Методическая разработка занятий по основам изобразительного искусства на подготовительном отделении ДХШ.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Тема: "Ахроматические цвета. Белый и черный цвет. Серый цвет и его оттенки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_osnovam_izo_na_podg.otd_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятий по основам изобразительного искусства  на подготовительном отделении ДХШ.

Автор-преподаватель А.Ю.Салтыкова

Ахроматические цвета. Белый и черный цвет. Серый цвет и его оттенки.

(3 часа).

Цель: формирование понятия о цветах ахроматического ряда – чёрном и белом, о сером цвете и его свойствах.

Задачи:

        Образовательные:

  • Знакомство с ахроматическими цветами: черным и белым.
  • Формирование знаний приёмов получения серого цвета, и его оттенков, путём смешивания чёрного и белого.

Развивающие:

  • Развитие умения работы с гуашевыми красками.
  • Развитие фантазии, воображения.
  • Развитие внимания, моторики рук, памяти.

Воспитательные:

  • Пробуждение интереса к изобразительному искусству.
  • Воспитание уважения к творчеству учеников.
  • Воспитание аккуратности, усидчивости.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Категория обучающихся: дети 7-9 лет

Преобладающие методы: словесные, частично-поисковый, демонстрационный, практические, репродуктивный, творческой деятельности, экспонирующие.

Тип занятий: комбинированные.

Материалы и оборудование:

        Для педагога: демонстрационная доска (мольберт, планшет), лист ватмана (А-2), гуашь, кисти №8, №5, №3; изображения зайцев: репродукции анималистов В. Ватагина,  Е.Чарушина, фотографии, на которых заяц изображен реалистично, работы учеников с изображением серых животных.

Для учеников: гуашь, кисти, карандаш, палитра с ячейками, альбомные листы, ватман (А-3).

Ход  занятий: 

1. Организационный момент.

        Проверка готовности к урокам.

Педагог просит открыть только 2 гуашевых краски из набора – чёрную и белую.

Стихотворение:

Вы не думайте, что скучно - чёрно-белое кино.

Чёрный с белым неразлучны! Дружат крепко и давно!

Бродит чёрная ворона по сухому по снежку!

Чёрно-белая корова щиплет травку на лужку.

Зебру тоже чёрно-белой создала природа-мать.

Ну, а если чёрный с белым мы попробуем смешать?

2. Знакомство с темой и задачами урока.

        Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на занятиях? Какие цвета изучать? Как? (смешивать чёрную и белую краски)

  • Будем получать новый цвет и его оттенки.
  • Знакомиться с применением этого цвета в живописи.
  • Познакомимся с картинами художников и работами детей, обсудим их вместе.
  • Будем развивать умение работать красками гуашь, используя кисти и палитру.
  • Развивать память, внимание.
  • Воспитывать в себе старательность, аккуратность.

3. Мотивация:

        Итак, главная наша задача на сегодня изучить свойства чёрного и белого цвета, получать новый цвет и его оттенки. Кто скажет, зачем?

(чтобы лучше уметь писать красками гуашь, больше знать о них, делать красивые работы…)

        Это поможет вам лучше владеть гуашью, стать ещё более умелыми, т.к. настоящий художник всю жизнь чему-то учится, постигает новые секреты красок и других материалов, без этого невозможно стать настоящим мастером.

4. Знакомство с новым материалом.

        С новым материалом ученики знакомятся постепенно, выполняя упражнения  вместе с педагогом, воспроизводя то, что показывает учитель, а также  самостоятельно решают поставленные задачи, делая соответствующие выводы.

        На альбомном листе надо наметить карандашом фигуры различной величины, похожие по форме на капли (5-6 фигур), стараясь располагать их наилучшим образом в формате (компоновать правильно).

        Педагог выполняет то же самое на своём листе.

        Ставится задача: набрать широкой кистью белую краску и заполнить ею столько ячеек палитры, сколько капелек нарисовано. Далее проводится эксперимент. Кончик кисти помакнуть в чёрную краску и смешать с белой краской в одной ячейке.

- Какой цвет у нас получился?

(Серый)

Далее, не смывая краску, ученики размешивают кисточкой белила в следующей ячейке.

-.А теперь какой цвет получился?

(Тоже серый только светлее)

- Делаем вывод – какой цвет получается от смешивания белой и чёрной краски?

(серый).

- Есть секрет: чёрный цвет очень «сильный», поэтому с ним нужно быть осторожными, если хотите получить светлый оттенок серого – нужно чёрного брать очень мало. А если хотите получить оттенок темнее?

(Побольше)

- Представьте, что пошёл серый осенний дождик (первая капелька заполняется новым цветом).

- Самостоятельно проведите эксперимент - получите различные оттенки серого цвета. И заполните ими капельки дождя. Пусть все они будут разные – от светло-серой до тёмно-серой.

        Ученики выполняют упражнение, педагог контролирует, помогает.

Подводится итог.

- С каким цветом вы познакомились? (с серым)

- Как его получить, если мы работаем гуашью? (смешать белую и чёрную краски)

- Как получить различные оттенки – от светлого до тёмного? (в светлом больше белой краски).

- Хорошо. Теперь отложите лист с «дождиком», пусть он «капает» в сторонке. Этот рисунок нам ещё сегодня пригодится.

        5. Мастер - класс учителя.

        Ставится задача перед обучающимися: запоминать - что и как делает педагог.

        Сначала преподаватель намечает на листе бумаги схему для изображения котика, сидящего прямо. Далее различными оттенками серого цвета, которые получает, смешивая белую и чёрную краски на палитре, выполняет цветовое решение, стараясь передать фактуру шёрстки. Сначала широкой кистью, затем производится детализация тонкой кисточкой (кончики ушей, усики, глаза выполняются цветом - желтым или зелёным или черной краской). Каждое действие комментируется педагогом.

- Кто у меня изображен? (кот)

- Какого цвета? (Серого)

- Какие оттенки серого вы видите (разные - светлые и тёмные)

- Как получены разные оттенки (Белая и чёрная краски смешивались на палитре).

- Молодцы, были внимательны!

        6.Практическая работа.

        Упражнение на закрепление изученного материала.

        Ученики выполняют изображение серого котика на альбомном листе разными оттенками серого цвета.

        Преподаватель оказывает необходимую индивидуальную помощь.

        Подводится итог. Ещё раз звучит вопрос, как дети получали различные оттенки серого цвета.

Игровой момент: учитель начинает рассказ и выполняет определённые действия со своими изображениями котика и капель дождя:

- котик Барсик сидел на окне и видел, как во дворе идёт дождик. Звонкие капельки выбивали ритмичную, тихую дробь (кончиками пальцев начинает быстро постукивать по столу (доске, планшету), приглашая детей тоже имитировать дождь).

- Потом Барсик перестал слышать шелест дождя, потому что заснул (Планшет с изображенным котом отставляется в сторону).

- А дождик тем временем перестал капать. И тогда во двор вышли другие персонажи.

        Возвращаемся к изображениям капель, только лист с каплями располагается горизонтально. Темно-серым и чёрным цветом тонкой кистью учитель быстро дорисовывает ушки, тонкие лапки и хвостики, носики и чёрные бусинки глаз, превращая капли дождя в мышек.

- Кто появился во дворе? (Мышки)

- Пока Барсик спит, они бегают и резвятся.

- Теперь каждый сделает то же самое – «положите своих котиков спать», возьмите рисунки с капельками и «выпускайте» мышек на прогулку. Нарисуйте тонкой кистью лапки, ушки, глазки и носы. Не забудьте про хвостик, его надо выполнять кончиком тонкой кисти.

        Выполняется упражнение. Педагог помогает по необходимости. Тем, кто быстро справится с заданием можно предложить открыть жёлтую краску и «угостить» мышек сыром, чтобы они не мешали Барсику отдыхать.

        Подводится итог.

        Итак, наши зверюшки погуляют и вы отдохните (организация на перемену).

ПЕРЕМЕНА.        

В начале следующего урока необходимо вспомнить, что делали на предыдущем занятии. (Смешивали чёрную и белую краски, получали различные оттенки серого цвета, изображали капли дождя, кота, мышей).

Демонстрация работ художников-анималистов с изображением серого зайца. Беседа по картинам.

- Кто изображен? (Заяц)

- Почему я показываю картины, на которых изображен зайчик? (Он тоже серый, а мы сегодня изучаем свойства серого цвета).

        Обращается внимание на то, как выполнены голова и туловище, что крупнее, детали: уши, хвост, глаза.

Демонстрация фотографий.

        Демонстрация детских работ по теме «Серое животное». Анализ.

6. Актуализация прошлого опыта.

        Ставится практическая задача – изобразить животное серого цвета на лужайке. Учащиеся уже выполняли подобные работы (цветущая лужайка, рыжий кот).

Вспомнить правила компоновки (изображение крупное, чуть выше центра, равновесное). Вспомнить, как в цвете гуашью выполняется трава и цветы на лужайке. Небо.

Более подготовленным детям можно предложить изобразить слона или волка, серую собаку, других животных. Можно также выполнить работу «Серый котик на лужайке».

7. Практическая работа.

Выполняется самостоятельно, 2 урока. На одном уроке выполняется компоновка, намечается форма животного, выполняется подмалёвок. В процессе работы учитель помогает детям. Указываются характерные ошибки. В конце урока подводится итог по результатам незавершенных работ.

Теперь отдохните, а когда с «новыми» глазками придёте на занятие - увидите, что нужно исправить, изменить (организация на перемену).

ПЕРЕМЕНА.

После перерыва, на третьем уроке  вновь следует вспомнить, что и как нужно выполнять. В какой последовательности. Завершающий этап работы – детализация тонкой кистью.

8. Анализ работ.

        Лучшие работы отмечены и выставлены.

        9. Итог.

        Повторить изученный материал о свойствах серого цвета. В качестве домашнего задания можно предложить изобразить другое животное серого цвета на альбомной листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: “Замок моей мечты” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Цикл занятий, посвященных созданию замков, различных по тематике, по пластике решений и по созданию настроения, при помощи колорита.Метод, на котором построена эта методическая разработка можно назват...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисо...

Методические разработки по МХК и изобразительному искусству

Мои методические разработки включают, как правило, презентации по урокам МХК и Искуссто (ИЗО, музыка) и изобразительному искуссву, которые могут стать замечательно базой для проведения урока и помощью...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Методическая разработка"Предметное портфолио по изобразительному искусству учащихся 5-7 классов"

Представляю вашему вниманию портфолио по изобразительному искусству. При разработке заданий в портфолио опирались на требования программы Бориса Михайловича Неменского «Изобразительное искусство...

Методическая разработка открытого урока по изобразительному искусству "Эскиз батика"

Этот урок разработан по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 5 класс. Тема: "Современное выставочное искусство. Эскиз батика"...