Земли Южной Руси
план-конспект урока по истории (6 класс)

Бузунов Григорий Александрович

Тема урока: «Земли Южной Руси»

Автор-составитель: Бузунов Григорий Александрович

Учебно-методический комплекс: Пчелов Е.В., Лукин П.В. «История России с древнейших времён до начала XVI века» для 6 класса.

Краткое описание: Конспект представляет собой подробный сценарий урока, направленного на изучение особенностей развития Киевской земли в период раздробленности Руси. Урок ориентирован на класс правоохранительной направленности.

Структура и содержание урока:

  1. Цели и задачи: Четко сформулированы предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты, включая работу с картой, анализ причинно-следственных связей, развитие познавательного интереса и ценностного отношения к культурному наследию.

  2. Этапы урока: Урок выстроен по классической структуре:

  • Организационный момент и актуализация знаний: Начало урока мотивирует учащихся через нестандартное приветствие и связь с современными интересами (TikTok). Проверка ранее изученного материала (Любечский съезд, причины и последствия раздробленности) проводится в форме эвристической беседы по видеофрагменту.
  • Изучение нового материала: Основная часть урока построена на групповой работе по заранее разработанному плану-алгоритму (географическое положение, хозяйство, политическое устройство, отношения с соседями, культура). Учащиеся самостоятельно изучают материалы и формулируют ключевые идеи.
  • Закрепление и контроль: Проверка усвоения материала осуществляется через индивидуальное задание на соотнесение утверждений (верно/неверно) с последующей взаимопроверкой.
  • Рефлексия и домашнее задание: Итог урока подводится через обращение к первоначальной идее (создание исторического контента для соцсетей). Домашнее задание носит дифференцированный характер (обязательная и творческая часть). Рефлексия организована в современной и понятной для детей форме («лайк»).

Ключевые особенности и используемые педагогические технологии:

  • Деятельностный подход: Учащиеся являются активными участниками процесса добывания знаний (работа в группах, анализ источников, представление результатов).

  • Современные образовательные приемы: Используются рабочие листы, связь с цифровой средой (TikTok), интерактивные методы проверки.

  • Дифференциация: Учет индивидуальных возможностей учащихся при выборе домашнего задания.

  • Межпредметные связи: Интеграция истории, литературы («Слово о полку Игореве») и основ медиаграмотности.

  • Здоровьесберегающие технологии: Включены две физкультминутки (зрительная и двигательная).

Аннотация подготовлена для ознакомления с методической разработкой, представления опыта работы, использования в педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zemli_yuzhnoy_rusi_.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Бузунов Григорий Александрович

Город, район: р.п Благовещенка, Благовещенский район

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина» Благовещенского района

Предмет: история

Класс: 6

УМК: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015.

Тема урока: Земли Южной Руси (п. 17)

Характеристика класса: класс правоохранительной направленности

Средства обеспечивающие учебный процесс на уроке: 

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:

Предметные: овладение основными понятиями темы. Умение характеризовать географическое положение Киевской земли, используя историческую карту. Умение объяснять причины ослабления Киевской земли. Умение рассказывать о деятельности наиболее известных князей Южной Руси. Умение характеризовать отношения Руси с половцами. Умение рассказывать о походе Игоря Святославича против половцев, используя текст учебника и «Слова о полку Игореве», историческую карту. Умение характеризовать культуру Южной Руси.

Метапредметные: умение воспроизводить информацию по памяти, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-следственные связи; умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, прогнозировать и представлять результаты своей работы. Владение основами самоанализа и самооценки; умение слушать и отвечать на вопросы учителя, грамотно и адекватно учебной задаче представлять конкретное содержание в устной и письменной форме.

Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Ценностное отношение к культурному наследию Южной Руси

        

I. Организационный момент. (2 мин)

Цель: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение обучающихся в ритм урока

Методы: словесно-наглядной передачи знаний (беседа, лекция, проблемный вопрос)

Формы: фронтальная

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Образовательные результаты, УУД

Приветствуют друг друга и учителя.

Отвечают.

Отвечают.

- Гой еси, отроки и отроковицы!  Здравствуйте, ребята! Меня зовут Григорий Александрович. (Жестом показываю, чтобы дети садились)

- Как вы думаете, почему я поздоровался по-древнерусски?

- Правильно, мы продолжаем знакомиться с историй Руси.

- Я думаю, что многим из вас нравится история, а еще многим из вас нравится ТикТок. Представляете, а их можно объединить!

- Знаете как?

- Сегодня на уроке мы это узнаем!

Личностные УУД: 

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета

II. Актуализация опорных знаний (5 мин)

Цель: повторить изученный материал по теме «Образование самостоятельных русских земель», необходимый для открытия новых знаний, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого

Методы: эвристическая беседа

Форма: фронтальная, парная

Смотрят видео.

Отвечают на вопросы:

- Любечский съезд князей;

- 1097 год;

- не вмешиваться в дела друг друга на территории, доставшейся правителю от отца («каждый да держит отчину свою»);

- разобщенность, разделение на отдельные, самостоятельно управляемые земли, княжества;

- династические споры, междоусобицы, сложный порядок наследования, желание удельных князей развивать свой удел);

- отрицательные (постоянные княжеские усобицы, слабая центральная власть, ослабление обороноспособности страны), положительные ( расцвет городов в удельных землях, складывание новых торговых путей, культурное и хозяйственное развитие отдельных земель);

- Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество.

- Для начала я предлагаю вам посмотреть небольшое видео.

- О каком событии здесь идет речь?

- В каком году он состоялся?

- Какое решение было принято на нем?

 -Правильно, Любечский съезд закрепил раздробленность на Руси.

- Что такое раздробленность?

- Каковы причины раздробленности на Руси?

- Какие последствия раздробленности Руси вы можете назвать?

 - Назовите крупнейшие земли удельной Руси.

III. Постановка темы, цели и задач урока (3 мин)

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на определение границ «знания/незнания» и соотнесение учебной цели с собственными учебными задачами

Методы: побуждающий диалог от проблемной ситуации, отсроченная отгадка

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Смотрят на слайд.

Знакомятся с планом.

Знакомятся с рабочим листом.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из этих княжеств.

Тема сегодняшнего урока:

«Земли Южной Руси»

- Ребята, когда вы знакомитесь с историей отдельной земли или государства, вы это делаете по определенному плану.

Он может помочь при подготовке домашнего задания к следующему уроку.

- Я предлагаю вам такой вариант:

(слайд)

  1. Географическое положение.
  2. Хозяйство.
  3. Политическое устройство.
  4. Соседи и отношения с ними.
  5. Культура

- У каждого из вас на столе есть этот план в виде рабочего листа.

- Сегодня на уроке вы узнаете о географическом положении, хозяйственной жизни, политическом устройстве, отношениях с соседями и культуре самой южной земли – Киевской.

IV. Воспроизведение знаний на новом уровне

Цель: научиться применять знания по теме, при решении практических задач

Методы: практические задачи, наглядно- демонстрационный, практичность теории

Формы: групповая

Слушают правила.

- Для того, чтобы вы успешно выполнили все задания в рабочих листах, я предлагаю вам поработать в небольших группах – по 4 человека. Развернитесь, пожалуйста, 1 парта ко 2, 3  - к 4, 5 – к 6.

- Давайте вспомним правила работы в группах: работаем дружно, слушаем и уважаем мнение каждого, также вам необходимо выбрать того, кто представит результат вашей работы. Когда ваша группа закончит работу, поднимите руку.

- Каждая группа получает задание по своему пункту рабочего листа. Задание группе и все необходимые для работы материалы лежат под рабочим листом.

- Ваша задача изучить данную вам  информацию и сформулировать основную мысль одним словом или словосочетанием.

Группы оценивают работу 1 из групп, наклеивая стикер своего цвета на рабочую поверхность.

- На работу вам дается 5 минут.

Предметные УУД: 

Личностные УУД: 

Познавательные УУД: 

V. Физкультминутка (зрительная) (30 сек)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд

Методы: наглядно-демонстрационный

Формы: фронтальная

Перед напряженной работой я предлагаю вашим глазкам отдохнуть!

  1. Крепко зажмурьтесь на пару секунд
  2. Быстро поморгайте
  3. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево
  4. Повращайте по кругу туда и обратно
  5. Еще раз крепко зажмурьтесь и открывайте глаза.

- Начинаем работу!

Работа в группах

Группы готовы, лидеры – представьте результат. (Открывает доску) Каждая группа должна прикрепить на доску фразу

Молодцы, вы справились с заданием.

VI. Физкультминутка (двигательная) (1 мин)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд

Методы: наглядно-демонстрационный

Формы: фронтальная

VII. Контроль усвоения знаний (3мин 30сек)

Цель: проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач

Методы:  

Формы: индивидуальная

Выполняют задание

Немного отдохнули, А теперь я предлагаю вам проверить, что вы запомнили о Киевской земле

На парте у каждого листочки

Подпишите листочки

Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные. Сформулируйте и запишите верные утверждения.

На эту работу 3 минуты.

Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга, сравнив с изображением на экране

Слайд

свиток с плюсами-минусами

Оцените работу - все 5 ответов совпадают – 5, 4 – 4, 3 – 3, меньше 3 – вам нужно повторить изученный материал еще раз.

Передайте с последних парт на первые.

Познавательные  УУД:

Коммуникативные УУД: 

VIII. Итог урока. (15 сек)

Цель: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни

Методы: фронтальный опрос, беседа

Формы: индивидуальная, фронтальная

Ребята, вы познакомились с Киевской землей. Выполнили план?

  1. Географическое положение
  2. Хозяйство
  3. Политическое устройство
  4. Соседи и отношения с ними
  5. Культура

В начале урока я обещал вам показать, как сделать историю интересной и легко запоминающейся.

Проект «Волонтеры истории»

Блог

ТикТок – короткое видео о Киевской земле.

IX. Домашнее задание (30 сек)

Цель: сообщить обучающимся о домашнее задание, определить и разъяснить критерии его успешного выполнения

Методы: дифференцированный

Формы: фронтальная

Ребята внимательно слушают и записывают задания. Учащимся нужно оценить степень своего усвоения темы и умение адекватно выбрать задание по силам.

Откройте дневники. Домашнее задание вы можете выбрать себе сами:

1 – обязательное

Изучить §20, ответить на вопросы и создать аккаунт Генриха 7, короля Англии.

2 – по желанию

Найти ответ на вопрос в дополнительных источниках:

- Кого и почему называли в 15 веке «всемирный паук» и «последний рыцарь»?  

Личностные УУД: 

  • умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности
  1. Рефлексия (1 мин)

Цель: оценить успешность достижения цели

Методы: наглядно-демонстрационный

Формы: индивидуальная, фронтальная

- А сейчас я предлагаю всем желающим лайкнуть наш урок. Если вам понравился урок, поставьте лайк сердечком. Если вам было не очень интересно, не лайкайте.

- Посмотрите сколько лайков наш урок. Это говорит о том, что вам понравилось занятие! И мне понравилось работать с вами. Всем большое спасибо, можете быть свободны! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии "В поисках Южной Земли"

Данная презентация используется как наглядный материал к уроку географии "В поисках Южной Земли", 7 класс, учебник География, Землеведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климан...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Неведомая Южная земля

Материалы презентации о внешнем облике Австралии можно использовать на самом первом уроке по изучению природы материка на географии в 7 классе....

Презентация Поиски Южной земли продолжаются

Презентация рассказывает о второй и третей экспедиции Дж. Кука...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...