Конспект урока истории России в 6 классе на тему «Политическая раздробленность на Руси» (с использованием АМО)
план-конспект урока по истории (6 класс)
Данный урок истории России для 6 класса посвящён сложному и важному периоду в истории нашей страны - политической раздробленности. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлен на формирование у учащихся не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий (УУД), включая умение анализировать исторические процессы, выявлять причинно-следственные связи, формулировать собственные выводы и работать в команде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории России в 6 классе на тему «Политическая раздробленность на Руси» (с использованием АМО)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Сформировать у учащихся представление о политической раздробленности как этапе в истории Руси, выявить её причины, последствия и особенности, используя активные методы обучения.
Задачи:
1. Образовательные:
• Познакомить учащихся с понятием «политическая раздробленность».
• Выявить причины, обусловившие распад Древнерусского государства.
• Охарактеризовать крупнейшие княжества периода раздробленности (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля).
• Определить положительные и отрицательные последствия раздробленности.
2. Развивающие:
• Развивать умение анализировать исторические факты, выявлять причинно-следственные связи.
• Развивать навыки работы с картой, историческими источниками и схемами.
• Развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
• Развивать критическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения и слушать мнение других.
3. Воспитательные:
• Формировать понимание исторического процесса и его закономерностей.
• Воспитывать интерес к истории своей страны.
• Формировать умение работать в команде.
Оборудование:
• Компьютер, проектор, экран.
• Презентация (с картой Руси периода раздробленности, изображениями князей, схемами).
Раздаточный материал:
• Карта Руси периода раздробленности.
• Тексты летописей (отрывки о жизни и правлении князей).
• Таблица для заполнения «Крупнейшие княжества периода раздробленности».
• Карточки с утверждениями для АМО «Верно-Неверно».
Активные методы обучения (АМО):
• «Мозговой штурм» (актуализация знаний).
• «Верно-Неверно» (определение причин раздробленности).
• «Джигсоу» (изучение княжеств в группах).
• «ПОПС-формула» (формулирование выводов о последствиях раздробленности).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний (5 минут)
АМО «Мозговой штурм»:
Учитель задает вопросы, стимулирующие учащихся к вспоминанию ранее изученного материала:
- Какое государство существовало на территории современной России до начала XII века? (Древнерусское государство)
- Кто стоял во главе Древнерусского государства? (Князь)
- Назовите известных вам киевских князей и их достижения. (Владимир Святой - крещение Руси, Ярослав Мудрый – «Русская Правда»)
- Что такое «лествичный» (очередной) порядок престолонаследия? (Порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду).
Подведение к теме:
- Сегодня мы поговорим о периоде, когда единство Древнерусского государства было утрачено. Этот период в истории называется политической раздробленностью.
III. Изучение нового материала (25 минут)
1. Политическая раздробленность: определение и хронологические рамки (3 минуты):
Презентация (слайд): Определение политической раздробленности: период в истории Руси, характеризующийся распадом единого государства на ряд самостоятельных княжеств и земель.
Учитель:
- Политическая раздробленность на Руси началась в середине XII веке, после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого, и продолжалась до образования централизованного Московского государства в XV веке. Традиционно датой начала раздробленности считают 1132 год, год смерти Мстислава Великого.
2. Причины политической раздробленности (7 минут):
АМО «Верно-Неверно»:
Учащиеся получают карточки с утверждениями, касающимися причин политической раздробленности.
Задача: определить, «верно» или «неверно» утверждение.
Примеры утверждений:
- Одной из причин раздробленности было усиление власти киевского князя. (Неверно)
- Развитие торговли между отдельными землями способствовало раздробленности. (Верно)
- Набеги половцев укрепляли единство Руси. (Неверно)
- Каждый князь хотел править самостоятельно. (Верно)
Обсуждение результатов. Учитель корректирует ответы и объясняет сложные моменты.
Вывод: Учащиеся вместе с учителем формулируют основные причины политической раздробленности
3. Крупнейшие княжества периода раздробленности (10 минут):
Работа с картой: Учитель показывает на карте крупнейшие княжества периода раздробленности (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля).
АМО «Джигсоу»: Каждый получает задание охарактеризовать одно из княжеств. Используя учебник, карту и раздаточный материал (тексты летописей), учащиеся заполняют таблицу:
| Княжество | Географическое положение | Особенности политического устройства | Основные занятия населения | Наиболее известные князья |
| Владимиро-Суздальское | | | | |
| Галицко-Волынское | | | | |
| Новгородская земля | | | | |
Каждый рассказывает о своем княжестве, основываясь на заполненной таблице.
Общий вывод: Сравнение особенностей развития различных княжеств.
4. Последствия политической раздробленности (5 минут):
АМО «ПОПС-формула»:
Учащиеся должны сформулировать свою точку зрения на последствия политической раздробленности, используя следующую структуру:
П – Позиция: «Я считаю, что политическая раздробленность имела...»
О – Объяснение: «Потому что...»
П – Пример: «Например...»
С – Следствие: «Поэтому...»
Примеры:
«Я считаю, что политическая раздробленность имела больше негативных последствий, потому что она ослабила обороноспособность Руси. Например, княжества постоянно воевали друг с другом, не объединяясь против внешних врагов. Поэтому Русь стала легкой добычей для монголо-татар».
«Я считаю, что политическая раздробленность имела и положительные последствия, потому что в отдельных княжествах развивались культура и ремесла. Например, Новгород славился своими ремесленниками и торговцами. Поэтому отдельные земли добились экономического процветания».
Учащиеся по очереди высказывают свои мнения.
Учитель подводит итог, обобщая различные точки зрения.
IV. Закрепление материала (10 минут)
Вопросы для повторения:
- Что такое политическая раздробленность?
- Когда началась политическая раздробленность на Руси?
- Назовите основные причины раздробленности.
- Какие княжества были самыми сильными в период раздробленности?
- Каковы положительные и отрицательные последствия политической раздробленности?
- Работа с картой: Ученики по очереди показывают на карте основные княжества периода раздробленности и их столицы.
V. Рефлексия и домашнее задание (3 минуты)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какой из методов обучения вам понравился больше всего и почему?
- Что было самым сложным на уроке?
- Как вы можете использовать полученные знания в будущем?
Домашнее задание:
- Прочитать соответствующий параграф учебника.
- Ответить на вопросы после параграфа.
- Написать небольшое эссе (5-7 предложений) на тему: «Политическая раздробленность: благо или зло для Руси?».
VI. Оценивание (2 минуты)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, учитывая их активность в обсуждении, работу в группах и выполнение заданий, особенно в ходе применения активных методов обучения.
Примечания к конспекту:
• Этот конспект является примерным и может быть адаптирован в зависимости от уровня подготовки класса и имеющегося времени.
• Важно создавать на уроке атмосферу сотрудничества и уважения к мнению каждого ученика.
• При использовании активных методов обучения необходимо уделять достаточно времени на организацию работы в группах и обсуждение результатов.
• Необходимо заранее подготовить раздаточный материал и убедиться в работоспособности технического оборудования.
• Важно стимулировать учащихся к активному участию в обсуждении и аргументированию своей точки зрения.
Этот конспект урока с использованием активных методов обучения позволит учащимся не только усвоить новый материал, но и развить навыки критического мышления, работы в команде и аргументации. Урок станет более интерактивным и вовлечет учащихся в активное изучение истории политической раздробленности на Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."
Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Основные сословия российского общества» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Господствующим сословием в обществе оставались феодалы...

Конспект урока истории в 10 классе по теме: Политические революции XVII- XVIII
План Предпосылки и итоги буржуазных революций. Революция 1566-1609г.г. в Нидерландах. Обострение противоречий в английском обществе начала XVIIв. Начало революции в Англии.Кризис абсолютизма и начало ...

Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"
Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"Цель: выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политичес...

Конспект урока истории в 6 классе по теме «Политическая раздробленность на Руси»
Цель урока: раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.Планируемые результаты:Предметные:- определить хронологические рамки периода раздробленности Руси- ана...

конспект урока история россии 10 класс 29 тема Начало_Великой_Отечественной_войны
конспект урока история россии 10 класс 29 тема Начало_Великой_Отечественной_войны...

Конспект урока истории в 6 классе по теме: «Политическая раздробленность на Руси»
Планируемые результаты:Предметные:- определить хронологические рамки периода раздробленности Руси- анализ причин и последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительны...
