Программа внеурочного занятия «Краеведение»
рабочая программа (5 класс)

Ооржак Идегел Петровна

Программа внеурочного занятия

«Краеведение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Барлык»

Программа внеурочного занятия

«Краеведение»

возраст детей 11-14 лет

(срок реализации 2012-2014 г)

Программа составлена

учителем географии

 Бойду Надежды Викторовны

Барлык 2015

Пояснительная записка.

  Актуальность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – к   тувинским землям.  Уникальная природа Тувы, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для детей, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне. Программа “Краеведение” предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 11-14 лет. Программа реализуется в течение 2012-2014 учебного года по одному академическому часу в неделю. Итого 34 часа в год.

1-ое содержание кружка определяется следующей стркутурой:от биографии ребенка к истории его семьи села..

Объектом изучения 2-й части занятий становится родной край.Под понятием родной край подразумевается район или другая составляющая субъекта РФ, включающая в себя населенный пункт (в данном случае своя республика, свой кожуун,село) в котором проживают учащихся.

При планировании поисковых тем учитывается принцип доступности. Иначе из –за неразрешенных проблем ребенок может потерять интерес к поисковой деятельности. Часто используется групповые формы работы, в ходе которых ребята высказывают свою точку зрения, аргументированно его доказывают.

Определенное внимание уделяется современному состоянию экономики. В ходе занятий ребята подводятся к мысли, что развитие республики дело рук самих людей.

Поэтому в планировании учитывается участие ребят в различных акциях , рейдах, экскурсиях на различные места.

Цели программы:

 Познакомить учащихся с историко - культурным наследием, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности и нравственности.

Задачи программы: 


1.Изучение прошлого и настоящего  республики , кожууна, села, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной республики.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.

7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Основные направления: 

Программа “Краеведение” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, туристко- краеведческое направление.

Формы проведения занятий: 
Экскурсия.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации

Принцип программы: 

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родной земле.

Механизм реализации программы: 
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, просматривают фотографии, работают  с различными литературами и анализируют.

Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», работать с различными источниками информации, проводить поисковые работы, находить решение различных поисковых проблем, грамотно вести свои сделанные работы, публично выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей.

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

Теория

Практ

1

Введение. Правила техники безопасности на занятиях.

Задачи кружка. Правила ТБ.

1

1

2

Краеведение – наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

1

1

3

 

Республика Тыва в цифрах и фактах

Дать основные сведения, касающиеся республики.

2

4

Мира не узнаешь, не зная края своего.

Ознакомление с ресурсами. План работы кружка на год.

Сбор материалов.

1

1

5

По дорогам  родного края.

Экскурсия на природу. Рельеф нашей местности.

1

1

6

 

Мой род – моя крепость. Моё родословное древо.

 Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

1

2

7

Дом и улица где я живу. Улицы села. История названий.

Названия улиц нашего села.

История в названиях улиц. Мини исследование учащихся по выбору.

1

2

8

Исторические памятники и достопримечательности  Р.Т

Знакомство через различные источники с историческими  памятниками и достопримечательностями. Выпуск стенгазет, буклетов, раскладушек.

3

3

9

Памятные места кожууна.

Знакомство с памятными местами кожууна. Экскурсии по памятным местам. Самостоятельная работа учащихся по выбору.

1

2

10

Защита творческих работ.

2

11

Природное наследие республики. Минеральные источники. Заповедники, заказники.

Знакомство с понятиями, а также природными наследиями республики. Отметить на карте заказники и заповедники Р.Т.

2

1

12

Культура и быт тувинского народа.

Изучение «малой родины», её материальной и духовной культуры. Посещение ДК. Создание презентаций.

2

2

13

Традиции и праздники народов республики.

Рассказы о народных традициях, обычаях, праздниках.

2

1

14

Юрта- величайший дар предков.

Рассказы и высказывания  о традиционном жилище кочевых народов – юрте. Создание презентаций.

1

1

15

Блюда тувинской национальной кухни.

 Дать сведения о пользе тувинской национальной кухни. Мини исследование учащихся по выбору.

1

2

16

Топонимы. Что означают названия географических объектов.

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории  Барун –Хемчикского кожууна. Самостоятельная работа учащихся по тме.

2

2

17

Гидронимы,  оронимы кожууна.

Знакомство с природными объектами  и их названиями. Работа с картами.

3

1

18

Моя малая родина – Барун –Хемчикский кожуун, прошлое и настоящее.

Географическое положение. Население. Сельское поселение.

1

1

19

Защита творческих работ.

Защита проектов по пройденным темам.

3

20

Хозяйство нашей республики. Добывающая промышленность.

Знакомство с хозяйством республики , перспективы и проблемы. Экскурсии   в Тыва асбест г. Ак-Довурак.

2

1

21

Предприятия пищевой промышленности.

 Производство и выпуск пищевой промышленности республики.

1

1

22

Транспорт виды транспорта.

Перспективы развития транспорта в республике.

1

1

23

Сельское хозяйство.

Знакомство с сельским хозяйством республики.

1

1

24

Моя республика в недалеком будущем.

Самостоятельная работа. Защита творческих работ.

1

1

25

Звездный час. Игровой вечер по краеведению.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...