Тема учебного занятия Человек и война: единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Героизм советских людей в годы войны.
методическая разработка по истории (11 класс)
Тема учебного занятия Человек и война: единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!».
Героизм советских людей в годы войны.
Фронтовая журналистика и деятельность военных корреспондентов в годы Великой Отечественной войны относятся к сфере литературы.
Мотивационный блок (создание атмосферы погружения в контекст размышлений о событиях периода Великой Отечественной войны, формулирование совместно со школьниками темы и задач урока, создание психологического настроя на восприятие сюжетов героических страниц прошлого нашего края).
Информационный блок (информационное наполнение урока в виде видео, аудио контента о жизни в тылу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема учебного занятия Человек и война: единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!».
Героизм советских людей в годы войны.
Фронтовая журналистика и деятельность военных корреспондентов в годы Великой Отечественной войны относятся к сфере литературы.
Мотивационный блок (создание атмосферы погружения в контекст размышлений о событиях периода Великой Отечественной войны, формулирование совместно со школьниками темы и задач урока, создание психологического настроя на восприятие сюжетов героических страниц прошлого нашего края).
Информационный блок (информационное наполнение урока в виде видео, аудио контента об участии
формулирование кратких вопросов и заданий, предложенных учителем к региональным документам; использование материалов и документов из семейных и иных региональных источников).
Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников урока с учителем и между собой в чате;
подведение общих итогов содержательного и эмоционально- личностного отношения к сюжетам истории войны и их отражение на жизни людей нашего края, увидеть несмотря на временную дистанцию с прошлым важные моменты жизни человека в сложное военное время, понимать важность памяти о прошлом для современного человека.
Планируемые результаты - личностные Осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа на примере
Цели занятия (Дидактическая цель)
Личностные:
создать условия для осознания подростками вклада в Победу
Метапредметные и предметные: - научиться находить историческую информацию и реконструировать рабочие и бытовые стороны жизни
Кейс документов и заданий к ним для организации самостоятельной аналитической и практической работы.
Методический комментарий: Задания могут быть предложены для ознакомления студентов до проведения урока в формате вебинара.
Могут быть даны в качестве самостоятельной работы с организацией работы в контексте урока при проведении и организации групповой работы.
Учебная задача -Способствовать осмыслению студентами подвига, героизма и самопожертвования
термины урока (Баланда, бурак, бюллетень, декада, пересменка, подмётки, толчёнка, трудовой подвиг, хлебные карточки, эвакуация)
средства обучения
Деятельность преподавателя / Используемые задачи, вопросы, задания для организации этапа, время
Вступительное слово: сегодня у нас будет необычный урок. На этом уроке мы будем говорить о подвиге наших ….в годы войны. Нам очень важно узнать ваши мысли по поводу того материала, который сегодня будет
В процессе урока отвечать на возникающие вопросы .
- Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и обдумать ответы на такие вопросы.
видеофрагмент и
Вопросы:
- Как вы понимаете /фразу Булата Окуджавы «Повзрослели они до поры»? Почему автор использует обращение: «мальчики»?
Слайд 2
- Что значит быть взрослым?
- Кому, в первую очередь, пришлось стать взрослыми?
Сформулируйте тему урока (Подросток и война).
Пятый вопрос учитель задаёт за кадром презентации, так как тема урока обозначена на слайде
Слайд 3
Слайд 4
Посмотрите на карту нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Военные действия шли на европейской части Советского Союза, /. Здесь война, взрывы снарядов, гибель людей, ужас и страх (учитель показывает на европейскую часть СССР).
/А что было на территории Пермского края? В годы Великой Отечественной войны – Молотовской области. Здесь – тыл, тишина, поют птицы/.
Деятельность студентов
Пишут ответы в рабочих листах и устно
Предполагаемые ответы:
Стали взрослыми, не достигнув определённого возраста;
научились брать на себя ответственность, решать самостоятельно проблемы;
автор обращается к тем, кто уходит на фронт «мальчики», потому что большинство солдат были еще очень молодыми и неопытными; в первую очередь пришлось стать взрослыми..
Слайд 5
С началом войны тяжесть … легла на ….
Восточные районы страны. Сюда были эвакуированы предприятия и несколько миллионов человек.
На новом месте предприятия
срочно налаживали выпуск …продукции, работали «с колёс».
- Как война изменила жизнь людей …?
Слайд 6
Преподаватель
Предлагает посмотреть (послушать) еще один видеоролик (эвакуация) и сформулировать ответ на поставленный вопрос.
- Как понимаете фразу «Запускать производство с колес»?
- В каких условиях приходилось …жить людям, приехавшим вместе с эвакуированными заводами?
- Какие проблемы пришлось решать ….повзрослевшим до поры подросткам?
- Сегодня мы, благодаря сборнику архивных документов, познакомимся поближе с жизнью одного подростка в трудные военные годы, молодого человека 16 лет от роду, который не называет своего имени. История сохранила для потомков только его фамилию - Милорадов. Еще мы знаем о нем, что он приехал из-под Смоленска вместе с матерью и младшим братом и работал
- на заводе «им. Сталина», который выпускал моторы для самолетов жители Молотовской области должны были очень быстро наладить производство всего того, что было необходимо фронту
оборудование и станки выгружали и увозили в неприспособленные для крупного производства помещения, приходилось вести большие строительные работы;
о бытовых условиях жизни людей думали в последнюю очередь, после того как налаживали производство военной продукции;
многим подросткам пришлось бросить учебу и встать за станки, или совмещать учебу и работу; в качестве старших мужчин заботится о женщинах
2-й этап Операционно-познавательная часть (содержательная) урока. Творческое применение и добывание знаний
Преп. Мы сегодня с Вами попытаемся прожить небольшой фрагмент жизни подростка Милорадова. Идёт 1943 год. Перед вами его заявление об улучшении бытовых условий.
Ваша задача, (читая этот текст)
Слушая, выступление максимально ярко и подробно представить себе, как жили люди, эвакуированные в глубокий тыл.
Слайд 8
- Как выдумаете, какого размера могла быть комната, в которой жила семья Милорадовых?
- Какая мебель стояла в комнате?
- С какой просьбой Милорадов обращался к руководству завода?
- Дайте вашу оценку условиям, в которых приходилось жить людям.
Слайд 9
Посмотрите - (на слайд)- послушайте
- Какая комната из представленных на слайде больше всего соответствует вашему представлению о комнате Милорадовых?
Что нужно изменить на фотографиях, чтобы комната соответствовала описанию
Студенты - Читают /слушают текст со слайда. Пишут / РЛ , как представили себе условия жизни семьи Милорадовых.
- Высказывают свои предположения о размерах комнаты и обосновывают свою точку зрения;
- Исходя из документа, можно точно сказать, что в комнате находилась кровать и стулья (предположительно 3 штуки);
Братьям приходилось спать на одной кровати, а мать спала на стульях, накрывшись пальто
Предлагают внести изменения / Пишут в РЛ информацию о работе подростков на заводах, в полях, в госпиталях…
- Что вы знаете о работе подростков в военное время?
- Посмотрите фрагмент воспоминаний тружеников тыла, которые в годы войны подростками пришли на заводы.
Работали по 12 часов без выходных, цеха не отапливались, с работы не отпускали…, даже если поднималась температура. Но тяжелее всего было переносить голод.
Прочитайте отрывок из дневника, обращая внимание на то, как подросток говорит о хлебе./ Напишите в РЛ, какие фразы о хлебе вам запомнились больше всего.
Читают / слушают отрывки, пишут в РЛ запомнившиеся фразы.
3-й этап Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)
Предлагается несколько вариантов рефлексивных вопросов, можно выбрать те, которые больше подходят и использовать их в качестве домашнего задания):
Давайте подведем итоги:
- Почему подросткам военных лет пришлось «повзрослеть до поры»?
- Какие факты, которые вы узнали сегодня на уроке, затронули вас больше всего?
- Что вы могли рассказать об этом уроке своим близким в ответ на вопрос, что интересного было сегодня на уроке
- Вы оказались в 1943 году и встретились с юным Милорадовым. Что бы вы могли сказать ему о значимости его дневников для потомков.
- Мы с вами сегодня узнали о мыслях и чувствах 16- летнего мальчишки, которому пришлось пережить решать много взрослых проблем. А что думали и почувствовали на этом уроке вы?
- Если бы вы, так же как Милорадов писали дневники или письма в будущее, что бы написали в своем дневнике о сегодняшнем уроке?
Слайд 14
Общие выводы:
Самое главное, что тяжкий труд и очень трудные условия жизни были не напрасны.
Молотовская область внесла огромный вклад в дело Победы.
Посмотрите/ послушайте еще один видеофрагмент, который подтверждает, что нам есть чем гордиться!
Предварительный просмотр:
Тема учебного занятия Человек и война: единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!».
Героизм советских людей в годы войны.
Фронтовая журналистика и деятельность военных корреспондентов в годы Великой Отечественной войны относятся к сфере литературы.
Мотивационный блок (создание атмосферы погружения в контекст размышлений о событиях периода Великой Отечественной войны, формулирование совместно со школьниками темы и задач урока, создание психологического настроя на восприятие сюжетов героических страниц прошлого нашего края).
Информационный блок (информационное наполнение урока в виде видео, аудио контента об участии
формулирование кратких вопросов и заданий, предложенных учителем к региональным документам; использование материалов и документов из семейных и иных региональных источников).
Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников урока с учителем и между собой в чате;
подведение общих итогов содержательного и эмоционально- личностного отношения к сюжетам истории войны и их отражение на жизни людей нашего края, увидеть несмотря на временную дистанцию с прошлым важные моменты жизни человека в сложное военное время, понимать важность памяти о прошлом для современного человека.
Планируемые результаты - личностные Осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа на примере
Цели занятия (Дидактическая цель)
Личностные:
создать условия для осознания подростками вклада в Победу
Метапредметные и предметные: - научиться находить историческую информацию и реконструировать рабочие и бытовые стороны жизни
Кейс документов и заданий к ним для организации самостоятельной аналитической и практической работы.
Методический комментарий: Задания могут быть предложены для ознакомления студентов до проведения урока в формате вебинара.
Могут быть даны в качестве самостоятельной работы с организацией работы в контексте урока при проведении и организации групповой работы.
Учебная задача -Способствовать осмыслению студентами подвига, героизма и самопожертвования
термины урока (Баланда, бурак, бюллетень, декада, пересменка, подмётки, толчёнка, трудовой подвиг, хлебные карточки, эвакуация)
средства обучения
Деятельность преподавателя / Используемые задачи, вопросы, задания для организации этапа, время
Вступительное слово: сегодня у нас будет необычный урок. На этом уроке мы будем говорить о подвиге наших ….в годы войны. Нам очень важно узнать ваши мысли по поводу того материала, который сегодня будет
В процессе урока отвечать на возникающие вопросы .
- Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и обдумать ответы на такие вопросы.
видеофрагмент и
Вопросы:
- Как вы понимаете /фразу Булата Окуджавы «Повзрослели они до поры»? Почему автор использует обращение: «мальчики»?
Слайд 2
- Что значит быть взрослым?
- Кому, в первую очередь, пришлось стать взрослыми?
Сформулируйте тему урока (Подросток и война).
Пятый вопрос учитель задаёт за кадром презентации, так как тема урока обозначена на слайде
Слайд 3
Слайд 4
Посмотрите на карту нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Военные действия шли на европейской части Советского Союза, /. Здесь война, взрывы снарядов, гибель людей, ужас и страх (учитель показывает на европейскую часть СССР).
/А что было на территории Пермского края? В годы Великой Отечественной войны – Молотовской области. Здесь – тыл, тишина, поют птицы/.
Деятельность студентов
Пишут ответы в рабочих листах и устно
Предполагаемые ответы:
Стали взрослыми, не достигнув определённого возраста;
научились брать на себя ответственность, решать самостоятельно проблемы;
автор обращается к тем, кто уходит на фронт «мальчики», потому что большинство солдат были еще очень молодыми и неопытными; в первую очередь пришлось стать взрослыми..
Слайд 5
С началом войны тяжесть … легла на ….
Восточные районы страны. Сюда были эвакуированы предприятия и несколько миллионов человек.
На новом месте предприятия
срочно налаживали выпуск …продукции, работали «с колёс».
- Как война изменила жизнь людей …?
Слайд 6
Преподаватель
Предлагает посмотреть (послушать) еще один видеоролик (эвакуация) и сформулировать ответ на поставленный вопрос.
- Как понимаете фразу «Запускать производство с колес»?
- В каких условиях приходилось …жить людям, приехавшим вместе с эвакуированными заводами?
- Какие проблемы пришлось решать ….повзрослевшим до поры подросткам?
- Сегодня мы, благодаря сборнику архивных документов, познакомимся поближе с жизнью одного подростка в трудные военные годы, молодого человека 16 лет от роду, который не называет своего имени. История сохранила для потомков только его фамилию - Милорадов. Еще мы знаем о нем, что он приехал из-под Смоленска вместе с матерью и младшим братом и работал
- на заводе «им. Сталина», который выпускал моторы для самолетов жители Молотовской области должны были очень быстро наладить производство всего того, что было необходимо фронту
оборудование и станки выгружали и увозили в неприспособленные для крупного производства помещения, приходилось вести большие строительные работы;
о бытовых условиях жизни людей думали в последнюю очередь, после того как налаживали производство военной продукции;
многим подросткам пришлось бросить учебу и встать за станки, или совмещать учебу и работу; в качестве старших мужчин заботится о женщинах
2-й этап Операционно-познавательная часть (содержательная) урока. Творческое применение и добывание знаний
Преп. Мы сегодня с Вами попытаемся прожить небольшой фрагмент жизни подростка Милорадова. Идёт 1943 год. Перед вами его заявление об улучшении бытовых условий.
Ваша задача, (читая этот текст)
Слушая, выступление максимально ярко и подробно представить себе, как жили люди, эвакуированные в глубокий тыл.
Слайд 8
- Как выдумаете, какого размера могла быть комната, в которой жила семья Милорадовых?
- Какая мебель стояла в комнате?
- С какой просьбой Милорадов обращался к руководству завода?
- Дайте вашу оценку условиям, в которых приходилось жить людям.
Слайд 9
Посмотрите - (на слайд)- послушайте
- Какая комната из представленных на слайде больше всего соответствует вашему представлению о комнате Милорадовых?
Что нужно изменить на фотографиях, чтобы комната соответствовала описанию
Студенты - Читают /слушают текст со слайда. Пишут / РЛ , как представили себе условия жизни семьи Милорадовых.
- Высказывают свои предположения о размерах комнаты и обосновывают свою точку зрения;
- Исходя из документа, можно точно сказать, что в комнате находилась кровать и стулья (предположительно 3 штуки);
Братьям приходилось спать на одной кровати, а мать спала на стульях, накрывшись пальто
Предлагают внести изменения / Пишут в РЛ информацию о работе подростков на заводах, в полях, в госпиталях…
- Что вы знаете о работе подростков в военное время?
- Посмотрите фрагмент воспоминаний тружеников тыла, которые в годы войны подростками пришли на заводы.
Работали по 12 часов без выходных, цеха не отапливались, с работы не отпускали…, даже если поднималась температура. Но тяжелее всего было переносить голод.
Прочитайте отрывок из дневника, обращая внимание на то, как подросток говорит о хлебе./ Напишите в РЛ, какие фразы о хлебе вам запомнились больше всего.
Читают / слушают отрывки, пишут в РЛ запомнившиеся фразы.
3-й этап Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)
Предлагается несколько вариантов рефлексивных вопросов, можно выбрать те, которые больше подходят и использовать их в качестве домашнего задания):
Давайте подведем итоги:
- Почему подросткам военных лет пришлось «повзрослеть до поры»?
- Какие факты, которые вы узнали сегодня на уроке, затронули вас больше всего?
- Что вы могли рассказать об этом уроке своим близким в ответ на вопрос, что интересного было сегодня на уроке
- Вы оказались в 1943 году и встретились с юным Милорадовым. Что бы вы могли сказать ему о значимости его дневников для потомков.
- Мы с вами сегодня узнали о мыслях и чувствах 16- летнего мальчишки, которому пришлось пережить решать много взрослых проблем. А что думали и почувствовали на этом уроке вы?
- Если бы вы, так же как Милорадов писали дневники или письма в будущее, что бы написали в своем дневнике о сегодняшнем уроке?
Слайд 14
Общие выводы:
Самое главное, что тяжкий труд и очень трудные условия жизни были не напрасны.
Молотовская область внесла огромный вклад в дело Победы.
Посмотрите/ послушайте еще один видеофрагмент, который подтверждает, что нам есть чем гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советский тыл в годы войны...Вспомним всех поименно.
Урок разработан по ФГОС. Урок включает: презентацию( с видеофайлами), технологическую карту, рабочий лист ученика, приложения....
Советский тыл в годы войны
В рамках изучения темы «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 годов», я провела урок «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны».Материал для урока разработан мно...

Конспект урока. Тема "Советский тыл в годы войны. На оккупированной территории"
Конспект урока по истории России. 9 класс. Тема "Советский тыл в годы войны. На оккупированной территории"...
История. Единство фронта и тыла
Человек и война: единство фронта и тыла. Эвакуация, техническое оснащение армии, жизнь в тылу, вклад в победу творческой интеллигенции...

Человек и война: единство фронта и тыла
Тема урока: Человек и война: единство фронта и тылаТип урока: КомбинированныйЦели урока:1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;2) Развивающая:...

Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единств...
Урок по истории "Единство фронта и тыла"
Урок с использованием ИКТ, элементов технолгии дататона...

