Памяти родных
классный час по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ Кудиновская ООШ
Исследовательская работа
Моя семья в годы войны
(Дедушке и бабушке посвящается)
Волгин Николай Самсонович Волгина Вера Яковлевна
(1906 – 1943) (1910 – 1982)
Выполнила: Яковлева В.В.
2025
Семья похожа на огромное дерево, которое уходит корнями в глубину времени, туда, где жили наши предки, а ветвями, листочками этого дерева являемся мы.
Мой рассказ о Волгиной Вере Яковлевне, моей бабушке. Она родилась в большой семье Плескачёвых в 1910 году. Жили единолично, по-деревенски непритязательно. Дом над речкой, подворье с вишнями, яблонями и огромный огород.
Самое желанное для матери – это мир ее семьи: муж – Волгин Николай Самсонович, маленькая доченька – Галинка, мама – Плескачева Степанида Васильевна, братья и сестры, многочисленные племянники. Как они хотели мира! Но, вбежавшая в дом невестка Аксинья закричала: «Ой, мамочки, война!»
Уходили на фронт телеги с призывниками. Женщины, утирая слезы, обнимали своих близких людей. Для кого-то эти объятия были последними. Провожая мужа в августе, она уже знала, что носит под сердцем ребеночка.
И вот оно горе прилетело черной птицей. Извещение, что « в августе 1941 года без вести пропал Михаил Яковлевич Плескачёв» (брат). Успокаивая невестку Фаину, говорила: «Жив Мишенька, жив. Это же не похоронка». И сама верила сказанному, ведь маленькому Ване так нужен был отец.
Наши отступали. Враг занимал города и села, нес с собой раздор и смерть. В апреле 1942 года родилась дочь - Таня. Лето 1942 года. Фашисты рвутся к Сталинграду. Оккупировали город Миллерово. Через село бесконечной вереницей тянулись союзники немцев: мадьяры, венгры, румыны. Останавливались на хуторе Пойдуновка и немцы. Все это время она ничего не знала о муже, только плакала. Это потом её младшая дочь Татьяна напишет:
«И сняв со стен портрет отцовский,
Так горько плакала она.»
И вот он долгожданный январь 1943 года! Освободили село, город Миллерово, район!
Пришла весна. Зацвели вишни, яблони в саду, а для семьи Плескачевых казалось, что все цветет черным цветом. Забрали на фронт в январе 1943 года племянника – Плескачева Якова Александровича, всего – то 18 лет. Летом пришла еще одна похоронка: «что Плескачев Григорий Яковлевич (брат) погиб 31 марта 1942 года». А для нее письмо от мужа: ««Вера, крепись, война скоро закончится, как и с финнами. Я очень вас люблю и скучаю. Напиши, как вы там …» Получила письмо Верочка, девочка соседская читает, а она плачет. Что ответить мужу? Как описать тяжелую женскую долю? С раннего утра уходили на работу: бороновали на быках, сеяли, пололи, жали хлеб серпом. А ведь работа эта – настоящая каторга.
Обед здесь же, в поле, скромная еда: пара вареных картофелин, пышки из лебеды или щавеля, бутылка кваса – вот и все. Особенно голодно было весной. В доме совсем не было еды, ходили в лес, чтобы набрать желудей, которые толкли и делали пышки.
Уставшие от многочасовой работы женщины, истерзанные болью за своих близких на фронте, со страхом получали они «казенные» конверты с похоронками. И только раздавался отчаянный крик женщины, ставшей вдовой.
Черным оказался весь 1943 год. Похоронки, извещения сыпались одним за другим в семью Плескачевых. Летом пришло извещение и для нее, «что красноармеец Волгин Николай Самсонович, 1906 года рождения пропал без вести в апреле 1943 года» Казалось, обрушилось небо, наступила ночь. Она не могла говорить, лежала и молчала. А ее мама – Степанида Васильевна обнимала, успокаивала ее: «Не убит, значит, жив, верь, вернется». А сама, украдкой вытирала слезы, целовала маленьких внучек трехлетнюю Галю и годовалую Таню и гнала мысли прочь, что не увидят они больше своего папу, что осталась им в память о нем скрипка, на которой он любил играть, да красивая фамилия – Волгины. В тридцать три года она стала вдовой. Это означало потерять долю на счастье и опору на крепкое плечо мужа.
Шло время. Жизнь постепенно налаживалась. Рядом были маленькие дочери, которые нуждались в материнской любви и заботе, да и для восьмидесятилетней мамы Степаниды она поддержка. Вера Яковлевна по-прежнему работала в колхозе. Работа тружениц тыла была тяжела, но так необходима фронту. Да, досталось сельским труженицам не только в войну, но и после нее, по большей части вдовам.
Закончилась война, возвращавшихся домой фронтовиков встречали всем хутором. В стороне, в черных платках, обнявшись, стояли вдовы. Что творилось в израненных душах женщин?! Подходили фронтовики, низким поклоном выражали свое сочувствие. Тысячи вдов остались на долгие годы наедине со своим горем и нуждой. Вот она христианская женственность: терпение, смирение, любовь!!! А доченьки часто, взявшись за руки, выходили за село и ждали своего папочку. Не было у них детства. Война отучила детей плакать Главный лозунг для малышей: «Плакать нельзя» Дети жили в страхе и голоде. У ребят не было игрушек, сладостей, книжек.
А когда освободили село, старшие уже становились помощниками маме, и нянями для младших. Никогда не бросали друг друга и всегда делились всем. Это правило и сохранили на всю жизнь.
Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким-
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет…
Спасибо им – детям войны, за то, что они поделились с нами своими воспоминаниями далекого военного детства.
Прошла война, бабушку поджидала новая беда. Голодные послевоенные годы! Однажды на работе она спрятала в рукаве початок кукурузы: дома были голодными дочери. Материнский инстинкт! Ведь она потеряла в голодные тридцатые двух сыновей. Высокой ценой она заплатила за это. Против нее было возбуждено уголовное дело. Суд вынес решение: признать Волгину Веру Яковлевну виновной и назначить наказание в виде исправительных работ сроком на один месяц.
Она под конвоем была отправлена в Мальчевскую, работала, разбирая завалы. Было невыносимо тяжело не от непосильного труда, а от того, что доченьки там, на хуторе, со старенькой мамой, и есть им нечего.
Возвратилась с исправительных работ. Топить печь было нечем, есть нечего. Родные братья, племянники помогли выжить, построили домик, не бросили «тетю Веру». И она до конца своей жизни всегда помогала всем своим многочисленным родственникам.
Вся трагедия жизни моей бабушки, как и тысячи других вдов, ярко описана в стихотворении Г.В.Пушечникова «Поставьте памятник вдове». Вы только вчитайтесь!:
«Поставьте памятник вдове-
Двужильной труженице поля.
Ей тяжелей было вдвойне:
Детей растить, осилить горе.»
С каждым годом вдов, как и ветеранов Великой Отечественной войны, становится все меньше. Умерла Вера Яковлевна: маленькая, худенькая, по своему счастливая, но память о ней, скромной труженице тыла, солдатской вдове всегда будет жить в моей памяти.
Жизненная сила русской матери, которую не сломили враги – есть сила народа. Эту правду она передала своим дочерям, внукам, правнукам. Не удалось врагу подрубить дерево жизни. Растет оно и разрастается.
Надо отдать дань уважения всем вдовам Великой Отечественной войны и поставить им памятник. Вдовы, вы это заслужили!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой
Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Фоторепортаж с места событий Черноталова Александра «Участие учащихся 6 «Б» класса МОУ СОШ№6 во Всероссийской акции памяти «Бессмертный полк» на Параде Победы в родном Вольске».
Жанр: репортаж с места событий Журналист-репортёр: ученик 6 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области» Черноталов Александр Руководитель работы: учитель русс...
Фоторепортаж с места событий Аветисян Александра «Участие учащихся 6 «Б» класса МОУ СОШ№6 во Всероссийской акции памяти «Бессмертный полк» в родном Вольске».
Жанр: репортаж с места событий Журналист-репортёр: ученик 6 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области» Аветисян Александр Руководитель работы: учитель русского...

"Вахта Памяти" Письмо родному дяде Ивану!Помню!Горжусь!
Всем привет!Наконец-то, у меня появилась возможность написать о своем родном дяде Иване,который ушел на фронт и не вернулся.Сохранилось его последнее письмо из госпиталя и извещение о гибели....

«Открытый в республиканском уровне урок, посвященный памяти Расула Гамзатова Тема: Поэт родного края – родник большого таланта»
Гляди вперед, вперед стремись.И все ж когда-нибудьОстановись и оглянисьНа свой пройденный путь.Расул Гамзатов. Его нельзя не любить.Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно...
Открытый урок,посвященный памяти Расула Гамзатова. Тема: Поэт родного края – родник большого таланта.
Гляди вперед, вперед стремись.И все ж когда-нибудьОстановись и оглянисьНа свой пройденный путь.Расул Гамзатов.Его нельзя не любить.Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно стрем...