Программа внеурочной деятельности по курсу «Проектная деятельность. Краеведение. История родного села», духовно-нравственное направление, 6 класс, 2014-2015 год
материал (6 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_6_kl.docx48.8 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Пречистенская СОШ

Утверждена приказом директора школы

№ 110 от 03.09.2014

Программа

внеурочной деятельности по курсу

«Проектная деятельность.

Краеведение. История родного села» 

духовно-нравственного направления развития личности обучающегося

для 6 класса

 на 2014-2015 учебный год

           

           

                                                                                                                                                                                          Составитель: Булыгина Н.В.,  

учитель русского языка и литературы

высшей категории

п. Пречистое

2014-2014 учебный год

Пояснительная записка

   Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте  требованиями к результатам освоения образовательной программы НОО, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей,  ценностными установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

   В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному. духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

   Неоценимым источником  развития и воспитания личности являются инновационные формы  внеурочной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д.С.Лихачёв отметил, что только «любовь  к родному краю, знание  его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества».Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.

  Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать  способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства.

 

 Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда  общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребёнка.

Главным чувством, которое должно формироваться в процессе патриотического воспитания  у школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живёт, а затем уже и к большой Родине – России.

  Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.

 

 Нормативно – правовую основу  программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение»:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция  модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и наук Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
  • Письмо Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» в начальной школе» от 13.06.2013г. № 80-01-09/3587;
  • Письмо Управления образования г. Воронежа от 1406.2013 г. № 3142-ДО

Данная программа разработана на основе ФГОС  НОО. Методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В. Григорьев., П.В. Степанов).

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической и направлена на получение воспитательных  результатов в определённом проблемном поле; при этом используются  возможности  различных видов внеурочной деятельности.

 В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:

  • Духовно-нравственное
  • Научно-познавательное
  • Военно-патриотическое.

Основное содержание курса

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, селу, в котором живёшь. При реализации содержания программы  расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов разных предметов. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся  среднего звена.

ЦЕЛИ реализации программы:

  • формирование у школьников гражданско-патриотических   ценностей,
  • бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Содержание предполагает решение следующих ЗАДАЧ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Формировать у  школьников  представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, села, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • Прививать школьникам  умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти. Мышления, речи;
  • Расширять исторический и экологический, краеведческий  кругозор учащихся;
  • Формировать учебную самостоятельность и деловые качества

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать уважение и любовь к родному краю;
  • Способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим, культурным и природным ценностям села;
  • Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
  • Содействовать формированию социально активно, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих ПРИНЦИПАХ:

  • Принцип культуросообразности
  • Принцип коллективности
  • Принцип диалогичности
  • Принцип патриотической направленности
  • Принцип проектности
  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению   подростков рассчитана на 1 год. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 6 кл. - 8 часов, одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут. Каждое занятие предполагает реализацию определённого направления историко-краеведческой работы и преемственности обучения. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном  взаимодействии и тесном сотрудничестве   с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнёрами школы.

Структура программы курса «Краеведение. Малая родина»

включает четыре раздела с определённой направленностью по каждому направлению:

  1. История возникновения церкви Успения Пресвятой Богородицы.
  2. История возникновения «Первомайской централизованной межпоселенческой библиотечной системы».
  3. История возникновения «Музея леса и краеведения».
  4. История возникновения «Парка Победы».

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы:

  • Рассказ
  • Сообщение
  • Беседа (посещение библиотек, архива)
  • Экскурсия
  • Встречи с интересными людьми
  • Презентация
  • Практические занятия
  • Продуктивная деятельность (газеты, выставки, летописи)
  • Мини-представления

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;  создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами

Программа   предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

            Воспитательные результаты внеурочной деятельности подростков по краеведению распределяются по трём уровням.

       1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам  истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения  к людям других поколений; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к  культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при его защите; опыт охраны памятников истории и культуры; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

 В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

  • Инициирование и поддержание самоуправления в группах;
  • Организация деятельности на принципах коллективного планирования. Коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
  • Организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
  • Предъявление себя;
  • Предъявление школьниками актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение  и выработка по отношению к ней своих позиций;
  • Проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
  • Организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

Тематическое планирование

   В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.


Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

всего

аудиторных

внеаудиторных

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Что такое краеведение, его назначение в духовно-нравственном развитии ученика.

1

+

Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

познавательный интерес к новому материалу и способам  решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

2

 Знакомство с источниками информации о родном селе. Виды источников изучения родного края.

1

+

Практическая работа: поиск информации. Определение тем исследования. Составление плана работы в группах.

3

Занятие в библиотеке. Подбор источников, сбор информации и литературы по теме исследований.

1

+

Практическая работа: поиск информации, систематизация и анализ материала

4

Занятие в библиотеке. Сбор информации по теме исследований (в сети Интернет)

1

+

Практическая работа: поиск информации, систематизация и анализ материала

5

Подготовка исследований к защите. Индивидуальные консультации

1

+

Практическая работа: систематизация и анализ материала

6

Подготовка исследований к защите.  Индивидуальные консультации

1

+

Практическая работа: систематизация и анализ материала

7

Экскурсия (очная или заочная)

1

+

8

Защита исследований по теме «Краеведение. История родного села»

1

+

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Дата

Содержание занятия

Уровень результатов

Примерная

Фактическая

Краеведение. Малая родина

1 группа

История возникновения церкви Успения Пресвятой Богородицы.

01.09.2014

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

08.09.2014

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

15.09.2014

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

22.09.2014

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

29.09.2014

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

06.10.2014

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

13.10.2014

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, стендгазет с помощью взрослых или самостоятельно;

20.10.2014

Презентация защита творческой работы перед учащимся других проектных групп

2 группа

История возникновения «Первомайской централизованной межпоселенческой библиотечной системы».

10.11.2014

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

17.11.2014

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

24.11.2014

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

01.12.2014

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

08.12.2014

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

15.12.2014

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

22.12.2014

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, стендгазет с помощью взрослых или самостоятельно;

12.01.2015

Презентация защита творческой работы перед учащимся других проектных групп

3 группа

История возникновения «Музея леса и краеведения».

19.01.2015

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

26.01.2015

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

02.02.2015

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

09.02.2015

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

16.02.2015

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

23.02.2015

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

02.03.2015

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, стендгазет с помощью взрослых или самостоятельно;

09.03.2015

Презентация защита творческой работы перед учащимся других проектных групп

4 группа

История возникновения «Парка Победы».

16.03.2015

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

23.03.2015

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

06.04.2015

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

13.04.2015

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

20.04.2015

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

27.04.2015

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

04.05.2015

04.05.2015

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, стендгазет с помощью взрослых или самостоятельно;

11.05.2015

11.05.2015

Презентация защита творческой работы перед учащимся других проектных групп


Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
  • создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами;

2 уровень:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);
  • создание и защита собственных проектов;
  • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;

3 уровень:

  • участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, регионального, всероссийского уровня;
  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • создание и защита собственного проекта;
  • создание презентаций - представлений по изученной теме;
  • создание стендгазет по изученной теме;
  • организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  • называть 2-3 достопримечательности края;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, стендгазет с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Планируемые результаты

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний об истории своей семьи и малой Родины; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.

Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

дифференциации по интересам;

проектной и исследовательской деятельности;

игровые;

здоровьесберегающие;

информационные и коммуникативные.

Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные

Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст; умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные

Оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности; применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемый  УМК:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  3. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
  8. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 
  9. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 
  10. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Коллекция ЦОРов по проектной деятельности
  2. Интернет-материалы
  3. Компьютер
  4. Интерактивная доска