план-конспект урока химии в 8 классе по теме "Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Области применения кислорода."
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

план конспект урока химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_himii_v_8_klasse.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока химии в 8 классе.

Тема. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.

Области применения кислорода.

Цели урока: 1.Знать способы  и уравнения реакции получения кислорода в лаборатории.

2. Знать области применения кислорода. 3. Освоить термин «катализатор».

Оснащение и оборудование: (УОНЗ, КУ). Проектор, компьютерные слайды; видеофильм DVD-химия 8кл. Ч.2; штатив, колба, пробирки, газоотводная трубка, деревянная палочка для лучины.

Реактивы: KMnO4, H2O2, MnO2, CH3COONa, натронная известь-NaOH: CaO-высушен.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Фронтальный опрос по ключевым вопросам пройденного урока. Ознакомление целями урока (слайд 1.2).
  2. Тестовые задания по пройденному уроку (дифферинц.).Задания на компютере:

Проверочный лист № 1

Установите соответствие предложенных ниже явлений с названием реакции. Впишите буквы в соответствующие строки.

Реакция горения ________________ ;

медленное окисление __________

1 вариант

а) Сжигание дров в печи;

б) гниение остатков растений в компостной куче;

в) сжигание серы в колбе с кислородом;

г) превращения влажного зерна пшеницы, загруженного в корпус элеватора;

д) воспламенение нефти.

2 вариант

а) Прогорание сливочного масла;

б) сжигание угля в печи;

в) превращения влажной травы, убранной в стог;

г) сжигание фосфора в колбе с кислородом; д) гниение навоза

                                        уровень 1 – удов; уровень 2 – хорошо; уровень 3 – отлично.

Проверочный лист № 2.
Химические свойства кислорода

У р о в е н ь 1

Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.

BaO, CaS, NaCl, Na2O, CO, H2SO4,

AgCl, NO2, H3PO4, ZnO.

У р о в е н ь 2

Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их:

MgO, Al2O3, P2O5, K2O.

У р о в е н ь 3

На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. (Кислород проявляет валентность II.) Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия:

            Na2O , MnO4 , NO2 ,   AlO3 , SO2 , PO5 , Al2O3.

Новый урок.

Способы получения кислорода в лаборатории:

  1. Демонстрация:  2KMnO4= K2MnO4+MnO2+O2

Один  ученик уравняет уравнение на доске, (схема дается учителем)

-собираем в колбу кислород, поджигаем тлеющую лучину, опуская в колбу,

- собираем кислород методом вытеснения воды в 2 пробирки (2/3 части пробирки, оставляем в воде, для следующего опыта, 1 пробирка резервна)

       2. Показ видеофрагмента :  2 KCLO3=2 KCL+ 3O2

Один  ученик уравняет уравнение на доске, (схема дается учителем)

- обратить внимание на использование катализатора  (новый термин, акцентируем потом).

        3. Показ видеофрагмента : 2KNO3= 2KNO2+ O2

 Один  ученик уравняет уравнение на доске, (схема дается учителем),

- фиксируя фрагмент кадра, два ученика записывают уравнение реакции горения углерода и серы в пробирке.

         4. Демонстрация:   2H2O2= 2H2O+ O2 

Один  ученик уравняет уравнение на доске, (схема дается учителем)

-собираем в колбу кислород, поджигаем тлеющую лучину, опуская в колбу.

            5. Получение кислорода из воды: 2H2O= 2 H2+O2   

Один  ученик уравняет уравнение на доске, (схема дается учителем)

           - реакцию не проведем, только демонстрируем электролизер и объясняем суть.

           -  Слайд №5, записываем уравнения в тетрадях.

          - Вопрос классу по слайду №6. Итак какими способами можно кислород в лаборатории?

           Получение кислорода в промышленности: слайд№7 .

          Слайды №8,9(.Старая арапская сказка).-Катализаторы и обсуждение  механизма их действия. Запись        

            термина  в  тетрадях.

           Слайд №11. Применение кислорода.                                    Физкультминута («Вдох-выдох»)

          Слайд №12. Задача. В сутки человек вздыхает примерно 25 кг воздуха. При работе двигателя автомобиля расходуется 1825 кг кислорода на каждые 100 км пути.

  • Вопрос. Сколько времени может дышать этим кислородом человек?
  • Ответ.            А) Одну неделю
  •                        Б) Один месяц
  •                        В) Один год 

-Области применения кислорода. След. слайд.

Перечисление и обсуждение. Использование во взрывных работах.

Демонстрация  опыта «Взрыв метана». Методом вытеснения воды собираем метан (1/3 часть в  уже

наполненную 2/3 части кислородом пробирку. Используем только чистый метан!)

Уравнение реакции: CH4+2O2= CO2+2H2O  (Акцент на объемные соотношения газов! Случаи взрывов в

угольных шахтах…Будьте осторожны! ) Вопрос: В каких объемных соотношениях метан образует с воздухом взрывоопасную смесь?

  1. Завершая урок 1 задача из олимпиады школьного тура. 

В 22... году трое астронавтов высадились на планете в созвездии Альфа Центавра. В состав атмосферы этой планеты, как показал бортовой анализатор, входит 99,9 % водорода и 0,1 % гелия. На борту имеется переносная газовая плита, которая  однако, работает только вне корабля. Как могли бы астронавты преодолеть возникшее затруднение и сварить себе обед?

(5 баллов)

(Ответ. В атмосфере водорода можно сжигать кислород имеющийся на борту корабля)

Заключение урока. Не теряйтесь попав  в другую планету, используйте свои знания!

  • Домашнее задание.Слайд 14. §19, 21упражнение 1,2(стр.53-59, учебник «Химия-8»
  • Задача 1,2 (стр.60)
  • Составить кроссворд. Ключевое слово «кислород».
  • Составить задачу по теме.