Главные вкладки

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015
    рабочая программа по истории (9 класс) на тему

    Занкина Светлана Владимировна

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programa_ikmk_9.docx50.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Болотниковская основная общеобразовательная школа»

    Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

    Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин

    Заведующая кафедрой:

    _______________/Л.С.Мусалеева/

    Протокол №_______

    от «____»___________20___г.

    «Утверждено»

    Директор МКОУ «Болотниковская ООШ»

    _____________ /О.В. Ваняшкина/

    Приказ №                  от «_____»__________________20__г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     учебного курса  «История и культура мордовского края»

    в    9   классе

    на 2014-2015 учебный год

    Составитель:

    учитель истории и обществознания

    МКОУ «Болотниковская ООШ»

    Занкина Светлана Владимировна

    2014г

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н.М.Арсентьева.

    Данная программа содержит план изучения учебного материала по курсу «История и культура мордовского края» для 6 класса.

    Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В Мордовии с 1998 г. Изучается предмет «История и культура мордовского края», издаются программы и учебники для 5-9 классов.

    В  соответствии с рекомендациями МРИО,  учебным планом МКОУ Болотниковская  ООШ на 2014-2015 учебный год в школе ведется преподавание курса «История и культура мордовского края».              


    Цели изучения:

    Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:

    - освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;

    - овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;

    - воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;

    - формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;

    - приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. 

    Место предмета в базисном учебном плане.

    Программа по курсу «История и культура мордовского края» для основной школы РФ, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 17 часов для изучения курса из расчета 0,5 часа в неделю. Примерная программа составлена с учетом требований базисного учебного плана. Курс «История и культура мордовского края» в 6 классе ведется в соответствии с программой для общеобразовательных школ без добавлений и изменений

    Общая характеристика предмета:

       Преподавание курса истории и культуры Мордовии основано на нижеприведенных принципах.

    -   Необходимо подвести школьников к осознанию тесной взаимосвязи истории Мордовии с российской историей, которая выражается и в том, что события и закономерности общероссий-

    кой истории нашли свое отражение в регионе, и в том, что многие уроженцы республики (Никон, Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя и др.) стали неотъемлемой частью политической, военной истории и культурного достояния России. Поэтому особое внимание в программе курса должно быть уделено проблемам геополитического положения Мордовии, ее вхождения в состав единого Российского государства, создания МАССР, места и роли современной Республики Мордовия в российском социально-экономическом, политическом, культурном пространстве.

    •   С другой стороны, в ходе изучения предмета следует отразить цивилизационные особенности региона: многонациональную и поликонфессиональную специфику края. Реализации этой задачи способствует социокультурный подход: большое внимание должно быть уделено традициям, религии, мифологии, фольклору народов республики.

    •  Историко-культурный компонент в определенной мере должен  восполнить недостаток школьного  курса истории, выражающийся в дефиците внимания к проблемам духовной культуры. Важно, что этот аспект раскрывается не только тогда, когда речь идет о высших достижениях культуры, но и при изучении повседневной жизни населения, быта, социальных норм.

    •  Историко-психологический метод продуктивен в подаче учебного материала, призван помочь детям взглянуть на исторические события, поведение людей прошлого с учетом особенностей психологии людей, этических норм и нравов той эпохи.

    •  В то же время современная система ценностей (свобода человека, права личности, ценность человеческой жизни, демократические нормы) является базовой в оценке результатов исторических преобразований, мерилом достижений населения края.

    • С целью избежать схематизации исторических явлений следует формировать у учащихся представление об истории как о живом процессе,  особое внимание уделив роли личности в истории, причем не только известного политика,  военачальника,  деятеля культуры, но и обычного горожанина, крестьянина, дворянина, священника, внесшего свой посильный вклад в историю.

    . Целесообразно использование элементов филологического метода в преподавании истории и культуры Мордовии. Язык является богатым историческим источником: он помогает объяснить происхождение топонимических понятий, в нем скрыта этимология имен и фамилий. Язык исторических текстов позволяет воссоздать живую картину прошлого, отразить колорит эпохи, приблизиться к пониманию представлений, стиля мышления людей прошлого.

    • Должное внимание следует уделить исторической географии. Поскольку границы мордовского края исторически изменчивы, а большая часть мордовского населения живет за пределами современной республики, очевидна необходимость изучения географических рамок расселения мордовской диаспоры, анализа современного географического положения Мордовии, его связи с особенностями исторического развития региона.

                 Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В  соответствии с рекомендациями МРИО,  учебным планом МКОУ Болотниковская  ООШ на 2014-2015 учебный год в школе ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, 1 час в неделю -  17 ч. в год.

               Опора на вышеназванные базовые исторические принципы позволит реализовать многофакторный подход к изучению истории и культуры мордовского края: раскрыть геополитические, экономические, социально-демографические, религиозные факторы развития региона, а также сформировать у детей представление о сложности, многосторонности любого исторического явления и процесса.

    Психолого-педагогические принципы должны учитывать возрастные особенности учащихся, они обусловлены задачами развивающего обучения. Важно, чтобы ребенок был не пассивным потребителем исторической информации, а деятельным участником процесса познания и обучения.

    • Важным дидактическим приемом преподавания  курса «Родиноведение» в 5 классе и курса истории Мордовии в 6 классе является опора на жизненный опыт Учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имен и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографий улиц и т. д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии и т. д.

    • Результативным, на наш взгляд, должно стать использование игровых технологий в виде системы творческих заданий (исторические сочинения от первого лица, составление исторических карт, составление герба своего рода и т. д.)- Главная задача - заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье, предметах быта, названиях улиц, городов.

    Учащиеся подросткового возраста (7—9 классов) склонны к реальной практической деятельности, познанию мира и самопознанию. На этом этапе обучения возникают возможность и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.

    Конкретное воплощение данная идея может находить в решении проблемных задач, когда учащиеся отвечают на вопросы, требующие не только знания фактов, но и логического мышления, анализа исторической ситуации, сопоставления возможных вариантов развития событий. Работа с историческими документами и с историческими терминами способствует развитию аналитических способностей, овладению методикой научного анализа.

    • Наглядность обучения - важный дидактический принцип, необходимый в преподавании курса. Карты, схемы, таблицы, иллюстрации должны сопровождать все материалы учебно-методического комплекса и сам процесс обучения, способствуя лучшему усвоению материала учащимися и облегчая работу учителя.

    Вышеназванные исторические и дидактические принципы призваны способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.

              Место предмета в учебном плане:

    На изучение курса ИКМК отводиться 17 часов, 1 час в неделю.

    Тематическое планирование

    п/п

    Название главы

    Кол-во часов

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа

    1

    МОРДОВИЯ В НАЧАЛЕ XX в.: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ?

    4

    1

    2

    МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.)

    2

    1

    1

    3

    МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.)

    3

    1

    4

    МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

    3

    1

    1

    5

    МОРДОВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

    4

    1

    6

    Урок обобщения за курс ИКМК  9  класс

    1

    1

    1

    ИТОГО

    17

    6

    3

    Содержание учебного курса

    Тема: МОРДОВИЯ В НАЧАЛЕ XX в.: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ?

    Урок1. Территория и население мордовского края в начале XX в.

    Территория и социальная структура. Губернии, из состава которых сформировалась будущая Мордовия. Численность мордвы и населения края по переписи 1897 г. Состояние урбанизации. Социальная структура мордовского края. Основные тенденции эволюции сословий.

    Состояние сельского хозяйства. Технология аграрного производства. Технологический прогресс. Показатели урожайности. Состояние землевладения и землепользования. Земельный голод и его причины. Промыслы, промышленность, торговля и транспорт. Эволюция промыслов. Промыслы местные и отхожие. Изменения в распределении трудовых нагрузок в семье. Мероприятия земств по развитию промыслов. Отрасли промышленности, представленные в Мордовии. Изменения в структуре транспорта и торговли. Национальный и сословный состав. Национальный состав населения. Этноструктура мордвы. Мокша, эрзя, шок-ша, терюхане, каратаи. Генезис мордовской интеллигенции. Социальные конфликты. Рост социального противостояния. Агитационная деятельность оппозиционных сил. Формы аграрного сопротивления.

    Политические организации на территории Мордовии. Оформление первых эсэровских ячеек в 1903-1905 гг. Деятельность членов РСДРП среди населения края. Газета «Искра» о положении в Мордовии. Канонизация Серафима Саровского. Приезд императорской семьи. Поток богомольцев в Саровскую пустынь.

    Урок 2. Революция 1905—1907 гг. в мордовском крае

    Нарастание социально-политической активности рабочих и крестьян. Причины революции: аграрная перенаселенность, низкая социальная защищенность рабочих, несоответствие политического строя модернизационным ожиданиям общества, экономический кризис 1903 г. Неудачный ход русско японской войны и участие в ней представителей Мордовии.

    Специфика революционного движения в Мордовии. Февральские выступления железнодорожников. Пробуждение революционной активности крестьянства. Октябрьская всероссийская политическая стачка в Мордовии. Реакция I крае на императорский манифест от 17 октября.

    «Рузаевская республика». Декабрь 1905 г. в Мордовии. Избрание распорядительного комитета и его деятельность. Руководители «Рузаевской республики». Формирование Центрального стачечного комитета Московско-Казанской железной дороги. Подавление восстания. Введение в крае положения об усиленной охране.

    Возникновение профсоюзных и политических организаций. Появление отделений Всероссийского железнодорожного союза. Первые профсоюзные организации. «Всероссийский союз учителей». Крестьянские комитеты и крестьянские съезды. Земское либеральное движение. Партийная палитра Мордовии в условиях Первой русской революции.

    Мордовия в условиях спада революции. Выборы в первую Государственную думу и деятельность в ней представителей Мордовии. Снижение революционной активности в 1906 г. и фактическое свертывание сопротивления в 1907 г.

    Урок 3. Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина

    Попытки экономических преобразований. Реализация указа от 9 ноября 1906 г. в Мордовии. Борьба между общинниками и хуторянами, «отрубниками». Ускорение социального расслоения в деревне. Проведение переселенческой политики.

    Деятельность земств по реализации реформ: агитационная, образовательная, выставочная, кредитная, землеустроительная и т. д.

    Итоги реформ. Обновление техники и технологий производства. Рост урожайности. Интенсификация и специализация сельского хозяйства. Увеличение промышленного производства. Начало деятельности банковского капитала в Мордовии. Социальное расслоение.

    Общественно-политическая жизнь. Партийная работа на территории Мордовии. Выборы в третью и четвертую Государственные думы.

    Урок 4. Мордовия в годы Первой мировой войны

    Патриотический подъем населения. Местная пресса о настроениях населения.

    Положение промышленности в годы Первой мировой войны. Перестройка экономики на военный лад. Военные заказы и рост производства. Мобилизации и их влияние на положение в промышленности.

    Состояние сельского хозяйства. Влияние войны на состояние аграрной сферы. Положение крестьянских и помещичьих хозяйств. Использование труда беженцев, военнопленных, привлечение к уборочной кампании школьников. Состояние закупок сельскохозяйственной продукции для армии и городов. Дороговизна и дефицит товаров. Меры земств и городских самоуправлений по упорядочению торговли. Рост кооперативного движения. Усиление вмешательства местных властей в повседневную жизнь.

    Политическая жизнь в годы войны. Характер противостояния общества и власти в регионе. Выступления рабочих, крестьян и мобилизованных.

    Тема: МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.)

    Урок 5. Февральская революция на территории края

    Начало революции. Проникновение известий о февральских событиях в Мордовию. Первые митинги и демонстрации.

    Формирование новой вертикали власти. Изменения в системе власти. Назначение комиссаров и формирование уездных исполнительных комитетов. Реализация законов о земском и городском самоуправлении в Мордовии.

    Общественно-политическая жизнь в период революции. Взлет политической активности. Возникновение Совете Изменения в партийной жизни края. Профсоюзное движ ние. I съезд мелких народностей Поволжья. Возникновение Мордовского культурно-просветительного общества. «Воззвание к мордовскому народу». Зарождение идеи мордовскс культурной автономии. М. Е. Евсевьев. От Февраля к Октябрю. Аграрная и экономическая пол: тика Временного правительства и реакция на нее на места Кризисы власти. Комитеты спасения революции в Морд вии. Рост социальной напряженности. «Черный передел Выступления солдат. Бессилие власти.

    Урок 6. Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны

    Октябрьская революция. Первые декреты советской власти. Влияние Декрета о мире, «Декларации прав наодов России» на местное население. Реализация Декрета земле.

    Установление советской власти на территории края .Формы, методы и сроки победы большевиков в уездных центрах и на селе. Результаты выборов в Учредительное собрание по Мордовии.

    Начало Гражданской войны. Политика продовольственой диктатуры. Создание комбедов. Активное изъятие хлеба и рост крестьянского сопротивления. Антиболыпевистские и религиозно-монархические мятежи. «Чапанное движение» в Мордовии. Действия карательных органов: ЧК и ЧОНов. Боевые действия на территории края в годы Гражда! ской войны. Захват Чехословацким корпусом Пензы и пер| несение губернского центра в Рузаевку. Формирование ча< тей и подразделений Восточного и Южного фронтов. Сел Пайгарма Рузаевского уезда — местопребывание штаба политотдела Восточного фронта. Мобилизационный отде 1-й армии в Саранске. Мобилизационные мероприятия советской власти. Восстание Ф. К. Миронова.

    Политика «военного коммунизма» и ее последствия. Н; ционализация торгово-промышленных заведений. Создание УСНХ. Использование промышленного потенциала региона для военных нужд. Рост безработицы и борьба с ней. Свертывание аграрного производства. Первенцы коллективного землепользования. Торжество натурального обмена и крах денежной системы. «Черный рынок» и мешочничество.

    Тема: СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ В МОРДОВИИ

    Урок 7. Мордовский край в годы Новой экономической политики

    Причины поворота к НЭПу. Активизация крестьянских восстаний. Голод 1921 г. в Мордовии.

    Особенности восстановления сельской экономики. Медленная реанимация аграрной сферы. Неурожай 1924 г. Восстановление довоенных показателей к 1928 г. Классовая политика государства. Рост числа середняков. Всплеск земельных разделов в конце 1920-х гг. Дробление и обнищание деревни.

    Промышленное развитие края. Переход к многоукладной экономике в Мордовии. Сдача в аренду и перевод на хозрасчет национализированных предприятий. Промышленное строительство. Первые электростанции.

    Противоречия социально-политического развития. Проблема малоземелья. Недостаток промышленной продукции. Перенаселенность в деревне и рост безработицы. «Второе рождение общины». Противостояние общинных и советских органов на селе.

    Культура мордовского края в 1920-е гг. Реализация декрета о ликвидации неграмотности в Мордовии. Деятельность общества «Долой неграмотность». Рост школ и числа учащихся. Расширение сети культурно-просветительных учреждений: изб-читален, библиотек, музеев, кинотеатров и т. д. Зарождение национальной печати. Научно-исследовательская деятельность национальной интеллигенции.

    Урок 8.Общественно-политическая жизнь Мордовии в 1920-1930-е гг.

    Поиски форм национальной государственности. Национальная политика большевиков. Первые решения о самоопределении мордвы на уездных съездах Советов. Мордовский отдел при Наркомнате. Всероссийский съезд коммунистов мордовской национальности (июнь 1921 г.) и его решения. Декрет «Об изменениях в составе Тамбовской губернии». Образование мордовских сельских Советов и волостей в 1925-1928 гг. Районирование Среднего Поволжья и создание Мордовского округа (июль 1928 г.).

    10 января 1930 г. — образование Мордовской автономной области. Органы власти и управления. Выбор столицы мордовской государственности. Преобразование Мордовской автономной области в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в 1934 г. Принятие Конституции МАССР и вхождение республики напрямую в состав РСФСР.

    Культура Мордовии в 1930-е гг. Становление мордовской национальной школы. Подготовка интеллигенции. Рост вузов, техникумов, училищ и рабфаков. Решение задачи всеобщего начального обучения и перевод образования на всеобщее семилетнее обучение. Развитие национальной печати, литературы, театра, изобразительного и музыкального искусства. Л. П. Кирюков. Л. И. Воинов. И. М. Яушев. Ф. В. Сычков. С. Д. Эрьзя. А. П. Рябов. НИИМК и становление научной деятельности.

    Урок 9. Модернизационные процессы 1930-х гг. в Мордовии

    Поворот руководства СССР в конце 1920-х гг. в сторону форсированной индустриализации. Планы первых пятилеток в области промышленного развития Мордовии. Задача превращения Мордовии из аграрного в индустриально-аграрный регион. Трудности с реализацией планов. Возникновение новых отраслей промышленности: химической, строительных материалов, мясной, консервной и др. Изменения в численности и структуре населения. Рост рабочего класса республики. Проблема обеспечения предприятий инженерно-техническими кадрами.

    Курс на развертывание сплошной коллективизации. Планы, особенности проведения, основные итоги и последствия коллективизации для деревни Мордовии. Голод 1932/33, 1936/37 гг. в сельской местности. Попытки организационно-хозяйственного укрепления колхозно-совхозной системы, меры по повышению культурно-образовательного уровня села и т. п. Переход от экономического вытеснения зажиточных хозяйств к политике «ликвидации кулачества как класса» в конце 1929 г. Цели и задачи раскулачивания. Раскулачивание и массовые депортации крестьянских семей из Мордовии в начале 1930-х гг. Последствия раскулачивания. «Большой террор» 1937-1938 гг. против «бывших кулаков».

    Развитие командно-административной системы. Репрессии 1930-х гг. в Мордовии. Политическое господство ВКП(б), необходимость концентрации ресурсов для форсированной модернизации, становление режима личной власти И. В. Сталина как истоки складывания командно-административной системы. Репрессии как метод подстегивания темпов модернизации и контроля над обществом. «Чистки» во властных структурах и в партии. Острова ГУЛАГа в Мордовии.

    Советская власть и церковь. Конфессиональная ситуация накануне 1917 г. Отношение РПЦ к первым мероприятиям советской власти. Реализация декрета об отделении церкви от государства в Мордовии. Изъятие церковных ценностей во время голода 1921—1922 гг. Обновленческое движение. Закрытие монастырей. Ликвидация Саровской пустыни и изъятие мощей Серафима Саровского. Местные организации Союза воинствующих безбожников. 1930-е гг. — новый этап во взаимоотношениях власти и церкви. Массовое закрытие приходских храмов. Разрушение народных устоев и трудности в привитии новых традиций.

    Тема:  МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

    Урок 10. Уроженцы Мордовии на фронтах Великой Отечественной войны

    Начало Великой Отечественной войны. Участие солдат и офицеров из Мордовии в героической обороне рубежей СССР. Уроженцы республики в битвах за Ленинград и Москву, в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге. Наступательные бои 1944—1945 гг. Освобождение Восточной Европы, разгром фашистской Германии и ее союзников.

    Герои Советского Союза - уроженцы Мордовии (М. П. Девятаев, И. С. Кудашкин, В. И. Чудайкин, Б. М. Зайцев и др.). Советские военачальники из Мордовии (М. А. Пуркаев, И. В. Болдин, С. К. Горюнов и др.).

    Формирование в Саранске воинских подразделений -409-го стрелкового полка, 259-го запасного лыжного полка, лыжных батальонов. Размещение на территории республики оперативных аэродромов, расквартирование авиаполков и т. д. Мордовская АССР — база формирования 326-й Рославльской стрелковой дивизии. Боевой путь дивизии. Организация отрядов народного ополчения: сводного отряда и специальных команд (саперов, связи, химзащиты). Строительство оборонительных рубежей на территории Мордовии по берегам Мокши и Суры.

    Урок 11. Мордовия — составная часть тыла

    Перевод народного хозяйства Мордовской АССР на военный лад. Эвакуация в республику предприятий Украины, Белоруссии и др. Ввод в строй Саранского механического завода, завода «Электровыпрямитель». Создание фундамента для послевоенного развития крупной промышленности. Организация социалистического соревнования на предприятиях Мордовии, работа комсомольско-молодежных бригад. Рост удельного веса труда женщин и подростков в народном хозяйстве республики. Кризисные явления в сельском хозяйстве МАССР в военные годы: сокращение посевных площадей и урожайности, ослабление материально-технической базы, распространение голода и инфекционных болезней, уменьшение трудоспособного населения колхозов. Трудности в обеспечении фронта и промышленности необходимым продовольствием и сырьем. Сбор средств в поддержку Красной Армии. Помощь освобожденным районам.

    Организация заботы об эвакуированных советских гражданах из оккупированных районов, о семьях военнослужащих. Мордовия — один из центров реабилитации советских воинов в Среднем Поволжье. Состояние народного образования в республике, деятельность культурно-просветительных учреждений. Изменения в общественно-политической жизни Мордовии. Работа партийных, комсомольских и профсоюзных организаций.

    Урок 12. Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953 гг.)

    Тяжелые последствия войны для промышленности Мордовии. Трудности перехода к мирной жизни. Задачи и проблемы реализации четвертого пятилетнего плана восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства МАССР на 1946-1950 гг., пятого пятилетнего плана развития народного хозяйства МАССР на 1951—1955 гг. Строительство крупных предприятий союзного значения — инструментального, кабельного, молочного заводов, ТЭЦ-2 и т. д.

    Положение в сельском хозяйстве МАССР после войны. Голод 1946-1947 гг. в деревне и его последствия. Мероприятия властей по укреплению колхозного строя, повышению трудовой дисциплины в колхозах, ужесточению мер уголовной и административной ответственности, усилению налогового гнета. Меры по улучшению материально-технической базы общественного производства, обеспечению его необходимыми специалистами. Политика укрупнения колхозов. Самоотверженный труд в послевоенной деревне. Герои Социалистического Труда — уроженцы Мордовии.

    Проблемы социального развития в послевоенное десятилетие. Отмена карточной системы, денежная реформа, политика снижения цен на товары массового потребления. Общественно-политическая жизнь в республике. Усиление партийного руководства социокультурной сферой (литература, театр, кино, музыка и наука).

    Осуществление задачи всеобщего 7-летнего образования I послевоенные годы, в первой половине 1950-х гг. - всеобщего среднего образования. Расширение сети культурно-просветительных учреждений, укрепление их материальной базы. Деятельность МГПИ им. А. И. Полежаева, НИИЯЛИ при Совете Министров МАССР. Творчество живописца Ф. В. Сычкова скульптора С. Д. Эрьзи.

    Тема: МОРДОВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

    Урок 13. Республика в годы реформ (1953—1964 гг.)

    Переход на территориальную систему управления. Создание Мордовского экономического административного района во главе с Совнархозом. Характер, основные на правления и результаты деятельности Мордовского совнархоза. Достоинства и недостатки территориальной системы управления. Разделение органов власти на городские I сельские, изменения в системе управления и их результаты. Смещение Н. С. Хрущева. Восстановление предыдущих механизмов управления.

    Противоречивый характер развития сельского хозяйства. Переход от позитивных сдвигов к волюнтаризму. Ре организация МТС: ее достоинства и недостатки. Укрупнение колхозов, переход к денежной оплате труда, политика : отношении личных подсобных хозяйств. Итоги аграрной политики в Мордовии к середине 1960-х гг.

    Десталинизация советского общества и ее проявления : МАССР. Политическая система советского общества и орга низация власти в Мордовской АССР. Политическая роль об кома КПСС. Организация и функции системы Советов. Центральный аппарат управления народным хозяйством. Общественные организации и их политическая роль. Крупнейшие общественно-политические организации республики.

    Изменения численности населения, его социального и национального состава. Рост городского населения. Развитие образования на территории республики. Цели, задачи и проблемы совершенствования системы образования. Открытие Мордовского госуниверситета. Расширение системы здравоохранения. Развитие учреждений культуры.

    Урок 14. Мордовская АССР во второй половине 1960-х — 1980-е гг.

    Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг. Проблема стимулирования промышленного производства. Переход к принципам самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования. Результаты реформы на предприятиях Мордовии и ее противоречия.

    Курс на ускоренное развитие национальных республик. Основные направления промышленного развития Мордовии. Структуры промышленного производства республики и ее дальнейшее развитие.

    Меры по улучшению положения в сельском хозяйстве и их результаты. Достижение устойчивого роста сельскохозяйственной продукции. Влияние больших государственных программ на состояние сельского хозяйства Мордовии. Проявление неблагоприятных тенденций, тормозящих развитие отрасли.

    Причины принятия Конституции МАССР 1978 г. и ее основные положения. Смена политического поколения в республике и его основные представители. Развитие побратимских связей Саранска и их влияние на общественно-политическую жизнь.

    Изменения в демографическом, социальном и национальном составе населения. Рост миграции населения за пределы республики и его причины. Социальные приоритеты советского руководства и их реализация в условиях Мордовии. Дальнейшее развитие системы образования и медицинского обслуживания. Достижения в развитии науки.

    Урок 15. Мордовия в период перестройки (1985—1995 гг.)

    Нарастание кризисных явлений в советском обществе и их проявления. Экономические, социальные и политические проблемы, характерные для Мордовии. Причины перестройки.

    Программа ускорения социально-экономического развития в промышленности и сельском хозяйстве республики. Её результаты и последствия. Изменение принципов функционирования советской экономики. Падение объемов производства.

    Демократизация общественно-политической жизни. Гласность. Подъем политической активности населения. Начало эпохи альтернативных выборов. Кризис власти КПСС и усиление демократической оппозиции в Мордовии. Появление национального движения. Изменение политической системы СССР и МАССР. Принятие Декларации о суверенитете. Выборы Президента МССР и их результаты.

    Начало радикальных экономических реформ и их влияние на состояние экономики республики. Социально-экономический курс Президента МССР. Дезорганизация системы управления. Ликвидация президентской власти в Мордовии. Эскалация политического кризиса в республике и пути его преодоления. Конституционное собрание, его результаты и последствия. Принципы новой Конституции. Завершение политической реформы. Создание новой политической системы. Ее основные звенья.

    Урок 16. Мордовия на пути созидания (1995—2010 гг.)

    Итоги социально-экономического развития республики к середине 1990-х гг. Мероприятия правительства по преодолению кризиса в экономике и обществе. Курс на поддержку производителя и привлечение инвестиций. Кризис 1998г. и его влияние на политическую систему России. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.

    Созидательная политика руководства Мордовии и ее приоритеты. Курс на консолидацию общества. Формирование позитивной государственной идеологии и ее ключевые постулаты. Конструктивная экономическая политика. Улучшение показателей социально-экономического развития. Эффективная аграрная политика. Развитие инфраструктуры. Активная социальная политика. Повышение инвестиционной привлекательности республики.

    Рост культурного потенциала Мордовии. Развитие профессиональной мордовской культуры. Возрождение интереса к религии. Строительство храмов. Курс на развитие физкультуры и спорта высших достижений. Спортивные победы республики.

    Урок 17. Повторительно-обобщающий урок

    Повторение и закрепление пройденного материала либо экскурсия по историческим местам Мордовии.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Вид занятия

    Кол-во часов

    Виды

    самостоятельной работы

    Дата проведения занятия

    План.

    Фактич.

    МОРДОВИЯ В НАЧАЛЕ XX в.: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ? 4

     1          

    Территория и население мордовского края в начале 20-го века.

    Урок изучения нового материала

    1

    Фронтальная работа

    Работа с картой

    2

    Революция 1905-1907 годов в мордовском крае.

    Комбинированный

    1

    Индивидуальная работа

    Заполнение таблицы

    3

    Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина.

    Урок-лекция

    1

    Работа с документами

    4

    Мордовия в годы Первой мировой.

    Комбинированный

    1

    Фронтальная работа

    Работа с картой

    МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.)  2

    5

    Февральская революция на территории края.

    Урок-беседа

    1

    Составление плана-схемы

    6

    Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны

    Комбинированный

    1

    Работа с документами

    МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ (1917-1920-е гг.) 3

    7

    Мордовский край в годы новой экономической политики.

    Комбинированный

    1

    Фронтальная работа

    Работа с картой

    8

    Общественно-политическая жизнь Мордовии в 1920-1930-е годы.

    Урок-беседа

    1

    Работа с документами

    9

    Модернизационные процессы 1930-х годов в Мордовии.

    Комбинированный

    1

    Индивидуальная работа

    МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ 3

    10

    Уроженцы Мордовии на фронтах Великой Отечественной войны.

    Урок-беседа

    1

    Фронтальная работа

    Работа с картой

    11

    Мордовия – составная часть тыла.

    Комбинированный

    1

    Составление плана -схемы

    12

    Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953 годы)

    Комбинированный

    1

    Работа с документами

    МОРДОВИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.  4

    13

    Республика в годы реформ (1953-1964годы)

    Комбинированный

    1

    Заполнение таблицы

    14

    Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1980-е годы.

    Комбинированный

    1

    Фронтальная работа

    Работа с картой

    15

    Мордовия в период перестройки (1985 – 1995 годы)

    Урок-беседа

    1

    Заполнение таблицы

    16

    Мордовия на пути созидания (1995-2007 годы)

    Комбинированный

    1

    Фронтальная работа

    Работа с картой

    17

    Повторительно - обобщительный урок за курс ИКМК 9 класс.

    Повторительно-обобщительный урок.

    1

    Тестирование

    ИТОГО

                 

               17

                                                                                 

    Материально-техническое обеспечение

    • Мультимедийный компьютер.
    • Разработанный учителем презентационный материал.
    • Карта Республики Мордовия.

     Учебно-методическое обеспечение

    Используемый учебник: История и культура мордовского края в XX веке: учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений. / Т.Д.Надькин, А.П.Солдаткин, Т.И.Щербакова; под ред. проф. РАН Н.М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ   МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2008.-248с.

     

    Дополнительная литература

    1. История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г
    2. История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 г.
    3. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство/ Саранск, 1968 г.
    4. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост. Маркова С.С./Саранск, 2004 г
    5. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. крае для маленьких читателей /Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; авт.–сост. Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, К.И. Шапкарин. – Саранск: 2005 г.
    6. Чамзинский район на стыке веков / Сост.: П.Д. Новиков, В.А. Зеленов, Н.Л. Банников, И.И. Квасков, Е.П. Садилин и др. – Саранск. 1999 г.
    7. Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. — Саранск, 1991.
    8. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии — Саранск, 1982.
    9. Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск, 1976.
    10. Записки о Саранске XVIII—XX веков / сост. В. А. Юрченков. - Саранск, 1991.
    11. Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. — Саранск, 2008.
    12. Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. — Саранск, 2007.
    13. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. — Саранск, 2004.
    14. Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.
    15. Ушаковы: монах и воин: по рассказам архивариуса Санаксар- ского монастыря иеромонаха Венедикта. — Саранск, 2008.
    16. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. — Саранск, 1991.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс  2014-2015...

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015...

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 5 класс ФГОС

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для учащихся 5 класса...

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 6 класса ФГОС...

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс ФГОС

    Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 7 класса...