план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Гасанова Раиса Викторовна

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге  Александра Невского рассказывает учитель истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc640 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока ОПК и истории. 6 класс

Гасанова Р.В. Емельянова Г.М.

Тема урока:  «Александр Невский в истории и православной культуре»

Цели урока:  

Обучающая: Создать образ Александра Невского как исторического деятеля и как Святого.

Развивающая:  Создавать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать высказыванию   учащимися своей позиции.

Воспитывающая:  Способствовать выявлению личностных качеств учащихся.

Оборудование: медиапроектор, слайды, раздаточный материал.

1. учитель истории  (Стихотворение)

Среди святителей Руси много полководцев, которое сделали все для того чтобы Русь была крепкой, сильной могучей и великой. Мы с вами живем в поселке. Для которого защита Отечества – это не просто слова. А часть жизни ваших родителей. Наша школа носит имя Героя России

Петрушко С.И.

Об одном из святителей Руси и пойдет речь на нашем уроке тема которого, «Александр Невский в истории и православной культуре». Если вы следите за событиями происходящими в нашей стране, то знаете, что сейчас идет проект «Имя Россия», а Александр Невский – один из 12 человек вошедших в этот конкурс.

Имя Александра Невского подверглось описанию

Учитель ОПК: Человек живя в мире помнил о мире в целом,  ощущая свое место в этом мире.

Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви алтарями были обращены навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг  человека мир святости.

Вопрос :  Так что же мы понимаем под этим словом?

СЛАЙД № 1  Святость   Задание №1

Посвяти свое стихотворение маме

Освятили воду в храме

Священник принес священные дары

Он лиру посвятил народу своему

Вопрос:  Что общего в этих словосочетаниях?

(Ответы уч-ся)

 Святость – это невидимая и непостижимая умом сущность Бога.

Ребята на дом вам было дано задание, найти в толковом словаре слово «Святой»

Зачитайте значение этого слова (ученик зачитывает)

Слово это многозначное, но прочтите значение этого слова, которое подходит к нашему уроку.

(читают)

Святой -  человек, посвятивший свою жизнь Богу.  (записать в тетрадь)

Делающий добро и ненавидящий зло. Заслуживший  у Бога за свою любовь и веру особых даров. Например,  дара чудотворения.

 Ребята сейчас мы  познакомимся с жанром древнерусской литературы – это житие

СЛАЙД № 2  Что такое житие или агиография?

«Агиос»  - с греческого  «СВЯТОЙ»

«ГРАФОС»  - «ПИШУ»

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ  СВЯТЫХ    (запись в тетрадях)

Житие – это духовный жанр, цель его прославление святого.

Житие не художественное произведение.

Оно всегда повествует о событиях истинных, а не вымышленных.

Житие писалось по определенным нормам  канонам  и составлялось после смерти святого.

Оно отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией с обилием церковных терминов.

Главный герой в житие идеализируется. Пространство и время условно.

Автор жития зачастую остается  неизвестен , но доподлинно известно ,что это были образованные монахи.

Учитель ОПК:   Житие Александра Невского было написано в Рождественском  монастыре во Владимире.

Я прочту 1 абзац жития.  чтение текста.

1 вопрос: Найдите в тексте ключевые слова, которые характеризуют Александра Невского.

(святой, славный, честный)

2 абзац. Чтение

2 вопрос: С какими библейскими героями  сравнивает автор жития Александра Невского?

Лицо Иосифа, - Невский был красив, премудрость Соломона – князь был мудрый, сила Самсона –Невский был очень сильный, храбрость царя Веспасиана – Невский был храбр и непобедим.

Вот  какой идеал предстает перед нами.

Обратимся к другому источнику – учебнику по православной культуре и прочтем  текст на стр. 44.

Читает ученик.


                             Учитель истории (Битвы) работа по слайдам.


Учитель ОПК

3 вопрос. Каким нам представляется Александр Невский?

Выделите главные слова из текста.  (мужественный, страдал и сочувствовал, доверял, служил Богу, был сильным, брал на себя ответственность.)

Прочтите ключевые слова в конце абзаца.

Александр  Невский был непобедимым, , мудрым, милосердным, праведным, был защитником Земли Русской.

Ребята вот посмотрите какой словесный портрет у нас сложился, давайте скажем какой же наш герой?    (ответы уч-ся)

А теперь этот портрет мы увидим в произведениях живописи.

СЛАЙД №4.  ИКОНА

Ребята перед нами икона святого Александра Невского.

Вопрос: Что такое икона?

Ученик: Икона это образ предмет поклонения.

Это правильно, икона это живописное изображение Бога, святого или святых.

Икону можно читать потому, что в ней много символов, которые объясняют нам, что именно изображено на иконе. В иконописи нет слова «лицо» есть – «лик», не земной, а духовный облик видит молящийся, когда стоит перед иконой.

Вопрос:  Как же писались святые образы?

Ученики отвечают.

  1. Лица удлиненные, вытянутые, неправильные черты.

Вопрос:  При каком свете стоит рассматривать икону?

  1. При свете свечи, так как свет свечи преображает пространство иконы, а еще свеча символ молитвенного порыва, устремление к Богу.

           Ребята кто может описать  икону?

Ученик описывает.

СЛАЙД №5

  1. Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником значит, что он княжеского рода.
  2. Под  мантией  кольчуга, он воин, полководец.
  3. Меч в руке – указание на духовную брань.
  4. Над головой золотой нимб – это знаки божественного присутствия. Святости.
  5. Лик – спокойный, но и печальный, отрешенный от всего земного.

Учитель ОПК:  На  иконах изображали вечное. Именно поэтому исчезали все бытовые подробности, а взгляды были неотрывными на века.

Учитель ОПК:  А теперь перед нами картина художника Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский» написанная в  1942 году. 

  1. Опишите лицо , позу А.Н.
  2. Какова цветовая гамма изображения?
  3. Какие символы вы можете отметить в картине?
  4. Какие приемы использует художник, чтобы показать мощь князя?

Лицо А.Н. сурово, он смотрит вдаль. Величественная фигура занимает всю картину, фигура возвышается над окрестными далями.

Цветовая гамма – это холодные цвета в основном серые – создается тревожность композиции.

Невский  стоит лицо к зрителю, положив руки на рукоять меча.

Металлические доспехи делают фигуру грозной, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать.

Художник использует прием рисования фигуры снизу вверх, таким образом ,показывает нам что князь очень сильный. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силе русского войска.

Ребята. Мы познакомились с образом А.Н. с помощью жития, истории, живописи и нам пора подвести итог

Так каким мы увидели А.Н?

Составьте синквейн.

               А.Н.

Мы составили духовный портрет, узнали о его доблести и славе о его беззаветной любви к Богу – значит звание «Святой» он заслужил по праву.

Д.З. Ребята, что бы вы хотели узнать еще об этом герое? Это и будет  вашим домашним заданием

Приложение к уроку:

Описание иконы

На иконе изображен святой князь Александр Невский.

На нем богатая накидка  с меховым воротником.

Под  накидкой мы видим кольчугу.

В правой руке он держит меч, а в левой руке у него грамота, на которой написан текст на древнерусском языке.

Над его головой круг – мы уже знаем, что этот круг называется нимб, что означает святость.

Его лик спокоен, но  он и печален.

На иконе нет никаких лишних предметов.

Рама иконы богато украшена узором.

Описание картины Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский»

Лицо у Александра  Невского сурово, он смотрит вдаль.

Величественная фигура полководца занимает всю картину.

Фигура возвышается над окрестными далями.

Цветовая гамма – это в основном холодные серые цвета – с помощью которых, создается  тревожность композиции.

Невский стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлические  доспехи делают фигуру грозной.

Гневный взгляд воина-защитника устремлен вдаль, словно видит он чужую рать и готов смело защищать Землю Русскую.

Лицо А.Н. сурово, он смотрит вдаль. Величественная фигура занимает всю картину, фигура возвышается над окрестными далями.

Цветовая гамма – это холодные цвета в основном серые – создается тревожность композиции.

Невский  стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча.

Металлические доспехи делают фигуру грозной, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать.

Художник использует прием рисования фигуры снизу вверх, таким образом ,показывает нам что князь очень сильный. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силе русского войска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....

План-конспект урока на тему «Как князь Владимир Русь крестил и как вера православная в Россию пришла»

Тема урока: «Как князь Владимир Русь крестил и как вера православная в Россию пришла»Тип урока: урок нового материала.Цель: выяснить, какую роль сыграл в истории Древней Руси князь Владими...

План-конспект урока "Культура и история"

План-конспект урока на тему: "Культура и история" в 7 классе...