«Московское государство в конце XV – начале XVI века»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskoe_gosudarstvo.doc28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

«Московское государство в конце XV – начале XVI века»

Предмет

История

Класс

6

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

1. Рассмотреть основные события последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства.

2. Сформировать представление о системе управления единым русским государством в изучаемый период.

Задачи

1. Анализировать источники информации.

2. Организовать работу в группах.

3. Определить особенности системы управления единым русским государством в конце XV – начале XVI века».

4. Организовать обсуждение результатов работы.

Образовательные ресурсы

- Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России с древнейших времён до конца XVI века. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 272 с.

- Презентация «Московское государство в конце XV – начале XVI века» /электронный ресурс/

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Основное содержание темы, понятия и термины

Возвышение великокняжеской власти, органы управления государством, изменения в порядке владения землёй, ограничения свободы крестьян, появление казачества.

Основные понятия: самодержавие, скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, чин, уезд, пошлина, дворец, казна, волость, стан, наместник, пожилое, кормление, местничество, поместье, вотчинник, Юрьев день

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Умение изучать и систематизиро-вать учебную информацию при за-полнении таблицы.

Знают основные понятия и терми-ны: самодержавие, скипетр, держа-ва, шапка Мономаха, Боярская дума, чин, уезд, пошлина, дворец, казна, волость, стан, наместник, пожилое, кормление, местничество, поместье, вотчинник, Юрьев день.

Познавательные: работают с иллюстративным материалом, используют текст учебника, выделяя из него необходимую информацию, формулируют и обосновывают выводы, осознанно строят речевое высказывание в письменной форме.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выбирают способ и результат действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своих деятельности, осознают уровень усвоения материала.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении для решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия с партнёром.

Понимают необходимость учения, осознают ответственность за общее дело, проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации. Оценивают собственную учебную деятель-ность, свои достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения (универсальные учебные действия)

I. Организацион-ный момент

Словесная разминка

Приветствует учащихся, формирует группы. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: понимают необходимость учения. Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация и проверка знаний

Беседа по пройденному материалу

Проводит бесе-ду по вопросам:

1. Феодальная раздробленность это …

2. К экономиче-ским причинам феодальной

раздробленности относятся…

3. К политиче-ским причинам феодальной

раздробленности относятся …

4. Феодальная раздробленность началась в …

5. В середине XII в. Русь рас-кололась на … самостоятельных княжеств.

6. К главным по-литическим центрам в изу-чаемый период относились …

Формулируют ответы, приводят примеры.

Ответы: 

1. Деление го-сударства на отдельные феодальные владения.

2. Господство натурального       хозяйства;

 развитие вот-чинного хо-зяйства; ос-лабление хо-зяйственных связей между землями.

3. Создание на местах собст-венной систе-мы управле-ния: вече, выборная власть, н/опол-чение.

4. 12 веке.

5. 15 самостоя-тельных кня-жеств.

6. Владимиро-Суздальское, Галицко-Во-лынское кня-жества и Нов-городская зем-ля.

Фронтальная

Индивидуальная

Называют характерные, существенные признаки исторических событий и явлений

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме

Устный опрос

III. Постановка учебных задач

Беседа

Подводит учеников к теме, предлагает сформулировать учебные задачи

Слушают учителя. Формулируют

учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные:

выделяют и сохраняют учебные задачи

Д/задание

Учебник, §21, кластер, заполнить «слепую» схему.

Записывают д/задание

Индивидуальная

Регулятивные:

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Физкультминут-ка

Проводит разминку

Делают разминку

Индивидуальная

IV. Изучение нового материала

- Возвышение вели-кокняжеской власти.

- Органы управления государством.

- Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй.

- .ограничение свобо-ды крестьян. Появле-ние казачества.

Презентация на тему: «Московское государство в конце XV – начале XVI в.»

Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах.

Корректирует информацию учащихся

Слушают учителя, работают с текстом в группах, выполняют данное задание сначала в парах, затем в группах.  

Представляют информацию по  своёму выполненному заданию.  

Фронтальная

Работа с картой и учебным  текстом, заполнение своей графы в таблице, внесение в таблицу информации других групп.

Познавательные:

умеют работать с иллюстративным материалом и тестом, отбирая нужный материал.

Владеют навыками смыслового чтения.

Регулятивные: 

выбирают способ и результат действий.

Коммуникативные:

высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других

Работа с учебным текстом, обсуждение, записи в тетрадь

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Дальнейшая работа со слайдами презентации.

 

Возвращение к проблемным вопросам урока

Предлагает оп-ределить истори-ческий путь раз-вития изучаемых центров.

Определяют по тексту-под-сказке слайда исторический путь развития главных поли-тических цент-ров Руси.

Дают ответы на проблемные вопросы

Фронтальная

Работают со слайдом презентации

Коммуникативные:

высказывают мнение группы, ищут верный путь решения

Выявление непонятого

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

Обобщающая беседа «И напоследок я скажу»:

- имя урока…

- мне понравилось…

- я хотел(а) бы больше узнать о…

- сегодня я не понял(а)…

С каким настроением я уйду с урока?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

Выбирают картинку на слайде

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала.

Личностные: проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации

Оценивание работы учащихся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

"Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века" конспект и презентация

Разработка урока и презентация  проста в применении и помогает обучающимся лучше разобраться в не совсем  простой теме....

Московское государство в конце XV- начале XVI века.

Презентация по истории  "Московское государство в конце XV-XVI вв"  для 6 класса...

Московское государство в конце XV начале XVI века

Московское государство в конце XV - начале XVI века : описание системы управления, которая сложилась в этот период, Судебник 1497 г., формирование крепостного права....

Презентация к уроку "Московское государство в конце 15-начале 16 века"

Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме " Московское государство в конце 15- начале 16 века"...

Задания к уроку "Московское государство в конце 14- начале 15 века"

Система заданий к уроку и к презентации "Московское государство в конце 14- начале 15 века"...