Микромир-изменение масштабных соотношений.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Соринская Евгения Юрьевна

Методическая разработка рассматривает тему масштаба в изобразительном искусстве. Масштаб-это соизмерение величин, изображаемого объекта по отношению к действительным величинам. меняя масштаб объекта, мы либо усиливаем внимание на изображаемом объекте, делая его главным, либо отводим от него внимание, превращая его во второстепенный фон, на котором разворачивается главная идея художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_no2.docx125.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

По образовательной программе «Батик»

На тему «Микромир - изменение масштабных соотношений»

По программе - 2-ого года обучения

Разработчик: Соринская Евгения Юрьевна педагог дополнительного образования ЦТР и ГО «На Васильевском» Василеостровский район

Первое занятие – создание эскиза.

В программе использованы материалы из учебного пособия Бесчастного Н.П., Логвиненко Г.М. и интернет ресурсов.

Возраст учащихся 12-15 лет

3 академических часа. Общее время занятия - 2часа 15 минут, две перемены по 15 минут каждая.

Предмет: батик (роспись по ткани). Изобразительное искусство.

Тип занятия: комбинированный.

Методическая тема педагога: «Изменение масштабных соотношений в изобразительном и декоративном искусстве».

Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся знаний и способов изменения масштабных соотношений в декоративной композиции.

Обучающие задачи занятия: 

- Формировать основу интеграции теоретических знаний в практическое применение.

- Обобщать и закреплять имеющиеся знания о двух основных способа создания уравновешенной композиции с выделением доминанты и без неё.

- Обобщать и закреплять имеющиеся знания о статичной и динамичной композиции.

- Усваивать знания о композиционной доминанте.

- Знакомить с понятием «масштаб» и «масштабность».

- Изучать масштабные соотношения.

- Совершенствовать практические умения учащихся при создании учебных композиций и творческой работы.

Воспитывающие задачи занятия: 

- Воспитывать стремление, к творческой и профессиональной самостоятельности;

- Формировать потребность в достижении успеха путем анализа собственной творческой продукции;

- Прививать потребность в реализации и возможности стать самим собой;

- Воспитывать социальную компетентность путем сотрудничества, внимательного и бережного отношения к своим товарищам в коллективе.

Развивающие задачи занятия:

- Развитие визуальной культуры личности учащегося через внимательное, скрупулезное изучение формы.

Повторяемые / изучаемые темы: 

- Изучение двух основных способов создания уравновешенной композиции.

- Статика и динамика в декоративной композиции.

- Закрепление знаний о понятии композиционный центр – композиционная доминанта.

- Изучение изменения масштабных соотношений в изобразительном и декоративном искусстве.

Необходимые знания и умения к этому моменту: Умение компоновать изображаемые объекты в листе в соответствии с заданием, выражать свое эмоциональное отношение к теме, через цвет и тон. Выполнять работу быстро и аккуратно.

Оборудование для педагога: ноутбук, мультимедиа-оборудование, подбор репродукции на диске, презентация к уроку.

Оборудование для учащихся: бумага формат А-4, карандаш, стирательная резинка; цветные карандаши.

План занятия

I часть

1.- приветствие и проверка отсутствующих (2 мин).

2.– определение целей и постановка задач в деятельности учащихся и педагога (8 мин).

II часть

1.– погружение в тему, демонстрация репродукций с помощью мультмедийного оборудования, показ способов выполнения эскизов на бумаге (15 мин).

2. - учащиеся знакомятся с темой, задают вопросы, запоминают увиденное.

III часть 

1 – сообщение нового материала, объяснение основной темы урока демонстрация репродукций с помощью мультмедийного оборудования (20 мин).

2. - практическая (учебная) работа учащихся (70 мин).

IV часть

1 – вернисаж, подведение итогов эскизирования, рефлексия, защита своей работы (20 мин).

Ход урока

I часть Организационный момент. Приветствие. Проверка всех необходимых материалов, необходимых для урока: бумага А-4, карандаш, стирательная резинка, цветные карандвши.

II часть Вводная. Повторение полученных ранее знаний и введение в новую тему. Погружение в тему, насыщение и осмысление нового материала.

Повторение знаний полученных ранее.

Педагог: На сегодняшнем уроке мы с вами будем закреплять уже имеющиеся знания, и продолжать изучать основные законы построения декоративной композиции. Что обозначает слово композиция?

Учащиеся: Отвечают.

Педагог: Точно, слово композиция в переводе с латинского – сопоставление, связывание. Композиция – это важнейший организующий момент художественного произведения, придающий ему единство и цельность, соподчиняющий ее элементы друг к другу и к целому. Сначала вспомним, что в декоративной композиции распределение, и размещение её отдельных элементов происходит по определенной схеме и подчиняется заложенной идее автора. Существует два способа художественного видения при организации композиции:

  1. Внимание сосредотачивается на одном отдельном - «главном» предмете как доминанте всей композиции, а остальные предметы воспринимается по отношении к нему. Главный предмет служит доминантой. Доминанта – это композиционный центр, он может не совпадать с реальным центром листа.
  2. Без выделения отдельного предмета, видение в целом, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивая свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного, а существует единый ансамбль.

Педагог, напоминая два способа декоративной композиции, опирается на уже сделанные детские работы, предлагая определить, какому композиционному способу они соответствуют.

Учащиеся: Отвечают.

Педагог: Какой бы способ построения вы не выбрали, необходимо помнить о том, что всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. При этом равновесие, как вы помните, бывает двух видов двух видов.

  1. Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей. Совсем не обязательно, чтобы симметрия была полной зеркальной.
  2. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх или вниз.

Педагог делает зарисовки на доске, еще раз проговаривая способы построения композиции.

Введение в тему: во время создания композиции мы имеем дело с различными параметрами, такими как масштаб, пропорции изображаемых предметов, тоновой и цветовой контраст или нюанс. От правильного их использования зависит выразительность композиции.

Педагог: Изображая какой-либо предмет, мы привыкли рисовать его меньше натуральной величины, но сегодня мы погрузимся в удивительный микромир. Для этого нам придется поменять наше привычное представление о микро и макро величинах, о большом и малом. Нам предстоит малое сделать большим, большое малым, и поможет нам в этом, такой хрупкий и прекрасный элемент природы как снежинка.

Идет демонстрация слайдов из альбома «Послания воды», Масару Эмото. Фотографий различных форм снежинок, кристаллов воды.

Педагог: На фотографиях нашей галереи – представлены снежинки, кристаллы льда и воды. Выдающийся немецкий физиолог Эмиль Дюбуа Раймон, полагал, что «жизнь – это одушевленная вода». Вода - это вещество, созданное самой природой, и которое подчиняется высшим законам гармонии. У воды уникальные свойства, большинство из которых аномальны и не подчиняются логике законов физики. Например: вода, может быть более плотной в жидком состоянии, чем в кристаллическом, а также течь вверх вопреки законам притяжения.

Снежинка — это сложная симметричная структура, монокристалл льда – разновидность гексагонального, то есть шестигранного кристалла, но выросшего быстро, в неравновесных условиях. Гекса в переводе с греческого – первая составная часть сложных слов, соответствующих по значению слову «шесть». Кроме этого понятие «кристалл» в переводе с греческого, означает – «застывший на холоде». Над тайной и красотой снежинок, над их бесконечным разнообразием бьются учёные не одно столетие. Интересные факты:

- Снежинка - один из самых фантастических примеров самоорганизации материи из простого в сложное. 

- Снежинки состоят на 95% из воздуха, что обуславливает низкую плотность и сравнительно медленную скорость падения (0,9 км/ч). 

- 26 400 000 $ американские ученые потратили на выяснение того факта, что снежинки образуются непосредственно из пара, минуя стадию дождя.

- Легенда о самом первом снеге - Восставшие ангелы в момент падения теряли свои белоснежные крылья, которые покрыли землю белым блестящим ковром. Так появился снег, и наступила первая зима.

Жизнь снежинки начинается с того, что в облаке водяного пара при понижении температуры образуются кристаллические зародыши льда. Центром кристаллизации могут быть пылинки, любые твердые частицы или даже ионы, но в любом случае эти льдинки размером меньше десятой доли миллиметра уже имеют гексагональную кристаллическую решетку.

Водяной пар, конденсируясь на поверхности этих зародышей, образует сначала крошечную гексагональную призму, из шести углов от которой начинают расти одинаковые ледяные иголочки — боковые отростки, т.к. температура и влажность вокруг зародыша тоже одинаковые. На них в свою очередь вырастают, как на дереве, боковые отростки — веточки. Подобные кристаллы называют дендритами, то есть похожими на дерево.

Передвигаясь вверх и вниз в облаке, снежинка попадает в условия с разной температурой и концентрацией водяного пара. Ее форма меняется, до последнего подчиняясь законам гексагональной симметрии. Каждая снежинка, падая на землю, проходит через слои воздуха, отличающиеся влажностью, температурой, загрязнением и другими параметрами. Поэтому снежинки становятся разными. Хотя теоретически в одном облаке на одной высоте они могут «зародиться» одинаковыми. Но путь до земли у каждой свой, довольно долгий — в среднем снежинка падает со скоростью 0,9 км в час. А значит, у каждой — своя история и своя окончательная форма. Образующий снежинку лед прозрачен, но солнечный свет, отражаясь и рассеиваясь на многочисленных гранях снежинки, создает у нас впечатление белой непрозрачной массы — которую мы называем ее снегом.

Тем же законам подчиняется и рост инея, изморози и узоров на стеклах. Эти явления, как и снежинки, образуются при конденсации, молекула за молекулой — на земле, траве, деревьях. Узоры на окне появляются в мороз, когда на поверхности стекла конденсируется влага теплого комнатного воздуха.

Вариантов сборки множество — до сих пор не удалось найти среди снежинок двух одинаковых. Чтобы не путаться с многообразием снежинок, Международная комиссия по снегу и льду приняла в 1954 году довольно простую классификацию снега. Атмосферные снежинки разделили на 10 больших классов: звездочки, пластинки, иголки, столбцы или колонны, пространственные дендриты, столбцы с наконечниками и неправильные формы. Сейчас уже принято считать, что существует 130 различных форм снежинок. Существует связь между формой снежинок, температурой и влажностью. При сильном морозе получаются иглы, при потеплении шестигранные пластины, а самые причудливые в перенасыщенном влагой воздухе при температуре от -14°C до - 17°C.

По мнению профессором физики Либбрехта из Калифорнийского технологического института, самые красивые и сложные по структуре снежинки выпадают там, где климат суровее — к примеру, на Аляске, а вот в Нью-Йорке, где климат мягче, структуры снежных кристалликов гораздо проще. 

Учащиеся: Рассматривают фотографии, восхищаются хрупкой красотой снежинки, выражают свои чувства, высказываются, запоминают, начинают понимать и классифицировать их.

Педагог: подводит итоги высказываниям учащихся.

- Надеюсь, вы, обратили внимание на основные формы снежинок, теперь вы знаете, отчего это зависит.

Подведение вводной части занятия.

Педагог: Микромир живой природы, уникален, интересен и многообразен и сегодня мы открыли только его малую часть. Объекты, с которыми мы сталкиваемся в жизни, при изображении на полкости образуют свою среду, переносятся в другое измерение. Умело их, сочетая и сопоставляя можно выразить свою идею, передать свои чувства, вызывать у зрителя ответную реакцию.

III часть. Сообщение нового материала.

Педагог: Прежде, чем приступить к воплощению своей творческой идеи, вам необходимо более подробно поговорить о «Изменение масштабных соотношений в изобразительном и декоративном искусстве».

Масштаб – это соизмерение величин изображаемого объекта по отношению к действительным величинам, при этом изображаемый объект может быть больше или меньше реального. Меняя масштаб объекта, мы либо усиливаем внимание на изображаемом объекте, делая его главным, либо отводим от него внимание, превращая его во второстепенный фон, на котором разворачивается главная идея. Говоря другими словами из реального мира, мы попадаем в ирреальный мир, создавая особенное визуальное пространство, опираясь на принципы декоративного искусства и внутренние переживания, выражая собственные творческое идеи. Сегодня фоном для главного героя - снежинки могут стать, дома, деревья, люди, животные и птицы, которые мы будем изображать с помощью таких декоративных приемов, как двухмерность, условность, силуэтность и стилизованность.

Идет демонстрация слайдов из учебных пособий Бесчастного Н.П., Логвиненко Г.М.

Задание по созданию эскиза, выполнить уравновешенную композицию (на статическое или динамическое равновесие), где снежинка будет являться основной доминантой изображения, при этом изменение размера создаваемых объектов, исходит из задуманной вами композиции.

Требования: Выполнить пару поисковых вариантов в карандаше. Добавление цвета по желанию.

Материал: бумага А- 4, постой карандаш стирательная резинка. Те, кто работает быстро, могут добавить цветные карандаши или фломастеры.

Учащиеся: самостоятельно придумывают композицию, где снежинка является основной масштабной доминантой. Делают эскизные зарисовки декоративной композиции.

Педагог: наблюдает, индивидуально работает с каждым учащимся, отвечает на возникающие вопросы, задает уточняющие вопросы, контролирует (отмечает ход работы у каждого ученика), указывает на ошибки, если одна и та же ошибка повторяется у нескольких учеников, заостряет на этом внимание и еще раз этот момент объясняет на доске, вносит коррективы.

IV Подведение итогов по созданию эскиза.  

Педагог: Давайте совместно подведем итоги проделанной работы. Сейчас, каждый из вас, расскажет об основной идее, которую он стремился передать в эскизах. Решит, в каком из придуманных вариантов ему удалось наиболее полно этого достичь. Также предлагаю вам отметить понравившиеся работы у своих товарищей.

Учащиеся: Подводят итоги своей работы, называют понравившиеся работы, обосновывают свои ответы.

Педагог: На сегодняшнем занятии мы с вами вспомнили понятия статики и динамики, повторили два основных способа построения уравновешенной декоративной композиции. Научились применять такой прием, как изменение масштабных соотношений по отношению к композиционной доминанте. Создали эскизные работы по данной теме, используя статичное или динамичное равновесие объектов в листе.

У вас получились хорошие, точные работы, которые говорят о том, что вы усвоили тему. Однако чтобы каждый смог полностью проявить свою индивидуальность, на следующем занятии, пред началом выполнения творческой работы мы более подробно остановимся на дополнительных композиционных приемах, которые помогут вам как художникам установить различные тональные или цветовые отношения между объектами. Спасибо, вам всем за плодотворную работу. 

Список литературы

  1. Вода (многоликая планета). - М:. Бук Хаус,2005.
  2. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2005.
  3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2008.
  4. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. Логвитенко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2010.
  6. Петербургский урок: сборник материалов/ сост. А.К. Данилова; под общ. Ред. И.М. Муштавинской, Н.В. Семеновой. – СПб.: АППО,2010.
  7. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2002.
  8. http://www.o8ode.ru/article/krie/emoto/vrata-3.htm
  9. http://allday.ru/2007/11/22/page,1,2,snezhinki_pod_mikroskopom.html

Приложение

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.

Сценарий урока-обобщения изученного материала (геометрия-7)...

Масштабный кинопроект "Возрождение детского кино в России""

Пособие для тех кто интересуется созданием игровых фильмов и телепрограмм с учащимися от 1 до 11 класса...

Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»  проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой груп...

Масштабный способ конструирования мягкой игрушки

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, работающих с разновозрастными группами детей....

«Натюрморт в интерьере с масштабным предметом»

   Методические рекомендации разработаны к теме «Натюрморт в интерьере с масштабным предметом» для 4 класса II полугодия раздела № 6 Линейно -конс...