Обучение истории детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сопутствующей интеллектуальной недостаточностью
статья по истории
Обучение истории детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сопутствующей интеллектуальной недостаточностью представляет собой сложную, но решаемую педагогическую задачу. Такой подход требует специальных методик, учитывающих особенности когнитивного развития и специфику аутистического восприятия информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение истории детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сопутствующей интеллектуальной недостаточностью представляет собой сложную, но решаемую педагогическую задачу. Такой подход требует специальных методик, учитывающих особенности когнитивного развития и специфику аутистического восприятия информации.
## Особенности обучающихся с РАС и интеллектуальной недостаточностью
Дети с сочетанием РАС и интеллектуальных нарушений представляют чрезвычайно неоднородную группу. Как отмечают исследователи, у таких детей могут наблюдаться:
- Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия
- Проблемы с организацией собственной деятельности и поведения
- Неравномерность развития психических функций
- Трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими
При этом интеллектуальные возможности могут варьироваться от легкой до глубокой умственной отсталости. Согласно данным, примерно у 50% людей с аутизмом имеется умеренная (или более выраженная) умственная отсталость, у 25% — легкая умственная отсталость, и у 25% коэффициент интеллектуального развития (IQ) в пределах нормы .
## Ключевые принципы обучения истории
Для успешного обучения истории таких детей необходимо учитывать следующие принципы:
1.Индивидуализация обучения - необходимо учитывать уровень интеллектуального развития, речевые возможности и особенности восприятия каждого ребенка. Как показывает практика, диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования детей с РАС должен быть максимально широким .
2. Визуальная поддержка - использование наглядных материалов, временных линий, пиктограмм и других визуальных средств, которые помогают структурировать историческую информацию. Это особенно важно, так как у детей с РАС часто наблюдается своеобразное восприятие времени и последовательности событий.
3. Практико-ориентированный подход - связь исторического материала с жизненным опытом ребенка. Можно использовать реконструкции, предметы быта разных эпох, элементы ролевых игр.
4. Четкая структура занятий - предсказуемость и повторяемость элементов урока снижают тревожность и помогают усвоению материала. Важно использовать алгоритмы и пошаговые инструкции.
5. Мультисенсорное обучение - задействование разных каналов восприятия (зрительного, тактильного, слухового) для лучшего усвоения материала .
## Методические рекомендации
1. Адаптация содержания:
- Упрощение исторических понятий и событий
- Акцент на конкретных, наглядных аспектах истории
- Использование персоналий и ярких исторических образов
- Связь с повседневной жизнью (история одежды, жилища, питания)
2. Организация учебного процесса:
- Короткие учебные блоки (10-15 минут) с перерывами
- Четкие визуальные расписания занятий
- Предварительное ознакомление с темой урока
- Использование специальных коммуникативных средств при необходимости (карточки PECS, коммуникаторы)
3. Формы работы:
- Индивидуальные задания
- Работа в малых группах (2-3 человека)
- Проектная деятельность (создание простых макетов, коллажей)
- Экскурсии в музеи (при возможности)
4. Оценивание результатов:
- Акцент на индивидуальном прогрессе
- Использование альтернативных форм оценки (например, составление временной линии из картинок)
- Поэтапное усложнение заданий
## Примеры адаптированных заданий по истории
1. "История в картинках" - составление последовательности изображений, отражающих историческое событие или изменение какого-либо объекта (например, эволюция жилища от пещеры до современного дома).
2. "Одень исторического героя" - подбор одежды для бумажной куклы в соответствии с эпохой.
3. "Найди лишнее" - задание на классификацию предметов по историческим периодам.
4. "Путешествие во времени" - интерактивное занятие с использованием реплик исторических предметов, которые можно трогать и изучать.
5. "Историческая лента времени" - создание визуальной хронологии с основными событиями (можно использовать магниты или липучки для крепления элементов) .
## Роль специалистов сопровождения
Эффективное обучение истории детей с РАС и интеллектуальной недостаточностью требует командной работы специалистов:
1. Учитель истории - адаптирует содержание и методы преподавания.
2. Психолог - помогает в формировании коммуникативных навыков и социального взаимодействия, работает с мотивацией .
3. Дефектолог - разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты, корректирует методы подачи информации.
4. Тьютор - оказывает индивидуальную поддержку на занятиях, помогает организовать деятельность ребенка.
5. Логопед - работает над развитием речи и пониманием исторических терминов .
## Технологии и средства обучения
Современные технологии могут значительно облегчить процесс обучения истории:
1. Интерактивные временные линии - цифровые инструменты для визуализации хронологии.
2. Образовательные приложения с адаптированным историческим контентом.
3. Виртуальные экскурсии по историческим местам и музеям.
4. Социальные истории - специальные рассказы, объясняющие исторические события и понятия в доступной форме.
5. Мультимедийные презентации с минимальным текстом и акцентом на визуальный ряд .
## Вывод
Обучение истории детей с РАС и интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода, учитывающего как особенности аутистического восприятия мира, так и уровень когнитивного развития. При правильной организации учебного процесса, использовании адаптированных методик и визуальных средств такие дети могут успешно осваивать основы исторических знаний, что способствует их социализации и расширению кругозора. Ключевыми факторами успеха являются индивидуальный подход, междисциплинарное взаимодействие специалистов и создание поддерживающей образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»
Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.
Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...

Презентация "Обучение чтению детей с расстройством аутистического спектра"
Данная презентация содержит методические рекомендации по обучению чтению (классический вариант - от звука к букве, и глобальное чтение)....

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"
Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"
Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...