Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Ветрова Виктория Викторовна

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка это своеобразная самореализация. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. В наше время чтобы заинтересовать детей, то необходимо использовать все возможности, чтобы занятие  превратилось в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок. Поэтому занятия изобразительным искусством целесообразно интегрировать с чтением, музыкой, МХК, трудовым обучением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Одесский дом детского творчества»

Муниципального образования «Одесский район» Омской области

Методическая разработка занятия

по направлению - изобразительное искусство

(возраст воспитанников 11 – 14 лет)

На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

                                                                    Работу подготовили:

                                                                                       Ветрова Виктория Викторовна,

                                                                                                    педагог дополнительного  образования

                                                                                   МКОУ ДОД «Одесский ДДТ»

                                                                                    Бережная Наталья Давыдовна,

                                                         учитель ИЗО,

                                                                                 МКОУ «Одесская СОШ№2»

Одесское -2013

                                                           

Запах земли, аромат леса — какое все это очарование!

 Появляется страстное желание передать это на холсте.

Передать проявление жизни, ее трепет. ...

Какое высокое наслаждение испытывает художник,

когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни!

(В. Бакшеев)

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка это своеобразная самореализация. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. В наше время чтобы заинтересовать детей, то необходимо использовать все возможности, чтобы занятие  превратилось в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок. Поэтому занятия изобразительным искусством целесообразно интегрировать с чтением, музыкой, МХК, трудовым обучением.

Цели: 

  • учить детей наблюдать за красотой осеннего леса.
  • учить соблюдать в изображении пропорции, размер.
  • воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.
  •  обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений.
  • прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте.
  •  учить заполнять цветом весь рисунок.

Задачи:

  • формировать навыки и умения организации рабочего места;
  •  развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование для занятия по ИЗО: 

  • для учителя: презентация творчество омских художников, слайд с И. Левитана «Золотая осень», наглядный пример работы в технике пастель, презентация с порядком выполнения работы, грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года", музыка композитора Ф. Шопена
  • для учащегося: тонированная бумага бежевого  цвета, пастель, кисть, влажные салфетки, лак.

План урока: 
I.  
Организационный  момент. Проверка готовности к занятию.
II. 
Вступительная беседа .

III. Введение в тему урока. Повторение пройденного материала.

IV. Работа с репродукциями на слайдах.

V. Физкультминутка.

VI. Показ порядка выполнения работы.

VII. Выполнение практической работы.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

IX. Подведение итогов. Анализ выполненных работ.


Ход занятия

I.  Организационный  момент. Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как падали на землю осенние листья? Сядьте так же тихо, как падающие листья.

II. Вступительная беседа.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье –

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

III. Введение в тему урока. Повторение пройденного материала.

Педагог: Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно.

Воспитанники. Композиция, рисунок, колорит.

Педагог: Действительно, первый слог живописной азбуки , расположение фигур на картине – художники называют композицией. Композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.

Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, о его прошлом и настоящем, рассказывает о всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.

Третий слог живописи – это всё разнообразие красок, оттенков тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.

Загадка об осени

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю

    Деревья раздеваю

    Но не касаюсь сосен

    Ведь я же… (ОСЕНЬ) 

     - о каком времени года загадка?

     - какие осенние месяцы вы знаете?

     - назовите признаки осени?

- какое сегодня число?

- какой месяц?

- какой день недели?

Тема нашего занятия «Осенний пейзаж».

- Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

- Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

- Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

- Сегодня вам предстоит многому научиться, мы послушаем  замечательную музыку Ф.Шопена, рассмотрим картину В.Паленова «Золотая осень», а затем изобразим осенний пейзаж.

Итак, за окном осень и наше занятие мы полностью посвятим этому времени года. Но для того, чтобы погрузиться в тёплые краски осени, прослушаем музыку польского композитора Ф.Шопена

Звучит музыка композитора Ф. Шопена (демонстрация ролика  со сменяющимися фотографиями осенней природы).

IV. Работа с репродукциями на слайдах.

Презентация №2 –«Творчество омских художников»

(демонстрация слайдов с изображением репродукций картин художников с изображением местности Омской области,  г. Омска)

Слайд№2 Шакенов Амангельды Абдрахманович (1943) На Тарской.  

Слайд№3    Белов Станислав Кондратьевич (1937-1989)  «Большая вода».

Слайд №4   Потрахин Сергей Николаевич (1956г.р.) «Родные просторы». «Зимнее солнце».  

Слайд №5  Сочивко Сергей Евгеньевич (1959г.р.) «Омск 1913г.», «Казачий рынок».

Слайд№6  Баймуханов Геймран Султанович (1961г.р.) Ветреный день. Этюд. Захарьевская церковь 

Слайд №7 Либеров Алексей Николаевич,  народный художник (1911-2001). «Родина», «На Шпрее».

Слайд №8  Поленов  Василий  Дмитриевич  (1844-1927),

                      «Золотая осень», 1893. Холст, масло.

 На слайде вы видите картину Василия Паленова  «Золотая осень».   Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

В.Д. Поленов изобразил родную реку Оку, на берегах которой прожил долгие годы, и природой которой он не переставал восхищаться.

     Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река Ока. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, мы можем мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом . Река - зеркало всего пейзажа.

    Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень.

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

- Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

-Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине?

- Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

Вы знаете, что В. Паленов часто изображал на своих полотнах красивые места Омска и Омской области, Иртыш. Но прежде чем приступить к работе,  я бы хотела познакомить вас с творчеством омских художников, которые изображали красоту Сибири, в частности Омска.

Мы можем почувствовать осень не только в музыке, живописи, но и в литературе. Многие поэты воспевают это прекрасное время года в своих стихах. Осень была любимым временем года А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

               

Сейчас я прочитаю несколько стихотворений об осени.  Обратите внимание какие цвета используют поэты, чтобы описать осень:

Осень на опушке осень разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

                                       З. Федоровская

                     ********

В саду пожелтели,

Осыпались клены,

И только скамейка

Осталась зеленой.

Стоит она

В тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

                                         А. Барто

Я думаю, что в свободное время и на уроках вы    рисуете деревья, кустарники,цветы, облака , небо иными словами природу. Ведь вы все немножко художники  и сейчас мы будем изображать осенний пейзаж.  Работа будет поэтапная и все справятся.  А сейчас посмотрите на выполненную работу.В результате поэтапной работы у вас получится вот такая замечательная картина.

Демонстрация выполненной работы педагогом в технике пастель «Холодная осень».

V.  Физкультминутка.

Вверх руки подняли и покачали,
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять.

VI. Показ порядка выполнения работы.

Далее Показ слайдов – «Поэтапное выполнения работы осеннего пейзажа в технике пастель».

Слайд № 9 - Демонстрация слайда с изображением пастели

( У каждого на столе лист и пастель)

- Сейчас мы познакомим вас с материалом, которым будем работать – это пастель.

Пасте́ль Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной или тонированной бумаге.

VII. Выполнение практической работы

Поэтапное объяснение и выполнение работы.

Слайд №10 – Изображение пейзажа

Слайд №11 - сначала нарисуем задний план, воспользуясь голубым и светло-синим пастельным карандашом.

Слайд №12  -чтобы переход получился плавным, разотрем цвет ватной палочкой или просто пальцем. Набросаем дальний массив леса с левой стороны.

Слайд №13– в этом случае растирать сильно не стоит, только чуть-чуть убрать грубость штрихов. Точно также нарисуем синеватый лес справа и обозначим дорогу.

Слайд №14 - Вдали нарисуем еле видными штрихами белого пастельного карандаша стволы березок.

Слайд №15 - На повороте нарисуем несколькими цветами зеленого и синего траву. На ней должны быть светло-зеленые и светло-желтые блики от падающего света.

Слайд №16- Теперь на повороте нарисуем деревья.

Слайд №17 - А на левой стороне дорисуем землю зеленым, коричневым, охрой, черным и бежевым цветом

Слайд №18 - На переднем плане прорисуем стволы деревьев, растущих вдоль дороги. Освещение  контражурное (свет падает на нас), поэтому стволы будут темными, почти без деталей.

Слайд №19 - Прорисуем черными и темно-зеленым, темно-коричневым цветом тени от деревьев на траве, добавим блики света свтло-зеленой пастелью. В серединочку светло-зеленого блика можно поставить штрих светло-желтой пастелью.

 Нарисуем листья деревьев. Те, которые расположены ближе к нам будут темными (темно-зеленый, синий, черный цвета), освещенную светом листву прорисуем белым, желтым, светло-зеленым, можно добавить, почти не нажимая, оранжевого для теплого оттенка листвы.

Физкультминутка. (Упражнения для глаз).

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети заканчивают  свои рисунки.

IX. Подведение итогов. Анализ выполненных работ.

А сейчас подведём по нашёй опорной схеме итог урока:

Выставка. Похвалы, поощрения. Оценки.

- Спасибо всем!  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...

Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова.  Урок обращается к этой дате, истории стилей  за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Иллюстрирование сказок – один из самых любимых в тематической композиции. Ученики с огромным удовольствием окунаются в мир сказки, мир детства и создают свой мир, своё видение сказки только свои...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса по теме «Пейзаж в живописи»

Методическая разработкаурока по изобразительному искусству для 5 классапо теме «Пейзаж в живописи»Тема урока:  Пейзаж в живописиЦель урока: Формирование художественно-творческой актив...

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...

Методическая разработка для урока изобразительного искусства «Выполнение зимнего пейзажа гуашью. Приёмы, стили и техники исполнения.»

Работая в школе, учитель создает собственную систему работы с учениками, за счёт уникального подхода, методик и наработок. За несколько лет активной педагогической деятельности создается комплекс педа...