Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"
методическая разработка по теме

Кудрявцева Елена Александровна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_vneurochka.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи:

  • Развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • Формировать прикладные умения и навыки;
  • Воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду;

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания и формирования:

  • Патриотизма – через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • Трудолюбие – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
  • Творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Представления об эстетических ценностях(восприятия красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетика труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • Бережного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных и др.);
  • Ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с вышеназванными, курс «Делаем сами своими руками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • Интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развитие универсальных предметных действий;
  • Развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

        Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, окружающий мир, литературное чтение и русский язык. Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые инструменты и материалы на другие с аналогичными свойствами и качествами.

        Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет преобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ), формирование умений участвовать в учебном диалоге, развитие рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

        Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируется умение ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

        Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желания творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представление об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое направление поделки.

        Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотная работа с учебными пособиями.

        Следует помнить, что задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощение, так и усложнение задания.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Обрывная аппликация.

  1. Разнообразие материалов для творчества. Взаимозаменяемость материалов. Бумага, картон, газеты, журналы.
  2. Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона. Правила безопасной работы.
  3. Выбор материалов по их декоративным и конструкторским свойствам.
  4. Виды соединения деталей: клеевое.
  5. Изготовление изделий по рисунку, эскизу.
  6. Различные виды деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
  7. Приемы работы в технике обрывной аппликации. Работа в технике коллаж.

Раздел 2.Квиллинг

  1. Рукотворный мир как результат труда человека.
  2. Материалы и инструменты для квиллинга.
  3. Организация рабочего места.
  4. Правила безопасной работы с инструментами и материалами.
  5. Элементарная творческая и проектная деятельность.
  6. Приемы работы в технике квиллинг: вырезание, скручивание основных элементов («Таблетка»), соединение деталей в единое целое.
  7. Основы композиции.

Раздел 3. Аппликация из ладошек.

  1. Основные виды и особенности дизайна. Эстетика и функциональность.
  2. Создание несложных объектов для использования в повседневной жизни.
  3. Правила безопасной работы с материалами и инструментами.
  4. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их конструкторским и декоративным свойствам.
  5. Правила безопасной работы.
  6. Разметка деталей с опорой на эскиз. Вырезание деталей по разметке. Наклеивание на основу и декорирование мелкими деталями.
  7. Работа в команде.

Раздел 4. Оригами.

  1. История древнего японского искусства. Мастера, создающие красивые и полезные изделия.
  2. Инструменты и материалы для оригами.
  3. Правила безопасной работы с материалами и инструментами.
  4. Искусство складывания различными способами («горой», «долиной»)
  5. Основные базовые позиции («дверь», «треугольник», «блин», «двойной квадрат»)
  6. Изготовление открыток с использованием элементов оригами.

Раздел 5. Торцевание.

  1. Образы природы как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
  2. Основные понятия в торцевании.
  3. Инструменты и материалы для торцевания. Гофрированная бумага.
  4. Правила безопасности при работе с бумагой и пластилином.
  5. Искусство торцевания на пластилине.
  6. Правила многослойного торцевания.
  7. Создание несложных объектов для использования в повседневной жизни (открытки).

Раздел 6. Аппликация с использованием геометрических фигур.

  1. Сказочные образы в  народной культуре и в декоративно-прикладном искусстве.
  2. Организация рабочего места при работе с бумагой.
  3. Правила безопасной работы с инструментами и материалами.
  4. Использование измерений и построений для решения художественных задач.
  5. Экономное расходование материалов. Бумага, картон, бросовые материалы.
  6. Виды условных графических изображений. Чтение условных обозначений. Разметка деталей с опорой на эскиз.
  7. Изготовление изделий по рисунку, эскизу.
  8. Работа с клеем.  Аккуратное намазывание и наклеивание.

Раздел 7. Аппликация с использованием шаблонов.

  1. Сказочные образы в  народной культуре и в декоративно-прикладном искусстве.
  2. Организация рабочего места при работе с шаблонами.
  3. Правила безопасной работы с инструментами и материалами.
  4. Использование измерений и построений для решения художественных задач.
  5. Экономное расходование материалов. Бумага, картон, бросовые материалы.
  6. Виды условных графических изображений. Чтение условных обозначений. Разметка деталей с опорой на эскиз.
  7. Изготовление изделий по рисунку, эскизу.
  8. Работа с клеем.  Аккуратное намазывание и наклеивание.
  9. Элементарная творческая и проектная деятельность. Различные виды деятельности: индивидуальная, коллективная.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема занятия

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Дата

По плану

Фактически

1.

Водное занятие. Инструктаж по технке безопасности

Комби-ниро-ванный

Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок: содержание курса «Самоделкин»

Знать: правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте

Иметь представление о содржании курса

Раздел 1. Обрывная аппликация

2.

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги (Бабочка)

Практическая

работа

Правила работы в технике обрывной аппликации.

Знать: свойства новых материалов, новые свойства уже встречавшихся материалов;

Уметь: обрывать бумажные детали по намеченному контуру, ориентироваться в задании, контролировать свои действия в процессе выполнения работы.

3

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги (Пингвин)

Практическая

работа

Правила работы в технике обрывной аппликации.

Знать: свойства новых материалов, новые свойства уже встречавшихся материалов;

Уметь: обрывать бумажные детали по намеченному контуру, ориентироваться в задании, контролировать свои действия в процессе выполнения работы.

4

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги (Чудо-дерево)

Практическая

работа

Правила работы в технике обрывной аппликации.

Знать: свойства новых материалов, новые свойства уже встречавшихся материалов;

Уметь: обрывать бумажные детали по намеченному контуру, ориентироваться в задании, контролировать свои действия в процессе выполнения работы.

5.

Коллективная работа «Осень» в технике обрывной аппликации

Практическая

работа

Правила работы в технике обрывной аппликации.

Знать: свойства новых материалов, новые свойства уже встречавшихся материалов;

Уметь: обрывать бумажные детали по намеченному контуру, ориентироваться в задании, контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Работать в команде.

Раздел 2. Квиллинг

6.

Работа в технике квилинг «гусеница»

Комбинированное занятие

История квилинга. Правила изготовления основной формы «таблетка»

Иметь представление о технике квилинг.

Уметь выполнять основную форму «таблетка» и соединять детали между собой

7.

Работа в технике квилинг «Цветы»

Комбинированное занятие

История квилинга. Правила изготовления основной формы «таблетка»

Иметь представление о технике квилинг.

Уметь выполнять основную форму «таблетка» и соединять детали между собой

8.

Работа в технике квилинг «Цветы»

Комбинированное занятие

История квилинга. Правила изготовления основной формы «глаз»

Иметь представление о технике квилинг.

Уметь выполнять основную форму «глаз» и соединять детали между собой

9.

Работа в технике квилинг «Медвежонок»

Комбинированное занятие

История квилинга. Правила изготовления основной формы «глаз», «таблетка»

Иметь представление о технике квилинг.

Уметь выполнять основную форму «глаз», «таблетка» и соединять детали между собой

10

Работа в технике квилинг – коллективная работа «Чудо-дерево»

Комбинированное занятие

История квилинга. Правила изготовления основной формы «глаз», «таблетка»

Иметь представление о технике квилинг.

Уметь выполнять основную форму «глаз», «таблетка» и соединять детали между собой; работать в команде

Раздел 3. Аппликация из ладошек

11

Аппликация из ладошек «Кактус»

Комбинированное занятие

Изготовление  аппликаций из криволинейных форм

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

12

Аппликация из ладошек «Бабочка»

Комбинированное занятие

Изготовление  аппликаций из криволинейных форм

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

13

Аппликация из ладошек «Жар-птица»

Комбинированное занятие

Изготовление  аппликаций из криволинейных форм

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

14

Аппликация из ладошек – коллективная работа «Ежик»

Комбинированное занятие

Изготовление  аппликаций из криволинейных форм

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

Раздел 4. Оригами

15.

Изготовление елочных украшений из бумаги

Комбинированное занятие

Вырезание прямых форм по шаблону и на глаз.

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по шаблону;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

16

Оригами. «Коробочка»

Практическое занятие

История оригами. Основные понятия в оригами. Правила складывания базовой формы «блин»

Иметь представление в возникновении оригами как искусства.

Знать новые термины: оригами

Уметь: Вырезать из бумаги по шаблону;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

17

Оригами. «Стриж»

Практическое занятие

История оригами. Основные понятия в оригами. Правила складывания базовой формы «блин»

Иметь представление в возникновении оригами как искусства.

Знать новые термины: оригами

Уметь: Вырезать из бумаги по шаблону;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

18

Оригами. «Песик»

Практическое занятие

История оригами. Основные понятия в оригами. Правила складывания базовой формы «треугольник»

Иметь представление в возникновении оригами как искусства.

Знать новые термины: оригами

Уметь: Вырезать из бумаги по шаблону;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

19

Оригами. «Закладка»

Практическое занятие

История оригами. Основные понятия в оригами. Правила складывания базовой формы «треугольник»

Иметь представление в возникновении оригами как искусства.

Знать новые термины: оригами

Уметь: Вырезать из бумаги по шаблону;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

20

Оригами. Коллективная работа

Практическое занятие

История оригами. Основные понятия в оригами. Правила складывания базовой формы «треугольник»

Иметь представление в возникновении оригами как искусства.

Знать новые термины: оригами

Уметь: Вырезать из бумаги по шаблону;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

21

Открытка к Дню защитника Отечества

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

22

Открытка к Международному женскому дню

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

Раздел 5. Торцевание

23

Торцевание на пластилине «Кактус»

Комбинированное занятие

Понятие о торцевании. Правила работы в технике торцевание

Уметь: резать гофрированную бумагу на глаз; скручивать и закреплять элементы из гофрированной бумаги на пластилине

24

Торцевание на бумаге «Цыпленок»

Комбинированное занятие

Понятие о торцевании. Правила работы в технике торцевание

Уметь: резать гофрированную бумагу на глаз; скручивать и закреплять элементы из гофрированной бумаги на бумаге

25

Многослойное торцевание «Садовые цветы»

Комбинированное занятие

Понятие о торцевании. Правила работы в технике торцевание

Уметь: резать гофрированную бумагу на глаз; скручивать и закреплять элементы из гофрированной бумаги на бумаге; соединять элементы между собой

Раздел 6. Аппликация из геометрических фигур

26

Аппликация из полос «Корзинка»

Комбинированное занятие

Понятие об аппликации. Правила работы с клеем

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по прямолинейному  контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

27

Аппликация из кругов «Жираф»

Комбинированное занятие

Понятие об аппликации. Правила работы с клеем

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по прямолинейному  контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

28

Аппликация из кругов «Слон»

Комбинированное занятие

Понятие об аппликации. Правила работы с клеем

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по прямолинейному  контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

29

Коллективная работа «Букет»

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

Раздел 7. Аппликация с использованием шаблонов.

30

Пасхальная открытка

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

31

Аппликация с использованием шаблонов «Кораблик»

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

32

Аппликация «Дом» с использованием вырезок из книг и журналов

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

33.

Матрешка из цветной бумаги с использование шаблона

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

34

Итоговая коллективная работа

Практическое занятие

Аппликация с использованием всех известных техник

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: Вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

вырезать из бумаги на глаз.

Уметь экономно размещать детали на бумаге

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (составлять целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственные мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о  традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки бумаги и картона;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки бумаги или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА

Анистратова А.А. Поделки к праздникам М: Аст-пресс, 2011

АфонькинаЕ., Афонькин С. Все об оригами. Игры и фокусы с бумагой М: «Кладезь-Букс», 2012

Бартковски Э.Чудесный квиллинг. Композиции из бумажных лент М: Клуб семейного досуга, 2013.

Проснякова Т.Н. книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья» - Самара:Издательский дом «Федоров», 2006.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М: Аст-пресс книга, 2011.

Интернет-сайт «Страна мастеров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Дополнительная развивающая программа "Делаем сами своими руками"

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей, увлекающихся ручным трудом, наиболее развито пространственное, логич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 3 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Чудеса своими руками» для 4 класса

Рабочая учебная программа по предмету «Чудеса своими руками» разработана на основе:Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (и...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Найди свой путь»

Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности учащихся «Найди свой путь»» являются: Закон «Об образовании Российской федерации», Федераль...