечивает доступность и понимание учебного материала. Знания, заключённые в учебных и научных текстах такой дисциплины, как история, можно преподносить учащимся с высокой эффективностью, используя фреймовый подход.
Если информация в нашей голове хранится в памяти посредством фреймов, то и представлять сами знания в процессе обучения необходимо тоже в виде фреймов.
Это главный принцип фреймовой технологии обучения.
Виды фреймов и их характеристика
Фрейм – рамка - окно, различной формы и цвета, выделяющее наиболее важную учебную информацию.
Фрейм – иллюстрация - картинка, описывающая тот или иной процесс в знаках и символах.
Фрейм – логико-смысловая схема -модель, состоящая из блоков, знаков, символов, отражающая зависимости величин, их иерархию зависимости.
Фрейм – сценарий - описание стереотипной ситуации, процесса в виде последовательных шагов (план, алгоритм).
В зависимости от поставленных целей обучения и уровня подготовки класса следует использовать наиболее подходящий из фреймов. В процессе обучения необходимо постепенно познакомить обучающихся со всеми способами представления знаний с помощью фрейма, давая возможность выбрать и использовать в дальнейшем обучении более близкий и понятный вид восприятия фрейма.
Алгоритм работы по фреймовой технологии:
1 ЭТАП. ПЕДАГОГ – ТРАНСЛЯТОР
(объяснение правил работы с фреймовой опорой, работа по заполнению слотов).
2 ЭТАП. ПЕДАГОГ – УЧЕНИК
(совместная деятельность по заполнению первых слотов, т.к. у обучающихся разный темп восприятия материала).
3 ЭТАП. УЧЕНИК – ПРАКТИК
(самостоятельная деятельность ученика; учитель в роли фасилитатора ).
4 ЭТАП. УЧЕНИК – ТРАНСЛЯТОР
(самостоятельная деятельность по заполнению фрейма + обучение отстающих учеников; учитель в роли корректора ).
Преимущества использования на уроках истории:
- Активность
- Практичность
- Открытость
- Четкость структуры
- Компактность изложения
Совокупность фреймов, составляет багаж знаний человека о мире.
Рассмотрим примеры схем-фреймов, позволяющих структурировать исторический материал для усвоения, а также грамотно воспроизводить исторические события и факты.
- Изложение исторического события
А)
Б)
В)
- Схема-фрейм пятиэтапного алгоритма изучения личности.
- Схема-фрейм изучения персоналий
- Схема-фрейм изучения исторического источника
- Схема-фрейм поэтапного изучения источников
- Схема-фрейм чтения исторических текстов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование ИКТ - технологий на уроках истории...

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)
Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...
Методическая разработка "Использование фреймовой технологии на уроках бурятского языка и литературы"
В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного...

Практикум на семинаре учителей истории и обществознания по теме «Цифровые методы обучения. Возможности использования сетевых технологий на уроках истории. Применение электронных образовательных ресурсов»
laquo;Цифровые методы обучения. Возможности использования сетевых технологий на уроках истории. Применение электронных образовательных ресурсов»...
