Сценарий патриотического мероприятия
презентация к уроку по истории

Сценарий патриотического мероприятия о памяти войнам - уроженцам Иркутской области разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 40

(МБОУ г. Иркутска СОШ № 40)

Конкурс информационных проектов

«Ради жизни на Земле»

«СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ»

«Национальное единство народов Иркутской области в Великой Отечественной войне»

Автор: Неуструева Анна Анатольевна

Учитель истории и обществознания

г. Иркутск, 2025 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Пояснительная записка……………………………………………………………….4

Сценарий мероприятия…………………………………………………………….…5

Планируемые результаты………….………………………………………………....9

Список источников………………………………………………………………….10

Приложения……………………………….....………………………………………10

Введение

Данная методическая разработка посвящена патриотическому воспитанию подрастающего поколения через призму памяти не просто об участниках Великой Отечественной войны, а о жителях Иркутской области, которые защищали свою Родину от фашистских захватчиков. Мероприятие «Ради жизни на Земле» направлено на осознание вклада народов Иркутской области в победу над фашизмом при помощи реализации личностно-ориентированного подхода учащихся 7-11 классов для понимания глубинного смысла темы мероприятия.

Благодаря проведению подобных внеклассных мероприятий, посвященных не только событиям Великой Отечественной войны, но и изучению определенных исторических вех родного края, у учащихся формируется понимание культурного и национального единения мира, проявляется уважение и толерантность к культуре и быту других народов, проявляется интерес к дальнейшему изучению истории Иркутска и Иркутской области.

Пояснительная записка и сценарий


Пояснительная записка

Цель: Формирование у обучающихся патриотического сознания и сохранения исторической памяти о своих земляках, участниках Великой Отечественной Войны, утверждении национального единства и сплоченности в условиях агрессивного отношения к многонациональной стране.

Задачи:

Образовательные: актуализировать и расширить знания учащихся о героях-земляках разных национальностей, принимавших участие в Великой Отечественной Войне, а также трудившихся в тылу на благо фронта.

Развивающие: развивать критическое мышление и умение анализировать представленную информацию, формировать собственное мнение о важнейших события, происходивших в регионе вовремя сплочения народов в борьбе с фашизмом.

Воспитательные: воспитывать уважение к подвигу предков, ветеранам, формировать чувство гордости не только за свою страну, но и за свою малую родину, и земляков, которые независимо от своей национальности и уклада жизни защищали нашу землю от фашистских захватчиков, определять личную солидарность к защите своей Родины.

Предмет внеклассного мероприятия состоит в развитии новых направлений воспитательной работы в рамках патриотического нравственного и культурного развития и воспитания на примере родного края.

Актуальность: В настоящее время в условиях разрушения толерантного отношения к народам и ложного переписывания исторических событий, особенно касающихся международных отношений, необходимо и важно доносить правду до подрастающего поколения в неискаженном виде. Именно поэтому указанное внеклассное мероприятие, раскрывающее особенности проявления национального единства народов Иркутской области в Великой Отечественной войне, позволит сформировать отрицательное отношение молодежи к цинизму, пробудить в их сердцах трепетное отношение не только к великому прошлому своей страны, но и сформировать чувство гордости за свою малую родину и земляков, отдавших жизни во имя сохранения мира.

Возраст детей: 13-17 лет (7-11 классы).

Условия проведения: Актовый зал.

Оборудование и технические средства:

  • ноутбук/компьютер;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • акустическая система;
  • микрофоны;
  • реквизит: «свеча памяти», георгиевские ленточки для всех участников;
  • стулья для выступающих (по необходимости).

Методы и формы работы.

По источнику знаний: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация, видео), практические (работа с «голосом памяти»).

По характеру познавательной деятельности: иллюстративные, слуховые, ответы на проблемные вопросы и пр.

Формы работы: индивидуальная (выступления участников мероприятия), групповые (дискуссия зрителей).


Сценарий мероприятия «Национальное единство народов Иркутской области в Великой Отечественной войне»

Ведущие лица:

Ведущий 1 (преподаватель истории)

Ведущий 2 (юноша, 11 класс)

Чтецы (3 человека)

Оператор звука и света.


Ход мероприятия

(Зал затемнен. На экране – титульный слайд презентации с тематикой мероприятия «Ради жизни на Земле» и его названием «Национальное единство народов Иркутской области в Великой Отечественной войне»).

Ведущий 1. Сибирь, Иркутск, Родина… Как много значат эти слова… (На фоне играет песня Николая Емелина – Моя Родина Сибирь). Несмотря на свою суровость, наш край дарит нам и по-весеннему теплое солнце, и зеленую траву, и зимнюю стужу с ветрами, шум волн Байкала и быстрое течение Ангары. Сегодня мы можем прогуляться по улицам Иркутска, посидеть в парке, съездить к родственникам в деревню и вдохнуть аромат свежего сена, испить настоящего молока. Много смешанных чувств вызывает наша малая Родина, которая существует в тихом и мирном спокойствии… Но всегда ли было так? Давайте зададимся этим вопросом, что было 84 года назад? Как жили люди в Иркутской области? Как проводили свое детство дети? Также беззаботно и безмятежно проходили их лучшие годы жизни?

Нет, ребята. Восемьдесят лет назад на устах всех жителей Иркутской области звучало одно страшное слово – Война!

Ведущий 2: (Голос за кадром, в темноте) «Война… Это слово ворвалось в жизнь нашей страны 22 июня 1941 года тихим летним утром и навсегда разделило её на «до» и «после». На «мир» и «войну».

(Включается слайд с черно-белой фотографией довоенной жизни: два мальчика улыбаются. Музыка резко обрывается. Звучит запись объявления Левитана о начале войны.)

Ведущий 1: (Выходит на свет). Война… Мир разделился на до. … и после. Но не только жители территорий, на которых развернулось пламя войны, встали на защиту Родины, но и жители отдаленных регионов также принимали активное участие в борьбе с фашизмом. И среди них не только русские, но и все многонациональное население Советского Союза.

Сибиряки, такие разные, такие уникальные, несмотря на свои национальные различия, на образ жизни, промыслы и культуру, а главное язык, объединились в одну сплоченную команду, чтобы защитить свою Родину., чтобы совершить Подвиг, ради которого стоит жить. Мужчины уходили на войну, а женщины и дети оставались здесь, в городах и селах Иркутской области, чтобы обеспечить надежный тыл и оказать помощь нашим солдатам. Ради чего все это было? Ради одной цели. Ради жизни на Земле.

Чтец 1: (Читает на фоне слайда с фрагментом из фильма 321-я Сибирская)

«Открываю страницу огненную,

Вновь слышу грохот и гул тишины.

Война. Сорок первый. Сорок пятый.

Меж ними – три года, пробитые войны.

Но память – она не знает покоя,

Она возвращает нас в грохот атак,

Чтоб мы не забыли ценою какой

Нам мирное небо подарено в дар».

Ведущий 2: Что мы знаем о той войне? Цифры, даты, карты сражений. Но за ними – судьбы, судьбы разных народов и национальностей, судьбы наших земляков, которые независимо от своей этнической принадлежности встали на защиту Родины, защиту Сибири. Русские, буряты, эвенки, белорусы и украинцы, сосланные в Сибирь во время раскулачивания и проведения Столыпинской аграрной реформы… Никто не остался в стороне, все ушли на фронт…

Ребята, давайте познакомимся поближе с нашими героями, которые защищали не только большую, но и малую Родину от фашистских захватчиков.

Чтец 2. Русские. Николай Челноков, Афанасий Белобородов, Владимир Безбоков… Их именами названы улицы нашего славного города, а портреты героев каждый Праздник 9 мая украшают главные скверы и бульвары.

Но есть еще много героев среди наших земляков. Например, Лытин Дмитрий Константинович (слайд 4), воевал в 122-й отдельной противотанковой роте, а в боях проявил себя смелым и находчивым бойцом. Одним из его воспоминаний стал случай захвата в плен немецкого «языка». «Наша часть стояла в обороне. Противник сильно укрепил свой передний край. Необходимо было достать «языка». Ночью ползком двинулись к вражеским окопам. Мой товарищ бесшумно подполз к пулеметчику и набросился на гитлеровца. Но тот оказался сильнее и сразу выкрутился. Я мгновенно пришел на выручку другу. Схватив пулеметчика за грудь, привычным движением заткнул ему рукой рот. Немец был в наших руках. Задание выполнено».

Чтец 3: Дубынин Николай Михайлович (слайд 5) – еще один из героев-земляков, принимавших участие в ВОВ. Он, «20 апреля 1945 г., практически перед самым окончанием Войны, когда шли ожесточенные бои за каждый метр земли, со своим взводом за полтора часа, несмотря на массированный огонь вражеских пулемётов и миномётов, собрал понтоны для парома и приступил к переправе через реку советских войск к югу от Штеттина. В тот день он совершил 33 рейса.

Всего лишь за трое суток он переправил достаточное колличество военной техники, необходимой для наших солдат. Когда один из понтонных расчётов был в полном составе выведен из строя, Дубынин несколькими шинелями заткнул пробоины в пароме и успешно доставил на западный берег очередную группу бойцов. В обратном рейсе Дубынин доставил раненых.

В честь Дубынина назван переулок в посёлке Падун. 19 апреля 2003 на здании школы в поселке Тарма была установлена мемориальная доска в честь Николая Михайловича Дубынина.

Чтец 1: Из Иркутской области бить фашистов отправились не только русские, но и тофалары (тофы). Кусаев Максим Иванович (слайд 6), награжден медалью «За победу над Японией», прошел путь от Тофаларского района практически до Германии. Рукавишников Виктор Федорович (слайд 7), техник-лейтенант, уроженец Тофаларского района. Один из немногих тофаларов, который имеет ряд таких медалей, как «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги». Токуев Яков Николаевич (слайд 8), тофалар, награжден орденом Красного Знамени. Все они, несмотря на традиционный уклад жизни их семей, добровольцами ушли на фронт бороться с фашистскими захватчиками.

Чтец 2: Буряты. Етабаев Арсений Михайлович (слайд 9). «Родом из с.Бурят-Янгуты Осинского района. Стал знаменитым снайпером на Западном фронте и лично уничтожил 356 фашистов и 2 самолета. Ему была посвящена почтовая открытка с его портретом на лицевой стороне и с надписью «Лейтенант А.М. Етобаев - знатный снайпер Волховского фронта».

Хантаев Василий Харинаевич (слайд 10). «Один из самых отважных артиллеристов Великой Отечественной войны. Родом из Эхирит-Булагатсого района Иркутской области. В уличных боях в Берлине расчет Хантаева прямой наводкой подбил два паровоза, где находились немецкие снайперы, а за весь период этой операции он и его боевые товарищи уничтожили свыше трехсот фашистов, взяли в плен 49 гитлеровцев, включая коменданта лагеря Фольскштурм»[1].

Чтец 3: Баторов Иннокентий Николаевич (слайд 11).

Родился герой в Аларском Аймаке, Балаганского уезда. 9 августа 1945 года началась Советско-японская война. 205-я танковая бригада с некоторыми другими подразделениями составила подвижную группу 36-й армии. Из дота, расположенного на соседней сопке велся обстрел танков противотанковыми орудиями, а ликвидировать полностью их было невозможно, так как мешали пулеметчики.

Атаки вечера 9 августа 1945 года успеха не принесли. Утром 10 августа 1945 года рота мотострелков вновь пошла в атаку. Подобравшись к доту, рядовой Баторов попытался забросать его гранатами, но безуспешно. Тогда боец закрыл амбразуру пулемёта своим телом. За подвиг награждён не был. Только в послевоенное время, указом от 6 мая 1965 года был посмертно награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени[2].

Чтец 1: Эвенки. Единственный эвенк, удостоенный звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны Иннокентий Петрович Увачан (слайд 12). Это первая война, в которой участвовал эвенкийский народ. Несмотря на то, что эвенки не имели боевого опыта и военных традиций, из их числа вышло немало достойных бойцов в этой освободительной войне.

«Он был родом из семьи охотника-оленевода стойбища Ангкачо Наканновского сельсовета Катангского района, Иннокентий как все сверстники учился в школе, стал охотником, затем приемщиком пушнины.

Звезду Героя Увачану присвоили за подвиг, который он совершил, когда его дивизии пришлось вести упорную борьбу за плацдарм на правом берегу Днепра. Батальоны 276-го гвардейского стрелкового полка были отрезаны от командного пункта. Необходимо было во чтобы то ни стало восстановить связь. Рядовой Увачан, понимая, какая опасность грозит его боевым товарищам, вызвался выполнить ответственное задание. Взяв с собой двенадцать добровольцев, он поручил одному тянуть кабель, а с остальными пошел на сближение с гитлеровцами в сторону батальонов.

Не доходя несколько десятков метров до траншеи противника, Иннокентии дал команду «вперед!» и с криком «ура!» увлек гвардейцев в атаку. Ошеломленные неожиданным нападением, гитлеровцы подались в стороны. Связь с полком была восстановлена»[3].

Ведущий 1: Но народы нашей Иркутской земли не только уходили на фронт, они еще и трудились в тылу, помогая выжить нашим бойцам в тяжелое для всех время. При этом бок о бок трудились и русские и буряты, эвенки и белорусы, украинцы и татары. И никто не относился друг к другу с враждебностью, каждый не только уважал чужой менталитет, но и оказывал взаимопомощь и выручку (Слайд 13).

Чтец 2:

Они не брали вышек и не ходили в атаку,

Но были на посту у доменных печей.

Их руки, исцарапанные, в мозолях и в окалине,

Сжимали тиски, словно штык врага.

Ребенком, встав на ящик, чтобы дотянуться до станка,

Он делал снаряды для «Катюши» той весной.

И каждый патрон, и каждый хлебный килограмм

Был тоже подвигом, был тоже частью боя, был строкой

В великой книге, что зовется «ЖИЗНЬ».

(На экране – фотографии работы в тылу жителей Иркутской области» (Слайд 14-18).

Ведущий 2: На территориях проживания эвенков и тофов не было заводов и фабрик, ее жители не производили оружие, боевую технику и боеприпасы. Они поставляли сырье, продукты питания, теплую одежду, добывали ценного пушного зверя. Только за один 1942 год жители Катангского района «отправили бойцам-красноармейцам 87 полушубков, 110 пар валенок, 596 пар теплых рукавиц, 62 оленьих парки, 79 унтов, 170 шапок… Было сдано 48 коров, 12 оленей, 38 свиней, 10 овец, 73 кг масла. Сдавали также шкуры животных, зверей, шерсть, мануфактуру, одеяла»[4].

Их подвиг был не менее важен. Без сна и отдыха, под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» они ковали оружие, растили хлеб, шили одежду. Их руками была выкована наша Победа.

(На экране – кадры кинохроники «Знамя Победы над Рейхстагом» (слайд 19))

Ведущий 1: Они победили! Победили ради нас. Ради того, чтобы мы могли жить, любить, мечтать, учиться. Ради того, чтобы над нашими головами всегда было мирное небо.

(Музыка стихает, переходя в мелодию песни «Журавли».)

Ведущий 1: Память о них живет в нас. В наших сердцах. В наших делах.

Она жива, пока мы помним.

(Объявляется минута молчания. На экране горит «Вечный огонь» (слайд 20)

Ведущий 1: (После минуты молчания) Жизнь продолжается. И наш долг – не просто помнить, а быть достойными их великого подвига. Творить добро, беречь мир, защищать свою Родину, свою семью, свою землю.

Ведущий 2: Пусть этот символ – Георгиевская ленточка – будет не просто атрибутом, а знаком нашей памяти, нашей благодарности и нашей ответственности.

(Ведущие раздают георгиевские ленточки зрителям. В это время играет песня Шальнева Надежда, Кочетов Лев – Мы - едины! Непобедимы!)

(Мероприятие завершается).

Планируемые результаты

По окончании мероприятия учащиеся:

  • запомнят основные события Великой Отечественной Войны в позиции подвигов земляков;
  • смогут адекватно и оценивать поступки участников ВОВ;
  • закрепят уважительное отношение к истории своей страны и толерантность по отношению к другим национальностям;
  • приобретут стимул для дальнейшего изучения истории своего края в разные периоды его развития.

Список источников

  1. Архивные материалы сайта «Память народа» ()
  2. Ерошенко Л. Г. «Одна на всех победа. Коренные малочисленные народы Иркутской области в Великой Отечественной войне». – Иркутск : Время странствий, 2020. – 197 с.

2. Поэзия военных лет (О. Берггольц, К. Симонов, Ю. Друнина).

3. Фонограммы песен: «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова), «Моя Родина Сибирь» (Николай Емелин).


Приложение (описание электронных ресурсов)

1. Презентация Презентация_Ради_жизни_на_Земле.pptx;

2. Аудиофайлы (Голос Левитана о начале войны, Моя Родина – Сибирь, Журавли, Пока мы едины, мы непобедимы).

3. Фотографии: Подборка из тематических фотографий в высоком разрешении для слайдов презентации.


[1] Архивные материалы сайта «Память народа» ().

[2] Архивные материалы сайта «Память народа» ().

[3] Ерошенко Л. Г. «Одна на всех победа. Коренные малочисленные народы Иркутской области в Великой Отечественной войне». – Иркутск : Время странствий, 2020. – 197 с.

[4] Ерошенко Л. Г. «Одна на всех победа. Коренные малочисленные народы Иркутской области в Великой Отечественной войне». – Иркутск : Время странствий, 2020. – 197 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Покуда сердца стучат-помните!" Сценарий патриотического мероприятия

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является  одной из важнейших задач современной школы, так как  детство и юность – самый благоприятный  период  для привития священ...

Сценарий патриотического мероприятия "Слет партизан" 2016 г.

В нашей школе ежегодно проводятся в течении 30 лет слеты партизан и подпольщиков. Данный слет был проведен в 2016 году...

Сценарий патриотического мероприятия, посвящённого Дню Победы "ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ"

  Концепция проекта – синтез времён (путешествие по страницам истории).В картину современности постепенно вплетаются нити исторических событий, образы знаменитых лиц прошлых веков. Э...

Сценарий патриотического мероприятия

Патриотизм всегда будет актуален. Наша задача не дать ему потухнуть. Мероприятие направлено на сохранение памяти и уважения к людям, завоевавшим нам свободу....

Сценарий патриотического мероприятия, посвященного Дню Победы

Сценарий торжественного мероприятия "Вместе мы - Россия" (фестиваль патриотической песни), посвященного 77-ой годовщине Великой Победы. Рассчитан на учащихся 8-11 классов....

Сценарий патриотического мероприятия

Сценарий патриотического мероприятия...

Методическая разработка. Сценарий патриотического мероприятия «Верность Родине тверда! Патриоты навсегда!»

Сценарий патриотического праздика, который можно использовать к праздникам: Дню защитника Отечества, Дню России, Дню народного единства. Включает в себя исторические вехи нашей славной истории от были...