Урок истории в 6 классе на тему: «Правление князя Владимира. Крещение Руси».
план-конспект урока по истории (6 класс)

Сакурова Карина Уруспиевна

урок в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе на тему: «Правление князя Владимира. Крещение Руси».

Технологическая карта урока

Тема урока

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Предмет

История

Класс

6

Педагогическая цель

Подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.

Задачи урока

Обучающие:

-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Развивающие: способствовать формированию умений анализировать исторический материал, используя в работе исторические документы; способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп; совершенствовать навыки устной речи, развить умения работы с текстом учебника, формировать умения комментировать и анализировать, умение понимать и объяснять исторические термины.

Воспитательные: способствовать развитию уважения и любви к Родине.

Тип урока

Изложение нового материала

Методы обучения

Иллюстративно-словесный, практический

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Индивидуальная

Работа в парах

Предметные результаты

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные результаты

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
  • совершенствовать навыки групповой работы,
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)

Основное содержание темы, понятия и термины

Понятия: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.

Образовательные ресурсы

Учебник. Презентация к уроку. Дидактический материал к уроку и для выполнения домашнего задания.

Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер)

Презентация к уроку.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Мотивационный.

Актуализация знаний

- Какую большую тему мы изучаем?

- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян

Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

Загадки: о ком идет речь? Приложение 1

Формулировка темы урока

- Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси».

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

«Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей»

Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы

Целеполагание и определение путей достижения цели

- Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи.

Совместно с детьми формулируется план.

План изучения новой темы:

#1053;ачало правления князя Владимира.

#1055;ричины принятия христианства на Руси.

#1050;рещение Руси.

#1056;усская православная церковь.

#1047;начение принятия христианства на Руси.

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

Высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

- Создает условия для актуализации знаний обучающихся

- Организует проблемную ситуацию;

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам

- Создает учебную ситуацию целеполагания.

- Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

- Структурирует предложенные формулировки.

  • Отвечают на поставленные вопросы;
  • Актуализируют свои знания;

- В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

- Определяют тему урока;

- Формулируют цели урока,

предлагают пути их достижения, составляют план урока

Р: - целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование,

- волевая саморегуляция,

- выдвигают версии, определяют проблему.

П: - самостоятельное выделение познавательной цели,

- выбор оптимальных способов решения задач,

- умение строить речевое высказывание,

- самостоятельное выделение познавательной цели

- сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.

К: - умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

2.

Операциональный

Изучение нового материала (открытие нового)

Беседа с классом:

#1042;спомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?

#1050;акие сыновья претендовали на киевский престол?

Задание классу:

- самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях;

- ответьте на вопрос: «Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?»

Опорный сигнал - схема

Святослав

--------- !----------------------

! ! !

Ярополк Олег Владимир

(Киев)(Древл. земля) (Новгород)

Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев.

Учитель: - Перед князьями стояли задачи:

1) укрепление обороны государства;

2) четкой организации сбора налогов;

3) усиление княжеской власти;

4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

- Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.

Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира.

- Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.

- После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева.

- Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.

Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.

- После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.

- При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.

В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.

Вопросы учащимся:

- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? (принять единую религию)

- Какие религии основываются на единобожии? (христианство, ислам, иудаизм)

При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство.

-внимательно прочитайтеп.5, с.38, объясните, « Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия

христианства на Руси?» (составьте план ответа на вопрос).

Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:

-какую веру выбрал Владимир и почему?

Работа в группах.

Задания группам:

Группа №1. Внимательно прочитайте документ «Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы.

Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н. Карамзина и ответьте на вопросы.

Группа № 3.

Внимательно прочитайте текст №3 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы:

-где и как крестили киевлян?

-как поступил князь Владимир с языческими идолами?

-охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?

Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно).

Группы №№ 1-3 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают).

Учитель: после принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы.

- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.

#1055;очему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

#1063;то стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

#1063;то построено при князе Владимире?

Закрепление изученного материала

Задание классу: Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).

- Организует работу учащихся с учебником и с информацией из презентации по плану урока.

- Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают.

Слушают и сверяют свои записи в тетради.

Дают аргументированный ответ

Читают, находят ответ на вопрос

- Организует работу учащихся с учебником, с атласом

- Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности

- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы

Работа с опорным сигналом-схемой «Династия Рюриковичей в 9-н.11 вв.»

- Осуществляют поиск информации;

- Ведут записи в тетради, используя учебник и презентацию урока.

- Осуществляют поиск информации и ее преобразование

- Узнают и запоминают существующие понятия

- Осуществляют поиск информации по картам атласа

- Работают с текстом учебника, с атласом и анализируют данные

- Оформляют схему

- Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

Индивидуальная работа учащихся.

Заполнение таблицы в тетради

- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

П: - поиск информации,

- умение строить речевое высказывание,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- смысловое чтение,

- анализ объектов с целью выделения признаков, синтез,

сравнение

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство

К: - сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение монологической и диалогической речью

Р: - волевая саморегуляция,

- работают по плану, сверяясь с целью;

- определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность

3.

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов.

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

(ответы обучающихся, вывод)

Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах)

Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?

- Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы?

Рефлексия.

-Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Приложение 3

Инструкция к выполнению домашнего задания.

§ 5, учить термины по истории Древней Руси.

Дополнительно: #1057;оставить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства»

#1048;нформационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию.

- Предлагает найти ответ на вопрос, используя все полученные на уроке знания

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.

- Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

- Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока.

- Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Р: - оценка достижения планируемых результатов,

- коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой,

- волевая саморегуляция

П: - рефлексия способов и условий действий,

- контроль и оценка способов и результатов действий

К: - сотрудничество с учителем и сверстниками,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правление князя Владимира и крещение Руси.

Тема: Правление князя Владимира и крещение Руси.Цель: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси.Задачи:объяснить осо...

План-конспект урока по истории России в 6 классе по теме: «Правление князя Владимира Святого. Крещение Руси»

План-конспект урока по истории России в 6 классепо теме:«Правление князя Владимира Святого. Крещение Руси»...