Методическая разработка занятия "Мы память бережно храним"
учебно-методический материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лысенко Андрей Михайлович

        Квест-игра - это новая технология и форма взаимодействия с учащимися, содержанием которой является продолжительный целенаправленный поиск, связанный с выполнением заданий. По правилам квеста участники игры проходят указанные организаторами станции, выполняя заранее подготовленные задания. Таким образом, — это задание, за правильное выполнение которого участники получают баллы.

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач,  занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: 

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания, соревнование, поощрение и  ситуация  доверия.

Данную методическую разработку можно использовать учителям истории, классным руководителям в своей работе, потому что повышается заинтересованность учащихся в игре, уровень воспитанности информационной культуры учащихся. Они учатся основам самообучения и самоорганизации, работать в команде (планировать, распределять функции, взаимопомощи, взаимоконтролю). Использование технологии квест не допустит превращения учащихся в пассивных созерцателей.

 Этапы подготовки и проведения квеста:

1) Механика. Определение количества команд и ожидаемый состав. В игре участвуют 2 команды из учеников. В команде 5 человек, включая капитана.

2) Маршрут. Для прокладывания маршрута используется кабинет истории школы. На выполнение каждого задания отводится 5 мин. Если задание выполняется быстрее, команда получает дополнительные баллы за время.

3) Задания. Разнообразные и интересные.

Каждое задание имеет определенную стоимость (баллы) и время выполнения. Ошибка / подсказка = - 1 балл.

Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

Все задания выполняются только командой и согласно общему решению.
Результат игры зависит от:

1) Скорости выполнения знаний на станциях.
2) Качества выполнений заданий на станциях (работа в команде).

3)  Общей подготовленности команды.

Игра-путешествие проходит по героическим страницам Великой Отечественной войны. Команды выполняют задания на знания, эрудицию, внимательность. Каждая из команд выполняет задания, согласно маршрутному листу.

Станций игры 6:

1 станция. «Первый марш-бросок».

2 станция.  Викторина « Что мы знаем о войне…» через онлайн-платформу.

3 станция. « Парад полководцев».

4 станция. « Города–герои».

5 станция. « Вспомним героя – земляка».

6 станция. « На привале».

Результаты занятия:

- повышение исторических знаний по теме Великой Отечественной войны;

- сплочение участников команды при решениях интеллектуальных задач, прохождении препятствий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_my_pamyat_berezhno_hranim_.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Квест-игра - это новая технология и форма взаимодействия с учащимися, содержанием которой является продолжительный целенаправленный поиск, связанный с выполнением заданий. По правилам квеста участники игры проходят указанные организаторами станции, выполняя заранее подготовленные задания. Таким образом, — это задание, за правильное выполнение которого участники получают баллы.

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач,  занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: 

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания, соревнование, поощрение и  ситуация  доверия.

Данную методическую разработку можно использовать учителям истории, классным руководителям в своей работе, потому что повышается заинтересованность учащихся в игре, уровень воспитанности информационной культуры учащихся. Они учатся основам самообучения и самоорганизации, работать в команде (планировать, распределять функции, взаимопомощи, взаимоконтролю). Использование технологии квест не допустит превращения учащихся в пассивных созерцателей.

 Этапы подготовки и проведения квеста:

1) Механика. Определение количества команд и ожидаемый состав. В игре участвуют 2 команды из учеников. В команде 5 человек, включая капитана.

2) Маршрут. Для прокладывания маршрута используется кабинет истории школы. На выполнение каждого задания отводится 5 мин. Если задание выполняется быстрее, команда получает дополнительные баллы за время.

3) Задания. Разнообразные и интересные.

Каждое задание имеет определенную стоимость (баллы) и время выполнения. Ошибка / подсказка = - 1 балл.

Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

Все задания выполняются только командой и согласно общему решению.
Результат игры зависит от:

1) Скорости выполнения знаний на станциях.
2) Качества выполнений заданий на станциях (работа в команде).

3)  Общей подготовленности команды.

Игра-путешествие проходит по героическим страницам Великой Отечественной войны. Команды выполняют задания на знания, эрудицию, внимательность. Каждая из команд выполняет задания, согласно маршрутному листу.

Станций игры 6:

1 станция. «Первый марш-бросок».

2 станция.  Викторина « Что мы знаем о войне…» через онлайн-платформу.

3 станция. « Парад полководцев».

4 станция. « Города–герои».

5 станция. « Вспомним героя – земляка».

6 станция. « На привале».

Результаты занятия:

- повышение исторических знаний по теме Великой Отечественной войны;

- сплочение участников команды при решениях интеллектуальных задач, прохождении препятствий.

 Конспект занятия  (квест – игра)

«Мы память бережно храним»

Цели занятия:

-  углубить знания учащихся об истории Великой Отечественной войны;

- способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формировать уважительное отношение к прошлому родного края, героям Великой Отечественной войны-нашим землякам.

Задачи занятия:

Образовательная. Активизировать интерес учащихся к Отечественной истории; систематизировать знания обучающихся об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Воспитательная. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине на примере подвигов наших соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Развивающая. Развивать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД- овладение способностью понимать задачу мероприятия и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД - развитие способностей слушать собеседника, вести диалог, приобретение опыта взаимодействия со сверстниками.

Личностные УУД- осознание роли участников войны в истории России, участие в созидательном процессе.

Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование.

Педагогическая технология: квест-игра.

Методы и приемы: коллективное творческое дело, поручения заданий различного вида, соревнование, поощрение и  ситуация  доверия.

Оборудование: компьютер, колонки ПК, интерактивная панель.

Ход мероприятия

Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Приближается 80 – я годовщина Великой Победы. Пожалуй, в каждой семье есть своя история, связанная с войной, но все они объединены в одну – историю Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Наши воины прошли долгий путь к Победе.

Дорогие, ребята, чтобы жить с честью, нужно помнить свою историю, уважать свою страну, её прошлое, память предков, почитать тех, кто сражался за всех нас.

Быть благодарными им за то, что подарили нам будущее. Их вера и сила духа навсегда останутся высшим мерилом патриотизма, нравственности, верности долгу. Мы – в неоплатном долгу перед ними. И не имеем право забывать о них.

Вам, герои, живые и павшие, известные и безымянные, посвящается…

(звучит песня «Поклонимся великим тем годам»)

Много лет нашей славной Победе,

Снова мирный рассвет, тишина…

И не слышно идёт  по планете

Возвращённая людям весна!

Позади уже дальние дали,

Годы, будто в тумане видны.

И давно уже взрослыми стали

Внуки тех, кто вернулся с войны.

(музыка затихает)

А 9 мая мы традиционно из года в год идём к памятнику. Ярко сияло солнце, отражаясь на орденах и медалях, которые одевали ветераны. Мы надеемся, что вы вырастете такими же сильными и храбрыми, как наши ветераны.

И сейчас наши ребята защищают своё Отечество в зоне Специальной военной операции.

Мы с вами тоже будем храбрые, как деды и ваши отцы и братья.

И так, ребята, наше мероприятие будет проходить в форме патриотической квест – игры « Мы память бережно храним!». Хочу напомнить, что такое квест – это игра, во время которой, вам нужно будет пройти ряд препятствий для достижения цели.

Сегодня у нас за звание победителя будут сражаться 2 команды:

Команда «Герои»

Девиз:

Вас приветствовать рад,
Наш героев отряд!
Мы победу, твердо знаем,
Никому не уступаем!

Команда «Патриот»

Девиз:

Всегда идем только вперед,
Ведь мы команда — Патриот!
Ловкие и смелые,
Все для победы сделаем!

Поприветствуем!

На каждой станции команду встречает руководитель. Команды выполняют задания на каждой станции. За правильно выполненное задание участники игры получают определенное количество баллов, руководитель пишет сколько заработала команда баллов на каждой станции.

После того, как команда прошла все станции, она  приносит свой маршрутный лист жюри на подведение итогов.

Команды, готовы? Желаем вам успеха!

 Станция 1. «Первый марш-бросок»

  1.  Солдат, охраняющий рубежи Родины. (Пограничник)
  2.  Как назывались первые русские воины? (Дружинники)
  3.  Торжественный смотр войск. (Парад)
  4.  Ручной разрывной снаряд. (Граната)
  5.  Как в старину называли войско? (Рать)
  6.  Укрытие, из которого солдаты стреляют. (Окоп)
  7.  Тяжелая боевая машина. (Танк)
  8.  Войсковая часть, расположенная в городе, крепости. (Гарнизон)
  9.  Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер)
  10. Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и источник питания постоянного электрического тока? (Батарея)

2 станция. Викторина « Что мы знаем о войне…»

Задание выполняется через онлайн образовательную платформу          «MyQuez», обучающиеся, отсканировав Q-код, проходят викторину.

3 станция. «Парад полководцев». При помощи карточек с информацией, узнать, о каких полководцах говорится.

1.Жуков Георгий Константинович

Родился в семье крестьянина. К 1914 году стал скорняжных дел мастером. В 1915 году призван в Императорскую армию. Принимал участие в боях на реке Халкин – Гол. Удостоен звания Герой Советского Союза 28 августа 1939 года. В мае 1940 года стал генералом армии. Советский полководец. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР.

2. Рокоссовский Константин Константинович

Родился в Польше, в семье  железнодорожного рабочего. Стал жертвой ложных показаний и два года провёл под следствием. Приобрёл полководческий авторитет в битве под Москвой. Советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза. Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза и маршал Польши. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. 

4 станция. « Города–герои».

Война. Она оставила свой след в истории каждой семьи, каждого дома, каждой деревеньки, каждого города нашей Родины. На сегодняшний день 45 городов являются городами воинской славы. А ещё есть Города – Герои. Это высшая степень отличия за героическую оборону в годы войны.

(За каждый правильно названный город дается 1 балл) - Москва, - Ленинград,  - Волгоград (Сталинград),   - крепость – герой Брест.

О каком городе идет речь? Перед вами слайды, по информации и памятникам вам необходимо определить, о каком городе-герое идет речь (за каждый правильно названный город 1 б.)

1. Немцам удалось взять этот город в кольцо. 8 сентября началась блокада, которая продолжалась 872 дня. История человечества больше никогда не знала такой длительной осады. Страшный голод, постоянные авиационные налеты, бомбежки, крысы, болезни, инфекции унесли более 2 миллионов жизней. Несмотря ни на что жители города выстояли, они даже умудрялись помогать фронту. Заводы не переставали работать и выпускали военную продукцию.

Сегодня об их подвиге напоминают многочисленные мемориалы и памятники:

Мемориальное Пискаревское кладбище. Это место массовых захоронений погибших и умерших в годы блокады людей. На кладбище установили статую «Матери-Родины», женщины, которая смотрит на могилы своих павших сыновей.

А на площади Победы установлен монумент в память защитников города. Одной из значимых частей этого монумента является разорванное бронзовое кольцо, которое символизирует прорыв кольца блокады. (Ленинград)

2. 17 июля 1942 года началась битва, которая длилась 200 дней. И завершилась полной победой наших войск благодаря самоотверженным действиям военных и простых жителей. В ужасных кровопролитных боях погибло более 1 миллиона наших воинов. Немцы также понесли тяжелые потери. Более 800 тысяч убитыми и ранеными. В плен было взято более 200 тысяч немецких солдат. Героям этой битвы посвящен памятник-ансамбль на Мамаевом кургане. Главный монумент ансамбля – 85-ти метровая скульптура Родины-Матери. К этому монументу от подножия кургана ведут 200 ступеней – символ двухсот долгих дней битвы. (Сталинград (Волгоград)

3. Ценой страшных потерь, но враг все медленней и медленней шел к взятию этого города. Его останавливали под Брестом, его били под Смоленском и Одессой, ему не давали отдыха под Минском и Ельцом. Несколько месяцев длилась оборонительная операция. Строились оборонительные укрепления, рылись тысячи километров окопов. Сражались за каждую деревеньку, за каждую высоту… 5 декабря 1941 года все же немцам указали путь домой. Началось наступление наших войск. Более миллиона солдат и офицеров с криками «Ура!» начали гнать фашистов. Победа под этим городом стала одним из ключевых моментов войны, люди поверили в то, что мы можем победить…

На поклонной горе находится огромный мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной Войне. В этот комплекс входят:

- Монумент, в виде обелиска высотой 141,8 метров. Такая высота не случайна. Она напоминает о 1418 днях войны.

- Три храма, которые были возведены в память обо всех погибших в годы войны.

- Центральный музей Великой Отечественной Войны.

- Выставка военной техники под открытым небом и другие мемориалы. (Москва).

4. Этот Город-Герой первым принял на себя удар врага на западном направлении. Несмотря на внезапность нападения гарнизон защитников держался более месяца, приковывая к себе значительные силы врага и нанеся ему крупные потери. 25 сентября 1971 года здесь был открыт мемориальный комплекс. В него входят, многие памятники, обелиски, вечный огонь, мемориальные плиты, музей обороны. Главным монументом мемориала является скульптура изображающая голову советского солдата на фоне развевающегося знамени. (Крепость-герой Брест)

5 станция. «Вспомним героя – земляка». Обучающиеся рассказывают о своих родственниках, воевавших в годы войны.

На доске повесить фотографии прапрапрадедов, участников Великой Отечественной войны.

Задача: найти своего прапрапрадеда и рассказать о нём.

6 станция.  «На привале».

Песни Великой Отечественной войны - яркая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. Песни помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.

Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.

Задание: Сейчас мы проверим, насколько вы близки к тому времени. Для вас будут воспроизводиться отрывки из песен, а вы должны написать название песни (1 балл) и по возможности исполнить куплет или припев (1балл).

- Песня «Священная война»

- Песня «Катюша»

- Песня «Темная ночь»

- Песня «В землянке»

- Песня «Встанем»

- Песня «День Победы»

 Учитель: Капитаны сдают маршрутные листы жюри.  Жюри суммируют балы и определяют победителей.

Учитель: Закончилось ваше путешествие. Сегодня в нашей квест –игре победу одержала команда ____. Команды получают грамоты.

Награждение команд. Звучит фоном музыка

Учитель: Каждая станция пробуждала в нас светлую память о героях войны, погибших за Родину. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить.  

Ведь мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал и защищает нашу Родину, кто отдал жизнь по приказу Отечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Никулин В.В., Бредихин В.Е. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Учебное пособие. [Текст]/  В.В. Никулин, В.Е. Бредихин СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005.

2 Никифоров Ю.А. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. [Текст]/ Ю.А. Никифоров (составитель) Великая Отечественная война. 1941 – 1945: Энциклопедия – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

3 http://22june.mil.ru Так начиналась война/ Раздел на официальном сайте Минобороны России, содержащий уникальные архивные документы — бесспорные свидетельства советских военачальников, очевидцев событий 22 июня 1941 года и первых дней Великой Отечественной войны из рассекреченных фондов Центрального архива Минобороны России.

4         https://oltest.ru/tests/istoriya/otechestvennaya_istoriya «Отечественная история (История России) – СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память бережно храним

Данное мероприятие посвященно ко Дню Победы....

Классный час "Память бережно храним"

Данная разработка помогает решить такие воспитательные аспекты как: преемственность поколений, чувство патриотизма, любовь к Родине....

Конспект мероприятия "Память бережно храним"

Конспект классногочаса , посвященного Дню Победы " И память бережно храним"...

Память бережно храним

Литературно-музыкальный классный час для 10-11 классов...

Литературная гостиная "МЫ ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ»

Цель: формирование патриотических чувств через историческое и героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Образовательные: - расширять и углублять представлени...

Открытое мероприятие_ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ

Открытое мероприятие_"ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ!" Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатна...

Классный час «ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ…»

Классный час к Дню Победы....