«Московское государство в конце XV – начале XVI века»
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | «Московское государство в конце XV – начале XVI века» | ||||||
Предмет | История | ||||||
Класс | 6 | ||||||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||||||
Цель урока | 1. Рассмотреть основные события последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства. 2. Сформировать представление о системе управления единым русским государством в изучаемый период. | ||||||
Задачи | 1. Анализировать источники информации. 2. Организовать работу в группах. 3. Определить особенности системы управления единым русским государством в конце XV – начале XVI века». 4. Организовать обсуждение результатов работы. | ||||||
Образовательные ресурсы | - Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России с древнейших времён до конца XVI века. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 272 с. - Презентация «Московское государство в конце XV – начале XVI века» /электронный ресурс/ | ||||||
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор | ||||||
Основное содержание темы, понятия и термины | Возвышение великокняжеской власти, органы управления государством, изменения в порядке владения землёй, ограничения свободы крестьян, появление казачества. Основные понятия: самодержавие, скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, чин, уезд, пошлина, дворец, казна, волость, стан, наместник, пожилое, кормление, местничество, поместье, вотчинник, Юрьев день | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
Умение изучать и систематизиро-вать учебную информацию при за-полнении таблицы. Знают основные понятия и терми-ны: самодержавие, скипетр, держа-ва, шапка Мономаха, Боярская дума, чин, уезд, пошлина, дворец, казна, волость, стан, наместник, пожилое, кормление, местничество, поместье, вотчинник, Юрьев день. | Познавательные: работают с иллюстративным материалом, используют текст учебника, выделяя из него необходимую информацию, формулируют и обосновывают выводы, осознанно строят речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выбирают способ и результат действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своих деятельности, осознают уровень усвоения материала. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении для решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия с партнёром. | Понимают необходимость учения, осознают ответственность за общее дело, проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации. Оценивают собственную учебную деятель-ность, свои достижения. | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I. Организацион-ный момент | Словесная разминка | Приветствует учащихся, формирует группы. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают необходимость учения. Быстрое включение в деловой ритм | ||
II. Актуализация и проверка знаний | Беседа по пройденному материалу | Проводит бесе-ду по вопросам: 1. Феодальная раздробленность это … 2. К экономиче-ским причинам феодальной раздробленности относятся… 3. К политиче-ским причинам феодальной раздробленности относятся … 4. Феодальная раздробленность началась в … 5. В середине XII в. Русь рас-кололась на … самостоятельных княжеств. 6. К главным по-литическим центрам в изу-чаемый период относились … | Формулируют ответы, приводят примеры. Ответы: 1. Деление го-сударства на отдельные феодальные владения. 2. Господство натурального хозяйства; развитие вот-чинного хо-зяйства; ос-лабление хо-зяйственных связей между землями. 3. Создание на местах собст-венной систе-мы управле-ния: вече, выборная власть, н/опол-чение. 4. 12 веке. 5. 15 самостоя-тельных кня-жеств. 6. Владимиро-Суздальское, Галицко-Во-лынское кня-жества и Нов-городская зем-ля. | Фронтальная Индивидуальная | Называют характерные, существенные признаки исторических событий и явлений | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме | Устный опрос |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Подводит учеников к теме, предлагает сформулировать учебные задачи | Слушают учителя. Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
Д/задание | Учебник, §21, кластер, заполнить «слепую» схему. | Записывают д/задание | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | |||
Физкультминут-ка | Проводит разминку | Делают разминку | Индивидуальная | ||||
IV. Изучение нового материала - Возвышение вели-кокняжеской власти. - Органы управления государством. - Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй. - .ограничение свобо-ды крестьян. Появле-ние казачества. | Презентация на тему: «Московское государство в конце XV – начале XVI в.» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах. Корректирует информацию учащихся | Слушают учителя, работают с текстом в группах, выполняют данное задание сначала в парах, затем в группах. Представляют информацию по своёму выполненному заданию. | Фронтальная | Работа с картой и учебным текстом, заполнение своей графы в таблице, внесение в таблицу информации других групп. | Познавательные: умеют работать с иллюстративным материалом и тестом, отбирая нужный материал. Владеют навыками смыслового чтения. Регулятивные: выбирают способ и результат действий. Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других | Работа с учебным текстом, обсуждение, записи в тетрадь |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Дальнейшая работа со слайдами презентации.
Возвращение к проблемным вопросам урока | Предлагает оп-ределить истори-ческий путь раз-вития изучаемых центров. | Определяют по тексту-под-сказке слайда исторический путь развития главных поли-тических цент-ров Руси. Дают ответы на проблемные вопросы | Фронтальная | Работают со слайдом презентации | Коммуникативные: высказывают мнение группы, ищут верный путь решения | Выявление непонятого |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Обобщающая беседа «И напоследок я скажу»: - имя урока… - мне понравилось… - я хотел(а) бы больше узнать о… - сегодня я не понял(а)… С каким настроением я уйду с урока? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Выбирают картинку на слайде | Фронтальная Индивидуальная | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации | Оценивание работы учащихся на уроке | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе: "Московское государство в конце XV – начале XVI века"
Материал к уроку по истории России в 6 классе....

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"
Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

"Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века" конспект и презентация
Разработка урока и презентация проста в применении и помогает обучающимся лучше разобраться в не совсем простой теме....

Московское государство в конце XV- начале XVI века.
Презентация по истории "Московское государство в конце XV-XVI вв" для 6 класса...
Московское государство в конце XV начале XVI века
Московское государство в конце XV - начале XVI века : описание системы управления, которая сложилась в этот период, Судебник 1497 г., формирование крепостного права....

Презентация к уроку "Московское государство в конце 15-начале 16 века"
Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме " Московское государство в конце 15- начале 16 века"...

Задания к уроку "Московское государство в конце 14- начале 15 века"
Система заданий к уроку и к презентации "Московское государство в конце 14- начале 15 века"...