Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Занкина Светлана Владимировна

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ikmk_7.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болотниковская основная общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин

Заведующая кафедрой:

_______________/Л.С.Мусалеева/

Протокол №_______

от «____»___________20___г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Болотниковская ООШ»

_____________ /О.В. Ваняшкина/

Приказ №                  от «_____»__________________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного курса  «История и культура мордовского края»

в    7   классе

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель истории и обществознания

МКОУ «Болотниковская ООШ»

Занкина Светлана Владимировна

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н.М.Арсентьева.

Данная программа содержит план изучения учебного материала по курсу «История и культура мордовского края» для 6 класса.

Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В Мордовии с 1998 г. Изучается предмет «История и культура мордовского края», издаются программы и учебники для 5-9 классов.
Цели изучения:

Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:

- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;

- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;

- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;

- приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. 

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа по курсу «История и культура мордовского края» для основной школы РФ, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 17 часов для изучения курса из расчета 0,5 часа в неделю. Примерная программа составлена с учетом требований базисного учебного плана. Курс «История и культура мордовского края» в 6 классе ведется в соответствии с программой для общеобразовательных школ без добавлений и изменений

Общая характеристика предмета:

   Преподавание курса истории и культуры Мордовии основано на нижеприведенных принципах.

-   Необходимо подвести школьников к осознанию тесной взаимосвязи истории Мордовии с российской историей, которая выражается и в том, что события и закономерности общероссий-

кой истории нашли свое отражение в регионе, и в том, что многие уроженцы республики (Никон, Ф. Ушаков, С. Д. Эрьзя и др.) стали неотъемлемой частью политической, военной истории и культурного достояния России. Поэтому особое внимание в программе курса должно быть уделено проблемам геополитического положения Мордовии, ее вхождения в состав единого Российского государства, создания МАССР, места и роли современной Республики Мордовия в российском социально-экономическом, политическом, культурном пространстве.

•   С другой стороны, в ходе изучения предмета следует отразить цивилизационные особенности региона: многонациональную и поликонфессиональную специфику края. Реализации этой задачи способствует социокультурный подход: большое внимание должно быть уделено традициям, религии, мифологии, фольклору народов республики.

•  Историко-культурный компонент в определенной мере должен  восполнить недостаток школьного  курса истории, выражающийся в дефиците внимания к проблемам духовной культуры. Важно, что этот аспект раскрывается не только тогда, когда речь идет о высших достижениях культуры, но и при изучении повседневной жизни населения, быта, социальных норм.

•  Историко-психологический метод продуктивен в подаче учебного материала, призван помочь детям взглянуть на исторические события, поведение людей прошлого с учетом особенностей психологии людей, этических норм и нравов той эпохи.

•  В то же время современная система ценностей (свобода человека, права личности, ценность человеческой жизни, демократические нормы) является базовой в оценке результатов исторических преобразований, мерилом достижений населения края.

• С целью избежать схематизации исторических явлений следует формировать у учащихся представление об истории как о живом процессе,  особое внимание уделив роли личности в истории, причем не только известного политика,  военачальника,  деятеля культуры, но и обычного горожанина, крестьянина, дворянина, священника, внесшего свой посильный вклад в историю.

. Целесообразно использование элементов филологического метода в преподавании истории и культуры Мордовии. Язык является богатым историческим источником: он помогает объяснить происхождение топонимических понятий, в нем скрыта этимология имен и фамилий. Язык исторических текстов позволяет воссоздать живую картину прошлого, отразить колорит эпохи, приблизиться к пониманию представлений, стиля мышления людей прошлого.

• Должное внимание следует уделить исторической географии. Поскольку границы мордовского края исторически изменчивы, а большая часть мордовского населения живет за пределами современной республики, очевидна необходимость изучения географических рамок расселения мордовской диаспоры, анализа современного географического положения Мордовии, его связи с особенностями исторического развития региона.

             Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный (национально-региональный) компонент. В  соответствии с рекомендациями МРИО,  учебным планом МКОУ Болотниковская  ООШ на 2014-2015 учебный год в школе ведется преподавание курса «История и культура мордовского края». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, 1 час в неделю -  17 ч. в год.

           Опора на вышеназванные базовые исторические принципы позволит реализовать многофакторный подход к изучению истории и культуры мордовского края: раскрыть геополитические, экономические, социально-демографические, религиозные факторы развития региона, а также сформировать у детей представление о сложности, многосторонности любого исторического явления и процесса.

Психолого-педагогические принципы должны учитывать возрастные особенности учащихся, они обусловлены задачами развивающего обучения. Важно, чтобы ребенок был не пассивным потребителем исторической информации, а деятельным участником процесса познания и обучения.

• Важным дидактическим приемом преподавания  курса «Родиноведение» в 5 классе и курса истории Мордовии в 6 классе является опора на жизненный опыт Учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имен и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографий улиц и т. д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии и т. д.

• Результативным, на наш взгляд, должно стать использование игровых технологий в виде системы творческих заданий (исторические сочинения от первого лица, составление исторических карт, составление герба своего рода и т. д.)- Главная задача - заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье, предметах быта, названиях улиц, городов.

Учащиеся подросткового возраста (7—9 классов) склонны к реальной практической деятельности, познанию мира и самопознанию. На этом этапе обучения возникают возможность и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.

Конкретное воплощение данная идея может находить в решении проблемных задач, когда учащиеся отвечают на вопросы, требующие не только знания фактов, но и логического мышления, анализа исторической ситуации, сопоставления возможных вариантов развития событий. Работа с историческими документами и с историческими терминами способствует развитию аналитических способностей, овладению методикой научного анализа.

• Наглядность обучения - важный дидактический принцип, необходимый в преподавании курса. Карты, схемы, таблицы, иллюстрации должны сопровождать все материалы учебно-методического комплекса и сам процесс обучения, способствуя лучшему усвоению материала учащимися и облегчая работу учителя.

Вышеназванные исторические и дидактические принципы призваны способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитать учащихся в духе толерантности и уважения к истории родного края и России в целом.

          Место предмета в учебном плане:

На изучение курса ИКМК отводиться 17 часов, 1 час в неделю.

Тематическое планирование

п/п

Название главы

Кол-во часов

Самостоятельная работа

Контрольная работа

1.

Мордовский край в XVII веке

7

4

1

2.

Мордовский край в XVIII веке

6

3

1

3.

Культура народов мордовского края

4

1

4.

Урок обобщения за курс ИКМК 7  класс

1

1

ИТОГО

17

9

2

Содержание учебного курса

Тема: МОРДОВСКИЙ КРАЙ В XVII в.

Урок 1. Мордовский край в структуре Российского государства в XVII в.

Территория и природные условия края, их влияние не хозяйственную деятельность населения. Народы, проживающие на территории края. Положение крестьян и их повинности. Привлечение российским правительством на службу местной верхушки. Раздача земель русским помещикам.

Мордовский край на степной границе. Набеги кочевников. Организация обороны: сторожевые заставы и засечньк черты. Города-крепости на территории края. Участие жите лей края в сторожевой и гарнизонной службе. Изменение положения края к концу XVII в.

Устройство городов-крепостей: конструкция крепостных стен (городни, тарасы), башни, ров. Организация сторожевой службы. Первые города: Темников, Наровчат, Красносло бодск, Троицк. Саранск как уездный административный центр. Городские воеводы: Савва Козловский, Богдан Хитро во, Петр Лермонт.

Урок 2. Мордовский край в годы Смуты

Причины Смуты. Раздача земель светским и духовный феодалам. Увеличение налогообложения местного население и злоупотребления чиновников. Приток беглых русских кре стьян. Неурожаи и голод. Гражданская война начала XVII в. на территории мордовского края. Алатырь, Арзамас, Касимов и Темников -очаги восстания. Нижний Новгород - опорный пункт правительства В. Шуйского в крае. Осады Нижнего Новгорода вое ставшими. Воргодин Чинков и Москов Малков. Цели вое ставших и причины их поражения.

Борьба с польскими интервентами. Поражение I ополчения. Созыв II ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Совет всей земли. Научай Суроватов. Участие населения края в I и II ополчениях. Оборона юго-восточных границ в период Смутного времени. Ногайский набег 1612 г. Разгром кочевников мордовским князем Баюшем Разгильдеевым.

Урок 3.Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII в.

Административное деление и управление краем. Особенности организации органов управления в России. Приказы, управлявшие краем: Приказ Казанского дворца, Монастырский приказ, Поместный приказ, Дворцовая контора. Административное деление: уезды, волости и станы. Уезды, в состав которых входила территория края в конце XVII в.: Тем-никовский, Саранский, Инсарский, Алатырский, Кадомский, Шацкий, Арзамасский. Воеводское управление. Административные функции воевод.. Развитие феодальных отношений. Перевод ясачных крестьян в дворцовые. Раздача земель служилым людям. Служилые люди «по прибору» и «по отечеству». Мордовские служилые князья. Вотчинное и монастырское землевладение.

Последствия феодального освоения мордовского края. Категории крестьянского населения: дворцовые, государственные, монастырские, помещичьи. Особенности их этнического состава и положения. Миграция мордвы.

Урок 4. Крестьянское хозяйство населения мордовского края

Сельские поселения и жилища. Типы поселений: деревни, села, починки, выставки, слободы. Этнические особенности поселений мордвы, русских и татар. Устройство помещичьей деревни. Планировка крестьянской избы, внутреннее убранство дома. Хозяйственные постройки.

Система хозяйства. Земледелие. Орудия труда: соха, сабан, кереть, борона, серп, цеп. Культивируемые культуры: рожь, пшеница, овес, просо, гречиха, горох, лен, конопля, капуста, морковь, брюква, лук, огурцы, редька, свекла, репа. Пастушеское животноводство. Содержание скота.

Национальные особенности крестьянского хозяйства у мордвы, русских и татар.

Урок 5. Неземледельческие занятия населения мордовского края.

Посадское население городов. Переход части служилые людей в посадские. Ремесленные занятия: кожевенное, красильное, воскобойное, кузнечное, плотницкое, столярно слесарное, гончарное, бондарное. Производство смолы, дёгтя и поташа. Трансформация городов из военных центров в торгово-ремесленные.

Рыболовство и охота, их значение в хозяйстве. Способ и приспособления для ловли рыбы: остроги, сети, нереда, закол, мережи, «городьба», переметы и т. п. Рыболовные артели. Приемы и орудия охоты: лук со стрелами, копья, ловчие ямы, самострелы, тенета.

Значение бортничества, изготовление бортей и их защита. От бортничества к колодному пчеловодству. Устройство колодного улья. Пасека.

Развитие торговли. Реки как транспортные артерии. Ямские тракты и ямская гоньба. Сухопутные торговые тракты. Центры торговли в крае: Саранск, Темников, Краснослободск и Алатырь. Ярмарочная и лавочная торговля. Саранский гостиный двор. Ассортимент товаров.

Урок 6. Крестьянская война под руководством С. Разина

Предпосылки войны. Ухудшение положения населени закрепощение крестьян, рост феодальных повинностей, пер вод служилых мурз на новые места. Начало крестьянсю войны. Взятие Астрахани, Саратова, Самары. Осада Симбирска. «Прелестные грамоты». Предводители восставших : территории края: Максим Осипов, Михаил Харитонов, Акай Беляев, Алена Арзамасская (Темниковская). Взятие ими Алатыря, Атемара, Саранска, Темникова, Инзерского острога, Инсара и других городов. Действия царских войск по п давлению восстания. Ю. Долгоруков, Я. Хитрово, А. Бутурлин. Разгром восставших. Последствия войны.

Тема:  МОРДОВСКИЙ КРАЙ В XVIII в.

Урок 7. Мордовский край в годы Петровских реформ

Организация управления. Реформа административного устройства: губернии, уезды, станы и волости. Губернии и уезды, в состав которых входила территория мордовского края. Создание провинций.

Национальный состав и численность населения. Смешанная система расселения. Увеличение численности мордвы в 3,5 раза и территория ее расселения. Структура населения мордовского края. Влияние роста населения на хозяйство крестьян. Увеличение роли промысловых занятий.

Местное управление. Крестьянская община и организация управления ею: старосты, сотские, целовальники и счетчики. Их функции.

Новые повинности: рекрутская, лашманная. Мобилизации населения на стройки. Подушная подать. Рост налогов.

Урок 8. Состояние сельского хозяйства и феодальное землевладение на территории мордовского края

Состояние сельского хозяйства. Переход мордовского населения от перелога к трехполью. Основные зерновые культуры, орудия труда, качество почвы. Орудия труда. Уход за посевами. Уборка и хранение урожая. Трудолюбие мордовского населения. Огородничество и садоводство. Домашняя скотина и птица.

Государственные и дворцовые владения. Управление дворцовым хозяйством. Помещичье землевладение. Знаменитые землевладельцы края: П. А. Румянцев-Задунайский, Ф. Ф. Ушаков. Организация помещичьего хозяйства. Монастыри и их хозяйство. Крупнейшие монастыри края.

Урок 9. Хозяйство и повинности крестьянского населения

Хозяйство и повинности помещичьих и монастырских крестьян. Их обеспеченность землей, экономическое положение. Имущественное расслоение крестьянства. Барщина и оброк. Государственные повинности. Хозяйство и повинности дворцовых крестьян. Особенности хозяйственной деятельности: большая роль промыслов и торговли. Сокращение роли бортничества в связи с вырубкой лесов.

Хозяйство и повинности государственных крестьян. Распространение отходничества.

Урок 10 Промышленность и торговля

Производство поташа. Причины развития поташной промышленности в крае, организация производства. Объемы производства. Положение приписных крестьян. Влияние расширения поташного производства на положение приписных крестьян и лесные ресурсы края. Кризис казенной поташной промышленности.

Винокурение. Причины развития винокурения. Владельцы винокуренных заводов. Объемы производства.

Черная металлургия, причины возникновения металлургических заводов в крае, крупнейшие предприятия. Сырьевая база производства, его обеспечение рабочей силой. Устройство металлургического завода.

Портупейная, замшевые, парусиновые, полотняные, шляпная и стекольная мануфактуры.

Развитие торговли. Купеческая и крестьянская торговля. Крупнейшие ярмарки. Главные товары.

Урок 11. Христианизация мордвы и татар

Религии мордвы, русских и татар. Добрососедские отношения приверженцев разных конфессий. Причины христианизации, отношение к ней мордовского населения. Монастыри — центры распространения христианства. Патриарх Никон. Причины и формы сопротивления христианизации.

Методы распространения христианства. Льготы новокре-щенам. Открытие миссионерских школ. Проект В. Симонова и деятельность епископа Питирима.

Терюшевское восстание. Причины восстания. Смешение религиозных и антикрепостнических мотивов. Подавление восстания. Значение христианизации.

Урок 12. Крестьяне и крепостной строй

Усиление феодальной эксплуатации крестьянства. Формы сопротивления. Бегство крестьян, увеличение числа разбоев, отказ от исполнения повинностей, открытое сопротивление.

Причины крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. Маршрут движения Пугачева в крае. Действия восставших на территории мордовского края. Пугачев в Саранске. Расправы с помещиками.

Действия правительственных войск по подавлению крестьянской войны. Причины поражения крестьянской войны и ее итоги.

Тема: КУЛЬТУРА НАРОДОВ МОРДОВСКОГО КРАЯ В ХУП-ХУШ вв.

Урок 13. Традиционная одежда народов мордовского края

Мужской костюм. Женская одежда. Основные элементы празднично-обрядового и повседневного костюмного комплекса русских, мордвы и татар. Головные уборы. Обувь. Украшения. Материалы, применявшиеся для изготовления одежды. Основные способы декоративного оформления народного костюма.

Роль одежды в народной культуре. Отражение в костюме и прическе возраста и семейного положения человека. Особенности детской и подростковой одежды. Основные элементы костюма совершеннолетней молодежи. Декор и покрой одежды людей старшей возрастной группы. Характерные признаки женских и девичьих головных уборов.

Урок 14. Пища и домашняя утварь

Основные продукты, составлявшие традиционный рацион питания народов мордовского края, способы их приготовления. Традиционные напитки. Повседневная и обрядовая пища. Приспособления для хранения имущества и припасов, для приема пищи. Точеная деревянная утварь. Плетеная утварь. Изделия из луба. Глиняная посуда.

Устройства для переработки продуктов: ступы, водяные, ветряные и ручные мельницы. Приспособления для сбивания масла.

Средства передвижения, использовавшиеся для перевозки грузов и людей. Зимние средства передвижения: лыжи и снегоступы. Гужевой транспорт. Телеги и сани. Речной транспорт. Центры судостроения. Грузовые суда: барки, мок-шаны, суряки, пурдошанки.

Урок 15. Религиозные верования мордвы

Мировоззрение мордвы. Представления об окружающем мире, его развитии, месте в нем человека. Народный этикет. Правила социального поведения по отношению к различным объектам природы. Нормы традиционного этикета мордвы, регулирующие взаимоотношения между родственниками, односельчанами, людьми разных национальностей. Почитание родителей.

Дохристианские верования мордвы. Политеизм (многобожие). Поклонение покровителям сил природы (солнца, грозы, огня, воды, растительности), хозяйственной среды (земледелия, охоты, рыболовства), материальных объектов (дома, хлева, очага) и территорий (села, поля, луга, леса, реки). Культ предков. Моления мордвы, места их проведения. Руководители молянов. Дары и жертвы.

Урок 16. Духовная культура народов края в XVII—XVIII вв.

Народные знания. Письменность. Знаки собственности. Счет и основы математических знаний, их практическое применение. Народная медицина. Наблюдение за небесными светилами, растениями, поведением животных и птиц. Календарь земледельческих работ и природы. Развитие образования. Учебные заведения мордовского края XVII—XVIII вв.

Формирование письменности на мордовских языках. Первые произведения мордовской литературы XVIII в. Устно-поэтическое творчество народов нашего края. Обрядовые произведения. Произведения религиозно-магического характера. Эпические произведения. Волшебные и бытовые сказки, сказки о животных. Пословицы, поговорки и прибаутки, загадки.

Урок 17. Личность в истории

Патриарх Никон (в миру Никита Минов). Его реформа богослужения и исправления церковных книг. Строительство монастырей и храмов. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Крупнейший деятель старообрядчества протопоп Аввакум (Петров). Его публицистическая деятельность. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — выдающийся памятник литературы XVII в. Предводительница отряда во время восстания С. Разина Алена Арзамасская (Темниковская). А. И. Румянцев, его военная и дипломатическая деятельность. Полководец П. А. Румянцев-Задунайский. Его участие в сражениях Семилетней войны и Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Н. П. Румянцев -дипломат, ученый, коллекционер, создатель Румянцевского музея. Вотчина Румянцевых в с. Чеберчино.

Преподобный Феодор Санаксарский (в миру И. И. Ушаков) - настоятель Санаксарского монастыря. Флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Его победы на Черном море во время Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. Италийские походы. Гравер Е. П. Чемесов. Отец Филарет (в миру Ф. И. Былинин) — архитектор и живописец Санаксарского монастыря.

Урок 17. Повторительно-обобщающий урок

Повторение и закрепление пройденного материала.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата проведения занятия

План.

Фактич.

Мордовский край в XVII веке  7

1

Мордовский край в структуре Российского государства в XVII веке

Вводный

1

Фронтальная работа

Работа с картой

2

Мордовский край в годы Смуты

Урок-лекция

1

Заполнение таблицы

Работа с картой

3

Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке

Комбинированный

1

Фронтальная работа

4

Крестьянское хозяйство мордовского края

Урок беседа

1

Составление плана-схемы

5

Неземледельческие занятия населения мордовского края

Комбинированный

1

Составление плана-схемы

6

Крестьянская война под предводительством Степана Разина в мордовском крае

Комбинированный

1

Тест

7

Обобщительно - повторительный урок по теме «Мордовский край в XVII веке»

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Тест

Мордовский край в XVIII веке 6

8

Мордовский край в годы Петровских реформ

Комбинированный

1

Заполнение таблицы

9

Состояние сельского хозяйства и феодальное землевладение на территории мордовского края

Урок беседа

1

 Фронтальная работа

10

Хозяйство и повинности крестьянского населения

Урок беседа

1

Индивидуальная работа

Работа по карточкам

11

Промышленность и торговля

Комбинированный

1

Фронтальная работа

12

Христианизация мордвы и татар

Урок беседа

1

Составление плана-схемы

13

Крестьяне и крепостной строй

Комбинированный

1

Подготовка сообщений

Культура народов мордовского края 4

14

Традиционная одежда народов мордовского края

Комбинированный

1

Фронтальная работа

15

Пища и домашняя утварь. Средства передвижения.

Религиозные верования мордвы

Урок беседа

1

Индивидуальная работа

16

Духовная культура народов мордовского края в XVII- XVIII веках

Комбинированный

1

Подготовка сообщений

17

Обобщительно - повторительный урок

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Тест

ИТОГО

17

                     5

Материально-техническое обеспечение

  • Мультимедийный компьютер.
  • Разработанный учителем презентационный материал.
  • Карта Республики Мордовия.

Учебно-методическое обеспечение

Используемый учебник: История и культура мордовского края в XVII-XVIII веках; учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. проф. РАН Н.М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ   МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2007. – 200с.

 

Дополнительная литература

  1. История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г
  2. История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 г.
  3. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство/ Саранск, 1968 г.
  4. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост. Маркова С.С./Саранск, 2004 г
  5. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. крае для маленьких читателей /Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; авт.–сост. Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, К.И. Шапкарин. – Саранск: 2005 г.
  6. Чамзинский район на стыке веков / Сост.: П.Д. Новиков, В.А. Зеленов, Н.Л. Банников, И.И. Квасков, Е.П. Садилин и др. – Саранск. 1999 г.
  7. Бахмустов С., Лаптун В. Разорванное ожерелье. — Саранск, 1991.
  8. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии — Саранск, 1982.
  9. Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск, 1976.
  10. Записки о Саранске XVIII—XX веков / сост. В. А. Юрченков. - Саранск, 1991.
  11. Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. — Саранск, 2008.
  12. Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. — Саранск, 2007.
  13. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. — Саранск, 2004.
  14. Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.
  15. Ушаковы: монах и воин: по рассказам архивариуса Санаксар- ского монастыря иеромонаха Венедикта. — Саранск, 2008.
  16. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. — Саранск, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс  2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 5 класс ФГОС

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 6 класса ФГОС...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс ФГОС

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 7 класса...