Поход Александра Македонского на Восток
план-конспект урока по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Цели урока: достижение следующих результатов:
Личностные:
Способствовать сформированности мотивации к обучению, развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи;
коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции;
Предметные: развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию. Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Динара Дарбиновна. Посмотрите, пожалуйста, на этот предмет. Как Вы думаете, что он означает? (предположения). Я предлагаю вернуться к этому предмету чуть позже. А сейчас давайте продолжим.
Взгляните, пожалуйста, на это облако слов. (повторение)
В плоть до середины 4 века до н.э.рацветали греческие города, но недолог был этот расцвет. В Греции начались междоусобные войны (войны внутри государства между городами). Запишите понятие в тетрадь
Для Греции наступили страшные времена. Война между полисами ослабила Грецию.
Между тем северный сосед Греции- македонское царство- становилось все сильнее.
Ребята, перед вами спилс карта. Давайте мы ее соберем.
-Что написано на карте?
Македония
А что вы знаете о Македонии?
Первичная рефлексия (выбирают свитки)
Проблемный вопрос- Почему Македония стала самым могущественным государством в 4 в. до н. э.?
Давайте составим план, о чем будем говорить? На примере изучения предыдущих тем.
- Где расположена?
- Правители
- Как правили и итоги их правления?
Македония – маленькая горная страна на севере Балканского полуострова. Середина IVв до н. э – во главе Македонии стоит царь – Филипп II.
Давайте прочитаем п.1 парг. 43 и ответим на вопросы:
Каким был Филипп 2? (абзац 1 и последний)-умный, энергичный, но при этом был хитрым, мог настроить врагов друг против друга и подкупить их)
Какую армию он создал? (абзац 3 и 4) большую и боеспособную.
Почему его армия была такой? (особое построение фаланга- боевое построение пехоты в армии, метательное орудие на высоких башнях на колесах)
Запишите понятие в тетрадь
Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески и даже учителем сына Филиппа 2 был крупнейший ученый Греции Аристотель.
Вы знаете, что такое сиртаки? Это национальный греческий танец, символ Греции.
Физминутка Сиртаки (танец свободы)
Под натиском сильной македонской армии в 338 году до н.э. Греция потеряла независимость. Но вскоре Филиппа 2 убивают и во главе государства становится его сын Александр. Известный как Александр Великий и Александр Македонский. Приклеить на доску
Посмотрите у вас на столах лежит документ (отрывки сочинений Плутарха) определить черты характера и качества личности Александра Македонского.
- Какие качества присущи личности Александра Македонского?
Личные качества Александра: целеустремлённость, честолюбие, мудрость, смелость, уверенность в себе, жестокость.
Александр продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.
Запомним, Македонское царство, до походов Александра Македонского, населяло территорию во много раз меньше Персидского.
В зз4 году до н.э греко-македонское войско переправилось через пролив, отделяющий Европу от Азии-Дарданеллы и направился на Восток.
Возьмите из конвертиков ленту с датами и приклейте ее в тетрадь.
Итак, 334 г. До н.э. Первая битва греко-македонского войска на реке Граник против персов.
И вот на берегу стояли отряды персов.
– Позиция персов была очень выгодной, один из лучших македонских полководцев, Парменион, засомневался в успехе. Он советовал отложить сражение.
«Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, - ответил Александр. - Трубите к наступлению!». Сражение закончилось победой македонян и Александру открылся путь в Малую Азию.
Путь его следовал через город Гордий. Что же там произошло? Прочитаем текст на стр. 216 вспомогательный материал.
Вспомним, что у меня было на руках?
Отсюда пошло выражение гордиев узел, это означает запутанное обстоятельство, сложная задача.
Персидский царь Дарий 3 двинулся во главе огромного войска навстречу Александру.
Второе сражение у города Исс 333 год до н.э.
Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. И таким образом македонский покорил Персию.
Далее Александр покорил Финикию (Египет) -332 год до н.э.
Там же царь основал город, назвав его Александрией в свою честь.
Наша следующая остановка – Гавгамелы. Здесь в 331г. до н.э. произошла решающая битва.
Путь македонской армии лежал в Среднюю Азию. (Здесь ему было оказано сильное сопротивление), а затем в Индию, где его воины мужественно сражались с боевыми слонами. Армия устала и, наконец, в 324 г до н.э. поход закончился.
Александр сделал столицей своей державы г. Вавилон. Он стал носить корону персидских царей, передним преклоняли корону и целовали край его одежды.
Сравнить территорию Македонии до и после
Почему АМ удалось это сделать?
Личные качества Александра о которых мы говорили
Боеспособность армии
Полководческий талант
Александр одно из распространенных современных имен –В переводе с греческого (защитник)? Каких великих людей с таким именем вы знаете?(А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие).
Александр Невский (1221–1263) — полководец, князь Новгородский и великий князь Киевский и Владимирский. Под его предводительством в 1242 году русская дружина победила рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере.
Александр Суворов (1730–1800) — полководец, генералиссимус, который, по мнению ряда историков, «не проиграл ни одного сражения», один из основоположников военного дела в России.
Проблемный вопрос- Почему Македония стала самым могущественным государством в 4 в. до н. э.?
Потому что у нее были такие правители как Филипп 2 и его сын Александр Македонский.
А теперь давайте вернемся к свиткам. Выберите ещё раз свиток.
Примерный вывод по проблеме: Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту
ДЗ
Ответить на вопросы проверь себя
3. Наведи порядок: соотнести имена исторических деятелей ирод их занятий
Филипп II Полководец, советник Александра
Парменион Царь Македонии
Аристотель Царь Персидской державы
Дарий III Философ, учитель Александра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!
Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"
предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"
Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...


