Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
материал

Николаева Русалина Рамильевна

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир» для детей с  расстройствами аутистического спектра»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

для педагогических работников, родителей (законных представителей) детей с  расстройствами аутистического спектра

Тема: Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир» для детей с  расстройствами аутистического спектра»

Цель: познакомить педагогических работников, родителей (законных представителей) с методическим пособием  «Альбом «РАСкрой мир» для детей с  расстройствами аутистического спектра».

Добрый день! Сегодня я хочу познакомить вас с моим авторским пособием «Альбом «РАСкрой мир» для детей с  расстройствами аутистического спектра».

Цель альбома: создание эмоционально – благоприятных условий для формирования основных жизненных компетенций ребенка с РАС.

Задачи альбома:

Коррекционно - образовательные:

  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира;
  • обучение ребенка с РАС осмысленному осознанию «Я» от первого лица;
  • расширение пассивного и активного словаря.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
  • развитие внимания, памяти, мышления и речи, через специально подобранные упражнения;
  • развитие связной речи с помощью фразовых конструкторов.

Коррекционно - воспитательные:

  • способствовать воспитанию социально - коммуникативных навыков.

Возрастная категория: для работы с детьми с расстройством аутистического спектра в возрасте от 5 до 10 лет, со средним и низким уровнем развития коммуникативного взаимодействия, которым характерно нарушение деятельности общения. Это проявляется в неумении вступать в речевое общение как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности коммуникативных навыков (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, неумение менять характер общения в зависимости от ситуации, негативизм).

Используемые материалы: альбом со схемами и картинками, необходимыми для построения фраз и предложений. Схемы предлогов, стрелки, символы PECS по лексическим темам.

Содержание: Альбом «РАСкрой мир» (Приложение 1) включает в себя 18 лексических тем: Я и моя семья. Мои эмоции. Овощи. Фрукты. Домашние и дикие животные и птицы. Насекомые. Профессии. Бытовая техника. Одежда. Обувь. Музыкальные инструменты. Город. Транспорт. ПДД. Времена года.

 Использование представленного пособия позволит обеспечить эффективное формирование коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями – умений выражать просьбы/требования; социальную ответную реакцию; умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; привлекать внимание и задавать вопросы; формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них. Задания, игровые и учебные упражнения, способствуют формированию социального поведения и навыков диалогической речи.

Во время занятий необходимо проговаривать действия, но не перегружать новыми словами. Прежде чем ребенок научится копировать слова и говорить, он учится копировать жесты и движения. Для этого детям с РАС требуется дополнительная помощь и время.

На коррекционно-развивающих занятиях параллельно с пониманием речи (через предметно- практические действия с картинками), необходимо развивать зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы, у данной категории детей. Прежде чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с изображениями, т.е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением фраз и предложений по произведенным действиям или изображенным ситуациям. Используются приемы сопряженной и отраженной речи.

Альбом «Раскрой мир» позволяет отработать фразы с глаголом и прямым дополнением (Что делаю? Вижу кого? Вижу что? и т.п.). В ходе игрового процесса дети учатся составлять предложения различного типа: - из двух слов, в которых подлежащее является местоимением; - из трёх слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа с предлогом или без. Инструкция четкая и короткая. После работы с картинками переводим данную фразу или предложение в игровые и обиходные действия в реальной жизни.

Предполагается, что перед началом работы с фразовым конструктором, ребенок соотносит картинки с соответствующими словами, использует простую фразу, т. к. именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи.

При необходимости, возможно дополнить альбомы фотографиями знакомых социальных мест и реальных людей ближнего окружения. Постепенно, по мере расширения словаря, альбомы могут дополняться. Все картинки альбома содержат текстовое подкрепление, тем самым дают возможность готовности ребёнка к восприятию текстового материала. Содержание альбома позволяет расширить количество слов, предназначенных для глобально прочтения, а также усвоить их грамматические особенности при построении фразы.

Результативность применения: предлагаемую методику рекомендуется использовать учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям, учителям, работающим с аутичными детьми, а также, родителям этих детей.

Использование в практике альбома «Раскрой мир» способствует эффективному развитию высших психических функций, развитию коммуникативных навыков совместной деятельности, углублению знаний об окружающей действительности у детей с расстройствами аутистического спектра с учетом их индивидуальных особенностей. Отличительной чертой этого пособия является комплексный характер подачи материала, нацеленный на обеспечение развития познавательных процессов ребенка с РАС.

Целесообразность применения в педагогической практике: формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать эмоции и сообщать о них, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. В результате, аутичные дети могут интегрироваться в различные дошкольные образовательные учреждения и школы, как специальные, так и общеобразовательные. Опыт практической работы с аутичными детьми, показывает, что работа по предложенному альбому «РАСкрой мир» помогает детям преодолеть трудности в процессе их взаимодействия с социальным окружением при условии систематического, последовательного обучения. Занятия по формированию коммуникативных навыков должны проводиться ежедневно в различных социальных ситуациях с разными людьми. Это позволит ребенку использовать навыки при взаимодействии с более широким социальным кругом.

Актуальность предложенного методического альбома заключается в подборе и систематизации материала для речевых навыков по лексическим темам. Альбом

многофункционален, легко трансформируем, предметные и глагольные карточки меняются, что дает возможность постоянного пополнения лексического материала.

Список используемой и рекомендованной литературы:

  1. Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001. – С. 102 – 131.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
  3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.
  4. Хаустов        А.В.        Формирование        навыков        речевой        коммуникации        у        детей        с расстройствами аутистического спектра. – М.: 2010, ЦПМССДиП. – 87 с.
  5. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом. Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно- практической конференции. – Самара, 2003. – с. 408 – 410

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса (с использованием «мозгового штурма») Семейное воспитание и здоровье наших детей

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса(с использованием «мозгового штурма»)Семейное воспитание и здоровье наших детей...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Материал, который поможет вам в написании  психолого- педагогической  характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....

Советы родителям детей с аутистической симптоматикой

Некоторые рекомендации для родителей...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В         Программе комплексно представлены основные содержательные линии воспитания, образования и коррекции недостатков в развитии ребенка с расстройством аут...

Формирование педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

В материале описывается работа педагогов с родителями и детьми раннего возраста, не посещающими ОО...

План психолого – педагогического консультирования родителей детей

План психолого – педагогического консультирования родителей детей с задержкой психического здоровья, обучающихся 1 класса  МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» на 2022-2023 учебный год...