Краткий конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ "Смутное время в России"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Стародубец Екатерина Леонидовна

 Краткий конспект урока по теме: Смута в России, класс 7  

содержит способы и элементы: «Подготовки обучающихся к процедурам оценки качества образования по предмету. Деятельность учителя по подготовке обучающихся к ГИА»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл practical_1763369892.docx390.07 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий конспект урока: «Подготовка обучающихся к процедурам оценки качества образования по предмету. Деятельность учителя по подготовке обучающихся к ГИА»

  1. Тема: Смута в России, класс 7
  2. Цели урока, ориентированные на требования ГИА и ФГОС:

Предметные:

Уметь определять последовательность событий, явлений, процессов, современников исторического события и соотносить с историческим периодом истории России по теме «Смута в России»;

Овладеть историческими понятиями и их использованием для решения учебных и практических задач;

Уметь рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об историческом событии, явлении, процессе и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. текстового характера по образцу ОГЭ)

Метапредметные:

С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах;

Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях

Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей

Личностные:

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого

  1. Подберите технологии и ресурсы, которые будут использованы на уроке

Учебник « История России, XVI–XVII вв. В. Р. Мединский, А. В. Торкунов История России (Класс 7), Библиотека ЦОК, интернет-сайты Источник: , раздаточный материал, мультимедийный проектор, ученическая тетрадь, карта «Смутное время начала XVII в).

  1. План-конспект урока, направленный на закрепление знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения выбранного типа задания ГИА:
  1. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня мы завершаем изучение целой эпохи, получившей название Смуты или Смутного времени. Это было время политической и социальной нестабильности, крестьянских восстаний, войн и иностранной интервенции. Пресеклась правящая династия Рюриковичей. Это привело к политическому кризису, когда национальная независимость и само существование Русского государства оказалось под угрозой. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по данной теме, подведем итоги и сделаем выводы.

II. Задания для закрепления пройденного материала:

  1. Учитель: Смутное время – это исторический период с 1598 года (начался со смерти Федора Ивановича Рюриковича) по 1613 год (завершился избранием Михаила Романова на царство). Эти годы в России современники Смуты назвали лихолетьем.
  2. Учитель: Назовите отличительные признаки Смутного времени?

Ответ ученика:

ожесточенная борьба разных боярских родов за власть;

династический кризис и последовавший за ним период «бесцарствия»;

экономический кризис, приведший страну к глобальной хозяйственной разрухе;

самозванство;

вторжение на русские земли иностранных захватчиков; гражданская война.

  1. Учитель: вспомним политические, социальные и экономические причины Смутного времени и охарактеризуем каждую из них.

Ответ ученика:

1) Пресечение правящей династии Рюриковичей, династический кризис.

В январе 1598г. Умер бездетный царь Федор Иоанович, а еще раньше, в мае 1591г., в Угличе при странных обстоятельствах погибает сын Ивана Грозного и Марии Нагой восьмилетний царевич Федор, который при бездетном Федоре считался наследником престола.

2)Разруха и голод вследствие неурожаев и недальновидной политики Ивана Грозного.

К концу правления Ивана Грозного экономика страны пришла в упадок, неудачи в Ливонской войне привели к потере Нарвской гавани, что значительно сократило внешнюю торговлю. 1601-1603годы были неурожайными. В стране начался голод. Цены на хлеб резко подскочили, и он стал недоступен для большинства населения. Лишь в 1604 году собрали урожай, который позволил стабилизировать ситуацию с продовольствием.

3)Усиление политики закрепощения крестьян, увеличение налогового гнета.

Указ о «заповедных летах», запрещавший крестьянам переход от одного хозяина к другому, а также, принятый в 1597г. указ об «урочных летах», который устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян, ухудшили и без того тяжелое положение народа.

4)Рост противоречий между боярами и дворянами.

Бояре претендовали на власть, пытаясь оказывать влияние на царя и не допустить проявления террора и самовластия, который был при Иване Грозном. Они стремились установить боярское правление при «боярском» царе.

4. Викторина «Знаете ли вы?»

-Чье имя принял первый из самозванцев начала XVII в., бывший посадский человек из Мурома, потом холоп Илья Горчаков? («царевича Петра», сына царя Фёдора Ивановича.)

-Какое восстание стало кульминацией «голодных бунтов» 1601-1605гг.? Восстание Хлопка (1603 год))

-Почему польские феодалы поддерживали Г.Отрепьева? (Польские феодалы поддерживали Григория Отрепьева (Лжедмитрия I) из-за возможности ослабить Московское государство и получить выгоду. Это было связано с замыслом самозванца, который объявил себя спасшимся царевичем Дмитрием, и с политическими интересами Речи Посполитой.)
-Почему Лжедмитрий не стал выполнять своего обещания ввести в России католическую веру? (православие — один из столпов русского общества, и посягать на него опасно. русский народ и Русская православная церковь никогда не примут насильственное распространение католицизма)

-Как расправились бояре-заговорщики с Лжедмитрием? (Бояре-заговорщики во главе с Василием Шуйским и его сторонниками 17 (27) мая 1606 года в Москве свергли и убили Лжедмитрия I; Поднят народный бунт, которым умело воспользовались русские бояре, недовольные засильем иностранцев. Несколько сотен сторонников князя Василия Шуйского, ворвались в Кремль, призывая толпу восставших «идти на злого еретика». Пытаясь спастись, самозванец неудачно выпрыгнул в окно, был схвачен и после допроса застрелен воеводой Григорием Валуевым. Через несколько суток тело Лжедмитрия сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел, — в сторону Польши.)

-Под именем какого царя выступал Иван Исаевич Болотников? (Иван Исаевич Болотников выступал от имени «царя Дмитрия Ивановича», так как получил назначение от двойника Лжедмитрия I — Михаила Молчанова, который выдавал себя за спасшегося царя Дмитрия.)

5. Ответьте на вопросы теста «От Бориса Годунова до освобождения Москвы».

1) Кто избрал Бориса Годунова царем?

а) он был назначен Федором Иоановичем перед смертью;

б) земский собор;

в) Боярская дума.

2) Что такое Юрьев день?

а) день, в который крестьяне могли уйти от своего хозяина после окончания сельскохозяйственных работ и уплаты» пожилого»;

б) день, когда крестьянам прощались все долги и недоимки;

в) день, в который землевладелец отпускал крестьян на заработки.

3) Что такое «Заповедные лета»?

а) ограничение срока сыска беглых крестьян;

б) время голода, свирепствовавшего на Руси в результате неурожаев 1601-1603гг.?

в) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.

4) Кто был первым самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия?

а) Григорий Отрепьев;

б) Иван Болотников;

в) Михаил Молчанов.

5) Что такое «урочные лета»?

а) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.

б) установление срока сыска беглых крестьян;

в) промежуток времени, в течение которого крестьяне и посадские люди, по распоряжению Бориса Годунова освобождались от уплаты податей.

6) В каком году был убит Лжедмитрий I?

а) в июне 1605г.;

б) в мае 1606г.;

в) в мае 1607г.;

7) О ком историк С.М. Соловьев сказал, что он «был не скажем избран, но выкрикнут царем»?

а) о Борисе Годунове;

б) о Лжедмитрии I;

в) о Василии Шуйском.

8) В июле 1610г. о Василий Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть перешла в руки Боярской думы. Кому боярское правительство предложило русский престол? а) польскому королевичу Владиславу;

б) шведскому принцу Карлу-Филиппу;

в) сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия I I.

9) Кто возглавил первое ополчение?

а) Прокопий Ляпунов;

б) Дмитрий Пожарский;

в) Иван Заруцкий.

10) Кто был инициатором создания второго ополчения?

а) Дмитрий Пожарский;

б) Дмитрий Трубецкой;

в) Кузьма Минин

6. Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.

Имя

Характеристика

#1062;арь Иван Федорович

A) Знатность рода помогла ему овладеть престолом главным образом оттого, что другие надеялись править его именем. Но когда он стал царем, природная неспособность сделала его самым жалким лицом, когда -либо сидевшим на московском престоле.

2. Борис Годунов

Б) Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и крайне суеверен.

#1042;асилий Иванович Шуйский

В) Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми общался просто, обходительно, не по-царски.

4. Лжедмитрий I

Г) В искусстве политических комбинаций он не знал себе равных. Найдя опору в дворянской массе и среди столичного населения, он без кровопролития сломал сопротивление знати и стал первым «выборным царем».

#1051;жедмитрий II

Д) Человек ничтожный и необразованный, без чести и совести, страшный хулитель, пьяница, развратник…не бывает ни на каком богослужении.

Занесите в таблицу буквы, соответствующие определенному номеру.

1

2

3

4

5

7. Вопросы для устного ответа.

-В октябре 1606г. у Василия Шуйского появился новый противник, называвший себя «воеводой царевича Дмитрия». Кем был этот человек и кто его поддерживал? (Иван Исаевич Болотников, опорой служили беднота и часть дворянства.)

-Почему Лжедмитрия II называли «тушинским вором»? (Резиденцией Лжедмитрия II было село Тушино, слово «вор» обозначало в XVII в. «обманщик».)

-Как звали талантливого полководца, победившего войска Лжедмитрия II и снявшего осаду с Москвы? Какова была его дальнейшая судьба? ( Михаил Скопин-Шуйский внезапно умер в возрасте 23 лет, предположительно был отравлен противниками.)

-Почему Василий Шуйский не поднял народ на борьбу с поляками, а обратился за помощью к Швеции?

-На каком условии русский престол был предложен польскому королевичу Владиславу? Как на это предложение отреагировали поляки?

-Чем грозило России утверждение на русском престоле польской династии?

-Что вам известно о подвиге Ивана Сусанина?

-В январе 1613г. был созван Земский собор, который должен был решить вопрос об избрании нового царя. Перечислите всех кандидатов на русский престол. Кто был избран и почему?

-Перечислите итоги и последствия Смуты. (Итогом Смуты стало экономическое разорение, которое особенно коснулось юго-западных земель Руси. Благодаря героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков была сохранена национальная независимость и государственность, на престоле утверждена русская династия

III. Подведение итогов — прокомментировать последствия Смутного времени: социальные, экономические и политические последствия.

IV. Домашнее задание — закрепить знания, умения, навыки.

  1. Создайте 2–3 тренировочных задания.

1. Этот государственный деятель не был потомком Рюрика, но, когда последний представитель династии Рюриковичей умер, не оставив наследника, именно он был избран царём.

1. Назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.

2. Назовите сословно-представительное учреждение, решением которого он был избран на царство.

3. Укажите одну из причин (предпосылок) его избрания на российский престол.

2. Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом Смуты в начале XVII в.

1) самозванец; 2) Семибоярщина; 3) старообрядцы; 4) народное ополчение; 5) боярский заговор.

Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.

3.

Задание №1. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

Задание №2. Укажите фамилию посадского старосты, одного из организаторов похода, обозначенного в легенде схемы цифрой «1».

Задание №3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого трижды пропущено в данном отрывке.

«Почти одновременно с распадом Первого ополчения произошло падение стоявшего на Днепре __________. Больше 20 месяцев этот город выдерживал осаду войск короля Сигизмунда. Защитники города вели себя смело и неоднократно делали удачные вылазки. Тщетно королевские войска устраивали подкопы под стены ________: осаждённые узнавали о них, делая в земле тайники («слухи»). Во время одного из приступов интервенты ворвались в крепость, но были вытеснены осаждёнными».

Ответ:


Критерии оценивания:

«Зачтено» – составлен план урока, направленный на закрепление знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения выбранного типа задания ГИА по конкретной теме, учтены различные уровни сложности и предусмотреть возможность самоконтроля и взаимопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий конспект уроков по Excel

Электронные таблицы - не самый простой для понимания учениками материал.Однако, если ученикам удаётся разобраться в теории, они с лёгкостью и желанием применяют таблицы в работе с другими программами....

Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

Краткий конспект урока химии с применением схемы ООД.

Разработка краткого конспекта урока школьного курса химии с применением схемы ООД ...

краткий конспект урока по теме "Азот"

Краткий конспеки для подготовки по теме Азот...

краткий конспект урока по теме"Понятие алгоритма"

краткий конспект урока по теме "Понятие алгоритма" с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения...

краткий конспект урока по теме"Свойства действий с рациональными числами"

краткий конспект урока по теме"Свойства действий с рациональными числами" с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения...

Краткий конспект по обществознанию для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Материал рассчитан для учителей и выпускников...