Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
план-конспект по психологии

Анна Михайловна Тарханова

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ya_umeyu_dogovarivatsya.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

Номинация: Коррекционно-развивающие занятия специалистов сопровождения обучающихся с ОВЗ разных возрастных групп.

Составил: педагог-психолог Тарханова Анна Михайловна.

Пояснительная записка

Занятие внеурочной деятельности курса «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 класса (16 учеников из них  2 ученика с ЗПР).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я», разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности на основе авторской программы: Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4 классы). – М.: «Генезис», 2014. 

Занятие «Я умею договариваться» является третьим в блоке «Что такое сотрудничество?». Занятие разработано для учащихся 3 класса 14 нормативно-развивающихся детей и  2 ребёнка  с ОВЗ (ЗПР). Учащиеся с ЗПР одного возраста- 9 лет. Ученик и ученица имеют схожие рекомендации ПМПК: Индивидуальные / групповые занятия с педагогом-психологом по формированию коммуникативных навыков и  навыков межличностного взаимодействия. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков.

План-конспект занятия по теме «Я умею договариваться»

 (на основе методики Г.А. Цукермана «Рукавички»).

Технологии: проблемный текст, игровые технологии.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная и групповая. Форма занятия: игра-перевоплощение, имитационная игровая оболочка, так как для наиболее эффективного развития и коррекции эмоционально-личностной сферы необходимо  организовывать игровую деятельностьЗанятие находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим занятием

Цель: Развитие навыков сотрудничества, саморегуляции и самоанализа в совместной деятельности по  созданию творческого продукта (рукавички)

       Задачи:

  • развивать навыки сотрудничества,  доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; формировать умения взаимодействовать в  парах на основе диалога;  (коммуникативные и личностные УУД)
  • сравнивать  предложения, сопоставлять узор ,  обобщать совместный выбор(познавательные УУД);
  • формировать  начальные форм личностной рефлексии,  на основе  умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; (регулятивные УУД)

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и  регулятивные действия.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Разминка «Чувство в подарок»

Создание условий для позитивного настроя на совместную деятельность.

Добрый день! Я рада встрече с вами! Давайте начнём наше занятие с традиционной разминки.

 Учащиеся становятся в круг. Обращаются друг к другу только по имени и передают по кругу  «подарок» в виде позитивного пожелания, задача не повториться и не забывать благодарить за подарок. Если у учащихся ЗПР возникают трудности с формулировкой пожелания, учитель либо учащиеся помогают ему.

2

Мотивационно-целевой этап

 Чтение притчи (Приложение 1)

 -Ребята! Послушайте притчу, она поможет вам отгадать тему нашего занятия и определиться с целью деятельности.

-Кто сформулирует тему занятия? (ответы учащихся)

- А зачем нам нужно умение договариваться? (цель)

 Учащиеся слушают притчу и предполагают тему занятия по наводящим вопросам учителя, Когда тема сформулирована детей с ОВЗ можно попросить ещё раз произнести её. Тот же алгоритм с постановкой цели. Учащиеся высказываются, для чего необходимо умение договариваться? И что нужно делать, чтобы попытки договориться были успешны.

3

Основной этап

-Дорогие друзья, сейчас мы с вами закроем глаза. Три раза глубоко вздохнём и выдохнем и окажемся в Волшебном городе мастеров! Загадайте желание… Откройте глаза, посмотрите друг на друга и познакомьтесь со своим мастером-напарником! В нашем волшебном городе есть волшебный магазин, в нём продаются волшебные рукавички, исполняющие любое желание их создателя, но только при условии, что именно эти рукавички купят в первую очередь покупатели!

Покупатели,  придя в магазин,  выберут только самые красивые рукавички с ярким и сложным узором- волшебным орнаментом. На простые рукавички никто даже не обратит внимания, потому что всем нам всегда хочется чего-то волшебного и необычного!

Психолог раздаёт шаблоны рукавичек  и сообщает инструкцию учащимся:

Итак,  ваша задача сейчас договориться об орнаменте и нарисовать похожие рукавички!

 Учащиеся договариваются об орнаменте, соблюдая  необходимые условия.

 И приступают к созданию волшебной рукавички.

Учащихся с ОВЗ сотрудничают в паре детьми нормы, так как сидят на уроках.

Если требуется направляющая помощь, психолог оказывает её.

4

Рефлексивный этап

Психолог ещё раз просит напомнить критерии задания и  вывешивает на доску пары рукавичек (Приложение 2), учащиеся « по волшебству» становятся покупателями и голосуют цветными стикерами за понравившуюся пару.

После того, как ребята заполнили листы рефлексивной оценки, психолог просит прокомментировать результаты каждую пару. Учащимся ОВЗ оказывается помощь или даётся дополнительное время если требуется.

Вы смогли  договориться?

Вы смогли  убедить друг друга?

Вы контролировали действия друг друга?

Вы помогали друг другу рисовать?

Вам понравилось вместе работать?

У вас получились одинаковые рукавички?

- Спасибо вам за работу на занятии, вы все очень хорошо потрудились и желание каждого из вас обязательно исполнится!

Прежде чем идти к доске голосовать, учащиеся ещё раз проговаривают критерии выбора пары волшебных рукавичек:

  1. Рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором.
  2. Орнамент достаточно сложный, чтобы считаться «волшебным».

Учащиеся голосуют аргументируя свой выбор

После голосования учащиеся заполняют листы самооценки (Приложение3). Предварительно обсуждая в паре. Как сработала пара.

После занятия психолог заполняет листы оценки на каждую пару (Приложение 4). С результатами знакомит классного руководителя. Выявляет проблемные моменты в коммуникации и саморегуляции учащихся, планирует дальнейшую коррекционно-развивающую работу, особое внимание обращая на результаты  учащихся с ОВЗ.

Приложение 1

Притча « Мудрый заяц»
В одном лесу жил медведь.  Очень он любил в шахматы играть. Да не просто так… И  этот  медведь составил  список, в котором было записано в какой день, каждый зверь придёт с ним играть в шахматы, вроде бы ничего особенного, шахматы очень полезная игра, но…было у него условие: проигравший навсегда уходит из леса, куда глаза глядят.  

Только вот медведь за всё время ни разу никому не проиграл. Каждый день в лесу исчезали животные, проигрывали медведю и уходили на все четыре стороны…

Как-то встретил заяц ежика. Тот увидел зайца и давай причитать, что играл сейчас с медведем, конечно же проиграл, но видел списки, и заяц там следующий.

Заяц очень не хотел уходить из своего уютного и красивого домика, но и в шахматы играл не очень хорошо…

Думал он, думал и решил сходить к медведю. Пришел к берлоге, а там стоит медведь и список смотрит. Заяц и говорит ему:
- Скажи медведь, а я у тебя на какой день запланирован?
- Да вот как раз на завтра и запланирован. – отвечает ему медведь.
- Миш, а может, мы договоримся? Может, ты меня вычеркнешь?
- Да не вопрос. Вычеркну.

О чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Вывод формулируем вместе с учащимися: никогда не нужно сдаваться, ведь безвыходных ситуаций не бывает! Всегда нужно попытаться договориться! 

Приложение 2

Пара учащихся № 1

Рукавичка ребёнка нормативно-развивающегося                     Рукавичка ребёнка с    ОВЗ                                  

Приложение3

Оценочный лист учащихся

Пара___________________________________________________________

2- да

1- частично

0- нет

Критерий

2

1

0

1

Вы смогли  договориться?

2

Вы смогли  убедить друг друга?

3

Вы контролировали действия друг друга?

4

Вы помогали друг другу рисовать?

5

Вам понравилось вместе работать?

6

У вас получились одинаковые рукавички?

Пара___________________________________________________________

2- да

1- частично

0- нет

Критерий

2

1

0

1

2

3

4

5

6

Приложение 4

Оценочный лист педагога-психолога

Критерии оценивания методик «Рукавичка», «Ковёр»

2- полное соответсвие

1-соответствует частично

0-не соответствует

Критерии

Участник 1

Участник 2

1

Взаимодействие на этапе подготовки рисунка

умение детей договариваться

умение убеждать, аргументировать

принятие общего решения

2

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности

замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла

адекватно реагируют на отступления

взаимопомощь по ходу рисования

3

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

позитивное (работают с удовольствием и интересом)

нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)

отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.)

4

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Итого

Уровни оценивания:

1. Высокий уровень: 11-16 баллов

2. Средний уровень:  6-10   баллов

3. Низкий уровень:    0-5     баллов

Коррекционно-развивающие  методики и технологии: О.И.Крушельницкая для коррекции пространственного восприятия; О.Н.Яворская для коррекции слухового внимания; Л.Ф. Тихомирова развитие зрительного внимания; И. Н. Садовникова для коррекции слухового восприятия; Т.К.Королевская для коррекции слухового внимания;  О.В. Елецкая развитие и коррекция грамотности; О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко для развития речемыслительных способностей;  Ю.В.Останкова для коррекции тактильной памяти; Н.П.Локалова для коррекции мышления; Ж.М.Глозман для коррекции логического мышления; А.В.Запорожец, А. Нестеренко для коррекции мышления; М.И.Чистякова для коррекции эмоционально-волевой сферы; снятия усталости. используя психодиагностические таблицы, разработанные специально для учителей начальных классов и психологов начальной школы (М.М. Безруких, Н.П. Локалова)

Особый аспект на занятии имел здоровьесберегающий эффект: применены: гимнастика для глаз, психогимнастика, физкультминутка, релаксация, упражнения на тактильную чувствительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов....

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" с обучающимися 2-х классов (психологическая направленность)....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Тропинка к своему" Я 5 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Тропинка к своему" Я 5 класс...

Рабочая программа по психологии для внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 5-8 классы

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" разработана для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС . Внеурочная деятельность является составной частью учебно - восп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» для обучающихся 5-6 классов

Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Подростку особенно трудно, когда на его собственное кризисное состояние накла...