Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8 класс) по теме

   Программа внеурочной деятельности носит ярко выраженный краеведческий характер.

Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе   рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

             -Изучение родословной;

             - Изучение истории села;

             - Изучение истории школы; 

             -Топонимика окрестностей села.

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  села. В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в школьном архиве и Комнате боевой и трудовой славы, краеведческой литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedenie.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Юрловская основная школа         

         

         

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

 «Краеведение»

                                      Разработала

Киселева Людмила Анатольевна,

                                                             учитель первой категории

.                            

с.Юрловка, 2016

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки. 

Д.С.Лихачёв.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ульяновской земле.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Программа предназначена для проведения кружковых занятий на базе МКОУ Юрловской ОШ. Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе  кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

             -Изучение родословной;

             - Изучение истории села;

             - Изучение истории школы;  

             -Топонимика окрестностей села.

   Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей
  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Базарносызганского района, с.Юрловка
  • Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы

  • Изучение прошлого и настоящего села Юрловка, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в близлежащих сёлах
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций
  • Активизация поисковой деятельности учащихся
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры.
  •  Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения
  • Пополнение фондов школьной Комнаты боевой и трудовой славы экспонатами и работами учащихся по краеведению

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями
  • (подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)
  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

Используемые технологии:    

  •    технологии сотрудничества;
  •    проектные технологии;
  •    организация исследовательской деятельности с  получением новых знаний.

В основу программы положены следующие принципы образования:

природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы. 

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное ( посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  • Занятия
  • Экскурсия
  • Работа с документами
  • Исследовательская деятельность
  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в школьную и сельскую библиотеки;
  • пешие экскурсии по селу;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экскурсий;
  • организация работы;
  • участие в районных и областных краеведческих конкурсах

Предполагаемые результаты:

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре села Юрловка и близлежащих,  топонимики.
  • овладение школьниками навыками изучения истории родного края
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
  • пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися) 

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания  истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны

Прогнозируемые результаты: приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии

Формы реализации программы

  • Встреча с замечательными людьми
  • Проведение выставок, презентаций
  • Проведение экскурсий
  • Участие в районных и областных краеведческих конкурсах
  • Создание проектов

Содержание программы

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  села.

 Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею  свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

  В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в школьном архиве и Комнате боевой и трудовой славы, краеведческой литературой.

Направления работы:

  1. Познавательное
  2. Краеведческое

  Познавательная часть программы (формы работы)

- беседы, написание исследовательских работ, презентации

- практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа)

 - познавательные историко-краеведческие  игры

- викторины

- конкурсы рисунков, плакатов

 Краеведческая часть программы (формы работы)

 - изучение краеведческой литературы

- сбор краеведческого материала

- встречи с жителями села

Особенности программы

Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.

        Основные принципы построения программы: программа состоит из 70 учебных часов, рассчитана на 1 год. Реализация программы направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свою школу, свое село, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, знаниями о прошлом, с различными архивными документами в учебно-воспитательной работе, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы.

Итогом работы должна стать краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя истории и  ОБЖ. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.        

Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:

  • Историю становления  и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
  • Историю своей семьи;
  • Замечательных людей своего населенного пункта, района;
  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
  • Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал
  • Описывать основные этапы развития населенного пункта
  • Систематизировать знания о своей семье
  • Систематизировать информацию о родном крае
  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам
  • Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться  для выполнения творческих заданий
  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.
  • Написать исследование и выступить с докладом


Календарно-тематическое планирование

Раздел 1.      «Моя родословная»

№п/п

Тема

Содержание занятия.

Форма проведения

Кол-во

часов

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1

2

Экскурсия  по родному краю «Рощи да леса —родного края краса»

Экскурсия на природу

1

3

Наука генеалогия                                                                      

Беседа  о  науке генеалогии

1

4

Имя твоё

Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.

1

5

Фамилия – флаг семьи

Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах.

1

6

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи.

1

7

Реликвии моей семьи.

Сбор информации

1

8

Фамилии нашего села

Сбор материала о фамилиях на селе.

1

9

Самые «Юрловские фамилии»

Сбор материала о семьях, чьи фамилии знамениты на селе.

2

10

 Старожилы села

Встреча со старожилами села Рассказы  об истории села.

1

11

Экскурсия по селу        

Запись распространённых фамилий, которых на селе уже нет

1

12

Выставка «Моя личная коллекция»

1

13

Летопись семьи

Составление генеалогического древа семьи.

3

14

Конкурс исследовательских работ «Школы прославляя имя»

Работа  по изучению биографии своих родителей (предков).

2

15

Словарь фамилий

Составление красочного словаря фамилий и их происхождение

1

20

Раздел 2  «Моя школа  - мой дом»

16

Моя школа  - мой дом.

Беседа о своей школе, знакомство со стендами «Мы ими гордимся» и др.

1

17

История школы

Работа над составлением  летописи школы

4

18

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы, презентация (Заслуженные учителя, Отличники просвещения, Почетные работники, победители профессиональных конкурсов)

2

19

Учителя-ветераны

Встреча с ветеранами педагогического труда

2

20

Учителя в годы ВОВ

Сбор материала об учителях, защищавших Родину в годы войны

2

21

«Вы нам в жизнь путёвку дали…»

Сбор материала и оформление стенда о директорах школы

2

22

История пионерского и комсомольского движения в  нашей школе

Кто такие пионеры. Законы пионеров. Атрибуты пионеров. Жизнь пионерского отряда и дружины. Встречи с бывшими пионерами

2

23

Гордость нашей школы.

Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки.

3

24

Создание презентации «Наша школьная страна»

2

20

Раздел 3  «Малая родина - моё село»

25

О чем рассказали книги.

Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

1

26

Экскурсия в школьный музей

Знакомство с материалами стендов «Наша малая Родина»

1

27

Мой двор, моя улица.

Беседа «За что люблю». Составление небольших рассказов о своем дворе

2

28

Улицы села

Сбор материала о названиях улиц села, оформление альбома

3

29

Конкурс “картографов”

Экскурсия к карте-схеме села. Составление карты села.

1

30

Мое село  на карте района и области.

 Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

1

31

Прошлое села

Сбор материала о возникновении села

1

32

 Село в годы войны

Беседа о военном времени

1

33

“Они отстояли победу”

Встреча с ветераном ВОВ Михеевым И.И.

1

34

«Чтобы помнили»

Экскурсия в Комнату боевой и трудовой славы

1

35

Сбор материала о женщинах - участницах ВОВ

Оформление  материала о Луковенко М.И.

1

36

Встреча с детьми войны

Опрос жителей села о периоде войны.

1

37

История совхоза «Юрловский»

Сбор материала, встречи с Ветеранами труда.

2

38

История Архангельской  церкви

Изучение истории церкви, экскурсия в церковь с. Папузы

2

40

Достопримечательности нашего села.

Беседа. Экскурсия к святому роднику

2

20

Раздел 4 «Топонимика окрестностей села»

41

 Названия окрестностей села

Сбор названий окрестностей села (дороги, луга, поля, родники)

1

42

Конкурс “картографов”        

Составление карты села с названиями дорог, покосов

1

43

Изучение названий исчезнувших сел: Белая речка, Эстонцы

 (п. Никольский), Шлемасс и др.

Работа с краеведческой литературой. Опрос местных жителей

3

44

Социальный практикум (уборка территории вокруг памятника)

1

45

Социальный практикум (помощь вдовам участников ВОВ)

1

46

Экскурсия на природу

1

47

Фотовыставка        “Живи, родное село!”

Сбор фотографий с видами села

1

48

Итоги работы кружка за год

Презентация

1

10

Всего за год

70

Список литературы

1. Верещагин П.Д. Прошлое нашего края. –Ульяновск, 2003г.

2. Край прелестный – это ты: Учебная хрестоматия по литературному краеведению   для 5-9 классов школ Ульяновской области / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010.

3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Бортов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; Под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982

4. Музей и дети. - М.: Академия, 2000г.

5. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе школьных общественно-политических музеев: Кн. для учителя: - М.: Просвещение,1989.

6.  Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...