Методическая разработка "Рисунок - основа изобразительного искусства", 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

5 класс

Урок  № 1  на тему: «Рисунок-основа изобразительного искусства"

 Цели:

  • ·познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения;
  • ·развивать навыки овладения техникой рисования;
  • ·воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  • ·учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

 Оборудование: презентация «Рисунок-основа изобразительного искусства», образцы  рисунков « Мое настроение», документ-камера для демонстрации педагогического рисунка.

 План урока:

1.Беседа о рисунке, о его видах и материалах для его выполнения.

2.Постановка художественной задачи.

3.Образец педагогического рисунка.

5.4.Практическое выполнение.

6.Подведение итогов.

 Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

(Объяснения учителя сопровождаются показом слайдов презентации)

  1. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке:

«Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живописи и скульптуры требуют для своего создания и большого времени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления художественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художником для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства.

 Перейдем к знакомству  с материалами и техникой работы с рисунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

 Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространенный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш при рисовании особым образом, не так, как при письме.  Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для самостоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшествии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались великие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

 Виды  рисунка:

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения».

 IV.  Практическая работа.

Задание: используя  предложенные образцы рисунков из серии «Мое настроение сегодня», вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем своё настроение, поведение и черты характера.

Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении.

 V.      Итог урока.

1.  Рисунки собираются учителем для выставка работ учащихся в классе;

2.  Заключительное  слово учителя: «Сегодня на уроке мы с вами на практике убедились, что изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, штрихами,  которые помогут увидеть их выразительность. В своих работах мы с вами смогли эти приемы отразить! Спасибо за урок!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Урок  № 1  на тему: «Рисунок-основа изобразительного искусства"

 Цели:

  • ·познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения;
  • ·развивать навыки овладения техникой рисования;
  • ·воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  • ·учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

 Оборудование: презентация «Рисунок-основа изобразительного искусства», образцы  рисунков « Мое настроение», документ-камера для демонстрации педагогического рисунка.

 План урока:

1.Беседа о рисунке, о его видах и материалах для его выполнения.

2.Постановка художественной задачи.

3.Образец педагогического рисунка.

5.4.Практическое выполнение.

6.Подведение итогов.

 Ход       урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

(Объяснения учителя сопровождаются показом слайдов презентации)

  1. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке:

«Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живописи и скульптуры требуют для своего создания и большого времени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления художественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художником для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства.

 Перейдем к знакомству  с материалами и техникой работы с рисунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

 Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространенный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш при рисовании особым образом, не так, как при письме.  Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для самостоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшествии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались великие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

 Виды  рисунка:

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения».

 IV.  Практическая работа.

Задание: используя  предложенные образцы рисунков из серии «Мое настроение сегодня», вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем своё настроение, поведение и черты характера.

Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении.

 V.      Итог урока.

1.  Рисунки собираются учителем для выставка работ учащихся в классе;

2.  Заключительное  слово учителя: «Сегодня на уроке мы с вами на практике убедились, что изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, штрихами,  которые помогут увидеть их выразительность. В своих работах мы с вами смогли эти приемы отразить! Спасибо за урок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка занятий по основам изобразительного искусства на подготовительном отделении ДХШ.

Тема: "Ахроматические цвета. Белый и черный цвет. Серый цвет и его оттенки"....

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

"Буква как художественный символ" - методический материал по изобразительному искусству, МХК, может быть использован на занятиях кружков по изобразительному искусству.(ОДОД).

В презентации рассматривается история возникновения буквы как художественного символа, несущего смысловую нагрузку....