Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Федорина Ирина Константиновна

Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"

Цель:  выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.

Задачи:

Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные: применять различные методы исторического анализа;

самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности: анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.

Оборудование: раздаточный материал (документы для анализа, рабочий лист для учащихся), учебник «История России» 10 класс под ред. А.В. Торкунова часть 1. М.: Просвещение, 2021.; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskoe_razvitie_v_1920-e_gg.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Политическое развитие в 1920-е гг.»                            Дата 15.02.2022           История 10 класс

Цель:  выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.

Задачи:

Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные: применять различные методы исторического анализа;

самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности: анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.

Оборудование: раздаточный материал (документы для анализа, рабочий лист для учащихся), учебник «История России» 10 класс под ред. А.В. Торкунова часть 1. М.: Просвещение, 2021.; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока.

Ход урока:

  1. Организационный  этап.
  2. Мотивационно - организационный этап и  актуализация знаний

Анализ плакатов времен нэпа.

- Что изображено на плакате?

- Что такое НЭП?

- Перечислите мероприятия НЭПа.

- Цель НЭПа?

- Какие были лозунги большевиков в годы Гражданской войны?

Вспомните, новая экономическая политика соответствовала революционным лозунгам большевиков? 

- Затронули эти противоречия НЭПа политические взгляды большевиков на дальнейшее развитие государства?

Давайте теперь сформулируем тему урока и цели и задачи.

Проблемный вопрос: «Какие политические процессы в СССР оказывали негативное влияние на осуществление нэпа?»

III. Изучение нового материала.

План:

1. Трудности поворота. 

2. Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть. 

3. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). 

4. Ужесточение политического курса. 

  1. Трудности поворота. Нэп противоречил лозунгам, под которыми большевики одержали победу в Гражданской войне. В стране появлялись мелкие предприниматели и торговцы, крестьяне могли свободно продавать свою продукцию.

К чему вел нэп? (к усилению имущественного неравенства).

В связи с этим, в партийном и гос. аппарате стали распространяться антинэповские настроения.

Самостоятельная работа с документом.

К чему приводило распространение антинэповских настроений?  

Какие меры были предприняты руководством для поощрения экономической инициативы?

Вывод: Колебания наблюдались во всех сферах жизни общества. В значительной степени это было связано с острой политической борьбой, которая велась внутри большевистской партии.

  1. Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть.  После завершения Гражданской войны в партии начались споры и столкновения из-за поисков путей развития страны в новых условиях, и борьбы за власть между различными партийными лидерами.

Работа в парах. Составление таблицы: назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы внутрипартийной борьбы. Каковы её итоги? Назовите лидеров противоборствующих сторон.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа в группах с документами:

1 группа – п. 3. «Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б)».  Какое воздействие оказывала внутрипартийная борьба на политическое развитие страны?

2 группа – п. 4. «Ужесточение политического курса». Какие события называют «военной тревогой» 1927 г.? Почему?

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Найдите по вертикали и горизонтали в филворде фамилии членов Политбюро ЦК ВКП(б)в конце 1920-х годов.

Л

Т

Е

Т

Л

А

Р

А

Ц

И

Я

Б

Р

Э

Р

Г

Я

Х

В

Ъ

Ц

Ш

З

И

Н

О

В

Ь

Е

В

Ф

С

И

К

Ц

Н

Ц

Т

И

Т

У

Ц

И

Я

З

К

А

К

А

М

Е

Н

Е

В

Т

С

И

Ф

И

В

Е

Ъ

П

Ы

Ъ

Ж

Ч

Й

Я

Й

Ы

Г

И

Ю

Э

Я

Т

Правильные варианты: Зиновьев; Каменев; Троцкий.

Задание 2.  Вставьте пропущенные слова/годы:

1. "________ слишком груб‚ и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека".

2.Троцкий, Зиновьев и ________ образовали «объединённую оппозицию» и обвинили Сталина в бюрократизме и узурпации власти.

3. Советский посол в Польше был убит в ___________ году.

Правильные варианты: 1. Сталин 2. Каменев 3. 1927

V. Итог урока.

Проблемный вопрос: «Какие политические процессы в СССР оказывали негативное влияние на осуществление нэпа?»

В 1920-е гг. происходило ужесточение политического режима, сложилась однопартийная система. После смерти В. И. Ленина разгорелась острая борьба за власть в партийном руководстве. Победителем в этой борьбе стал генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.

Домашнее задание: §12

Рефлексия

1 группа – п. 3. «Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б)». Какое воздействие оказывала внутрипартийная борьба на политическое развитие страны?

В период противостояния с Троцким в Политбюро сохранялось относительное единство. Однако в 1925 г. образовалась «новая оппозиция» во главе с Зиновьевым и Каменевым. Причинами раскола были как борьба за власть, так и разногласия по принципиальным политическим вопросам. Зиновьев, Каменев и их сторонники считали, что принятый в годы нэпа курс усиливает капиталистические элементы (так называемых кулаков) в деревне. Однако большинство в Политбюро полагало, что призывы ограничить кулака фактически ведут к свёртыванию нэпа.

Оппозиционеры в своей борьбе могли опереться в основном на Ленинградскую партийную организацию, которой фактически руководил Зиновьев. Этого было недостаточно. На XIV съезде партии в декабре 1925 г. (на нём она была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию — ВКП(б) оппозиция потерпела полное поражение. Вскоре руководителем Ленинградской области вместо Зиновьева был назначен сторонник Сталина С. М. Киров. Потеряли руководящие должности и другие оппозиционеры.

Весной 1926 г. Зиновьев и Каменев вступили в союз с Троцким, образовав «объединённую оппозицию». Они вновь обвиняли большинство в Политбюро в узурпации власти и бюрократизме. Жаркие дискуссии возникали по многим текущим вопросам внутренней и внешней политики. В целом оппозиционеры требовали усилить экономическое давление на крестьянство и за счёт изъятых в деревне дополнительных средств ускорить индустриализацию. Большинство в Политбюро во главе со Сталиным придерживалось более умеренной линии, считая необходимым поддерживать равновесие между развитием промышленности и сельского хозяйства.

Контролируя партийный аппарат и государственные органы, большинство в Политбюро подавило выступления оппозиционеров. В 1926 г. сначала Зиновьев, а затем Троцкий и Каменев были исключены из Политбюро. Для борьбы с оппозицией использовались не только методы внутрипартийной дискуссии, но и сила органов государственной безопасности. В ноябре 1927 г. в связи с празднованием 10-й годовщины Октябрьской революции оппозиционеры попытались провести свои митинги и демонстрации. Однако они были разогнаны. Вскоре после этого лидеров и более 2 тыс. активных участников оппозиции исключили из партии. Многих из них отправили в ссылку. Значительная часть оппозиционеров добилась прощения, объявив о подчинении воле большинства. Наиболее непримиримыми оставались Троцкий и его ближайшие соратники. Троцкого в начале 1928 г. выслали в Казахстан, а некоторое время спустя выдворили за пределы СССР.

2 группа – п. 4. «Ужесточение политического курса». акие события называют «военной тревогой» 1927 г.? Почему?

Внутрипартийная борьба оказала существенное воздействие на политическое развитие страны. Большевистская партия понесла значительные кадровые потери. Была подорвана система коллективного руководства и относительной внутрипартийной демократии. Широкое распространение получило выдвижение кадров по принципу личной преданности лидерам партии. Для подавления оппозиции всё активнее использовались органы государственной безопасности. В совокупности это создавало предпосылки для утверждения единовластия.

Ожесточённые внутрипартийные столкновения отвлекали руководство страны от рассмотрения реальных проблем, лишали его необходимой гибкости и инициативы. Всё чаще принимались идеологически мотивированные решения. Усилилось давление государства на зажиточных крестьян и предпринимателей в городах. Их ограничивали в правах, обкладывали дополнительными налогами, арестовывали. Это вело к усилению кризисных явлений в экономике.

В связи с обострением международной обстановки (налёт британской полиции на англо-советское торговое акционерное общество «АРКОС» в Лондоне и разрыв Великобританией дипломатических отношений с СССР в мае 1927 г., взрывы в Москве и убийство советского посла в Польше П. Л. Войкова в июне 1927 г., высылка гоминдановским правительством советских советников из Китая в июле 1927 г. и т. д.) в стране принимались меры по подготовке к войне. Проводились учебные мобилизации в армию. Усилились репрессии. 10 июня 1927 г. в газетах появилось сообщение, что в ответ на убийство Войкова были расстреляны 20 заложников из числа бывших дворян. 9 тыс. бывших помещиков, зажиточных крестьян, торговцев, церковнослужителей и др. были арестованы в результате только в июне 1927 г. Такие люди считались потенциально опасными в случае возникновения войны.

Эти события, которые часто называют «военной тревогой» 1927 г., имели важные последствия. Они подрывали и без того слабую правовую систему нэпа, создавали предпосылки для очередных волн репрессий и чрезвычайных мер. Слухи о возможной вскоре войне привели к массовым закупкам промышленных товаров и продовольствия в запас. Крестьяне также не спешили продавать свою продукцию, рассчитывая на рост цен и опасаясь финансовой нестабильности. Ужесточение политического курса сыграло важную роль в возникновении кризиса, охватившего страну в конце 1927 г. Это был кризис, окончательно разрушивший систему новой экономической политики.

Задание 1. Найдите по вертикали и горизонтали в филворде фамилии членов Политбюро ЦК ВКП(б)в конце 1920-х годов.

Л

Т

Е

Т

Л

А

Р

А

Ц

И

Я

Б

Р

Э

Р

Г

Я

Х

В

Ъ

Ц

Ш

З

И

Н

О

В

Ь

Е

В

Ф

С

И

К

Ц

Н

Ц

Т

И

Т

У

Ц

И

Я

З

К

А

К

А

М

Е

Н

Е

В

Т

С

И

Ф

И

В

Е

Ъ

П

Ы

Ъ

Ж

Ч

Й

Я

Й

Ы

Г

И

Ю

Э

Я

Т

Задание 2.  Вставьте пропущенные слова/годы:

1. "________ слишком груб‚ и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека".

2.Троцкий, Зиновьев и ________ образовали «объединённую оппозицию» и обвинили Сталина в бюрократизме и узурпации власти.

3. Советский посол в Польше был убит в ___________ году.

Задание 1. Найдите по вертикали и горизонтали в филворде фамилии членов Политбюро ЦК ВКП(б)в конце 1920-х годов.

Л

Т

Е

Т

Л

А

Р

А

Ц

И

Я

Б

Р

Э

Р

Г

Я

Х

В

Ъ

Ц

Ш

З

И

Н

О

В

Ь

Е

В

Ф

С

И

К

Ц

Н

Ц

Т

И

Т

У

Ц

И

Я

З

К

А

К

А

М

Е

Н

Е

В

Т

С

И

Ф

И

В

Е

Ъ

П

Ы

Ъ

Ж

Ч

Й

Я

Й

Ы

Г

И

Ю

Э

Я

Т

Задание 2.  Вставьте пропущенные слова/годы:

1. "________ слишком груб‚ и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека".

2.Троцкий, Зиновьев и ________ образовали «объединённую оппозицию» и обвинили Сталина в бюрократизме и узурпации власти.

3. Советский посол в Польше был убит в ___________ году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

"Эпоха "развитого социализма"" схема конспекта урока истории, 9 класс

Схема конспекта урока "Эпоха "развитого социализма"" будет полезна аттестующимся учителям истории....