Главные вкладки

    Краткий конспект урока химии с применением схемы ООД.
    учебно-методическое пособие по химии (9 класс) по теме

    Кикоть Татьяна Анатольевна

    Разработка краткого конспекта урока школьного курса химии с применением схемы ООД

                                               Кикоть Т.А. – учитель химии ГБОУ  СОШ № 2067.

    Внедрение Федеральных  государственных  образовательных стандартов второго поколения требует от современного учителя знания  содержания и свободного владения  механизмами реализации ФГОС.  Одним из таких механизмов является системно-деятельностный подход к построению учебного процесса. При использовании данного подхода ученик не объект профессиональной деятельности учителя, а самостоятельный субъект , осуществляющий целенаправленную учебную деятельность по усвоению учебного предмета. Учебная деятельность учащегося материализуется в построении схемы ООД (ориентировочной основы действий) в процессе усвоения новой информации или повторения и обобщения знаний.

    Предлагаю разработку краткого конспекта урока с использованием построения схемы ООД.

     

    Предлагаю разработанные инструкционные карты к практическим работам по химии, наиболее приемлемые для самостоятельного выполнения  экспериментальных  работ  учащимися.Инструкции доступные, надёжные и безопасные. Самостоятельная экспериментальная работа способствует выработке общеучебных и специальных химических умений и навыков, при выполнении работ учащиеся глубже усваивают теоретические вопросы.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка краткого конспекта урока школьного курса химии с применением схемы ООД

                                               Кикоть Т.А. – учитель химии ГБОУ  СОШ № 2067.

    Внедрение Федеральных  государственных  образовательных стандартов второго поколения требует от современного учителя знания  содержания и свободного владения  механизмами реализации ФГОС.  Одним из таких механизмов является системно-деятельностный подход к построению учебного процесса. При использовании данного подхода ученик не объект профессиональной деятельности учителя, а самостоятельный субъект , осуществляющий целенаправленную учебную деятельность по усвоению учебного предмета. Учебная деятельность учащегося материализуется в построении схемы ООД (ориентировочной основы действий) в процессе усвоения новой информации или повторения и обобщения знаний.

    Предлагаю разработку краткого конспекта урока с использованием построения схемы ООД.

    Тема урока: Виды химических связей (11кл).

    Цель урока:

    воспитания: формирование коммуникативных компетенций – владение навыками работы в группе, формирование межличностной коммуникации, воспитание активности, самостоятельности;

    развития: развитие информационных компетенций – поиск, анализ, отбор информации  с использованием различных средств и источников;

    обучения: повторить, углубить и расширить знания о причинах возникновения различных видов химической связи и механизмах их образования; научить характеризовать химическую связь по определённому плану. Опираясь на знания учащихся за 8-9 кл. построить схему ООД.

    Тип урока: Урок-лекция с элементами беседы; тип обучения – совместное построение схемы ООД учителем и учащимися.

    Оборудование: таблицы «Химическая связь»; «Шкала ЭО по Полингу»; ТСО( интерактивная доска или компьютер и проектор).

     

    Таблица № 2  Формирование Схемы ООД и уяснение ее сути на материализованном этапе

    Этап

    Ход этапа процесса усвоения

    (комплекс заданий)

    Формы, методы и средства  обучения

    Примечания

    Построения схемы ООД – представления нового материала  

    1. Определение химической связи. Причины образования химической связи.

    ? (Вопрос) Какие вещества существуют в природе в свободном атомарном виде и почему?

    - (Предполагаемый ответ) Благородные газы. В атомах инертных газов внешние энергетические слои  завершены или находятся в устойчивом состоянии(8е). Остальные химические элементы имеют не завершённые внешние энергетические уровни и стремятся к устойчивому состоянию, т.е. к минимуму энергии . Энергия образующейся системы – химической связи – меньше энергии, которой обладают изолированные частицы, идёт выигрыш в энергии.

    Вывод: Причиной образования хим. связи между частицами является стремление системы к минимуму энергии.

    ? Какова природа химической связи?

    - Природа любой хим. связи  - электростатическая («+» и « - »)

    ? Что является важнейшим фактором характеристики атома при образовании хим. связи?

     - Электроотрицательность. Э.О. – способность атомов притягивать электроны.

    ? Что такое хим. связь?

    - Электрические силы притяжения , удерживающие частицы друг около друга.

          2. Виды хим.связей.

    ? Какие типы химических связей вы знаете?

     - Ионная связь, ковалентная связь( неполярная, полярная, донорно-акцепторная), металлическая, водородная связь (межмолекулярное взаимодействие).

    Определение типа химических связей

    Фронтальный опрос

    Демонстрация таблиц «Химическая связь»

    «Шкала ЭО по Полингу».

    Построения схемы ООД – представления нового  материала  

                                            Вещества

    Простые                                                                  Сложные

    (состоят из атомов одного        (состоят из атомов

    химического элемента)        различных хим. элементов)

    Металлы                Неметаллы                

    металлическая        ковалентная        Э.О.<1,7                  Э.О.>1,7

    связь        неполярная                        ковалентная                 ионная

            связь                                   полярная                        связь

    (атомы имеют одинаковую Э.О.)                   связь

            

            неМет – неМет                            Мет – неМет;  

                                                                                                Мет – сложный анион                                            

            

    Обменный                        донорно-акцепторный

    механизм        механизм

           

    3.Механизмы образования хим. связей.

    Материализованный - уяснения нового учебного предмета

    Задание. 1.Определите вид химической связи в соединениях, обоснуйте ответ, распишите механизм образования связи.

    BaCl2;  SO2; C2H6; F2; KBr; I2.

    1. В каком из указанных соединений наиболее полярная  связь?

    Расположите соединения в порядке возрастания полярности.

    Итоговый контроль можно провести по данной теме в форме устного зачёта.

         



    Предварительный просмотр:

    ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА (9 кл).

    Практическая работа №2 «Получение аммиака и исследование его свойств».

    ЦЕЛЬ: Получить газообразное вещество-аммиак ,собрать его и изучить свойства».

        ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками , зажим для пробирок, пробка с газоотводной трубкой, вата, фарфоровая ступка с пестиком, ложечка для сжигания веществ, спиртовка, кристаллизатор с водой, индикаторная бумага, гидроксид кальция, хлорид аммония, раствор фенолфталеина.

       ОПЫТ№1. Получение, собирание и распознавание аммиака.

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ.

    1.Нагревание ведите в верхней трети пламени спиртовки, сначала прогрейте всю пробирку(2-3 движения пламени), а затем в том месте,где находится смесь, не касаясь фитилём пробирки.

    2.Будьте осторожны со смесью, не касайтесь её руками.

    3. Определение запаха аммиака проводите осторожно, не наклоняйтесь над сосудом, не делайте глубоких вдохов, направляйте смесь воздуха и аммиака к себе плавными движениями руки.

        Поместите в ступку по одной  ложке для сжигания хлорида аммония и гидроксида кальция. Разотрите смесь пестиком. Что ощущаете ? Смесь высыпьте в сухую пробирку, закройте пробкой с газоотводной трубкой. Проверьте прибор на герметичность. Закрепите пробирку в зажиме , на другой конец газоотводной трубки наденьте сухую пробирку для собирания аммиака, направленную вверх дном. Почему  вверх? Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция нагрейте.

      Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную индикаторную бумажку.

      Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газообразной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты. Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем, и опустите в сосуд с водой, и на секунду откройте пробирку под водой. Выньте пробирку , продолжая закрывать её большим пальцем, слегка встряхните воду в ней, затем опять опустите в кристаллизатор с водой и отпустите палец. Что наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Добавьте в полученный раствор 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

     Результаты работы оформите в виде таблицы:

    Ход работы.

    Что делал.

    Что наблюдал.

    Вывод. Уравнение реакции.

            

                                    ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА (11кл).

    Практическая работа №2. «Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств».

                                                ВАРИАНТ 1. 

    « Получение, собирание и распознавание водорода».

    ЦЕЛЬ: Получить и собрать водород, доказать его наличие.

    ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками(2шт), спички, цинк (гранулы), раствор соляной кислоты.

        В пробирку поместите 2 гранулы цинка и прилейте 1-2мл (20-40капель) соляной кислоты. Что наблюдаете? Накройте вашу пробирку пробиркой  большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1-2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая её, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Результаты работы оформите в виде таблицы:

    ХОД РАБОТЫ.

    Что делали.

    ЧТО НАБЛЮДАЛИ

    ВЫВОД.

    Уравнения реакций.

    Дополнительное задание: Почему водород собирали в перевёрнутую пробирку?

                                              ВАРИАНТ 2.

    « Получение, собирание и распознавание кислорода».

    ЦЕЛЬ: Получить и собрать газ кислород и доказать его наличие.

    ОБОРУДОВАНИЕ  И РЕАКТИВЫ:  штатив с пробиркой, зажим, кусочек ваты, пробка с газоотводной трубкой, стеклянный стакан, лучинка, спиртовка, спички,  перманганат калия  (KMnO4).

        Насыпьте в пробирку примерно ¼ её объёма перманганата калия. Вставьте в отверстие пробирки рыхлый комок ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Проверьте прибор на герметичность! Пробирку закрепите в зажиме, конец газоотводной трубки опустите в стакан. Прогрейте пробирку пламенем спиртовки , а затем нагревайте пробирку в том месте где находиться перманганат калия. Каким способом вы собираете кислород? Как проверить наличие кислорода в стакане?

     Результаты работы оформите в виде таблицы.

    Дополнительное задание: Какие свойства кислорода, вы подтвердили, выполнив эту работу?

                                       ВАРИАНТ 3.

    « Получение, собирание и распознавание углекислого газа».

    ЦЕЛЬ: Получить и распознать углекислый газ.

    ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с двумя пробирками, стеклянная трубка, лучинка, спички, известковая вода(Ca(OH)2), кусочки мрамора(CaCO3), уксусная кислота(CH3COOH) .

      В пробирку поместите 2-3 кусочка мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1-2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучину. Что наблюдаете? В чистую пробирку налейте 1-2мл прозрачного раствора известковой воды. Через чистую трубочку, осторожно продувайте в раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Результаты работы оформите в таблице. Уравнения реакций запишите в молекулярной и ионной формах.

     

                                                     ВАРИАНТ 4.

    «Получение, собирание и распознавание аммиака».

    ЦЕЛЬ: Получить и собрать газ аммиак, доказать его наличие.

    ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробиркой, зажим, спиртовка, спички, индикаторная бумага, растворы - хлорид аммония (NH4Cl), гидроксид натрия (NaOH).

      В пробирку прилейте 1-2мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объём раствора гидроксида натрия. Закрепите пробирку в зажим, и осторожно нагрейте на пламени спиртовки. Как правильно нужно нагревать?

     Что наблюдаете?

     Поднесите влажную индикаторную бумагу к отверстию пробирки. Что наблюдаете? Осторожно, правильно понюхайте выделяющийся газ!

     Оформите таблицу. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.

    ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2.

      Практическая работа№2. «Скорость химических реакций».

    ЦЕЛЬ: Повторить понятие о скорости химической реакции; исследовать факторы , влияющие на скорость химической реакции.

      ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с 12 пробирками, зажим, спиртовка, спички, лучина, растворы соляной кислоты, уксусной кислоты, сульфата меди, перекиси водорода, CaCO3(кусочки и порошок мрамора), гранулы цинка, медные и железные опилки, диоксид марганца.

            Что такое скорость химической реакции ?

    Какие факторы влияют на скорость химической реакции?

    ОПЫТ №1.Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

     В две пробирки налейте раствор соляной кислоты. Одновременно в одну пробирку поместите кусочек мрамора, а в другую мрамор растёртый в порошок. В какой из пробирок реакция пройдёт быстрее? Как это можно объяснить с точки зрения атомно-молекулярного учения?

    ОПЫТ №2. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

    В две пробирки поместите по грануле цинка, в первую прилейте раствор соляной кислоты , а во вторую- раствор уксусной кислоты.

      В какой из пробирок выделение газа (какого?) протекает более бурно? Почему?

    В две пробирки налейте равные количества соляной кислоты. В первую опустите железные опилки, а во вторую медные. В какой из пробирок  протекает реакция? И почему?

    ОПЫТ №3.Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.

    В две пробирки налейте растворы сульфата меди различной концентрации. Определив большую или меньшую концентрацию по насыщенности цвета раствора. В каждую из пробирок поместите гранулу цинка.

    В какой из пробирок выделение меди на цинке началось быстрее?

    ОПЫТ №4. Зависимость скорости химической реакции от температуры.

    В две пробирки налейте раствор соляной кислоты и поместите в них по грануле цинка. Одну из пробирок осторожно нагрейте. В какой из пробирок реакция протекает более бурно?

    ОПЫТ№5. Влияние некоторых веществ на скорость химической реакции.

    В две пробирки налейте перекись водорода, в одну из пробирок осторожно присыпьте несколько кристаллов диоксида марганца.

    В какой из пробирок наблюдается бурное выделение газа? Какой это газ? Тлеющую лучинку по очереди опустите в первую и вторую пробирки. Что наблюдаете?

    Результаты работы оформите в виде таблицы.

                              Инструкционная карта №3.

     Практическая работа №3. «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

    ЦЕЛЬ: Сформировать умения и навыки проведения и составления качественных реакций на различные катионы и анионы».

    ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками, растворы – сульфат меди(II) CuSO4, нитрат алюминия Al(NO3)3, хлорид железа(III) FeCl3,

    хлорид бария BaCl2, гидроксид натрия NaOH, серная кислота H2SO4, роданид калия KSCN, соляная кислота HCl, фенолфталеин, нитрат серебра AgNO3

    твёрдые вещества – хлорид аммония NH4Cl, карбонат калия K2CO3, гидроксид натрия NaOH.

       Актуализация знаний.

    Что называют качественными реакциями?

    При помощи каких реактивов можно определить-

    Катионы: NH4+,  K+,  Ca2+,  H+,  Fe2+  Fe3+,  Cu2+,  Al3+

                   Анионы: SO42-,  SO32-,  Cl-,  OH-,  CO32-.

                                                Ход работы.

    ОПЫТ №1.

    Даны растворы: CuSO4, Al(NO3)3, FeCl3, BaCl2, AgNO3

    Проведите качественные реакции на катионы.

    Оформите таблицу. Запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах.


    ОПЫТ №2.

    Даны твёрдые вещества: NaOH, NH4Cl, K 2CO3.

    Проведите реакции, подтверждающие их состав. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

            Что делал

        Что наблюдал

    Вывод. Уравнения реакций.

    ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3.

    Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на качественные реакции неорганических и органических соединений».
    ЦЕЛЬ
    : Продолжить работу по отработке умения проводить и составлять качественные реакции на неорганические и органические соединения.

    ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками, спиртовка, зажим, спички,  растворы (хлорид натрия, карбонат натрия, сульфат натрия, ацетат натрия, нитрат серебра, соляная кислота, хлорид бария, хлорид аммония, хлорид алюминия, хлорид меди(II), хлорид железа(III), сульфат меди, гидроксид натрия, глюкоза, глицерин, яичный белок.

           ОПЫТ №1. Используя реактивы на вашем рабочем столе, проведите качественные  реакции для следующих соединений:

       NaCl,    Na2CO3,    Na2SO4,     (CH3COO)Na.

      Оформите работу в таблице. Запишите уравнения реакций и составьте полные и сокращённые ионные уравнения.

         ОПЫТ №2. Осуществите качественные реакции для следующих растворов:  NH4Cl,    BaCl2,    AlCl3,   CuCl2,      FeCl3

       Оформите работу в таблице. Составьте молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения.

        ОПЫТ №3. Проведите качественные реакции на растворы следующих органических веществ:  глюкоза, глицерин, белок.

     Оформите таблицу. Составьте уравнения реакций.

    Что делал. Ход работы.

    Что наблюдал.

    Вывод. Уравнения реакций.

                                         

                                                                                                                                                                      ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА №4 « Решение экспериментальных задач по теме ГИДРОЛИЗ».

    ЦЕЛЬ: Повторить гидролиз солей и экспериментальным путём подтвердить pH в растворах солей.

    ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками, индикаторная бумага, растворы солей (карбонат натрия, сульфат цинка, хлорид натрия).

                        Актуализация знаний.  Что такое гидролиз? Типы гидролиза?

     ОПЫТ №1. В три пробирки прилейте 1-2мл растворов: Na2CO3, ZnSO4, NaCl.

     Испытайте действие растворов на универсальную индикаторную бумагу. Что наблюдаете? Объясните результаты наблюдений и запишите уравнения реакций гидролиза в молекулярном и ионном виде.

      ОПЫТ №2. С помощью индикаторной бумаги определите, в какой из выданных вам пробирок, находятся растворы солей: CH3COONa, NH4NO3, K2SO4. Результаты занесите в таблицу.

                                           ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

     

    ЦЕЛЬ: Продолжить работу по отработке умения проводить и составлять качественные реакции.

    ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками, растворы – соляной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина, пробирки под номерами 1. 2. 3. 4. (AgNO3, K2CO3, ZnSO4, NaOH).                   

    ОПЫТ №1. Решить экспериментальную задачу.

    Даны пробирки с растворами под номерами 1. 2. 3. 4.

    Растворы прозрачные, бесцветные, без запаха. Известно, что это растворы

    AgNO3, K2CO3, ZnSO4, NaOН .

    .                                          ЗАДАЧА              

    Опытным путём определите, какое вещество находится в каждой из пробирок.

    РЕШЕНИЕ. От каждой пробирки с растворами отлейте по несколько капель в чистые пробирки с соответствующими номерами.

     В каждую из этих пробирок добавьте соляную кислоту. Что наблюдаете? Результаты занесите в таблицу.

    Сделайте соответствующие выводы.
    В оставшиеся пробирки прилейте гидроксид натрия(NaOH) , что наблюдаете? Результаты занесите в таблицу.

    В оставшийся раствор капните фенолфталеин. Малиновое окрашивание будет доказывать щелочную среду.

       K2CO3

         AgNO3

         ZnSO4

       NaOH

     + HCl

         ?

           

        ?

      + NaOH

         ?

                + фенолфталеин

         ?

    Запишите вывод. Составьте молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения, проделанных вами реакций.

                                                          ВЫВОД: В пробирке №1-

                                                                                                №2-

                                                                                                №3-

                                                                                                №4-

     

            

                                    ИНСТРУКЦИОННАЯ  КАРТА №4.

       Практическая работа №5 « Практическое осуществление переходов».

      ЦЕЛЬ: повторить понятие «генетическая связь неорганических веществ» путём решения экспериментальных задач, состоящих из цепочек превращений.

     ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ:  штатив с пробирками, медная проволока, спиртовка, спички, зажим, ложечка для сжигания, колба, красный фосфор, растворы –H2SO4, NaOH, H2O, Na2SO4.                                                            

        Актуализация знаний:

    • Что называется генетической связью ?
    • Запишите генетический ряд металла.
    • Запишите генетический ряд неметалла.

                                                       Ход работы.

               ОПЫТ №1. «Генетический ряд металла»

    Проведите реакции, в которых осуществляются  предложенные ниже химические превращения.

     

     Cu           CuO              CuSO4        Cu(OH)2        CuO

    Составьте уравнения соответствующих реакций. Р.И.О. запишите в полном и сокращённом ионном виде.

               ОПЫТ №2. «Генетический ряд неметалла».

    Проведите реакции, осуществляющие следующие превращения:

                                                                        +NaOH

      P        P2O5                H3PO4                                Na3PO4

                                              +Na2CO3

                                                                                       Na3PO4

     Составьте уравнения соответствующих реакций. Отчёт о работе оформите в таблице.

    Ход работы. Что делал.

    Что наблюдал.

    Вывод. Уравнения реакций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краткий конспект уроков по Excel

    Электронные таблицы - не самый простой для понимания учениками материал.Однако, если ученикам удаётся разобраться в теории, они с лёгкостью и желанием применяют таблицы в работе с другими программами....

    Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

    Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

    Конспект урока химии в 8 классе по теме "Применение водорода. Будущие водородные технологии"

    Урок  посредством применения интерактивных методов обучения - стратегий технологии развития критического мышления способствует  не только получению прочных знаний об областях применения водо...

    краткий конспект урока по теме "Азот"

    Краткий конспеки для подготовки по теме Азот...

    краткий конспект урока по теме"Понятие алгоритма"

    краткий конспект урока по теме "Понятие алгоритма" с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения...

    План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".

    План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...