Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
проект
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" с обучающимися 2-х классов (психологическая направленность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_svoemu_ya.docx | 160.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………………………3
- Планируемые результаты освоения программы………………………………….8
- Содержание программы………………………………….…………………………9
- Тематическое планирование………………………………………………………..11
- Календарно-тематическое планирование………………………………………... 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, быть хорошим, любимым, у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследования себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.
В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя опора (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Поэтому не стоит требовать абсолютной дисциплины и послушания от второклассников на групповых занятиях.
Учитель продолжает оставаться значимой фигурой, однако отношение к нему становится более личностным, появляется стремление к общению с ним на переменах, прогулках, а также способность дифференцировать его личностные качества (как и качества сверстников). Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но делать это им еще трудно.
Может наблюдаться сильное стремление к лидерству, между некоторыми детьми возникает соперничество.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В. Хухлаевой.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека;
2. учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека;
3. формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления;
4. развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем;
5. повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника;
6. корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения;
7. расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).
Общая характеристика предмета
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
- Введение в тему.
- Развёртывание темы.
- Индивидуализация темы.
- Завершение темы
Формы организации учебного процесса
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля знаний: входная, итоговая диагностика.
Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем. Дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания.
В силу специфики предмета полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
- учиться прогнозировать последствия своих поступков;
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- учиться графически оформлять изучаемый материал;
- моделировать различные ситуации;
- усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться договариваться и приходить к общему решению
- учиться понимать эмоции и поступки других людей
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
- в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
- в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
- во включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебное содержание программы «Тропинка к собственному Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4)» включает следующие курсы:
- Я – школьник. Мои чувства. 1 класс. 33 ч, 1ч в неделю;
- Вспомним чувства. Чем люди отличаются друг от друга? Какой Я - Какой Ты? 2 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
- Я – фантазер. Я и моя школа. Я и мои родители. Я и мои друзья. Что такое сотрудничество? 3 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
- Кто Я? Мои силы и возможности. Я расту, я изменяюсь. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 4 класс. 34 ч, 1ч в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы для 2 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Раздел 1. Вспомним чувства (4 часа)
- Мы рады встрече.
- Понимаем чувства другого.
- Мы испытываем разные чувства.
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- Хорошие качества людей.
- Самое важное хорошее качество.
- Кто такой сердечный человек.
- Кто такой доброжелательный человек.
- Трудно ли быть доброжелательным человеком.
- Я желаю добра ребятам в классе.
- Очищаем свое сердце.
- Какие качества нравятся друг другу.
- Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- В каждом человеке есть светлые и темные качества.
Раздел 3. Какой Я – Какой ты. (8 часов)
- Какой Я?
- Какой ты?
- Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
- Школьные трудности.
- Домашние трудности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Вспомним чувства (4 часа) | |||
1 | Мы рады встрече. | 1 | Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. |
2 | Понимаем чувства другого. | 1 | |
3 4 | Мы испытываем разные чувства. | 2 | |
Раздел 2. «Качества людей. Чем люди отличаются друг от друга (22 часа) | |||
5 6 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 | Познакомить детей с понятием «качества людей». Исследование своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе. |
7 8 | Хорошие качества людей. | 2 | |
9 10 | Самое важное хорошее качество. | 2 | |
11 12 | Кто такой сердечный человек. | 2 | |
13 14 | Кого называют доброжелательным человеком. | 2 | |
15 16 | Трудно ли быть доброжелательным человеком. | 2 | |
17 18 | Я желаю добра ребятам в классе. | 2 | |
19 20 | Очищаем свое сердце. | 2 | |
21 22 | Какие качества нам нравятся друг в друге. | 2 | |
23 24 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся. | 2 | |
25 26 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 | |
Раздел 3. Какой я-Какой Ты (8 часов) | |||
27 28 | Какой Я? | 2 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. |
29 30 | Какой ты? | 2 | |
31 32 | «Трудности второклассника в школе, дома, на улице» | 2 | |
33 | «Школьные трудности» | 1 | |
34 | «Домашние трудности» | 1 | |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Класс | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
план | факт | |||||
Вспомним чувства. | 4 часа | |||||
Чем люди отличаются друг от друга? | 22 часа | |||||
Какой Я-Какой ты | 8 часов | |||||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...
Программа внеурочной деятельности "Зажги свою звезду"
В новом учебном году предстоит работать в 5 классе по ФГОС. Составила программу внеурочной деятельности как классный руководитель. Хотелось бы узнать мнение коллег. Программа предусматривает раз...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Познай свой край»
Краеведение - одно из направлений воспитания личности.Краеведение связано с экскурсиями и походами по родному краю.школьное краеведение связано с ситуациями поиска, исследования....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Найди свой путь»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности учащихся «Найди свой путь»» являются: Закон «Об образовании Российской федерации», Федераль...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край"
Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край" направлена изучении природы Красноярского края. Рассчитана на 34 часа. Содержит методические материалы по проведению занятий....