Дополнительная развивающая программа "Делаем сами своими руками"
рабочая программа на тему

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей, увлекающихся ручным трудом, наиболее развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление. Эти качества личности необходимы специалистам, которые будут востребованы на рынке труда. Именно эти качества развиваются через программу "Делаем сами своими руками". Материалы данной программы будут интересны педагогам дополнительного образования, преподавателям технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_delaem_sami_svoimi_rukami_word_97_-2003.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа ««Делаем сами своими руками»

Разработчик: Аверкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Кировский Центр детского творчества «Юность». Материал предназначен педагогам, которые преподают технологию детям 7-11 летнего возраста.

Пояснительная записка

Занятия  ручному труду помогают обучающимся познать и развивать собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов.  Изготовление изделий из различных материалов способствует художественно-эстетическому развитию детей, так как на занятиях обучающиеся приобретают умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие  детали изделия. У обучающихся расширяются представления о возможностях предметов, они  учатся конструировать и моделировать. Из вышеизложенного следует, что программа имеет художественную направленность.

Актуальность программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности,  которую отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать и изобретать. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей, увлекающихся ручным трудом, наиболее развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление. Эти качества личности необходимы специалистам, которые будут востребованы на рынке труда, так как в современном мире,  механический труд  все чаще выполняют  роботы, а не человек: конвейер, автоматизированные станции, человекоподобные роботы, машины.

Педагогическая целесообразность  заключается в том, что знания и навыки, полученные на занятиях ручного творчества, будут востребованы обучающимися на протяжении   жизни: и в учебе, и в профессиональной деятельности, и в быту.

Новизна программы  заключается в том, что на  каждом занятии  обучающимся  дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов.

Цель программы –развитие личности ребенка через высвобождение творческой активности в процессе освоения декоративно-прикладного искусства

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать умения и навыки работы с различными  материалами;
  • научить способам обработки и оформления материалов в изделии;
  • учить экономному и рациональному расходованию материала
  • учить выполнять работу с опорой на технологические карты

Развивающие: 

  • развивать  мелкую моторику, глазомер;
  • развивать образное и пространственное мышление;
  • развивать творческие способности обучающихся

Воспитательные:

  • воспитывать выдержку, волевое усилие, доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать организованность, аккуратность.

Приемы и методы обучения следующие:

  • Репродуктивный: словесный – предварительная беседа, инструктаж с использованием терминов; наглядный  – показ образца изделия, анализ образца,  использование   мультимедиа проектора
  • Продуктивный (практический) – изготовление изделия под руководством педагога; самостоятельно; индивидуальные и коллективные творческие работы

Формы подведения итогов:

В образовательном процессе используются следующие виды контроля:

-вводный  в начале года ( наблюдение, устный опрос)

- текущий– наблюдение, устный опрос, творческое задание, взаимопроверка, обсуждение

- итоговый – творческие задания, выставка работ

Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей  от 7 до 11 лет.

Количество обучающихся в объединении: 10-12 человек

Режим занятий: два раза в неделю, длительность занятия – 45 минут.

Ожидаемые результаты:

К концу года обучения дети должны уметь:

  • соблюдать технику безопасности при работе с инструментами
  •  скоординировано работать двумя руками
  • выполнять разметку по шаблону и от руки
  • работать по технологическим картам
  • следовать устным инструкциям
  • оперировать  основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • бережно и экономно использовать материал
  • организовывать работу на рабочем месте
  • умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали.
  •  работать с различными материалами:

- клей (аккуратно и быстро наносить клей на детали изделия)

- бумага и картон (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, составление мозаики)

- ткань (шов «вперед иголку», «строчка», закреплять нить на ткани);

- природный и бросовый материал (соединение деталей различным способом: клеевым, ниточным, проволочным, сквозным

- пластилин (выполнять простые формы и изображения в технике барельефа, пользоваться стекой)

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с инструментами
  • виды материалов и основные приемы работы с ними
  • назначение шаблона, стеки
  • основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Тематический план

№№

п/п

Т Е М А

Количество часов

всего

теория

практика

1

Водное занятие

1

1

2

Работа с природным и материалом

6

1

5

3

Работа с бумагой и картоном

20

1

19

4

Работа с тканью

14

1

13

5

Работа с пластилином

12

1

11

6

Работа с бросовым материалом

14

1

13

7

Итоговое занятие

1

1

72

6

66

Содержание программы

  1. Вводное занятие

Теория:

Знакомство с детьми. Правила поведения на занятии для обучающихся. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Знакомство с материалами по изготовлению изделий. Демонстрация фондовых изделий.

Практика:

Устный опрос. Наблюдение.

  1. Работа с природным  материалом

Теория:

Способы заготовления природного (правила засушивания листьев; сбор и хранение скорлупы, желудей, веточек). Правила создания композиции.

Практика: 

Творческие задания:

Выполнение аппликаций из засушенных листьев («Парусник», «Стрекоза»).

Изготовление поделок из желудей и сучков веточек, шишек («Ослик», «Человечек», «Лесовичок», «Ежик», «Филин»)

Поделки из скорлупы грецких орехов («Черепашка», «Мышка», «Рыбка», «Кораблик»)

Выполнение композиции из круп, семян («Подсолнух»)

Обсуждение, взаимопроверка

  1. Работа с бумагой и картоном

Теория:

Виды бумаги и картона. Правила и приемы работы с бумагой и картоном. Ознакомление с техникой Оригами.

Практика:

Творческие задания:

Изготовление движущихся поделок («Лягушка-попрыгушка» - оригами,  «Зайка-смекубик» - объемные поделки)

Создание сюжетной аппликации («Зайка и солнышко», «Лебединое озеро»), открыток на подставке, открыток-трансформеров, конвертов-оригами

Изготовление изделий с движущимися деталями («Собачка», «Клювастик»)

Создание объемных поделок из картона и цветной бумаги («Львенок из конуса», Пингвинчик из конуса», «Животные из полосок картона», «Подарочная коробочка»)

Создание открыток на подставке («Котенок», «Я люблю тебя, мама»)

Создание коллективной работы «Грибочки для белочки», Снежинки-балеринки для украшения кабинета к празднику

Наблюдение. Устный опрос. Обсуждение.  

  1. Работа с тканью

Теория:

Техника работы с колющимися и режущими инструментами. Виды ткани и ниток. Способы раскроя деталей изделия на ткани. Сшивание деталей. Виды швов. Закрепление нитки на ткани.

Практика:

Творческие задания:

Изготовление игольницы, мягких игрушек: «Колобок», «Мячик на резинке», «Гусеница Фрося», «Крош», «Лягушонок», «Рыбка», «Снеговичок из носочка».

Наблюдение. Устный опрос. Обсуждение.

  1. Работа с пластилином

Теория:

Дать представления о свойствах пластилина. Приемы работы с пластилином: раскатывание, расплющивание, сглаживание для соединения деталей поделки, прищипывание. Познакомить с понятием «барельеф». Освоение этапов выполнения работы из пластилина.

Практика: 

Творческие задания:

Изготовление плоскостных работ: «Аквариум», «Домашние животные»

Лепка объемных поделок.

Обсуждения. Взаимопроверка.

  1. Работа с бросовым материалом

Теория:

«Вторая жизнь» различных материалов: стаканчики из-под йогурта, палочки от чупа-чупсов, счетные палочки, кусочки меха, тесьма, нитки, яичная скорлупа, кусочки ваты, шпагат. Способы закрепления материалов.

Практика: 

Творческие задания:

Изготовление объемных поделок из различных материалов: «Солнечные часы», куколка из ниток, «Светофор» (картон, палочка от чупа-чупса, стаканчики из-под йогурта), «Кот» (скорлупа от яйца, картон), «Корова» (бутылочка от йогурта, картон), «Ракета» (бутылочка от йогурта, фольга, картон), «Снеговик» (вата, бутылочка от йогурта). Подбор цветовых сочетаний, форм, размеров комплектующих изделие деталей.  Оформление готовой работы дополнительными аксессуарами.

Наблюдение. Устный опрос. Взаимопроверка.

  1. Итоговое занятие

Теория:

Подведение итогов работы за учебный год.

 Практика:

Игровая программа. Творческие задания, выставка работ.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

п/п

Тема и раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организаций образовательно-воспитательного процесса

Дидактическое, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Репродуктивный: беседа Продуктивный: участие в беседе

Инструкция по ТБ

Правила поведения обучающихся на занятии. Демонстрация фондовых изделий.

Наблюдение, устный опрос

2

Работа с природным  материалом

Комбинированные занятия

Репродуктивный: рассказ о способах заготовления природного материала

Продуктивный: выполнение поделок из природного материала

Инструкция по ТБ

Демонстрационный материал: поделка, изготовленная преподавателем, технологические карты

Творческие задания, обсуждение, взаимопроверка

3

Работа с бумагой и картоном

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа, показ выполнения работы

Продуктивный: изготовление объемных, движущихся, поделок-трансформеров из бумаги и картона, создание сюжетных аппликаций,  выполнение коллективной работы

Инструкция по ТБ

Демонстрационный материал: поделка, изготовленная преподавателем, технологические карты, материалы для мультивидеопроектора

Творческие задания, наблюдение, устный опрос, обсуждение

4

Работа с тканью

Комбинированные занятия

Репродуктивный: рассказ, показ материалов-образцов

Продуктивный: изготовление поделок из ткани (плоскостных и объемных)

Техника работы с колющимися и режущими инструментами. Образцы различных видов ткани и ниток, видов швов. Технологические карты, поделки-образцы

Творческие задания, наблюдение, устный опрос, обсуждение

5

Работа с пластилином

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа о свойствах пластилина и приемами работы с ним, показ

Продуктивный: изготовление поделок по теме

Инструкция по ТБ

Поделка, изготовленная преподавателем, технологические карты, цифровые материалы для проектора

Творческие задания, обсуждение, взаимопроверка

6

Работа с бросовым материалом

Комбинированные занятия

Репродуктивный: беседа о применении материалов, бывших в употреблении, для создания поделок

Продуктивный: изготовление поделок.

Подбор цветовых сочетаний, форм, размеров деталей поделки.  Оформление готовой работы дополнительными аксессуарами.

Инструкция по ТБ

Демонстрационный материал: поделка, изготовленная преподавателем, технологические карты, цифровые материалы для проектора

Творческие задания, наблюдение, устный опрос, взаимопроверка, обсуждения

7

Итоговое занятие

Игровая программа

Репродуктивный: беседа- подведение итогов

Продуктивный: участие в игровой программе

Материалы для игровой программы

Творческие задания, выставка работ

        Учебно-методический комплекс и его компоненты:

Наименование  

Материалы

Дата разработки

1

Дополнительная образовательная программа

«Делаем сами своими руками»

Сентябрь 2013 г.

2

Учебно-методические пособия для педагога и обучающихся

Наглядные пособия:

-образцы готовых изделий:

  • аппликации из засушенных листьев («Парусник», «Стрекоза»);
  • поделки из желудей и сучков веточек, шишек, скорлупы грецких орехов («Ослик», «Человечек», «Лесовичок», «Ежик», «Филин», «Черепашка», «Мышка», «Рыбка», «Кораблик»;
  • образец композиции из круп, семян («Подсолнух»);
  • движущиеся поделки («Лягушка-попрыгушка» - оригами,  «Зайка-смекубик» - объемные поделки)
  • сюжетные аппликации («Зайка и солнышко», «Лебединое озеро»);
  •  открытки на подставке(«Котенок», «Собачка», «Я люблю тебя, мама»);
  •  открытки-трансформеры («Клювастик», «Елочка»);
  • конверты-оригами;
  • поделки с движущимися деталями («Собачка»);
  • объемные поделки из картона и цветной бумаги («Львенок из конуса», Пингвинчик из конуса», «Животные из полосок картона», «Подарочная коробочка»);
  • игольница,
  • образцы мягких игрушек («Колобок», «Мячик на резинке», «Гусеница Фрося», «Крош», «Лягушонок», «Рыбка», «Снеговичок из носочка»);
  • образцы объемных и плоскостных работ из пластилина («Аквариум», «Домашние животные»);
  • поделки из различных материалов (картона, палочек от чупа-чупса, бутылочек из-под йогурта, стаканчиков из-под творожков, яичной скорлупы, ваты, фольги и пр.): «Солнечные часы», «Светофор», «Кот», «Корова», «Ракета», «Снеговик».

- технологические карты:

  • «Выполнение работы из скорлупы грецких орехов»: «Кораблик», «Черепашка»
  • «Лягушка-попрыгушка»
  • «Зайка-Смекубик»
  • «Грибок-оригами»
  • «Зайка и Солнышко»
  • «Клювастик»
  • «Коробочка»
  • Выполнение открытки на подставке «Я люблю тебя, мама», «Котенок»
  • Выполнение работы из ткани «Колобок», «Крош», «Снеговичок из носочка»
  • Последовательность лепки объемных поделок «Котенок», «Слон»
  • Последовательность изготовления поделки из бросового материала: «Корова», «Светофор», «Кот», «Ракета»

-  иллюстрации,  открытки: «Домашние животные», «Дикие животные», «Мамин праздник», «С Новым годом», «Снегурочка», «Дед Мороз»,  «Новогодние игрушки», «Елочка», «Снеговик», «Обитатели рек и морей»

- объекты живой и неживой природы .

Материалы  для видеопроектора:

  • Изображение диких животных и птиц
  • Изображение домашних животных и птиц
  • Видеосюжеты «Традиции новогоднего праздника», «Дедушки Морозы из разных стран», «Лебединое озеро»,  «Мама», «С Днем Победы» и др.
  • Этапы выполнения поделки

 - конспекты занятий (см. приложение) я пишу конспекты к каждому уроку, все перечислять??????

- диагностические материалы по отслеживанию  результатов освоения обучающихся тем программы:

  • Мотивационно-личностная характеристика воспитанника
  • Уровень воспитанности обучающегося
  • Мониторинг образовательных результатов

 

3

Материалы по индивидуальному сопровождению обучающихся

Индивидуальные задания и

задания повышенной сложности;

Анкеты родителей: «Изучение образовательных запросов родителей обучающихся»,

Игровые методики: физкультминутки, музыкальное сопровождение к занятию, «Закончи узор», «Придумай, как украсить», «Кто к нам пришел?»

4

Материалы по работе с детским коллективом

Методические разработки,

 Инструктаж по ТБ: «Инструкция по технике безопасности на занятиях объединения «ДЕЛАЕМ САМИ СВОИМИ РУКАМИ»,

Инструктаж по ПДД: «Осторожно! Дорога!», «Мой город»,

Инструктаж по пожарной безопасности: «Спички – это не игрушка»

5

Информационные ресурсы

Интернет ресурсы:

Справочный материал:

  • Краткий словарь иностранных слов. Сост. С.М.Локшина, -М.,1974;
  • Энциклопедия изобразительного искусства. Сост.М.А.Голубева, -М. 1989

 Специальная литература:

  • Бедина М.В. Поделки из природных материалов. Харьков. 2011;
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992;
  • Гаврилова А. 55 идей для фигурного вырезания из бумаги. – М., 2008;
  • Горичева В. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – М., 2006;
  • Гусакова М. Аппликация. – М., 1987;
  • Конышева Н.М. Чудесная мастерская. – СПб., 2004;
  • Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. – М.,2004;
  • Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. – М., 2003;
  • Цамуталина Е.К. 100 поделок из ненужных вещей. – М.,2009;
  • Цирулин Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – М., 2004

 

Словарь терминов

Аппликация – техника декоративно-прикладного искусства: создание рисунков с помощью наклеивания или нашивания на различный материал кусочков ткани, кожи, меха, бумаги и пр.

Барельеф – скульптурное изображение или орнамент, выступающий над плоскостью фона не менее чем на половину объема изображенного предмета.

Бордюр – орнаментальное обрамление миниатюры

Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.

Кант – полоска, которая окаймляет в виде рамки рисунок, таблицу и пр.

Картон – разновидность толстой, твердой, плотной бумаги

КВАДРАТ  - (от лат. quadratus — четырехугольный), прямоугольник с равными сторонами.

Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.

Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным и изъятие незначительного. Основной

закономерностью построения К. является борьба противоположностей: большого — малого, светлого — темного, холодного — теплого, статичного — динамичного.

Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.

Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения из пластичных материалов

Мозаика – изображение или узор, выполненный из цветных камней, керамической плитки и др. материалов

Овал (от лат. ovum — яйцо) - выпуклая замкнутая плоская кривая без угловых точек. При этом под выпуклостью понимают свойство кривой иметь с любой прямой не более двух (действительных) общих точек. Примером овала может служить эллипс.

Окружность  - замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от ее центра

Оригами – искусство изготовления художественных изделий из бумаги путем складывания ее в различных направлениях; художественное изделие, изготовленное таким образом.

Пластилин – материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавление воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию.

Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.

Стека – инструмент для лепки: деревянная, костяная, металлическая палочка с расширенным в виде лопатки концами.

Треугольник - часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (сторонами треугольника)

Угол -  (плоский), геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (вершины угла). 

Фактура – особенности отделки или строения какого-либо материала.

Список литературы

  1. Бедина М.В. Поделки из природных материалов. Харьков. 2011.
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992.
  3. Гаврилова А. 55 идей для фигурного вырезания из бумаги. – М., 2008.
  4. Горичева В. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – М., 2006.
  5. Гусакова М. Аппликация. – М., 1987
  6. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. – СПб., 2004.
  7. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. – М.,2004
  8. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. – М., 2003
  9. Цамуталина Е.К. 100 поделок из ненужных вещей. – М.,2009
  10. Цирулин Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Кружок декоративно-прикладного искусства на 2010-2011 учебный год "Делаем сами - своими руками"

Кружок декоративно-прикладного искусства на 2010-2011 учебный год...

Сделаем сами, своими руками.

Конспект занятий по изготовлению тарелочки-магнитика....

"Делаем сами своими руками"

программа кружковой работы...