Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Малых Елена Александровна

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx467.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №7» г. Курска

Методическое пособие для педагогических работников

«Использование регионального компонента

на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

Малых Елена Александровна

Преподаватель изобразительного искусства

Высшая квалификационная категория

Курск – 2020 г.

ПЛАН:

Введение

I. Национальный региональный компонент в современном образовательном пространстве.

I.1 Актуальность, цель, задачи использования регионального компонента на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

II. Основные направления регионального компонента на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

II.1 «Пленер»

II.2 «Курский народный сувенир»

II.3 «Школьный музей»

III. Реализация элементов регионального компонента на практике.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Тарас Шевченко

Сегодня, в век высоких технологий, нить между прошлым и будущим стала очень тонкой. На уроках в школе искусств одной из задач является восстановление такого духовного равновесия. Это понятно, так как каждый человек должен осознавать себя, свое место в мире: среди других людей, среди других народов. Все это невозможно без знания истории, без изучения обычаев и традиций своей Родины. Важно, чтобы дети знали свои истоки, историю и культуру своего края, своей малой Родины!

Благодаря введению и использованию национально-регионального компонента на уроках в школе искусств, а также его интеграции с другими предметами, появляется ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная. Использование материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность учащихся, вызывает большой интерес к истории города, села, знаменитым людям. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится и близко. 

Рассмотрим, что же представляет собой НРК в современном образовательном пространстве. Назначением регионального (краевого) компонента является сохранение, защита и развитие культурных традиций и особенностей региона. Содержание регионального компонента образования должно способствовать формированию у детей духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Актуальность включения регионального компонента в уроки по изобразительному искусству состоит в воспитании чувства патриотизма и любви к родному краю, в создании положительного образа территории нашей малой Родины – Курска. Национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и тем примерной программы по изобразительному искусству, где закономерности искусства получают региональное осмысление.

Цель включения элементов НРК в уроки изобразительного искусства: формирование у учащихся школы искусства гражданского самосознания, чувства гордости за свою малую Родину, за своих именитых земляков.

Задачи:

- формирование личности ученика – умелого хранителя, пользователя традиций родного края;

- пробуждение интереса и уважения к культурным и историческим ценностям родного края;

- расширение, углубление и конкретизация знаний о культуре, обычаях и традициях родного края;

- расширение кругозора.

Мы живем, учимся, работаем в древнем городе Курске. Курский край богат своей природой, культурой и историей. История города и области тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей, она громадна и вызывает глубокое уважение! Наш город богат памятниками архитектуры, истории и культуры. В Курском крае родились многие известные и заслуженные деятели науки, культуры и искусства. Среди них композиторы, актеры, художники, архитекторы, скульпторы и многие другие представители самых разных профессий. А природное окружение культурного ландшафта Курска характеризуется уникальностью и своеобразием.

Региональный компонент на уроках изобразительного и декоративно – прикладного искусства может быть многоаспектным, но остановиться  я бы хотела на трех направлениях:

  1. «Пленер».
  2. «Курский народный сувенир».
  3. «Школьный музей».

«Пленер»

Каждый год учащиеся отделения изобразительного искусства проходят летнюю практику. Курские архитектурные и археологические памятники очень ценны и уникальны. Проходя летнюю практику в таких местах, перед юными художниками открывается прекрасная возможность погрузиться в историческую и природную среду. Можно выполнять зарисовки и этюды исторической архитектуры, сложного природного ландшафта. В ходе летней практики можно вживую ознакомиться с историей возникновения и развития нашего города. Заключительной работой для детей может быть итоговая композиция на   историческую тему, где они могут использовать собранный в течение летной практики иллюстративный, фольклорный и исторический материал.

«Курский народный сувенир»

В последние годы в Курске и области большое внимание уделяется восстановлению народных традиций. Изучение основ декоративно – прикладного искусства занимает важное место в изучении всего курса по изобразительному искусству. Оно тесно связано с историей Российской культуры. Включение в уроки по ДПИ элементов регионального компонента, поможет учащимся глубже познакомиться с историей Курского края, полнее узнать арсенал художественно-выразительных средств Курских мастеров, усвоить законы художественной формы предмета. Почти во все разделы изучения ДПИ в школе искусств можно включать промыслы Курского края: «Суджанские ковры», «Кожлянская глиняная игрушка», «Саморядовские рушники», «Суджанская керамика», «Курская хохлома» и др. Все это будет воспитывать в детях чувство любви, восхищения и гордости к родному краю. Не оставит их равнодушным к проблемам малой Родины, поможет выработать активную жизненную позицию.

«Школьный музей»

Использование музейного потенциала на уроках художественного творчества очень важно для выполнения образовательных и воспитательных задач. Современное образование требует от педагога организацию учебной деятельности, связанной с жизнью. Это могут быть уроки и занятия на природе, в городской среде, в театре, библиотеке, в галерее и, конечно, в различных музеях. Город Курск богат на музеи, все эти заведения способны обогатить внутренний мир ребенка. Не менее важен и «Школьный музей». На базе нашей школы, на отделении «Народное пение» создан музей русского быта. Материалы музея, собранные педагогами и учащимися школы, дают широкое представление о традициях, истории и культуре нашей Родины и Курского края.  В школьном музее царит своеобразная эстетическая среда, которая максимально приближает детей к сокровищам родной культуры, нравственным и духовным ценностям своего народа, а так же дает возможность самим формировать информационное пространство.

Один из вариантов активизации образовательной деятельности по изобразительному и декоративно - прикладному искусству и совершенствованию путей эстетического воспитания является краеведческий принцип. Центральной темой региональных краеведческих материалов на уроках ИЗО – является тема Родного края.

В процессе реализация краеведческого материала на уроках изобразительного искусства, в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, педагог может использовать следующие методы:

-методы организации учебно-познавательной деятельности;

-методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

-метод проектов;

-методы контроля и самоконтроля в процессе обучения;

-метод проблемного изложения;

-репродуктивный метод;

-исследовательский метод.

Важно выстроить систему использования НРК на уроках изобразительного искусства, используя триединство: «Педагог – Ученик – Родитель». Помимо методического урочного материала, необходимо применять собственные разработки к урокам, тесно сотрудничать с родителями учащихся, с другими субъектами социализации.

На уроках, во время рассматривания картин, фотографий, учащиеся не только могут знакомиться с родным краем и его традициями, но и развивать свою речь. Также, на уроках изобразительного искусства можно предложить детям проиллюстрировать определенный рассказ Курского писателя, что развивает воображение. Например, на уроке «Город сегодня и завтра» дети могут не только зачитать отрывки из произведений курских писателей, но и рассмотреть картины Курских художников. В рамках темы «Орнамент» можно провести урок «Красота Курского орнамента», на котором учащиеся развивают свою образную память, формируют эмоциональную отзывчивость к родным традициям. Сейчас очень актуальна проектно – исследовательская деятельность, элементы которой в синтезе с региональным компонентом так же помогают формированию познавательных и творческих навыков учащихся. Вот темы некоторых проектов, для выполнения  учащимися художественного отделения: «Курский народный костюм», «Художественный язык Курской архитектуры», «Творчество мастера», «Курские художники», «Современное искусство нашего города» и т.д. При выполнении творческих проектов предполагается активное включение в проектную деятельность родителей учащихся. Одним из моих проектов является создание раскрасок «Путешествие по городу Курску» и «Курск православный». Целью данных проектов является способствование формированию более широкого представления у учащихся о нашем городе, а так же воспитанию уважительного отношения к памятным местам Курска.

В заключении хочется сказать, что освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребёнка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством. Постепенно из урока в урок у них пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя, многие дети даже не подозревают. Идет становление позитивной «Я-концепции», формируется ответственность. Важно, что искусство всегда будет для детей источником радости!

Список литературы

1.        Аксенова, Е.Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования / Е.Г. Аксенова // Начальная школа До и После. – 2008. – №10. – С.41-43.

2.        Аюшова, Ц.Н. Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства / Ц.Н. Аюшова // Начальная школа. – 2008. – №11. – С. 63-66.

3.        Глинская, И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. / И.П. Глинская. – Киев, 1978.

4.        Дармина, Е.Н. Использование краеведческого материала на уроках рисования в начальной школе / Е.Н. Дармина // Начальная школа До и После. – 2008. – №10. – С.37-41.

5.        Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. – М., Просвещение, 1969. –188 с.

6.        Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности / Е.И. Игнатьев. – М.: Учпедгиз, 1971

7.        Игнатьев, С.Е. Рисуют младшие школьники / С.Е. Игнатьев // Начальная школа. – 2005. – № 1. – с. 74-77.

8.        Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова. – Мн.: Нар. Асвета, 1992.

9.        Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995.

10.        Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

11.        Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1981.

12.        Костин, В.И. Язык изобразительного искусства / В.И. Костин. – М.: Знание, 1978.

13.        Кузин, B.C. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебник / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 1995.

14.        Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей / В.С. Кузин. – М., Просвещение, 1979.

15.        Лунева, Л.П. Краеведение как источник обновления современной методики обучения / Л.П. Лунева // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С.43-46.

16.        Максимов, Ю. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы / Ю. Максимов. – М., Просвещение, 1983.

17.        Мачулина, М.А. Краеведческий компонент на уроках изобразительного искусства / М.А. Мачулина // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 2. – С.51-55.

18. Мацкевич М. «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы./М. 2016. – 110 с.

19. https://publikacia.net/archive/2015/12/5 Использование краеведческого материала на уроках по изобразительному искусству в школе. Галлямутдинов В.Г., Шакирова М.Г. С.58 – 59.

Приложение

Технологическая карта урока

Автор

Малых Е. А., преподаватель изобразительного искусства

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 7» г. Курск

Предмет

Основы декоративно-прикладного искусства

Класс

3 класс

Тема урока

«Курские промыслы. Суджанский ковер»

Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с одним из традиционных промыслов Курского края – Суджанским ковроткачеством.

Задачи урока

-Сформировать представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с Суджанским ковроткачеством: его содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

-Развивать   умение творчески преображать формы реального растительного  мира в условно-декоративные.

-Воспитывать эстетическое отношение  к действительности.

Планируемые результаты

  1. Предметные- учащиеся научатся последовательности выполнения эскиза ковра, закрепят умения пользоваться  палитрой, техникой мазка, линией, пятном  как  средствами  художественной выразительности.
  2. Коммуникативные - умение работать при выполнении задания, умение вести сотрудничество с преподавателем   и коллективом - слушать собеседника,  излагать свое мнение.
  3. Познавательные-   проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и  выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
  4. Личностные– умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к малой Родине.

Зрительный ряд

Презентация «Суджанское ковроткачество»

Оборудование

к  уроку

Тонированный лист А-4,  гуашь,  кисть № 7, № 4  

Тема урока: «Курские промыслы. Суджанский ковер»

Этапы урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Организа-

ционный

этап

Организация местоположения каждого ученика. Приветствие.

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

Занимают места, приветствуют преподавателя.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

 1 мин

2.

Мотивация и актуализация знаний

Преподаватель организует работу для определения темы урока:

Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

- Наша Курская земля – это земля мастеров.

Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Курский народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льняной пряжи  ткали  ковры. Все делалось руками. И это похоже на волшебство! Внимание на экран!

(демонстрация отрывка из  м/ф «Царевна-лягушка»)

-Ребята, попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь?

Вступают в диалог с преподавателем. Формулируют тему урока.

Коммуникативные: планирование сотрудничество с преподавателем и одноклассниками

Познавательные: умение структурировать знания, строить речевое высказывание

3-5мин

3.

Постановка учебной задачи

Преподаватель активизирует знания учащихся, чтобы точнее сформулировать тему.

- Сегодня мы будем говорить об одном из древнейших ремесел - КОВРОТКАЧЕСТВЕ

Рассматривают слайд, ставят задачу, называют тему.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов;  

Познавательные: самостоятельное формирование познавательных  целей.

3 мин

4. «Открытия» обучающими-ся новых знаний

Преподаватель представляет  новый  материал, структурирует материал, оживляет внимание обучающихся;

предлагает рассмотреть, полюбоваться коврами, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.

Демонстрирует презентацию.

  

- Посмотрите какие красивые ковры.

- Зародилось ковроткачество в Курской губернии во второй половине XVIII в. сначала в семьях крестьян-однодворцев Фатежского, Старооскольского, Щигровского и Суджанского уездов, а затем и в среде городского мещанства. 
   Со второй половины XVIII в. ковроделие превратилось в доходный промысел и получило распространение в губернии. 
   В первой половине XIX в. возникают помещичьи ковроткацкие мастерские и начинается массовое производство ворсовых ковров. Наиболее известными в Курской губернии были фабрики-ковродельни: кн. Изъединова в с. Никольском Фатежского уезда и А. А. Лутовикова в с. Ивановка Старооскольского уезда. 
   Расцвет ковроткачества в губернии пришелся на первую половину XIX в., когда ковры в больших количествах сбывались на ежегодных ярмарках в 
Коренной пустыни, откуда расходились по всей Российской империи. Особенно популярны были ковры Ирины Петровны Долженковой (ум. в 1897) и Аграфены Анпилоговой, получившей за свои ковры премию на выставке сельских произведений в 1851 г. Ее дочери Анна Алексеевна и Варвара Алексеевна Анпилоговы из д. Прилепы Фатежского уезда выставляли свои ковры на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 г., на которой ковры Анны Алексеевны были отмечены серебряной медалью. 
   Во время 1-й мировой войны (1914-1918) ковроткачество в Курской губернии почти прекратилось. 
   Ковры, изготовленные в 1937 г. экспонировались на Всемирной Парижской выставке, а через год — на Нью-Йоркской. 
   В октябре 1941 г. накануне немецкой оккупации Суджи в период Великой Отечественной войны, рабочие ковроткаческой артели разобрали станки, а их детали, как и нитки для ковров, спрятали у себя по домам. 
   5 марта 1942,  т. е. спустя 2 дня после освобождения Суджи от немецких оккупантов, ковроткаческая артель снова приступила к работе. 
   В 1962 г. на базе артели была образована специализированная Суджанская ковровоткаческая фабрика. Так однажды 6 ковров по 32 метра были изготовлены для гостиницы «Россия» (Москва). Для библиотеки имени Ленина (Москва) был выткан ковёр с портретом русского первопечатника Ивана Федорова. Суджанские ковры украшали министерство иностранных дел СССР, а также посольства Югославии и Монголии. 
    В настоящее время   специалистов по ковроткачеству готовят на отделении «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Суджанского музыкального училища.
 

Воспринимают  новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.

kov1

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации  Познавательные: построение логической цепи рассуждений

6 мин

5.

Первичное закрепление

Преподаватель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:  

-Какие элементы декора вы рассмотрели?

-Какие основные цвета присутствуют?

-Какой смысл, символическое значение они имеют?

-Какую роль играет декор в ковровом искусстве?

Учащиеся сотрудничают с преподавателем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой.

Коммуникативные: сотрудничество с преподавателем и одноклассниками

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить и произвольно речевое высказывание

5 мин

6.

Динамическая пауза

Преподаватель предлагает отгадать загадку и    показать,  как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить.

Изображают движения - имитация ручного труда.

Личностные: самоопределение

1 мин

7.

Творческая практическая деятельность

Преподаватель организует деятельность по применению новых знаний, уточняя задачу.

- В центре расположите главный цветочный мотив:

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять цветы? (красным или желтым по черному или синему фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, желтый – солнце, синий – небо, чистоту, черный – богатство, плодородие  земли.

Во время практической работы преподаватель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.

Звучит русская народная музыка.

Выполняют творческое задание под музыку.

Работу начинают с центральной цветочной композиции путем примакивания кисти и нанесения мазков, имитирующих лепестки цветов. Затем украшаются углы.

C:\Users\s'okfjgfk\Desktop\ковер.png

Выполненное задание анализируют и выставляют для обозрения.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже  усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

21 мин

8.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию:

-у меня получилось,

- я сделал.

-я хотел сделать.

Заключительное слово преподавателя.

Домашнее задание: узнать у своих бабушек, есть ли в вашей семье старинные ковры. Подготовить и принести фото этих ковров.

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что знать историю промыслов своей малой Родины очень важно.

Демонстрируют готовые работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...

Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова.  Урок обращается к этой дате, истории стилей  за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе.

Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе....