Обучение истории детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сопутствующей интеллектуальной недостаточностью
статья по истории

Обучение истории детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сопутствующей интеллектуальной недостаточностью представляет собой сложную, но решаемую педагогическую задачу. Такой подход требует специальных методик, учитывающих особенности когнитивного развития и специфику аутистического восприятия информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение истории детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сопутствующей интеллектуальной недостаточностью представляет собой сложную, но решаемую педагогическую задачу. Такой подход требует специальных методик, учитывающих особенности когнитивного развития и специфику аутистического восприятия информации.

## Особенности обучающихся с РАС и интеллектуальной недостаточностью

Дети с сочетанием РАС и интеллектуальных нарушений представляют чрезвычайно неоднородную группу. Как отмечают исследователи, у таких детей могут наблюдаться:

- Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия

- Проблемы с организацией собственной деятельности и поведения

- Неравномерность развития психических функций

- Трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими 

При этом интеллектуальные возможности могут варьироваться от легкой до глубокой умственной отсталости. Согласно данным, примерно у 50% людей с аутизмом имеется умеренная (или более выраженная) умственная отсталость, у 25% — легкая умственная отсталость, и у 25% коэффициент интеллектуального развития (IQ) в пределах нормы .

## Ключевые принципы обучения истории

Для успешного обучения истории таких детей необходимо учитывать следующие принципы:

1.Индивидуализация обучения - необходимо учитывать уровень интеллектуального развития, речевые возможности и особенности восприятия каждого ребенка. Как показывает практика, диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования детей с РАС должен быть максимально широким .

2. Визуальная поддержка - использование наглядных материалов, временных линий, пиктограмм и других визуальных средств, которые помогают структурировать историческую информацию. Это особенно важно, так как у детей с РАС часто наблюдается своеобразное восприятие времени и последовательности событий.

3. Практико-ориентированный подход - связь исторического материала с жизненным опытом ребенка. Можно использовать реконструкции, предметы быта разных эпох, элементы ролевых игр.

4. Четкая структура занятий - предсказуемость и повторяемость элементов урока снижают тревожность и помогают усвоению материала. Важно использовать алгоритмы и пошаговые инструкции.

5. Мультисенсорное обучение - задействование разных каналов восприятия (зрительного, тактильного, слухового) для лучшего усвоения материала .

## Методические рекомендации

1. Адаптация содержания:

   - Упрощение исторических понятий и событий

   - Акцент на конкретных, наглядных аспектах истории

   - Использование персоналий и ярких исторических образов

   - Связь с повседневной жизнью (история одежды, жилища, питания)

2. Организация учебного процесса:

   - Короткие учебные блоки (10-15 минут) с перерывами

   - Четкие визуальные расписания занятий

   - Предварительное ознакомление с темой урока

   - Использование специальных коммуникативных средств при необходимости (карточки PECS, коммуникаторы) 

3. Формы работы:

   - Индивидуальные задания

   - Работа в малых группах (2-3 человека)

   - Проектная деятельность (создание простых макетов, коллажей)

   - Экскурсии в музеи (при возможности)

4. Оценивание результатов:

   - Акцент на индивидуальном прогрессе

   - Использование альтернативных форм оценки (например, составление временной линии из картинок)

   - Поэтапное усложнение заданий

## Примеры адаптированных заданий по истории

1. "История в картинках" - составление последовательности изображений, отражающих историческое событие или изменение какого-либо объекта (например, эволюция жилища от пещеры до современного дома).

2. "Одень исторического героя" - подбор одежды для бумажной куклы в соответствии с эпохой.

3. "Найди лишнее" - задание на классификацию предметов по историческим периодам.

4. "Путешествие во времени" - интерактивное занятие с использованием реплик исторических предметов, которые можно трогать и изучать.

5. "Историческая лента времени" - создание визуальной хронологии с основными событиями (можно использовать магниты или липучки для крепления элементов) .

## Роль специалистов сопровождения

Эффективное обучение истории детей с РАС и интеллектуальной недостаточностью требует командной работы специалистов:

1. Учитель истории - адаптирует содержание и методы преподавания.

2. Психолог - помогает в формировании коммуникативных навыков и социального взаимодействия, работает с мотивацией .

3. Дефектолог - разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты, корректирует методы подачи информации.

4. Тьютор - оказывает индивидуальную поддержку на занятиях, помогает организовать деятельность ребенка.

5. Логопед - работает над развитием речи и пониманием исторических терминов .

## Технологии и средства обучения

Современные технологии могут значительно облегчить процесс обучения истории:

1. Интерактивные временные линии - цифровые инструменты для визуализации хронологии.

2. Образовательные приложения с адаптированным историческим контентом.

3. Виртуальные экскурсии по историческим местам и музеям.

4. Социальные истории - специальные рассказы, объясняющие исторические события и понятия в доступной форме.

5. Мультимедийные презентации с минимальным текстом и акцентом на визуальный ряд .

## Вывод

Обучение истории детей с РАС и интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода, учитывающего как особенности аутистического восприятия мира, так и уровень когнитивного развития. При правильной организации учебного процесса, использовании адаптированных методик и визуальных средств такие дети могут успешно осваивать основы исторических знаний, что способствует их социализации и расширению кругозора. Ключевыми факторами успеха являются индивидуальный подход, междисциплинарное взаимодействие специалистов и создание поддерживающей образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»

Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений  социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.

Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...

Презентация "Обучение чтению детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация содержит методические рекомендации по обучению чтению (классический вариант - от звука к букве, и глобальное чтение)....

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"

Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...