Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Десятова Марина Алексеевна

Обучение по программе "Литературное краеведение" позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связано с жизнью родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Рабочая программа

               по внеурочной деятельности

                 «Литературное краеведение»

              (духовно-нравственное направление)

                                Класс: 7

                                                                Составитель:  Десятова М.А.,

                                                   учитель русского языка и литературы,  

                                                     первая квалификационная категория

                                                2016 - 2017 г

                                  Пояснительная записка

                Программа для школьников « Литературное краеведение» реализует духовно - нравственное направление внеурочной деятельности  и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.9.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015г № 1576);
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции  приказов от 29.12.2014 №1644, 31.12.2015 № 1577);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 №1015 (в редакции от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598);
  • Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • Письмом Министерства образовании и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО -16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности»
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Программа воспитания и социализации обучающихся ГБОУ СОШ им. В.С. Юдина с. Новый Буян.

Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Реализация программы - 1 год, 35 ч

Ориентирована на учащихся 7 класса,1 час в неделю, продолжительность занятия - 40 минут.

Назначение программы

     Материалы по литературному краеведению Самарской области, легшие в основу курса «Литературное краеведение», располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Обучение по программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связано с жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившем писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи с со всей родной страной».

     Наш край, его природа и люди служили и служат неисчерпаемым источником вдохновения для многих деятелей отечественной литературы и русской культуры в целом. А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой, М. Горький, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, В.В. Маяковский, В.С. Высоцкий – вот далеко не полный перечень имён, связанных с историей Самарского края и вписанных в историю мировой культуры.

     Жизнь и творчество наших знаменитых земляков - благодатный материал для глубокого познания родного края, воспитания любви к «тихой родине», а также пример самоутверждения для подрастающего поколения. Изучение литературы Самарского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

  • становление духовного мира ребенка, формирование личности, ознакомление учащихся с краеведением, с творчеством поэтов и писателей родного края;
  • вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Самарским краем и отражает его жизнь.
  • приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Задачи курса:

  • воспитать любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
  • сформировать их представление о месте Самарского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
  • расширить и обогатить знания обучающихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Самарского края; помочь обучающимся осознать себя частью жизни родного края;
  • развить практические навыки исследовательской работы обучающихся с литературно-краеведческим материалом, написания собственных произведений

Формы и методы работы

Формы :

  • Лекционные (обзорные лекции, беседы).
  • Семинарские.
  • Экспедиционные (сбор материалов).
  • Научно – исследовательские (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка рефератов).
  • Индивидуально – групповые.

Методы:

  • Словесные методы (устное изложение материала, беседа, анализ материалов).
  • Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций).
  • Практические методы (работа над рефератом).
  • Объяснительно – иллюстративные (выступления на конкурсах).
  • Частично – поисковые методы (работа в библиотеках , в сети Интернет ).
  • Исследовательские методы (самостоятельная творческая работа ученика).

Практическая направленность реализуется за счёт введения практических занятий:

  • Экскурсии.
  • Встречи.
  • Описания.
  • Разработки и защиты текстов.
  • Презентации.
  • Показ видеофильмов.

Календарно- тематическое планирование

Разделы программы

  1. Литературная Самара (Путешествие по улицам, названным в честь поэтов и писателей) (10 часов)

Внеурочную деятельность «Литературное краеведение» можно построить, используя компетентностно-контекстную модель образования и воспитания.

На примере темы «Литературная Самара» (10занятий) рассмотрим использование компетентностно-контекстной модели образования и воспитания.

Учитель строит сценарий изучения темы в 4 этапа, время на прохождение каждого распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).

Каждому этапу изучения темы в тематическом плане соответствует определенная форма организации  занятий:

1 этап – проблемное изложение материала;

2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по обсуждению способов организации исследовательской деятельности;

3 этап – практикум, где каждый обучающийся проводит индивидуальное исследование по разработанному на семинаре плану и выбирает одну из рассмотренных форм творческого представления результатов;

4 этап –  рефлексия

Итак, 1-2 занятие - проблемное изложение материала (совместная деятельность – заполнение таблицы);

3 занятие – семинар (составление плана  изучения творчества писателя, поэта, обсуждение, в каких формах это можно сделать, в чем их особенность; называем варианты творческих форм, разбираем  примеры, из каких структурных компонентов состоит та или иная форма)

4 – 8 занятие – практикум (каждый ученик выбирает, о ком он будет готовить сообщение, реферат, небольшую исследовательскую работу, работает с различными источниками и т.п.)

 9 – 10 занятие - рефлексия – результат творческой работы (итоговое занятие: конференция, урок-концерт, творческий отчет и т.п.)

2) Поэты и писатели Самарской области (12 часов)

В данном разделе рассматривается биография и творчество поэта или писателя Самарской области

3) Поэты Красноярского района (6 часов)

Знакомство с творчеством поэтов Красноярского района Самарской области

4) Проба пера (7 часов)

Сочинение стихотворений, рассказов. Участие в конкурсах чтецов, поэтических чемпионатах, концертах.

Название раздела, темы

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Введение (1 ч.)

Что изучает литературное краеведение.

1

1

2

Литературная Самара (9 ч.)

 Путешествие по улицам, названным в честь поэтов и писателей

1

1

3

Улица А.С. Пушкина

1

1

4

Улица И.А. Крылова

1

1

5

Улица Некрасовская

1

1

6

Улица В.В. Маяковского

1

1

7

Улица М. Горького

1

1

8

Улица И. Булкина

1

1

9

Улица В.С. Высоцкого

1

1

10

Экскурсия  в музей А. Толстого (г. Самара)

1

1

11

Поэты и писатели Самарской области (12 ч.)

Край Самарский – воспетый поэтом

1

1

12

Б. Сиротин.

1

1

13

И. Е. Никульшин

1

1

14

В. Семенов

1

1

15

Ю. Денисов

1

1

16

А. Смоляков

1

1

17

И. Акулиничев

1

1

18

С. Эйдлин

1

1

19

В. Кожемякин

1

1

20

М. Анищенко

1

1

21

Е. Чепурных

1

1

22

Встреча с поэтом В.А. Цыбаевым

1

1

23

Поэты Красноярского района (6 ч.)

1

1

24

А. Амосова: я для всех останусь тайной

1

1

25

Жизненный и творческий путь В.А.Елисеева

1

1

26

Жизненный и творческий путь В.П.Ревякина

1

1

27

Жизненный и творческий путь А.Н.Канищева

1

1

28

Художественный мир поэзии И. С. Грачева (с. Новый Буян)

1

1

29

Проба пера (7 ч.)

Наука стихосложения

1

1

30

Стихотворные размеры

1

1

31

Буриме

1

32

Поэтический вечер

1

1

33

Поэтический чемпионат

1

1

34

Ступенька мастерства

1

1

35

Подведение итогов

1

1

Список литературы

1. Акулиничев И. Бабушкины жаворонки. – Самара: Кн. изд-во, 1993;
2. Алексеева Н. Любви моей не обмани. – Сызрань: Отделение литфонда России, 2001;
3. Алферов В. Г. Стихи и песни. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1962;
4.  Анашкин Э. Женщина, похожая на осень// Волжская коммуна, 07.06.2003;
5. Богомолов Н. Самарские писатели на войне [Электронный ресурс]: Газета «Волжская Коммуна», 2009 - http// www. info. samara. ru/ press/ 41/ 08.07.2006;
6.  Голос земли самарской: Сборник прозы и поэзии. – Самара: Кн. изд-во, 1991;
7.  День поэзии 1985: Стихи. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1985;;
8.  Кожемякин В. Стихи разных лет. – Самара: Кн. изд-во, 1992;
9.  Мартиновская А., Устинова Т. Куйбышевские писатели в годы Великой Отечественной войны. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1984;
10.  На Волге широкой: Стихи. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1982;
11. О Волге наше слово: Литературно-биографический сборник. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1985;
12.  О Волге наше слово [Электронный ресурс]: Литературно-краеведческий сборник, 2010 -
http://samara-online.ru/litera/memo/article23659.shtml;
13.  Окунев Д. И. Волги синей берега. – Самара: Дом Печати, 2003;
14.  От юности моей…: Сборник прозы и поэзии. – Сызрань: Самарское отделение Литфонда России, 2004;
15.  Писатели Самарского края: Литературно-биографический сборник. – Самара: Русское эхо, 2009;
16. Портнягин О. Слово о Самаре [Электронный ресурс]: Региональное информационное агентство "Самара", 2010 - http:// news. portalsamara. ru/news/ 3670578;
17.  Сиротин Б. Пробуждение в январе. – Самара: Дом Печати, 2000;
18.  Столяров В. Слово о разорванном круге. – Самара: Кн. изд-во, 1991;
19.  Устинова Т., Тарсуков В. Литературная жизнь города в первые десятилетия советской власти. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1974;
20.  Устинова Т., Финк Л. Литературная жизнь области в послевоенные десятилетия. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1974;
21.  Куйбышевские писатели: библиографический указатель. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1967;
22.  Писатели Средней Волги: Литературно-биографический сборник. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1968;
23.  Энциклопедический словарь биографий современников «Вся Россия – ХХI век». Самарская область. – Самара: Поволжский редакционно-издательский центр, 2006. – Книга 4.
Результаты изучения курса.

     Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования:

− основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Самарской земли, чувства сопричастности и гордости за свой край;

-  чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

воспитания

художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развития

этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

принятия и освоения

социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Самарского края;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

                               Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Самара, о Самарском крае;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и области.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  • Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в области литературного краеведения.

Портфель достижений учащихся формируется внешней системой оценивания на основе участия в поэтических конкурсах, литературных  викторинах.  Даже незначительные успехи мотивируют учащихся на дальнейшее развитие творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"

Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной  туристко-краеведческой  деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...

Программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Планирование внеурочной деятельности по краеведению предназначено для учителей, работающих в среднем звене (5-6 классы), планирование расчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов...

Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"

Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности носит ярко выраженный краеведческий характер.Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответству...

Программа внеурочного занятия «Краеведение»

Программа внеурочного занятия«Краеведение»...