Конспект урока истории России в 6 классе на тему «Политическая раздробленность на Руси» (с использованием АМО)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Чуприна Алена Юрьевна

Данный урок истории России для 6 класса посвящён сложному и важному периоду в истории нашей страны - политической раздробленности.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлен на формирование у учащихся  не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий (УУД), включая умение анализировать исторические процессы, выявлять причинно-следственные связи, формулировать собственные выводы и работать в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории России в 6 классе на тему «Политическая раздробленность на Руси» (с использованием АМО)

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: Сформировать у учащихся представление о политической раздробленности как этапе в истории Руси, выявить её причины, последствия и особенности, используя активные методы обучения.

Задачи:

1. Образовательные:

• Познакомить учащихся с понятием «политическая раздробленность».

• Выявить причины, обусловившие распад Древнерусского государства.

• Охарактеризовать крупнейшие княжества периода раздробленности (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля).

• Определить положительные и отрицательные последствия раздробленности.

2. Развивающие:

• Развивать умение анализировать исторические факты, выявлять причинно-следственные связи.

• Развивать навыки работы с картой, историческими источниками и схемами.

• Развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

• Развивать критическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения и слушать мнение других.

3. Воспитательные:

• Формировать понимание исторического процесса и его закономерностей.

• Воспитывать интерес к истории своей страны.

• Формировать умение работать в команде.

Оборудование:

• Компьютер, проектор, экран.

• Презентация (с картой Руси периода раздробленности, изображениями князей, схемами).

Раздаточный материал:

• Карта Руси периода раздробленности.

• Тексты летописей (отрывки о жизни и правлении князей).

• Таблица для заполнения «Крупнейшие княжества периода раздробленности».

• Карточки с утверждениями для АМО «Верно-Неверно».

Активные методы обучения (АМО):

• «Мозговой штурм» (актуализация знаний).

• «Верно-Неверно» (определение причин раздробленности).

• «Джигсоу» (изучение княжеств в группах).

• «ПОПС-формула» (формулирование выводов о последствиях раздробленности).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (5 минут)

АМО «Мозговой штурм»:

Учитель задает вопросы, стимулирующие учащихся к вспоминанию ранее изученного материала:

- Какое государство существовало на территории современной России до начала XII века? (Древнерусское государство)

- Кто стоял во главе Древнерусского государства? (Князь)

- Назовите известных вам киевских князей и их достижения. (Владимир Святой - крещение Руси, Ярослав Мудрый – «Русская Правда»)

- Что такое «лествичный» (очередной) порядок престолонаследия? (Порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду).

Подведение к теме:

- Сегодня мы поговорим о периоде, когда единство Древнерусского государства было утрачено. Этот период в истории называется политической раздробленностью.

III. Изучение нового материала (25 минут)

1. Политическая раздробленность: определение и хронологические рамки (3 минуты):

Презентация (слайд): Определение политической раздробленности: период в истории Руси, характеризующийся распадом единого государства на ряд самостоятельных княжеств и земель.

Учитель:

- Политическая раздробленность на Руси началась в середине XII веке, после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого, и продолжалась до образования централизованного Московского государства в XV веке. Традиционно датой начала раздробленности считают 1132 год, год смерти Мстислава Великого.

2. Причины политической раздробленности (7 минут):

АМО «Верно-Неверно»:

Учащиеся получают карточки с утверждениями, касающимися причин политической раздробленности.

Задача: определить, «верно» или «неверно» утверждение.

Примеры утверждений:

- Одной из причин раздробленности было усиление власти киевского князя. (Неверно)

- Развитие торговли между отдельными землями способствовало раздробленности. (Верно)

- Набеги половцев укрепляли единство Руси. (Неверно)

- Каждый князь хотел править самостоятельно. (Верно)

Обсуждение результатов. Учитель корректирует ответы и объясняет сложные моменты.

Вывод: Учащиеся вместе с учителем формулируют основные причины политической раздробленности

3. Крупнейшие княжества периода раздробленности (10 минут):

Работа с картой: Учитель показывает на карте крупнейшие княжества периода раздробленности (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля).

АМО «Джигсоу»: Каждый получает задание охарактеризовать одно из княжеств. Используя учебник, карту и раздаточный материал (тексты летописей), учащиеся заполняют таблицу:

| Княжество | Географическое положение | Особенности политического устройства | Основные занятия населения | Наиболее известные князья |

| Владимиро-Суздальское | | | | |

| Галицко-Волынское | | | | |

| Новгородская земля | | | | |

Каждый рассказывает о своем княжестве, основываясь на заполненной таблице.

Общий вывод: Сравнение особенностей развития различных княжеств.

4. Последствия политической раздробленности (5 минут):

АМО «ПОПС-формула»:

Учащиеся должны сформулировать свою точку зрения на последствия политической раздробленности, используя следующую структуру:

П – Позиция: «Я считаю, что политическая раздробленность имела...»

О – Объяснение: «Потому что...»

П – Пример: «Например...»

С – Следствие: «Поэтому...»

Примеры:

«Я считаю, что политическая раздробленность имела больше негативных последствий, потому что она ослабила обороноспособность Руси. Например, княжества постоянно воевали друг с другом, не объединяясь против внешних врагов. Поэтому Русь стала легкой добычей для монголо-татар».

«Я считаю, что политическая раздробленность имела и положительные последствия, потому что в отдельных княжествах развивались культура и ремесла. Например, Новгород славился своими ремесленниками и торговцами. Поэтому отдельные земли добились экономического процветания».

Учащиеся по очереди высказывают свои мнения.

Учитель подводит итог, обобщая различные точки зрения.

IV. Закрепление материала (10 минут)

Вопросы для повторения:

- Что такое политическая раздробленность?

- Когда началась политическая раздробленность на Руси?

- Назовите основные причины раздробленности.

- Какие княжества были самыми сильными в период раздробленности?

- Каковы положительные и отрицательные последствия политической раздробленности?

- Работа с картой: Ученики по очереди показывают на карте основные княжества периода раздробленности и их столицы.

V. Рефлексия и домашнее задание (3 минуты)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какой из методов обучения вам понравился больше всего и почему?

- Что было самым сложным на уроке?

- Как вы можете использовать полученные знания в будущем?

Домашнее задание:

- Прочитать соответствующий параграф учебника.

- Ответить на вопросы после параграфа.

- Написать небольшое эссе (5-7 предложений) на тему: «Политическая раздробленность: благо или зло для Руси?».

VI. Оценивание (2 минуты)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, учитывая их активность в обсуждении, работу в группах и выполнение заданий, особенно в ходе применения активных методов обучения.

Примечания к конспекту:

• Этот конспект является примерным и может быть адаптирован в зависимости от уровня подготовки класса и имеющегося времени.

• Важно создавать на уроке атмосферу сотрудничества и уважения к мнению каждого ученика.

• При использовании активных методов обучения необходимо уделять достаточно времени на организацию работы в группах и обсуждение результатов.

• Необходимо заранее подготовить раздаточный материал и убедиться в работоспособности технического оборудования.

• Важно стимулировать учащихся к активному участию в обсуждении и аргументированию своей точки зрения.

Этот конспект урока с использованием активных методов обучения позволит учащимся не только усвоить новый материал, но и развить навыки критического мышления, работы в команде и аргументации. Урок станет более интерактивным и вовлечет учащихся в активное изучение истории политической раздробленности на Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."

Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....

Конспект урока истории в 10 классе по теме: Политические революции XVII- XVIII

План Предпосылки и итоги буржуазных революций. Революция 1566-1609г.г. в Нидерландах. Обострение противоречий в английском обществе начала XVIIв. Начало революции в Англии.Кризис абсолютизма и начало ...

Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"

Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"Цель:  выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политичес...

Конспект урока истории в 6 классе по теме «Политическая раздробленность на Руси»

Цель урока:  раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.Планируемые результаты:Предметные:-  определить хронологические рамки периода раздробленности Руси-  ана...

конспект урока история россии 10 класс 29 тема Начало_Великой_Отечественной_войны

конспект урока история россии 10 класс 29 тема Начало_Великой_Отечественной_войны...

Конспект урока истории в 6 классе по теме: «Политическая раздробленность на Руси»

Планируемые результаты:Предметные:-  определить хронологические рамки периода раздробленности Руси-  анализ причин и  последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительны...