Конспект "Наследники Рюрика"
план-конспект урока по истории (6 класс)
· Показать особенности внутриполитических преобразований каждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей.
· Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.
Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наследники Рюрика»
Тип урока: комбинированный
Дата проведения урока: 18.01.2023 г.
Место проведения: МОУ «СОШ № 21»
Учитель: Турубанова Алёна Сергеевна, учитель истории и обществознания.
Тема урока «Наследники Рюрика»
Целиурока: |
|
Задачиурока: |
|
Формаорганизациидеятельности: |
|
Методы: |
|
УУД: | Личностные УУД: Оценивать свои и чужие поступки; Оценить значение спорта для формирования ЗОЖ. Регулятивные УУД: Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала; Изучение новых понятий по данной теме; Организация деятельности учащихся по применению новых знаний. Коммуникативные УУД:Умение работать в парах; Излагать своё мнение, аргументируя его; Создавать устные и письменные тексты. Познавательные УУД:Владеть смысловым чтением; Выявлять причинно-следственные связи; Делать выводы; Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; Доказывать; Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы; Сравнивать; Анализировать – выделять главное; Представлять информацию в разных формах (текст). |
Планируемыерезультаты: | Предметные:Научатся: характеризовать свои потребностии способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.Получат возможность научиться: работать стекстом учебника; анализировать схемы итаблицы; высказывать собственное мнение,суждения. Учить делать сложные обобщения,давать характеристику историческому деятелю. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей. совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности |
Основныепонятия: | Уроки, Полюдье, Игорь, Ольга, Святослав |
Оборудование: |
|
Дидактическая | Деятельность | Деятельностьучителя | Заданиядляобучающихся | ||||
I. Организационныймомент | Приветствуют учителя. | У: Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим заниматься изучением истории нашей страны. Надеюсь вы покажете себя с хорошей стороны, покажете свои знания по истории нашей страны. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и приступим к занятию! | |||||
II. Повторениепройденного. | Двое обучающихся, выходят за доску, остальные в своих тетрадях Обучающиеся отвечают на вопросы учителя | У: На прошлом уроке мы с вами первых князей с которых начинается история нашего государства. Сейчас мы проверим как вы усвоили прошлый материал. Два человека, выходят за доску, остальные решают в тетрадях. После проверяем все вместе У:А теперь давайте проверим что вы решили (Проверка ответов, выставление оценок) У: Теперь давайте вспомним наш прошлый параграф. Вопрос 1. Как произошло объединение Новгорода и Киева? Вопрос 2. С какой страной был заключен первый письменный договор Древнерусского государства? Вопрос 3. Какие торговые пути проходили через Древнерусское государство? Вопрос 4. Как повлияли торговые пути на развитие государства? | (Слайд 1) ВОПРОС 1.В 862 г. варяги приглашены на княжение: А) в Москву Б) в Новгород В) в Киев Г) в Псков (Слайд 2) ВОПРОС 2.Определите центры образования Древнерусского государства: А) Владимир и Москва Б) Москва и Киев В) Новгород и Киев Г) Тверь и Новгород (Слайд 3) ВОПРОС 3.Один из князей объединил Киев и Новгород, создав единое государство. Это сделал: А)Рюрик 862 г. В) Аскольд в 865 г. В) Олег в 882 г. Г) Игорь в 912 г. (Слайд 4) ВОПРОС 4.В какой город Олег совершил два своих похода в 907 и 911 гг.: А) Дербент Б) Царьград В) Полоцк Г) Киев (Слайд 5) ВОПРОС 5.Кто был основным торговым партнером Руси? А) Византия | ||||
III. Изучение Нового материала | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя Обучающиеся делают предположения о том какая тема будет изучаться на уроке «Наследники Рюрика» Обучающиеся читают пункт 1. Обучающиеся читают, что написали и отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся читают и записывают в тетрадь суть экономической реформы Обучающиеся дату принятия христианства Ольгой Отвечают на вопрос учителя Отвечают на вопросы учителя Читают материал, отвечают на вопрос учителя. | У: Так давайте посмотрим внимательно на слайд и подуем, о чем может идти речь на этом уроке. Скажите пожалуйста, что изображено на этомслайде? Да, на слайде изображены 2 первых князя с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Как выдумаете почему в дальнейшей схеме стоят вопросительные знаки? Правильно. Сегодня мы продолжим знакомиться с первыми князьями и так называемыми наследниками Рюрика У: Давайте запишем тему нашего урока «Наследники Рюрика» (Слайд 7) У: Сегодня мы познакомимся с Игоря, Ольги, Святослава и их Деятельностью. (Слайд 8) У:К концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?» Прошу внимательно слушайте моё объяснение и четко выполняйте все задания.(Слайд 9) У: (Слайд 10) Давайте познакомимся со следующим правитель Древнерусского государства. С 912 по 945 года правил князь Игорь, прозвище «Старый». Зафиксируем на странице по середине. Откройте страницу 50 и 51 пункт 1, прочитайте и запишите что сделал Игорь. (Слайд 11)Напоминаю правая колонка внутренняя политика, левая колонка внешняя политика. К доске пойдет …. Время выполнения работы 5 минут. У:Время вышло. Давайте проверять, что вы написали и сверимся с доской. Сколько лет правил Игорь? (Слайд 12) У: (Слайд 13)Почему древляне расправились с Игорем? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА У: (Слайд 14) Отдохнули, теперь давайте продолжим дальше. После смерти мужа государством управляла княгиня Ольга до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов Святослава. Придя к власти Ольги поняла ошибку своего мужа, и провела первую экономическую реформу. Откройте страницу 51, пункт 2, 3 абзац, прочитайте его и запишите какие новшества появились в сборе дани. У: (Слайд 15) Особую страницу в управление страной вписала княгиня Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха. (Слайд 16) Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором. У: (Слайд 17) Достигнув своего совершеннолетия на престол входит сын Игоря и Ольги Святослав. Годы его правления 964-972. Сколько лет он правил? У: (Слайд 18) Святослав уделял большое влияние внешней политике. Сейчас мы с вами поработаем с картой. Открываем страницу 53, чем обозначены походы Святослава? Куда он совершал походы и в каких годах? У: Откройте пожалуйста пункт 4 стр. 54 Прочитайте 2 первых абзаца, скажите зачем князь отправился на Балканы. У: Рассказ учителя об о Балканских походах Святослава. (Слайд 19, 20) | Страница 50 и 51 пункт 1 записать внутреннюю и внешнюю политику Игоря. Читают стр 51, пункт 2, абзац 3 и записывают суть экономической реформы Работа с картой стр. 53 Читать стр. 54 пункт 4 абзац 1-2 | ||||
IV. Закрепление изученного материала | Обучающиеся отвечают на вопросы Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос всего урока | У:Сегодня вы узнали много нового о наследниках Рюрика. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили. (Слайд 21)В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. Умер _____________, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал. «Сказал _________ матери ________ своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть». ____________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более». А теперь давайте ответим на вопрос который был в начале урока «В чем больше преуспели первые князья — в военных походах и захватах новых земель или в обустройстве Древнерусского государства?» (Слайд 22) | |||||
V. Рефлексия | Обучающиеся говорят что узнали нового на уроке | Сегодня вы узнали много нового о «Наследниках Рюрика» я хочу вас попросить продолжить мое предложение: Сегодня на уроке, я узнал, что…. | |||||
VI. Домашнее задание | Запись домашнего задания в дневник | (Слайд 23) Параграф 6 читать, вопросы после параграфа устно | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "От Рюрика до Путина"
Данная презентация фрагментально может быть использована на уроках истории России в 6-9-х классах. Полностью презентаия может быть использована во внеурочной деятельсности.В данной работе показа...

Научно-практическая конференция по истории. «Происхождение основателя государственности Руси Рюрика»
Цель: удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения диску...
Зарождение российской государственности.Рюрик
презентация посвящена зарождению российской государственности, Рюрику...

Презентация "Князь Рюрик"
Презентация "Князь Рюрик" предназначена для изучения и повторения темы "Древнерусские князья и их политика" в 6, 10 классах по истории России....

Правители от Рюрика до В.В. Путина
В данной разработке представлены все правители от Рюрика до В.В. Путина. Периоды и годы их правления, вместе с фотографиями....


