Мастер – класс "Кубик Блума" — прием технологии критического мышления на уроках истории России. Тема урока «Александр Невский - полководец, дипломат, святой»
методическая разработка по истории (7 класс)

Евграфова Надежда Анатольевна

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления на уроках  истории России.

Тема урока «Александр Невский - полководец, дипломат, святой»

 

Евграфова Н.А.

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик

Саратовского района

Саратовской области»

      Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".

      Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.  В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных   американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.  Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием называется "Ромашка  Блума" или «ромашка вопросов и ответов».  Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

                                 

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования "Ромашки  Блума" на уроках

Возможны два варианта:

•        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

•        Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Приложение

НАЗОВИ,

ЧТО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ –

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ,  ПАМЯТНИКИ и т.д.  – СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.

ПОЧЕМУ 

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВОВИЧ ПОЛУЧИЛ ПРОЗВИЩЕ НЕВСКИЙ?

ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДУМАЕШЬ, 

ЧТО НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ПРОЯВИЛ СЕБЯ КАК ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ?

ПРЕДПОЛОЖИ,

ДЛЯ  ЧЕГО  ТЕБЕ  МОГУТ ПОНАДОБИТЬСЯ  ЗНАНИЯ  ОБ   АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ,

ЧТО В 1942 году

ОРДЕН АЛЕКСАНДР НЕВСКОГО ОПЯТЬ ВЕРНУЛИ В НАГРАДНУЮ СИСТМЕ СССР?

СРАВНИ

                КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО   С ДРУГИМИ ВЕЛИКИМИ ПОЛКОВОДЦАМИ РОССИИ

1. B тpeвоге юный Aлексaндp:

3a Pусь пpeд Богом он в ответе.

K нaм вновь грядет войны пожар,

Гонец принес плохие вести:

2.Но только солнца луч развеял

Туман, плывущий над рекой,

Князь яростно напал на свеев

И собственной своей рукой.

Разил врага, «печать поставил»,

Ударив Биргера в чело,

Он шведов этим «обезглавил»,

И дивно все произошло…

3. Наш светлый князь щитом был, силой!

Всегда искал бескровный путь,

А коли драться приходилось,

В бою нес первый честь и суть!

4. Встает заря. Светла и горяча.

И будет так навеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

5. И в этот миг звезда скатилась!

И у порога моего

Вдруг в образ мужа обратилось…

О Боже, я узнал его!

6. И в сорок первом, в адской битве,

Ощеряясь тысячами рот,

О Боге вспомнили — с молитвой

Врага погнали от ворот!

7.  И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашли конец на родине моей,

То нынешняя гордая Россия

Стократ еще прекрасней и сильней!

Святой наш князь и благоверный!

В безумной бойне мировой

Мы полземли спасли, наверно,

От страшной язвы моровой.

И твое имя как святыню

Несли победно на штыках,

С тех пор стоит солдат в Берлине

С мечом карающим в руках!

Дополнительный материал

Что нужно знать об  Александре Невском

Тайна матери

Будущий легендарный полководец родился 12 мая 1221 года. Его отцом был Ярослав Всеволодович, который позже стал великим князем Киевским и Владимирским. О том, кто же была его мать, историки спорят до сих пор. Согласно основной версии, это Ростислава-Феодосия, дочь князя Новгородского и Галицкого Мстислава Удатного. Она была второй женой князя, которая и подарила супругу несколько сыновей. Правда, часть исследователей считают, что со второй супругой Ярослав развёлся к 1216 году. А через два года – в 1218-м -  женился в третий раз на Ефросинье, дочери Игоря Глебовича, от которой и рождены были все дети.

4-летний воин

Когда Александру было 4 года, он прошел вместе со старшим братом Федором «княжеский постриг» — обряд посвящения в воины. Это произошло в  1225 году в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. Через пару лет братья переехали в Великий Новгород, где стали наместниками края. Про детство будущего полководца известно не так многое. Во многих источниках указывалось, что родители воспитали его в духе истинной православной веры.

«Детские забавы и мирские речи не занимали его. Любимым занятием его было чтение священных книг, пение церковных песней и тайные молитвы», – так описывались детские и подростковые годы княжича в изданиях XIX века.

Семейная жизнь

Когда Александру исполнилось 18 лет, он женился на княжне Александре,  дочери Брячислава Полоцкого. Это произошло в 1239 года по окончании войны с литовцами за Смоленск.

Известно, что свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже через год, в 1240-м, в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием. Всего у пары родилось пятеро детей: четверо сыновей ( Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил) и дочь Евдокия.

Интересно, что в некоторых источниках упоминалась некая Васа, которую принимали за вторую жену Александра. Правда, существование второй супруги у современных историков вызывает сомнения. Некоторые полагают, что Васса — это монашеское имя Александры Брячиславны.

Как Александр стал Невским

Грозными врагами Новгорода в начале XIII века были шведы. В 1240 году под предводительством Биргера они вошли в Неву и достигли устья Ижоры. 20-летний Александр не испугался и решил принять бой, несмотря на то, что число врагов было так велико, что вся гладь воды была темна от неприятельских шлюпов.

Князь, окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел из Софийского собора и обратился к своей дружине и новгородскому народу со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!». 

Битва закончилась победой князя. Потери русского войска составили до 20 состоятельных воинов (к этому числу следует прибавить их погибших дружинников) в то время как общее число погибших шведов измерялось десятками и даже сотнями.

Это событие имело важное стратегическое значение, так как русские войска остановили продвижение шведов на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.

За одержанную победу Александра стали величать Невским.

Ледовое побоище: «озеро всколыхнулось и тяжко застонало»

Еще одной из самых известных побед Александра стало сражение на Чудском озере, которое вошло в историю, как Ледовое побоище. В то время  под натиском немецких рыцарей-крестоносцев, уже пал Псков. Угроза нависла над Великим Новгородом и князь Александр спешит на помощь. 

Считается, что одержать победу ему помогла хитрость. Пехоте был отдан приказ отходить дальше на лёд, увлекая за собой тяжёлую конницу рыцарей. Немцы оказались в западне. Весенний тонкий лёд не мог выдержать тяжело вооружённых воинов. Сеча была настолько ожесточённая, что, по рассказам летописца, «казалось, всё озеро всколыхнулось и тяжко застонало. Не видно было льду – всё было залито кровью».

В истории военного искусства эта победа имела исключительное значение: русское пешее в основном войско окружило и разгромило рыцарскую конницу и отряды пеших кнехтов задолго до того, как в Западной Европе пехота научилась одерживать верх над конными рыцарями. Победа в этой битве поставила Александра Невского в ряд лучших в истории полководцев.

Личные качества

Что интересно, историки по-разному описывали характер князя: одни воспевали его святость и личное обаяние, другие отмечали жестокость и практичность.

В издании «Первые князья-миротворцы древней Руси», вышедшем в 1903 году говорилось:  «Вдохновенный вождь, он умел вдохновлять народ и войско. Он никогда не смущался даже и тем, что его ратная сила была ничтожна в сравнении с силой неприятельской, и действовал быстро, с живейшей верой в свое святое дело и в геройство своих богатырей; решительный и неустрашимый дух его как бы непосредственно передавался его дружине».

Профессор Оксфордского университета Джон Феннел, доктор исторических наук Игорь Данилевский и Сергей Смирнов придерживаются другой позиции, считая, что традиционный образ Александра Невского несколько преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было. Они предполагают, что Александр Невский сознательно пошёл на союз с монголами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. 

Ледовое побоище

       Вскоре после победы на Неве его отношения с новгородским боярством разладились, в результате столкновений с боярами Александр Невский был вынужден покинуть Новгород.
После вторжения
ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к князю Александру гонцов с просьбой о помощи, весной 1241 года он вернулся в Новгород и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов.
     Против Александра Невского выступило большое конное войско во главе с магистром ордена крестоносцев, которое потерпело сокрушительное поражение.
      На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.
      Судя по летописным миниатюрам, новгородское войско Александр Невский выстроил «полчным рядом» со сторожевым полком впереди. Отряд был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина укрылась в засаде за одним из флангов. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати.
Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя. Фланги русского боевого порядка – «крылья» – не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали. 

    Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули. Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега.
Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.
Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен.
Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу.
     Победа в этой битве сделала Александра крупнейшим военачальником своего времени.
Александр Невский старался укрепить северо-западные границы Руси и послал посольство в Норвегию, и в результате переговоров было достигнуто в 1251 году первое мирное соглашение между Русью и Норвегией.
Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр Невский стал великим князем Владимирским в 1252 году и до конца своей жизни являлся «заступником и ходатаем» за землю Русскую.
Четыре раза Александр Невский ездил в орду с поклоном, отвозил ханам много серебра и золота. Своей мудрой и умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Будучи в Орде, Александр Невский добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.
     Умер Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды, был похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых. В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов.
 

ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского. 29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского

Орден Александра Невского стал единственной наградой, которую вручали и во времена Российской империи, и в годы советской власти, да и в наши дни он включен в наградную систему Российской Федерации.

 

В наградной системе России орден святого Александра Невского появился в XVIII веке. Он был задуман как награда за боевые заслуги для офицеров. Первые награждения провела Екатерина I. Орден Александра Невского занял 3-е место в старшинстве российских наград после орденов святого Андрея Первозванного и святой Екатерины.

 

В послереволюционное время в наградную систему страны орден Александра Невского вернулся в годы Великой Отечественной войны, в июле 1942 года. Орденом Александра Невского были награждены 40 тысяч офицеров, в том числе несколько женщин, около 50 офицеров получили орден дважды, а подполковники Иван Григорьевич Борисенко и Николай Леонтьевич Невский – трижды; также около 70 офицеров иностранных армий, участвовавших в войне с фашизмом, воинская часть – авиаполк Нормандия-Неман.

 

Орден Александра Невского сохранен в наградной системе современной России. Он относится к так называемым «спящим орденам», награждение которыми предусмотрено только в случае войны с внешним врагом. 

Михаил Шкаровский.

Основание Александро-Невского монастыря

Петром Великим и превращение его

в центр духовной жизни Санкт-Петербурга

     Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – один из самых больших православных центров, куда сегодня стремятся многие паломники. История ее возникновения тесно связана с историей России, для многих лавра была символом победы, ведь не случайно место, где находится обитель, когда-то называлось «Виктори». Подробно о том, как монастырь был основан и как стал центром духовного просвещения, повествуется в статье доктора исторических наук М.В. Шкаровского.

     Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — одна из великих православных святынь России. Начало знаменитому монастырю в Санкт-Петербурге было положено императором Петром Великим через семь лет после основания города и за два года до перехода к нему столичных функций. Без православных храмов и монастырей — оплота веры и русской культуры — строящаяся столица не могла быть ни главным городом Российской империи, ни духовным центром.

     Название — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — соединяет два имени: Пресвятой Троицы и святого великого князя Александра Невского. Закладка в устье Невы 16 (27) мая 1703 г. Санкт-Петербургской крепости пришлась на Троицу. Святой Александр Ярославич Невский, которому посвящен монастырь, родился 30 мая (дата условная, установленная по работам историков XVIII в.) 1219 или 1220 гг. в г. Переяславле (ныне Переяславле-Залесском). Он был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича и внуком великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, князем Новгородским (в 1236-1252 гг.), а с 1252 г. — великим князем Владимирским и уже в молодые годы прославился как защитник русских земель от завоевателей. За знаменитую победу 15 июля 1240 г. над шведами при впадении реки Ижоры в Неву князя прозвали Невским. 5 апреля 1242 г. он одержал победу над немецкими рыцарями в Ледовом побоище на Чудском озере. В дальнейшем князь успешно воевал с литовцами и отстаивал независимость Руси, ведя дипломатические переговоры с Золотой Ордой. Стараниями св. кн. Александра в столице Орды Сарае была устроена русская епархия. Возвращаясь из очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел. Перед своей кончиной он принял иноческий постриг с именем Алексий, скончался в схиме 14 ноября 1263 г. в г. Городце, на Волге, и был погребен в соборном храме Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира. С Куликовской битвой 1380 г. связано предание о чудесном видении князя, ставшего на помощь русичам в битве с татарами. Церковным Собором 1547 г. князь Александр был причислен к лику святых, в 1697 г. его мощи переложили в новую раку. Днем празднования св. Александра было установлено 23 ноября, день его погребения во Владимире.

      Несколько столетий святого князя почитали на Руси как защитника невских земель и небесного предстателя в борьбе против иноземных захватчиков, в том числе шведов, что имело особое значение в условиях Северной войны России со Швецией. Так как Петр, ведя эту войну, возвращал России древние новгородские земли, основание Александро-Невского монастыря на землях «отчич» и «дедич» имело не только церковное, но и политическое значение.

      Согласно записи в журнале Петра Великого, государь в июле 1710 г. «осматривал места, где быть каким строениям, и над Невою рекою, при С.-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского». Таким образом, место для будущего монастыря выбрал сам царь. Участок располагался на южных подступах к городу, на Шлиссельбургском тракте, вблизи излучины Невы, и занимал часть островка между Невой и Черной речкой. До Петра I дошли сведения «от старых купцов, которые еще со Швецией торговали», что и река Черная прежде звалась Викторой. Переведя название как «победа», историки напомнили царю предание, гласившее, что именно здесь св. кн. Александр Невский одержал свою победу над шведами. Правда из других исторических источников следовало, что знаменитое сражение происходило на берегах реки Ижоры. Однако эта местность не устроила Петра в качестве места для монастыря из-за своей отдаленности.

        Кроме того, согласно одному из преданий, выбранное место было знаменито тем, что именно на нем перед Невской битвой русский воин Пелгусий увидел во сне святых князей Бориса и Глеба, которые сказали ему, что спешат на помощь «своему сроднику» Александру. И русские воины ощущали небесную помощь от начала и до победного конца сражения. К тому же по своим размерам и местоположению островок между Невой и Черной речкой очень подходил для задуманного строительства. Обитель задумывалась как городская, а сама новая столица должна была стать духовным центром страны, не уступавшим Москве.

        Необычное для петровского царствования благочестивое деяние государя и посвящение новой обители св. Александру Невскому имело, несомненно, промыслительный характер. Святой князь воспринимался не только как защитник северных рубежей Отечества, одержавший неподалеку от новооснованного города одну из самых знаменитых своих побед, но и как подвижник благочестия, покровитель новой столицы и российской государственности — основы его политической и дипломатической деятельности были усвоены Московскими князьями, что содействовало собиранию русских земель вокруг Москвы. По замыслу Петра закладка монастыря на легендарном месте Невской битвы позволяла приобрести Петербургу небесного покровителя в лице св. Александра Невского, который будет таким же значимым для города, как св. Георгий Победоносец для Москвы.

С самого начала своего существования Александро-Невская обитель должна была занять положение первого из трех наиболее привилегированных монастырей России (наряду с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской обителями). Согласно петровскому указу «две по всероссийской империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своем первенстве имеют права».

        20 февраля 1712 г. Петр I назначил настоятелем Александро-Невской обители, пока еще существовавшей лишь в проекте, настоятеля Хутынского монастыря Новгородской епархии архимандрита Феодосия (в миру Федора Михайловича Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь».

Александр Невский и Петр I

         Выдвижение Александра из круга святых русских князей на ведущую позицию в имперском пантеоне самым тесным образом связано с биографией Петра Великого (1682—1725). При царе-реформаторе государственная по преимуществу интерпретация окончательно взяла, верх над церковным дискурсом. Александр Невский был адаптирован к новой, имперской, знаковой системе и встроен в нее. По воле Петра I всё, включая и святого Александра Невского, призвано было служить росту государственного блага и общей пользы. Содержание образа Александра Невского определялось отныне не благородством правящей династии или святостью церкви, как это было еще в XVI—XVII вв. В имперском петербургском дискурсе святой призван был служить отсылкой к личности и статусу царя и императора, к новосозданной столице Санкт-Петербургу и Российскому государству как империи.

        Нет ничего удивительного в том, что Петр выбрал одним из центральных исторических героев Александра Невского. Уже Иван IV, начавший борьбу за господство на Балтике нападением на Ливонию (1558), в оправдание такой политики ссылался на своего средневекового предшественника (ср. гл. 4.3). Подобно ему и Петр во времена Северной войны со Швецией обосновывал свои претензии на территории вокруг Невы исторической границей между Новгородом и Швецией времен Александра Невского1. При этом само по себе восстановление исторических границ едва ли было военной целью Петра. У него, однако, была возможность задним числом оправдать свое стремление к Балтийскому морю обращением к российской истории, давно поглотившей историю Новгорода2. Петра I чествовали после взятия Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии как завершителя дела Александра, уже в 1240 г. побившего на Неве ненавистных шведов:

Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси.

      Официальная версия этой истории гласила, что остзейские провинции принадлежали шведской короне не по праву, и, вернув их Петр лишь восстановил справедливость. В торжественной проповеди 23 ноября 1718 г. Феофан Прокопович (с 1718 г. епископ Псковский) провел параллель между Петром и Александром, который «при Неве... благословенным же оружием умертвив, смертоноснаго супостата, отродил Россию и сия ея члены, Ингрию, глаголю и Карелию, уже тогда отсещися имевшия, удержал и утвердил в теле отечества своего и, прозван быв Александр Невский свидетельствует и доселе, яко Нева есть российская».

      Вполне понятно, таким образом, почему св. Александр Невский был выбран покровителем Санкт-Петербурга, основанного в 1703 г. в отвоеванном у Швеции устье реки Невы, а в 1711 г. объявленного «царствующим градом» — резиденцией двора и правительства. Традиция небесного покровителя города, имеющая средиземноморские корни, уходящие в позднюю античность, впоследствии получила широкое распространение в городской культуре. Подобно св. Петру в Риме, святой, «присутствующий» (гробом, останками / мощами) в «своем» городе, призван был уберечь городскую общину от любого явного или неявного несчастья. Многие легенды об основании средневековых городов называют городского покровителя одновременно основателем города. В случае Санкт-Петербурга эта роль однозначно отводилась самому Петру, однако в определенной степени последний правил как наместник Александра.

       Для того чтобы мощи покровителя города обрели достойное их святилище, Петр задумал основать в Санкт-Петербурге новый монастырь в честь Святой Троицы и Александра Невского. Существует мнение, что идея строительства монастыря возникла у Петра уже в 1704 г., одновременно с планами основания город. С уверенностью можно говорить лишь о том, что летом 1710 г., после решающей победы над Швецией под Полтавой (1709 г.), царь отправился к устью Невы, чтобы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». Выбор пал на место впадения в Неву Черной (ныне Монастырской) речки, где, как считалось, Александр разбил шведов в 1240 г.. Сегодня уже невозможно сказать, стала ли эта легенда причиной основания монастыря, или, наоборот, строительство монастыря повлекло за собой легенду. В действительности, указанная победа была одержана не там, где сегодня стоит монастырь, а в том месте, где в Неву впадает Ижора. Но не вызывает сомнения тщательно продуманное воскрешение genius loci стремление Петра навсегда связать свои победы с победой Александра. Основание монастыря было своеобразным политическим жестом, подчеркивающим важную роль, которую царь отводил традиции борьбы за свободный выход к Балтийскому морю. Значение новой Александро-Невской обители как одного из символических центров столицы становится более очевидным при взгляде на ранние проекты застройки Санкт-Петербурга. Изначальный план города предусматривал прямую «Невскую першпективу» от монастыря до собора Св. Петра и Павла, т.е. от места погребения покровителя города до новой крепости и будущей усыпальницы династии Романовых. Однако, согласно измененному плану тридцатых годов XVIII в., улицы стали располагаться по лучевым осям, устремленным к Адмиралтейской башне. Тем самым было изменено и направление главной городской магистрали, Невского проспекта, который и сегодня, делая изгиб на площади Восстания, соединяет лавру с Адмиралтейством. 

       Смертные останки Александра, проделавшие долгий обратный путь на Неву, покоились в обитой серебром деревянной раке, изготовленной в 1695 г. На семи пластинах, закрепленных на гробе, располагалось краткое изложение Жития князя, история создания раки и надпись, в которой Александра просили о небесном заступничестве. Абсолютно в духе старой московской традиции, в кратком тексте Жития вырисовывался образ Александра как святого князя, монаха и чудотворца, потомка древнего благородного рода, государя, соответствующего идеалу христианского правителя. Он был благочестив и богобоязнен, уважал духовенство, был защитником вдов и сирот, помогал бедным и нищим. Сжатый рассказ о заслугах Александра как победителя «проклятого врага» с Запада в жизнеописании уместился всего лишь в одно предложение. Его решение принять монашеский постриг, чудо с духовной грамотой и многие другие чудеса, произошедшие на его могиле, напротив, были оценены по достоинству. Над ракой с мощами располагалась икона в позолоченном серебряном окладе, на которой Александр Невский, как и на вышивке на плащанице, изображен в монашеском облачении, согласно старым иконографическим требованиям. Икона и плащаница перед отправкой в Петербург были отделены от раки и заменены изображениями Александра в княжеских одеждах.

Мощи святого благоверного великого князя Александра Невского

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса.

В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В 1790 году по окончании строительства главного соборного храма в честь Святой Троицы, мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены в собор, в нишу за правым клиросом.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации. Но эвакуация не была осуществлена.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского».

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...

Карта памяти- прием технологии критического мышления

карта памяти или кластер -рдин из приемов развития критического мышления через писмо на уроках физики...

Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"

Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1.     Нормативно-правовые основы ра...

«Верно – неверно» - прием технологии критического мышления на уроке русского языка.

Презентация к семинару : "Современные методы и приемы на уроках"....

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...

"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии и...