Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"
статья по биологии на тему

Короткова Екатерина Николаевна

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФМБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП» Ербинская ООШ № 4

«Элементы технологии развития критического мышления в основе системно-деятельностного подхода

на уроках биологии.»

Учитель биологии

Короткова Е.Н

2016 г.

В предыдущем учебном году мне удалось побывать на финале республиканского этапа конкурса «Учитель года – 2016». Учитель географии из Орджоникидзевского района давал мастер-класс  с применением  ТРКМ. Для себя я заметила, что некоторые приёмы я уже давно использую в своей практике. Почему же эта технология является инновационной?  Изучив некоторую литературу и ресурсы Интернет я сделала некоторые выводы, которыми хочу с вами поделиться. Тема моего выступления «Элементы технологии развития критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии.» (слайд 1)

Как это часто бывает, новое – это забытое старое. Технологию РКМ разработали в конце XX века  американские учёные  (Чарльз Темпл, Джон Дьюи, Джинни Стил).(слайд 2),  как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. 

Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.

 В России ТРКМ  появилась в 1997 году. (И.Муштавинская О. Варшавер, Е.С.Заир-Бек). Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского.

      В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.

Используя элементы данной технологии, я пытаюсь решить очень важные для меня, как педагога, задачи. Во-первых, использование приемов данной технологии делает процесс обучения познавательным. Во-вторых, у учащихся формируются навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. Исследователи утверждают, что из 100% того, что мы сегодня знаем, лишь 10-15% будут актуальны через 25 лет. Знания имеют ценность только тогда, когда они востребованы и применимы практически

И, в-третьих, происходит воспитание  личности, способной найти правильный путь решения  проблемы.

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии.  Это напоминает нам прежнюю структуру урока (актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление)

Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но  и огромное разнообразие  педагогических приемов,  направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии, а это и есть  системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС.

Мне хотелось бы  остановиться на некоторых приемах технологии развития критического мышления, которые я применяю на  своих уроках.

На стадии вызова учитель должен не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На данной стадии ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Главная задача учителя – актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.  На этом этапе использую такие приёмы как: «Ассоциация»,  «Покопаемся в памяти»,  мозговой штурм, корзина идей, «Верите ли вы, что…»

 Прием «Верите ли вы, что…». Я предлагаю каждому учащемуся индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке  ставят знак «+», если они согласны с утверждением и  « - « если нет. Например, тема урока «Царство Растения»» 5 класс:  

  •  Растения обитают повсюду, кроме ледяных пустынь Арктики
  •  Растения могут охотиться на животных
  •  Растения  могут жить до 4 тыс.лет
  •  Растения можно выращивать в домашних условиях
  •  Растения могут убить человека
  •  Растения не могут быть высотой более 100 м.
  •  Низшими называют не высокие растения, а высшими – высокие

Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, так как он предполагает  возвращение к таблице на стадии рефлексии.

Прием «Ассоциации».  Например, на уроке по теме  «Голосеменные растения» в 5 классе  учащимся предлагаю задание «Рассмотреть изображение на слайде (новогодняя ель) и определиться какие ассоциации связаны с этим деревом.   Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно. А мне как учителю важно все их мысли зафиксировать на доске и вместе с детьми определиться с целями урока.

На стадии  осмысления идёт непосредственная работа с информацией, источниками  которой являются  тексты. Деятельность учителя на этой стадии заключается в сохранении интереса  учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном  продвижении от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Приемы, используемые на этом этапе, позволяют организовать осмысленное восприятие текстов, анализ и выбор информации с последующим представлением в графическом виде.  Чтение с остановками и пометками (ИНСЕРТ), заполнение таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка),  кластер, поиск ответов на поставленные вопросы на стадии вызова (уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений)

Прием «Проверка утверждений

Учащимся дается таблица с утверждениями. До прочтения текста учитель предлагает учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их «+», если с ними согласны, а если не согласны, то отметить знаком «-«. Далее учитель спрашивает «Хотите узнать верные ответы». Предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или зачитывает сам. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться с первоначальным утверждением.

утверждение

До чтения текста

После чтения текста

Совы днем видят так же хорошо, как люди

+

+

Совы могут поворачивать голову на 270 градусов

+

+

Совы имеют бинокулярное зрение

+

+

Сова – единственная птица, которая может моргать

+

+

Совы не строят гнезд

+

+

Образ совы связан с черной магией.

+

+

В неволе совы живут дольше, чем на воле

-

+

Использование приема «Кластер»  При использовании данного приёма происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

развивает у учащихся умение устанавливать связи, систематизировать материал.

                        РАСТЕНИЯ

низшие                                                      высшие

    (Водоросли)                                 мхи          хвощи      плауны

                                                                                    папоротники

                                                Голосеменные

                                                                                Покрытосеменные

                                                                                        (цветковые)

Прием «Концептуальная таблица» позволяет учащимся систематизировать информацию, выделить черты сходства и отличия. При изучении темы «Членистоногие»  предлагаю  учащимся заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы. 

Линии сравнения

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Внешний вид

Представители

Среда обитания

Количество конечностей

Прием «Чтение с пометками INSERT» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.  Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Ученики,  работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие пометки: «V» - мне это известно;  «-» - это противоречит тому, что я знал;   «+» - это для меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше. Затем совместно обсуждаем проблемные вопросы и делаем соответствующие умозаключения.

На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, либо анализируют  и систематизируют учебный материал. Здесь применяются такие приёмы, как синквейн, кластер, заполнение третьей колонки таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше», взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна — это рефлексивное осмысление накопленной информации. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему.

Предлагаю, составить синквейн по теме «Учитель»

С какими профессиями можно сравнить нашу профессию?

Закончить своё выступление хочу притчей: Один профессор, устав слушать от студентов жалобы на большой объем лекций, однажды принёс банку, поставил её перед студентами и спросил, полна ли она. «Банка пуста!» — ответили ученики. Тогда он наполнил банку камнями. «А теперь?» Студенты ответили – теперь банка полна! Тогда профессор досыпал в банку мелкие камни. «Ну теперь точно полна!» — сказали студенты. Профессор ничего не сказал, а досыпал в банку песок. Мелкие песчинки заполнили всё пространство между камнями. «Вот теперь уже наполнена!» — сказал один из студентов. Но профессор достал сосуд с водой и наполнил банку до краёв…

Нам всегда есть, чем наполнить свою память. Главное – знать, что из этого пригодится в дальнейшем. А в этом и заключается смысл критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс

Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым  в теме "Россия в период  правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...

«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...