Земли Южной Руси
план-конспект урока по истории (6 класс)
Тема урока: «Земли Южной Руси»
Автор-составитель: Бузунов Григорий Александрович
Учебно-методический комплекс: Пчелов Е.В., Лукин П.В. «История России с древнейших времён до начала XVI века» для 6 класса.
Краткое описание: Конспект представляет собой подробный сценарий урока, направленного на изучение особенностей развития Киевской земли в период раздробленности Руси. Урок ориентирован на класс правоохранительной направленности.
Структура и содержание урока:
Цели и задачи: Четко сформулированы предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты, включая работу с картой, анализ причинно-следственных связей, развитие познавательного интереса и ценностного отношения к культурному наследию.
Этапы урока: Урок выстроен по классической структуре:
- Организационный момент и актуализация знаний: Начало урока мотивирует учащихся через нестандартное приветствие и связь с современными интересами (TikTok). Проверка ранее изученного материала (Любечский съезд, причины и последствия раздробленности) проводится в форме эвристической беседы по видеофрагменту.
- Изучение нового материала: Основная часть урока построена на групповой работе по заранее разработанному плану-алгоритму (географическое положение, хозяйство, политическое устройство, отношения с соседями, культура). Учащиеся самостоятельно изучают материалы и формулируют ключевые идеи.
- Закрепление и контроль: Проверка усвоения материала осуществляется через индивидуальное задание на соотнесение утверждений (верно/неверно) с последующей взаимопроверкой.
- Рефлексия и домашнее задание: Итог урока подводится через обращение к первоначальной идее (создание исторического контента для соцсетей). Домашнее задание носит дифференцированный характер (обязательная и творческая часть). Рефлексия организована в современной и понятной для детей форме («лайк»).
Ключевые особенности и используемые педагогические технологии:
Деятельностный подход: Учащиеся являются активными участниками процесса добывания знаний (работа в группах, анализ источников, представление результатов).
Современные образовательные приемы: Используются рабочие листы, связь с цифровой средой (TikTok), интерактивные методы проверки.
Дифференциация: Учет индивидуальных возможностей учащихся при выборе домашнего задания.
Межпредметные связи: Интеграция истории, литературы («Слово о полку Игореве») и основ медиаграмотности.
Здоровьесберегающие технологии: Включены две физкультминутки (зрительная и двигательная).
Аннотация подготовлена для ознакомления с методической разработкой, представления опыта работы, использования в педагогической практике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог: Бузунов Григорий Александрович
Город, район: р.п Благовещенка, Благовещенский район
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина» Благовещенского района
Предмет: история
Класс: 6
УМК: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015.
Тема урока: Земли Южной Руси (п. 17)
Характеристика класса: класс правоохранительной направленности
Средства обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:
Предметные: овладение основными понятиями темы. Умение характеризовать географическое положение Киевской земли, используя историческую карту. Умение объяснять причины ослабления Киевской земли. Умение рассказывать о деятельности наиболее известных князей Южной Руси. Умение характеризовать отношения Руси с половцами. Умение рассказывать о походе Игоря Святославича против половцев, используя текст учебника и «Слова о полку Игореве», историческую карту. Умение характеризовать культуру Южной Руси.
Метапредметные: умение воспроизводить информацию по памяти, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-следственные связи; умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, прогнозировать и представлять результаты своей работы. Владение основами самоанализа и самооценки; умение слушать и отвечать на вопросы учителя, грамотно и адекватно учебной задаче представлять конкретное содержание в устной и письменной форме.
Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Познавательный интерес к истории России. Ценностное отношение к культурному наследию Южной Руси
I. Организационный момент. (2 мин) Цель: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение обучающихся в ритм урока Методы: словесно-наглядной передачи знаний (беседа, лекция, проблемный вопрос) Формы: фронтальная | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Образовательные результаты, УУД |
Приветствуют друг друга и учителя. Отвечают. Отвечают. | - Гой еси, отроки и отроковицы! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Григорий Александрович. (Жестом показываю, чтобы дети садились) - Как вы думаете, почему я поздоровался по-древнерусски? - Правильно, мы продолжаем знакомиться с историй Руси. - Я думаю, что многим из вас нравится история, а еще многим из вас нравится ТикТок. Представляете, а их можно объединить! - Знаете как? - Сегодня на уроке мы это узнаем! | Личностные УУД:
|
II. Актуализация опорных знаний (5 мин) Цель: повторить изученный материал по теме «Образование самостоятельных русских земель», необходимый для открытия новых знаний, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого Методы: эвристическая беседа Форма: фронтальная, парная | ||
Смотрят видео. Отвечают на вопросы: - Любечский съезд князей; - 1097 год; - не вмешиваться в дела друг друга на территории, доставшейся правителю от отца («каждый да держит отчину свою»); - разобщенность, разделение на отдельные, самостоятельно управляемые земли, княжества; - династические споры, междоусобицы, сложный порядок наследования, желание удельных князей развивать свой удел); - отрицательные (постоянные княжеские усобицы, слабая центральная власть, ослабление обороноспособности страны), положительные ( расцвет городов в удельных землях, складывание новых торговых путей, культурное и хозяйственное развитие отдельных земель); - Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество. | - Для начала я предлагаю вам посмотреть небольшое видео. - О каком событии здесь идет речь? - В каком году он состоялся? - Какое решение было принято на нем? -Правильно, Любечский съезд закрепил раздробленность на Руси. - Что такое раздробленность? - Каковы причины раздробленности на Руси? - Какие последствия раздробленности Руси вы можете назвать? - Назовите крупнейшие земли удельной Руси. | |
III. Постановка темы, цели и задач урока (3 мин) Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на определение границ «знания/незнания» и соотнесение учебной цели с собственными учебными задачами Методы: побуждающий диалог от проблемной ситуации, отсроченная отгадка Формы: индивидуальная, фронтальная. | ||
Смотрят на слайд. Знакомятся с планом. Знакомятся с рабочим листом. | - Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из этих княжеств. Тема сегодняшнего урока: «Земли Южной Руси» - Ребята, когда вы знакомитесь с историей отдельной земли или государства, вы это делаете по определенному плану. Он может помочь при подготовке домашнего задания к следующему уроку. - Я предлагаю вам такой вариант: (слайд)
- У каждого из вас на столе есть этот план в виде рабочего листа. - Сегодня на уроке вы узнаете о географическом положении, хозяйственной жизни, политическом устройстве, отношениях с соседями и культуре самой южной земли – Киевской. | |
IV. Воспроизведение знаний на новом уровне Цель: научиться применять знания по теме, при решении практических задач Методы: практические задачи, наглядно- демонстрационный, практичность теории Формы: групповая | ||
Слушают правила. | - Для того, чтобы вы успешно выполнили все задания в рабочих листах, я предлагаю вам поработать в небольших группах – по 4 человека. Развернитесь, пожалуйста, 1 парта ко 2, 3 - к 4, 5 – к 6. - Давайте вспомним правила работы в группах: работаем дружно, слушаем и уважаем мнение каждого, также вам необходимо выбрать того, кто представит результат вашей работы. Когда ваша группа закончит работу, поднимите руку. - Каждая группа получает задание по своему пункту рабочего листа. Задание группе и все необходимые для работы материалы лежат под рабочим листом. - Ваша задача изучить данную вам информацию и сформулировать основную мысль одним словом или словосочетанием. Группы оценивают работу 1 из групп, наклеивая стикер своего цвета на рабочую поверхность. - На работу вам дается 5 минут. | Предметные УУД: Личностные УУД: Познавательные УУД: |
V. Физкультминутка (зрительная) (30 сек) Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд Методы: наглядно-демонстрационный Формы: фронтальная | ||
Перед напряженной работой я предлагаю вашим глазкам отдохнуть!
- Начинаем работу! | ||
Работа в группах | ||
Группы готовы, лидеры – представьте результат. (Открывает доску) Каждая группа должна прикрепить на доску фразу Молодцы, вы справились с заданием. | ||
VI. Физкультминутка (двигательная) (1 мин) Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд Методы: наглядно-демонстрационный Формы: фронтальная | ||
VII. Контроль усвоения знаний (3мин 30сек) Цель: проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач Методы: Формы: индивидуальная | ||
Выполняют задание | Немного отдохнули, А теперь я предлагаю вам проверить, что вы запомнили о Киевской земле На парте у каждого листочки Подпишите листочки Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные. Сформулируйте и запишите верные утверждения. На эту работу 3 минуты. Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга, сравнив с изображением на экране Слайд свиток с плюсами-минусами Оцените работу - все 5 ответов совпадают – 5, 4 – 4, 3 – 3, меньше 3 – вам нужно повторить изученный материал еще раз. Передайте с последних парт на первые. | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: |
VIII. Итог урока. (15 сек) Цель: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни Методы: фронтальный опрос, беседа Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Ребята, вы познакомились с Киевской землей. Выполнили план?
В начале урока я обещал вам показать, как сделать историю интересной и легко запоминающейся. Проект «Волонтеры истории» Блог ТикТок – короткое видео о Киевской земле. | ||
IX. Домашнее задание (30 сек) Цель: сообщить обучающимся о домашнее задание, определить и разъяснить критерии его успешного выполнения Методы: дифференцированный Формы: фронтальная | ||
Ребята внимательно слушают и записывают задания. Учащимся нужно оценить степень своего усвоения темы и умение адекватно выбрать задание по силам. | Откройте дневники. Домашнее задание вы можете выбрать себе сами: 1 – обязательное Изучить §20, ответить на вопросы и создать аккаунт Генриха 7, короля Англии. 2 – по желанию Найти ответ на вопрос в дополнительных источниках: - Кого и почему называли в 15 веке «всемирный паук» и «последний рыцарь»? | Личностные УУД:
|
Цель: оценить успешность достижения цели Методы: наглядно-демонстрационный Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
- А сейчас я предлагаю всем желающим лайкнуть наш урок. Если вам понравился урок, поставьте лайк сердечком. Если вам было не очень интересно, не лайкайте. - Посмотрите сколько лайков наш урок. Это говорит о том, что вам понравилось занятие! И мне понравилось работать с вами. Всем большое спасибо, можете быть свободны! Урок окончен. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии "В поисках Южной Земли"
Данная презентация используется как наглядный материал к уроку географии "В поисках Южной Земли", 7 класс, учебник География, Землеведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климан...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».
5 класс. География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».
5 класс. География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Неведомая Южная земля
Материалы презентации о внешнем облике Австралии можно использовать на самом первом уроке по изучению природы материка на географии в 7 классе....

Презентация Поиски Южной земли продолжаются
Презентация рассказывает о второй и третей экспедиции Дж. Кука...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
