Конспект "Наследники Рюрика"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Турубанова Алёна Сергеевна

·       Показать особенности внутриполитических преобразований каждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей.

·       Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.

Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledniki_ryurika.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наследники Рюрика»

Тип урока: комбинированный

Дата проведения урока:  18.01.2023 г.

Место проведения: МОУ «СОШ № 21»

Учитель: Турубанова Алёна Сергеевна, учитель истории и обществознания.

Тема урока «Наследники Рюрика»

Целиурока:

  • Изучить особенности внутренней и внешней политики при наследниках Рюрика

Задачиурока:

  • Показать особенности внутриполитических преобразований каждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей.
  • Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.
  • Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.

Формаорганизациидеятельности:

  • фронтальная,
  • групповая
  • индивидуальная

Методы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • поисковые.

УУД:

Личностные УУД: Оценивать свои и чужие поступки; Оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.

Регулятивные УУД: Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала; Изучение новых понятий по данной теме; Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Коммуникативные УУД:Умение работать в парах; Излагать своё мнение, аргументируя его; Создавать устные и письменные тексты.

Познавательные УУД:Владеть смысловым чтением; Выявлять причинно-следственные связи;  Делать выводы;  Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; Доказывать; Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы; Сравнивать; Анализировать – выделять главное; Представлять информацию в разных формах (текст).

Планируемыерезультаты:

Предметные:Научатся: характеризовать свои потребностии способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.Получат возможность научиться: работать стекстом учебника; анализировать схемы итаблицы; высказывать собственное мнение,суждения. Учить делать сложные обобщения,давать характеристику историческому деятелю.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей. совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности

Основныепонятия:

Уроки, Полюдье, Игорь, Ольга, Святослав

Оборудование:

  • проектор;
  • доска;
  • презентация к уроку «Наследника Рюрика»;
  • раздаточныйматериал.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
обучающихся

Деятельностьучителя

Заданиядляобучающихся

I. Организационныймомент

Приветствуют учителя.

У: Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим заниматься изучением истории нашей страны. Надеюсь вы покажете себя с хорошей стороны, покажете свои знания по истории нашей страны. Давайте улыбнемся и  пожелаем друг другу удачи и приступим к занятию!

II. Повторениепройденного.

Двое обучающихся, выходят за доску, остальные в своих тетрадях

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

У: На прошлом уроке мы с вами первых князей с которых начинается история нашего государства. Сейчас мы проверим как вы усвоили прошлый материал. Два человека, выходят за доску, остальные решают в тетрадях. После проверяем все вместе

У:А теперь давайте проверим что вы решили (Проверка ответов, выставление оценок)

У: Теперь давайте вспомним наш прошлый параграф.

Вопрос 1. Как произошло объединение Новгорода и Киева?

Вопрос 2. С какой страной был заключен первый письменный договор Древнерусского государства?

Вопрос 3. Какие торговые пути проходили через Древнерусское государство?

Вопрос 4. Как повлияли торговые пути на развитие государства?

(Слайд 1) ВОПРОС 1.В 862 г. варяги приглашены на княжение:

А) в Москву                              

Б) в Новгород

В) в Киев                                  

Г) в Псков

(Слайд 2) ВОПРОС 2.Определите центры образования Древнерусского государства:

А) Владимир и Москва                    

Б) Москва и Киев

В) Новгород и Киев                        

Г) Тверь и Новгород

(Слайд 3) ВОПРОС 3.Один из князей объединил Киев и Новгород, создав единое государство. Это сделал:

А)Рюрик 862 г.

В) Аскольд в 865 г.

В) Олег в 882 г.

Г) Игорь в 912 г.

(Слайд 4) ВОПРОС 4.В какой город Олег совершил два своих похода в 907 и 911 гг.:

А) Дербент

Б) Царьград

В) Полоцк

Г) Киев

 (Слайд 5) ВОПРОС 5.Кто был основным торговым партнером Руси?

А) Византия
Б) Швеция
В) Тмутаракань
Г) Скифия

III.  Изучение

Нового материала

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Обучающиеся делают предположения о том какая тема будет изучаться на уроке «Наследники Рюрика»

Обучающиеся читают пункт 1.

Обучающиеся читают, что написали и отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся читают и записывают в тетрадь суть экономической реформы

Обучающиеся дату принятия христианства Ольгой

Отвечают на вопрос учителя

Отвечают на вопросы учителя

Читают материал, отвечают на вопрос учителя.

У: Так давайте посмотрим внимательно на слайд и подуем, о чем может идти речь на этом уроке.

Скажите пожалуйста, что изображено на этомслайде?

Да, на слайде изображены 2 первых князя с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

Как выдумаете почему в дальнейшей схеме стоят вопросительные знаки?

Правильно. Сегодня мы продолжим знакомиться с первыми князьями и так называемыми наследниками Рюрика

У: Давайте запишем тему нашего урока «Наследники Рюрика» (Слайд 7)

У: Сегодня мы познакомимся с Игоря, Ольги, Святослава и их Деятельностью. (Слайд 8)

У:К концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»  Прошу внимательно слушайте моё объяснение и четко выполняйте все задания.(Слайд 9)

У: (Слайд 10) Давайте познакомимся со следующим правитель Древнерусского государства. С 912 по 945 года правил князь Игорь, прозвище «Старый». Зафиксируем на странице по середине. Откройте страницу 50 и 51 пункт 1, прочитайте и запишите что сделал Игорь. (Слайд 11)Напоминаю правая колонка внутренняя политика, левая колонка внешняя политика. К доске пойдет …. Время выполнения работы 5 минут.

У:Время вышло. Давайте проверять, что вы написали и сверимся с доской.  Сколько лет правил Игорь? (Слайд 12)

У: (Слайд 13)Почему древляне расправились с Игорем?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

У: (Слайд 14) Отдохнули, теперь давайте продолжим дальше. После смерти мужа государством управляла княгиня Ольга до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов Святослава. Придя к власти Ольги поняла ошибку своего мужа, и провела первую экономическую реформу. Откройте страницу 51, пункт 2, 3 абзац, прочитайте его и запишите какие новшества появились в сборе дани.

У: (Слайд 15) Особую страницу в управление страной вписала княгиня Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха. (Слайд 16)

Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором.

У: (Слайд 17) Достигнув своего совершеннолетия на престол входит сын Игоря и Ольги Святослав. Годы его правления 964-972. Сколько лет он правил?

У: (Слайд 18) Святослав уделял большое влияние внешней политике. Сейчас мы с вами поработаем с картой. Открываем страницу 53, чем обозначены походы Святослава? Куда он совершал походы и в каких годах?

У: Откройте пожалуйста пункт 4 стр. 54 Прочитайте 2 первых абзаца, скажите зачем князь отправился на Балканы.

У: Рассказ учителя об о Балканских походах Святослава. (Слайд 19, 20)

Страница 50 и 51 пункт 1 записать внутреннюю и внешнюю политику Игоря.

Читают стр 51, пункт 2, абзац 3 и записывают суть экономической реформы

Работа с картой стр. 53

Читать стр. 54 пункт 4 абзац 1-2

IV. Закрепление изученного материала

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос всего урока

У:Сегодня вы узнали много нового о наследниках Рюрика. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

(Слайд 21)В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.

        Умер _____________, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

        «Сказал _________ матери ________ своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

        Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть». ____________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».

А теперь давайте ответим на вопрос который был в начале урока  «В чем больше преуспели первые князья — в военных походах и захватах новых земель или в обустройстве Древнерусского государства?» (Слайд 22)

V. Рефлексия

Обучающиеся говорят что узнали нового на уроке

Сегодня  вы узнали много нового о «Наследниках Рюрика» я хочу вас попросить продолжить мое предложение:    Сегодня на уроке, я узнал, что….

VI. Домашнее задание

Запись домашнего задания в дневник

(Слайд 23) Параграф 6 читать, вопросы после параграфа устно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "От Рюрика до Путина"

Данная презентация фрагментально может быть использована на уроках истории России в 6-9-х классах. Полностью презентаия может быть использована во внеурочной деятельсности.В данной работе показа...

Научно-практическая конференция по истории. «Происхождение основателя государственности Руси Рюрика»

Цель: удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения диску...

Зарождение российской государственности.Рюрик

презентация посвящена зарождению российской государственности, Рюрику...

Викторина "От Рюрика до наших дней"

Воспитание патриотизма у детей....

Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха

Лекция по Теме "Русь изначальная: от Рюрика до Монамаха"...

Презентация "Князь Рюрик"

Презентация "Князь Рюрик" предназначена для изучения и повторения  темы "Древнерусские князья и их политика" в 6, 10 классах по истории России....

Правители от Рюрика до В.В. Путина

В данной разработке представлены все правители от Рюрика до В.В. Путина.  Периоды и  годы  их правления, вместе с фотографиями....