«РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 6 класс) по теме

Салахова Рамиля Талгатовна

На уроке дается определение рисунку,определение характера и вида рисунков.Дети узнают о истории материале которым раньше выполнялись рисунки.Детям предлагается серия рисунков "Мое настроение".  Знакомятся с современной техникой выполнения рисунка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl_1_urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 Цели:

  1. познакомить учащихся с творческими задачами рисун ка, его видами, с материалами для его выполнения;
  2. развивать навыки овладения техникой рисования;
  3. воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  4. учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» (Леда с лебедем, Эскиз Леда, Набросок мужской головы, Зарисовки животных, Автопортрет) 2) «Великие художники. Иванов» (Явление Христа народу) 3)Е.Каменева «Какого цвета радуга» (Эскиз Явления Христа народу) 4) Учебный рисунок выполненный школьником.

План урока.

  1. Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Образец педагогического рисунка.
  4. Практическое выполнение.
  5. Подведение итогов.

Ход урока.

I.         Организационный момент.

Знакомство с классом. Проверка готовности к уроку.

II.         Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

 III.         Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живо писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо бразительного искусства.

 Ознакомление с  материалами и техникой работы с ри сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

 Для рисования художники используют очень мно гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран даш при рисовании особым образом, не так, как при письме.  Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали.       Штрихи серебряного карандаша по происшест вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

 Виды  рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба тывают детали задуманного произведения.

 IV.         Практическая работа.

Задание.

Используя  предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение. Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказа ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

 V.                Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

2.  Заключительное  слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран дашными линиями, штрихами,  которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок - основа изобразительного искусства

Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства, виды рисунка...

Рисунок - основа Изобразительного искусства

Конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского....

Презентация Рисунок-основа изобразительного искусства

Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе. Рассматриваются основные виды рисунка и графические материалы....

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

Тест по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства"

Данный контрольный тест разработан с целью выявления уровня знаний по теме «Рисунок – основа изобразительного искусства».Материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта...

«Рисунок - основа изобразительного искусства»

Ц е л о рока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.Задачи:Обр a i о вате л ъные:1 .познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, сматериалами выполнения рисунка, т...

Методическая разработка "Рисунок - основа изобразительного искусства", 5 класс

5 классУрок  № 1  на тему: «Рисунок-основа изобразительного искусства" Цели:·познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его вып...