Проект внеурочной деятельности по краеведению
методическая разработка по истории (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Иностранный и иногородний капитал в развитии судостроительной отрасли Тюмени XIX – начала XX вв.
Ю.В. Дьяченко
Студент ТюмГУ, институт социально-гуманитарных наук, группа 12ПО144
Актуальность проекта. Для обучающихся 10-11 классов, главным проблемным вопросом является самоопределение, выбор будущей профессии. Для учителя, истории, первостепенно важно выявить у учеников их интересы к тому или иному аспекту в истории и сформировать у них интерес к более углубленному изучению. В связи с тем, что основной упор учителя ведется на подготовку учеников к ЕГЭ, возникают сложности с определением и формированием интересов у учащихся. Одним из таких интересов, может являться краеведение – один из важных аспектов в изучении истории. Так как, изучение истории различных процессов родного города, максимально дополняет историю страны в отдельных её вопросах.
Современные образовательные стандарты в области истории и обществознания, требую от учителя высокий уровень подготовки. Соответственно, способы для выявления индивидуальных качеств и интересов учеников, должны быть разработаны учителем, учитывая современные требования. В перечень этих требований входит: личностный подход, коммуникативный подход и формирование толерантности.
Цель проекта: Формирование у учеников познавательной активности, интереса к краеведческой деятельности, путем изучения истории становления судостроительной отрасли своего города.
Задачи проекта:
1. Повысить у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории родного края 19-20 века;
2.Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности;
3.Сформировать у учащихся понимание причин и следствий в истории;
4.Способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся.
Сроки реализации проекта: Проект реализовывается в течении 1 – 1,5 учебной недели.
Основные разработчики проекта- учителя истории.
Целевая группа проекта - обучающиеся 10-11 классов.
Партнёры проекта:
- Классные руководители;
- Руководство школы;
- Родители учеников;
- Сотрудники музеев и архивов.
Реализация проекта.
Проект реализуется в три этапа.
1 этап - подготовительный.
Ведущий мероприятия – учитель истории, объявляет о предстоящем дне краеведения посвященному иностранцам приживавших в Тюмени и о экскурсиях, а также, что у учеников появляется возможность побывать в роли составителя экскурсии и экскурсовода. Перед мероприятием ученики делятся на небольшие группы 4-5 человек исходя из своих собственных интересов и способностей: умение работать с текстом, умение искать информацию и применять её в деле. Ученикам раздается материал по теме и дается задание на дом составить экскурсию на 5-7 минут по биографии отдельно взятых иностранцев и сферам их деятельности. Форма реализации экскурсии не имеет значения. Это может быть видео экскурсия или презентация. Главным требованием является, участие в проведении экскурсии всех участников групп. Допускается использование интернет материалов, главное требование к ним, это достоверность информации, наличие автора. После объявления, ученикам предлагается получить дополнительную консультацию по составлению экскурсии.
Результат первого этапа: ученики настроены не предстоящую работу, класс разделен на группы, так же группы выбрали тему своей экскурсии.
2 этап - основной.
Ведущий мероприятия, проводит организационный момент, объявляет порядок выступающих и регламент для выступающих. Ведущий контролирует время для выступлений и ответом на вопросы. После, ведущий раздает ученикам раздается бланк для оценивания групп по нескольким критериям: качество составленной экскурсии, оригинальность подачи, на сколько материал был понятен для аудитории.
После этого ведущий объявляет об открытии мероприятия и приглашает выступать первую группу. Ученики представляют свои экскурсии и отвечают на вопросы учеников из других групп, ведущий благодарит группы за проделанную работу и тоже имеет право задать вопрос каждой из групп.
Результат второго этапа: в ходе разработки экскурсии, ученики проверили коллективную работу над материалом, был произведен поиск дополнительной информации. Во время мероприятия группы проделывают работу в качестве экскурсоводов и оценщиков.
3 этап – заключительный
Этот этап, можно назвать рефлексией или подведением итогов. Ведущий собирает у всех групп бланки для оценивания. Ученики, перед тем как отдать бланк с оценками, аргументированно объясняют своё решение по поводу той или иной группы. Ведущий в данный момент выступает и в роли куратора и тоже подмечает все достоинства и недостатки экскурсии. После этого, ведущий объявляет лучшую работу, благодарит всех за участие. Далее ведущий, выступает с завершающим словом в котором рассказывает, что каждая из групп проделала нелегкий труд при создании краеведческой экскурсии и подчеркивает значимость данных работ для понимания исторических процессов на региональном уровне. После чего, ведущий предлагает ученикам опубликовать сделанные экскурсии на сайте школы, или одного из городских музеев. На этом мероприятие заканчивается.
Результат третьего этапа: в ходе данного этапа ученики продемонстрировали свои навыки публичного выступления, умение задавать вопросы, аргументированно давать на них ответ. Главной задачей было продемонстрировать свое умение работать и перерабатывать материал, так же максимально объективно оценивать.
В итоге данной деятельности планируются следующие результаты.
1.Выполнение учащимися работ.
Планируя этот результат, мы будем исходить из двух показателей:
А) Количественного – 50% учащихся осуществит поиск информации и добавит её к выданной заранее.
Б) Качественного- выход работ на уровень межшкольных мероприятий, городских музеев, а также продолжение изучения данной темы в университете тех учеников, которые поступят на исторический факультет.
2. Повышение у обучающихся учебной мотивации.
На начало учебного года педагогами при поддержке психолога должна быть проведена диагностика, направленная на выявления у обучающихся интереса к изучению истории. Затем, после реализации проекта, должна быть проведена повторная диагностика, которая покажет, выросло ли желание у учащихся изучать историю. После проведения данного проекта, планируется увеличение учебной мотивации в данном направлении на 15 %. Данный рост возможно прогнозировать, по количеству желающих участвовать в проекте, по частоте обращения за консультацией, советом при выполнении работ, а также в заинтересованности учащихся участвовать в следующих подобных проектах.
3.Развитие навыков публичного выступления.
Во время основного этапа участник каждой из групп должен выступить в роли оратора, тем самым способствуя развитию навыков публичного выступления. В случае выступления перед более широкой публикой, ученики уже смогут учесть допущенные ошибки при первом выступлении и будут чувствовать себя более комфортно.
4.Установление толерантных отношений в школьном коллективе. (участников проекта)
Ученики 10-11 классов нуждаются в совершенствовании навыка формирования толерантных отношений, так как им предстоит столкнуться с более сложными условиями. А именно: высшее учебное заведение, армия, место работы, где необходимо контролировать свое поведение к окружающим людям.
Ученики будут помещены в такие условия, где им будет необходимо находить взаимопонимание, выработать терпение друг к другу, ведь от этого зависит результат работы. Исходя их этого проектом прогнозируется улучшение толерантных отношений среди участников. Уменьшение количества конфликтных ситуаций между обучающимися на 20%.
Формы представления материала
По результатам выполненного проекта будут подготовлены:
- Методические рекомендации по организации проектной (внеучебной) деятельности на краеведческую-историческую тематику;
- Реорганизованный проект, дополненный существенно новым содержанием;
- Сборник проекта, содержащий конкурсные работы учащихся;
- Существующий спецкурс будет дополнен качественно новым содержанием.
Результаты реализации проекта.
Задачи проекта | Результаты реализации проекта |
Повысить у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории родного края 19-20 века. | В ходе разработки экскурсий, у учащихся сформируется мотивация к краеведческой деятельности, повысился интерес к истории как к предмету изучения. Так же повышен интерес к истории родного города. |
Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности. | В ходе разработки экскурсий, у учащихся развились навыки поиска и отбора дополнительной информации. |
Сформировать у учащихся понимание причин и следствий в истории. | Разработка экскурсий предполагает использование логического построения сюжета, где необходима учитывать причины и следствия исторический процессов. |
Способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся. | Коллективная работа над экскурсией, способствовала сплочению коллектива и снижению конфликтной обстановки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность по краеведению на тему "Мост царя Александра"
В работе описано строительство железнодорожного моста по указу царя Александра II...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературное краеведение в 5 классе.
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса. Актуальность данного курса заключаетсяв том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного...

Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"
Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...

Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...

Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"...

Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"
Обучение по программе "Литературное краеведение" позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связано с жизнью родного края....

